Бюджетный дефицит

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов. для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Работа содержит 1 файл

основа.docx

— 77.58 Кб (Скачать)

сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капитальных вложений;

расширяется база для производства товаров и услуг;

появляется новый налогоплательщик;

улучшается состояние  платежного баланса.

Понимая выгодность политики привлечения в страну иностранного капитала, все страны, включая и  экономически развитые, стремятся поощрять импорт капитала, доводя его до значительных размеров. В конце 80-х гг. на долю развитых капиталистических стран  приходилось почти 80% ввоза иностранных прямых инвестиций, в том числе на США – 43,8%, где доля импортируемого капитала достигла 22% совокупных инвестиций в американскую экономику. Для стимулирования прямых инвестиций США освободили инвесторов от уплаты налогов. В результате такой политики благоприятствования прямые инвестиции в экономику США увеличились за 7 лет в 3 с лишним раза.

В основе концепции сокращения бюджетного дефицита должно лежать следующее  положение: без обеспечения динамизма  в развитии экономики и повышения  ее эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости государства, оздоровления государственного бюджета, какие бы прогрессивные меры ни применялись.

В перечень конкретных мероприятий  по сокращению бюджетного дефицита следует  включить такие, которые, с одной  стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой — способствовали сокращению государственных расходов.

Итак, сокращение бюджетного дефицита должно осуществляться по специально разработанной программе. Она должна предусматривать следующие меры:

1.повышение эффективности  общественного воспроизводства,  которое будет способствовать  росту финансовых ресурсов —  основного источника увеличения  доходов бюджета;

2.дальнейшее развитие  и укрепление рыночных отношений,  проведения рыночных реформ; разгосударствление  и приватизация собственности  (имеется в виду, что рациональное  сокращение сферы государственной  экономики позволит сократить  бюджетное финансирование);

  1. расширение круга плательщиков, осуществляемое одновременно с улучшением налогового законодательства. В условиях развития рыночных отношений налоговые ставки должны гарантировать стабильные перспективы хозяйствования и в то же время создавать возможность здоровой конкуренции, побуждать предприятия к повышению производительности труда, рациональному использованию материальных и финансовых ресурсов, изысканию резервов роста эффективности производства — основы увеличения доходов бюджета;
  2. развитие территориально-регионального хозрасчета. Укрепление самостоятельности регионов позволяет пересмотреть сферы влияния соответствующих бюджетов: республиканского и местных органов власти. Необходимо провести тщательные расчеты возможностей развития регионов в максимальной степени за счет собственных средств;
  3. оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом, и в первую очередь — направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли хозяйства должны решать задачи структурной перестройки экономики, концентрироваться в перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс.
  4. обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ;
  5. составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов;
  6. развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличения денежной массы в обороте;
  7. принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций. С их помощью решается сразу несколько задач, не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, а значит, и увеличиваются платежи в бюджет;

Для достижения реального  эффекта и сокращения бюджетного дефицита перечисленные мероприятия должны рассматриваться в их единстве и применяться комплексно.

 

 

2. Государственный долг и методы его сокращения.

Государственный долг – это сумма накопленных бюджетных дефицитов за минусом бюджетных избытков.Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга. Обычно займы размещаются в первую очередь внутри страны, но часть из них может быть размещена и за границей. Та часть, которую государство занимает за рубежом для покрытия дефицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить как в государственный, так и в иностранный долг.

Внутреннее долговое финансирование

Если правительство выпускает  в целях финансирования облигации  государственных займов, то спрос  на кредитные ресурсы возрастает, что, при стабильной денежной массе, приводит к увеличению средних рыночных ставок процента. Если внутренние процентные ставки изменяются свободно, то их рост может быть достаточно большим для  того, чтобы отвлечь банковские кредиты  из частного сектора.

В результате частные внутренние инвестиции, чистый экспорт и частично потребительские  расходы - снижаются, вызывая "эффект вытеснения", который значительно  ослабляет стимулирующий потенциал  фискальной политики.

Если внутренний рынок капиталов  слабо развит, процентные ставки относительно фиксированы и возможности размещения облигаций среди населения ограничены, что типично для многих переходных экономик, то растущий частный сектор внутри страны обычно предъявляет повышенный спрос на иностранные активы, что  неизбежно нарушает равновесие платежного баланса по капитальному счету. Более  того, если правительство намерено финансировать значительную часть  своего бюджетного дефицита через продажу  облигаций, то оно не может одновременно проводить жесткую финансовую политику, удерживая ставку процента ниже ожидаемого уровня инфляции. Облигации будут пользоваться спросом только при достаточно привлекательном уровне доходности. Если же этот показатель будет низким (или отрицательным), то возможности внутреннего долгового финансирования бюджетного дефицита сильно уменьшаться даже вне зависимости от степени развития внутреннего рынка капитала. 
В этом случае экономические агенты будут стремиться приобрести товары или вложить свои финансовые средства за рубежом, ограничивая тем самым возможности правительства финансировать бюджетный дефицит из внутренних небанковских источников и ухудшая состояние платежного баланса.

Эта диспропорция может усилиться  на фоне ожиданий девальвации национальной валюты (особенно в обстановке недоверия  к политике правительства и ЦБ), что способствует нарушению равновесия счета текущих операций и создает  угрозу кризиса платежного баланса. С этой точки зрения внутреннее долговое финансирование дефицита госбюджета оказывает  более сильное негативное воздействие  на платежный баланс при относительной  стабильности внутренних ставок процента, чем при их повышении, хотя в последнем  случае "эффект вытеснения" оказывается  более значительным. 
В случае оптимистических ожиданий роста прибылей у частного бизнеса этот "эффект вытеснения" может быть частично или полностью ликвидирован увеличением инвестиционного спроса. Таким образом, в обстановке доверия к политике правительства и ЦБ один и тот же механизм - внутреннее долговое финансирование дефицита государственного бюджета - может одновременно как вызвать эффект вытеснения, так и частично элиминировать его. Чем менее эластично внутреннее предложение в переходной экономике, тем значительнее, при прочих равных условиях, может оказаться "эффект вытеснения".

Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается  как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.

Если облигации государственного займа размещаются среди населения  и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при  их размещении в ЦБ. Однако последний может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления. В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста. Рост бремени внутреннего долга увеличивает и долю государственных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции. В целом в переходных экономиках внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только в тех случаях, когда:

- сложно контролировать предоставление  кредитов частному сектору;

-внутреннее предложение относительно  эластично;

-внешнее долговое финансирование  относительно дорого или ограничено  из-за значительного бремени внешней  задолженности, тогда как существующая  внутренняя задолженность незначительна;

-сопровождающая переходный период  инфляция достигла высоких темпов  или представляется абсолютно  неизбежной

Внешнее долговое финансирование

Альтернативные возможности внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных  субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными  сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает  негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано  с производительным использованием ресурсов.

Нередко, однако, возможности льготного  финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней  задолженности, либо используются правительствами  преимущественно в непроизводительных целях - на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения  их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает общее  напряжение в бюджетно-налоговой  сфере.

Использование внешнего долгового  финансирования бюджетного дефицита оказывается  относительно эффективным, когда уровень  внутренних процентных ставок превышает  среднемировой и имеется возможность  относительно стабилизировать валютный курс. 
Внутренние ставки процента поднимаются особенно значительно в том случае, когда стимулирующая фискальная политика правительства сопровождается ограничением предложения денег Центральным Банком в целях снижения уровня инфляции. В этих условиях зарубежный спрос на ценные бумаги данной страны увеличивается, что вызывает приток капитала. 
Возросший зарубежный спрос на отечественные, ценные бумаги сопровождается повышением общемирового спроса на национальную валюту, необходимую для их приобретения. В результате обменный курс национальной валюты проявляет тенденцию к повышению, что способствует снижению экспорта и увеличению импорта.

Если не удается поддержать валютный курс относительно стабильным, то сокращение чистого экспорта оказывает сдерживающее воздействие на национальную экономику: в экспортных и импортозамещающих отраслях снижаются занятость и выпуск, возрастает уровень безработицы. 
Поэтому первоначальное стимулирующее воздействие бюджетного дефицита может быть ослаблено не только за счет "эффекта вытеснения", но и за счет отрицательного "эффекта чистого экспорта", ухудшающего состояние платежного баланса страны по счету текущих операций. Но одновременно с этим приток капитала увеличивает внутренние ресурсы и способствует относительному снижению внутренних процентных ставок. 
В итоге масштабы "эффекта вытеснения" относительно сокращаются, но внешняя задолженность увеличивается. Обслуживание внешнего долга предполагает передачу части реального выпуска продукции в распоряжение других стран, что может вызвать сокращение национального производства в будущем.

Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы способствуют расширению импорта. При этом, чем более открытой является переходная экономика и чем более жестким - ее валютный курс, тем в меньшей степени внешнее долговое финансирование окажется инфляционным, но тем сильнее будет его воздействие на платежный баланс.

Привлечение средств из иностранных  источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным вариантом для  переходных экономик в тех случаях, когда:

-удается организовать концессионное  финансирование;

-на внутреннем рынке ощущается  дефицит капитала при высокой  внутренней норме прибыли;

-торговый баланс относительно  благополучен при наличии благоприятных  перспектив расширения рынка;

-первоначальные размеры внешнего  долга незначительны;

-первоочередной задачей макроэкономической  политики является снижение вероятной  инфляции .

Внешний долг ложится тяжелым грузом на страну (хотя многие должны друг другу) – надо отдавать ценные товары, оказывать  услуги, чтобы оплатить процент и  погасить долг. Кроме того, иногда кредитор ставит определенные условия.

Внутренний государственный долг приводит к перераспределению доходов  среди населения страны. Выплаты государственного долга приводят к тому, что, как правило, деньги из карманов менее обеспеченных слоев переходят к более обеспеченным, так как именно они покупают государственные облигации. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но абсолютная величина бюджетного дефицита, а следовательно, государственного долга, малопоказательна для экономического анализа. Надо знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно измерять изменения государственного долга по отношению к изменениям ВВП.

Как государственный долг и его  рост влияют на функционирование экономики?

Обычно в государственном долге  видят две опасности:

1)      возможность банкротства нации;

2)      переложение долгового бремени на другие поколения.

Первая опасность нереальна, поскольку  никто не может запретить правительству  выполнять свои должностные обязательства  по обслуживанию государственного долга. Эти обязательства складываются из:

Информация о работе Бюджетный дефицит