Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:46, курсовая работа
Бюджет является формой образования и расходования денежных средств. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов. для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.
сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капитальных вложений;
расширяется база для производства товаров и услуг;
появляется новый
улучшается состояние платежного баланса.
Понимая выгодность политики привлечения в страну иностранного капитала, все страны, включая и экономически развитые, стремятся поощрять импорт капитала, доводя его до значительных размеров. В конце 80-х гг. на долю развитых капиталистических стран приходилось почти 80% ввоза иностранных прямых инвестиций, в том числе на США – 43,8%, где доля импортируемого капитала достигла 22% совокупных инвестиций в американскую экономику. Для стимулирования прямых инвестиций США освободили инвесторов от уплаты налогов. В результате такой политики благоприятствования прямые инвестиции в экономику США увеличились за 7 лет в 3 с лишним раза.
В основе концепции сокращения бюджетного дефицита должно лежать следующее положение: без обеспечения динамизма в развитии экономики и повышения ее эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости государства, оздоровления государственного бюджета, какие бы прогрессивные меры ни применялись.
В перечень конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить такие, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой — способствовали сокращению государственных расходов.
Итак, сокращение бюджетного
дефицита должно осуществляться по специально
разработанной программе. Она должна
предусматривать следующие
1.повышение эффективности
общественного воспроизводства,
2.дальнейшее развитие
и укрепление рыночных
Для достижения реального эффекта и сокращения бюджетного дефицита перечисленные мероприятия должны рассматриваться в их единстве и применяться комплексно.
Государственный долг – это сумма накопленных бюджетных дефицитов за минусом бюджетных избытков.Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга. Обычно займы размещаются в первую очередь внутри страны, но часть из них может быть размещена и за границей. Та часть, которую государство занимает за рубежом для покрытия дефицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить как в государственный, так и в иностранный долг.
Внутреннее долговое финансирование
Если правительство выпускает в целях финансирования облигации государственных займов, то спрос на кредитные ресурсы возрастает, что, при стабильной денежной массе, приводит к увеличению средних рыночных ставок процента. Если внутренние процентные ставки изменяются свободно, то их рост может быть достаточно большим для того, чтобы отвлечь банковские кредиты из частного сектора.
В результате частные внутренние инвестиции,
чистый экспорт и частично потребительские
расходы - снижаются, вызывая "эффект
вытеснения", который значительно
ослабляет стимулирующий
Если внутренний рынок капиталов
слабо развит, процентные ставки относительно
фиксированы и возможности
В этом случае экономические агенты будут
стремиться приобрести товары или вложить
свои финансовые средства за рубежом,
ограничивая тем самым возможности правительства
финансировать бюджетный дефицит из внутренних
небанковских источников и ухудшая состояние
платежного баланса.
Эта диспропорция может усилиться
на фоне ожиданий девальвации национальной
валюты (особенно в обстановке недоверия
к политике правительства и ЦБ),
что способствует нарушению равновесия
счета текущих операций и создает
угрозу кризиса платежного баланса.
С этой точки зрения внутреннее долговое
финансирование дефицита госбюджета оказывает
более сильное негативное воздействие
на платежный баланс при относительной
стабильности внутренних ставок процента,
чем при их повышении, хотя в последнем
случае "эффект вытеснения" оказывается
более значительным.
В случае оптимистических ожиданий роста
прибылей у частного бизнеса этот "эффект
вытеснения" может быть частично или
полностью ликвидирован увеличением инвестиционного
спроса. Таким образом, в обстановке доверия
к политике правительства и ЦБ один и тот
же механизм - внутреннее долговое финансирование
дефицита государственного бюджета - может
одновременно как вызвать эффект вытеснения,
так и частично элиминировать его. Чем
менее эластично внутреннее предложение
в переходной экономике, тем значительнее,
при прочих равных условиях, может оказаться
"эффект вытеснения".
Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.
Если облигации
- сложно контролировать
-внутреннее предложение
-внешнее долговое
-сопровождающая переходный
Внешнее долговое финансирование
Альтернативные возможности
Нередко, однако, возможности льготного
финансирования в переходных экономиках
либо ограничены из-за значительной внешней
задолженности, либо используются правительствами
преимущественно в
Использование внешнего долгового
финансирования бюджетного дефицита оказывается
относительно эффективным, когда уровень
внутренних процентных ставок превышает
среднемировой и имеется
Внутренние ставки процента поднимаются
особенно значительно в том случае, когда
стимулирующая фискальная политика правительства
сопровождается ограничением предложения
денег Центральным Банком в целях снижения
уровня инфляции. В этих условиях зарубежный
спрос на ценные бумаги данной страны
увеличивается, что вызывает приток капитала.
Возросший зарубежный спрос на отечественные,
ценные бумаги сопровождается повышением
общемирового спроса на национальную
валюту, необходимую для их приобретения.
В результате обменный курс национальной
валюты проявляет тенденцию к повышению,
что способствует снижению экспорта и
увеличению импорта.
Если не удается поддержать валютный
курс относительно стабильным, то сокращение
чистого экспорта оказывает сдерживающее
воздействие на национальную экономику:
в экспортных и импортозамещающих отраслях
снижаются занятость и выпуск, возрастает
уровень безработицы.
Поэтому первоначальное стимулирующее
воздействие бюджетного дефицита может
быть ослаблено не только за счет "эффекта
вытеснения", но и за счет отрицательного
"эффекта чистого экспорта", ухудшающего
состояние платежного баланса страны
по счету текущих операций. Но одновременно
с этим приток капитала увеличивает внутренние
ресурсы и способствует относительному
снижению внутренних процентных ставок.
В итоге масштабы "эффекта вытеснения"
относительно сокращаются, но внешняя
задолженность увеличивается. Обслуживание
внешнего долга предполагает передачу
части реального выпуска продукции в распоряжение
других стран, что может вызвать сокращение
национального производства в будущем.
Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы способствуют расширению импорта. При этом, чем более открытой является переходная экономика и чем более жестким - ее валютный курс, тем в меньшей степени внешнее долговое финансирование окажется инфляционным, но тем сильнее будет его воздействие на платежный баланс.
Привлечение средств из иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным вариантом для переходных экономик в тех случаях, когда:
-удается организовать
-на внутреннем рынке
-торговый баланс относительно
благополучен при наличии
-первоначальные размеры
-первоочередной задачей
Внешний долг ложится тяжелым грузом на страну (хотя многие должны друг другу) – надо отдавать ценные товары, оказывать услуги, чтобы оплатить процент и погасить долг. Кроме того, иногда кредитор ставит определенные условия.
Внутренний государственный
Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики?
Обычно в государственном
1) возможность банкротства нации;
2) переложение долгового бремени на другие поколения.
Первая опасность нереальна, поскольку никто не может запретить правительству выполнять свои должностные обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти обязательства складываются из: