Бюджетное устройство Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:33, контрольная работа

Описание работы

Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) является основным нормативным актом, который устанавливает правовые основы бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетный кодекс регулирует правовые отношения, возникающие в процессе планирования, составления и утверждения бюджетов всех уровней, формирования доходов и осуществления расходов соответствующих бюджетов, а так же взаимоотношения между учреждениями, министерствами, ведомствами, распорядителями финансов и прочими субъектами бюджетных отношений.

Работа содержит 1 файл

Бюджетное устройство Российской Федерации.docx

— 42.67 Кб (Скачать)

            Кроме того, в Порядке организации и проведения ревизии и проверки Счетной палатой Российской Федерации <8> указано, что ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке операций со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, по использованию федеральной собственности и осуществлению финансово-хозяйственной деятельности, совершенных ревизуемым объектом в определенном периоде, а также проверке их отражения в бухгалтерском учете и отчетности. Там же определены цель, объекты и виды ревизии.

            Цель ревизии - определение законности, полноты и своевременности взаимных  платежей и расчетов проверяемого  объекта и федерального бюджета,  бюджетов государственных внебюджетных  фондов, а также эффективности  и целевого использования государственных  средств. Объекты ревизии - все  государственные органы (в том  числе их аппараты) и учреждения  в Российской Федерации, государственные  внебюджетные фонды, а также  органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки,  страховые компании и другие  финансово-кредитные учреждения, союзы,  ассоциации и иные объединения  (независимо от видов и форм  собственности), если они получают, перечисляют и используют средства  из федерального бюджета или  используют федеральную собственность  либо управляют ею, а также  имеют предоставленные федеральным  законодательством или федеральными  органами государственной власти  налоговые, таможенные и иные  льготы и преимущества.

Виды  ревизий:

  - в зависимости  от объема проверки документов: сплошные и выборочные. При сплошной  ревизии проводится проверка  всех финансовых и бухгалтерских  документов, реестров, отчетов и  других материалов ревизуемого объекта по операциям со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов за ревизуемый период. При выборочной проверяется лишь часть указанных документов на выбор за определенный промежуток времени;

  - в зависимости  от направленности и крута проверяемых аспектов деятельности: комплексные, тематические и сквозные. При проведении комплексной ревизии проверяются одновременно все направления финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта и все его операции со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Тематические ревизии проводятся по конкретным вопросам, аспектам деятельности одного или нескольких объектов, по использованию ими государственных средств и проведению взаимных расчетов и платежей с федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов. Сквозные ревизии проводятся одновременно на нескольких объектах, находящихся на различных уровнях в единой системе управления, по определенным направлениям их финансово-хозяйственной деятельности (например, получение, распределение, перечисление и использование средств федерального бюджета по конкретным статьям смет расходов).

       Сплошные, выборочные, а также тематические и сквозные ревизии проводятся, как  правило, в рамках деятельности Счетной  палаты РФ.

Дополнительно может проводиться и встречная  ревизия, которая заключается в  сопоставлении двух экземпляров  одного и того же документа или  различных документов, связанных  между собой единством операций и находящихся в различных  организациях, ведущих расчеты (распорядитель  и получатель), или в разных подразделениях одного предприятия.

Основной задачей  ревизии при осуществлении бюджетного контроля является проверка финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, учреждений и организаций по следующим направлениям:

- соответствие  деятельности организации учредительным  документам, обоснованности расчетов  сметных назначений;

- исполнение  смет доходов и расходов;

- использование  бюджетных средств по целевому  назначению;

- обеспечение  сохранности денежных средств  и материальных ценностей; 

- обоснованность  поступления и расходования внебюджетных  источников финансирования;

- соблюдение  финансовой дисциплины, правильность  ведения бухгалтерского учета  и достоверность отчетности;

- обоснованность  операций с денежными средствами  и ценными бумагами, а также  расчетных и кредитных операций;

- полнота и  своевременность расчетов с бюджетом  и внебюджетными фондами; 

- операции с  основными средствами и нематериальными  активами;

- операции, связанные  с инвестициями;

- расчеты по  оплате труда и прочие расчеты  с физическими лицами;

- обоснованность  произведенных затрат, связанных  с текущей деятельностью, и  затрат капитального характера; 

- формирование  финансовых результатов и их  распределение. 

       Ревизии могут осуществляться как в плановом (в соответствии с утвержденными  планами работы контрольно-ревизионных  органов), так и во внеплановом  порядке (по обращениям органов государственной  власти, мотивированным постановлениям правоохранительных органов и др.). Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии. Программа ревизии включает темы, период, который должна охватывать ревизия, перечень основных вопросов и  объектов, подлежащих ревизии, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа. Перед составлением программы  ревизии ее исполнители обязаны  изучить соответствующие законодательные  и нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы по финансово-хозяйственной деятельности организации, подлежащей ревизии. На этом подготовительном этапе организации может быть направлен перечень вопросов или специально разработанные формы, которые необходимо подготовить к дате проведения ревизии.

       При проведении ревизии финансово-хозяйственной  деятельности организации осуществляется проверка учредительных, регистрационных, плановых, отчетных бухгалтерских и  других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенных операций. Выясняются точность заполнения бланков, наличие всех необходимых реквизитов, сопоставляются показатели отчетности по данным первичного бухгалтерского учета, проводится арифметическая проверка первичных документов, проверяется  фактическое соответствие совершенных  операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения  и выдачи денежных средств, материальных ценностей, выполненных работ, оказанных  услуг и т.п.

       В случае выявления неточностей либо возникновения сомнений в законности и правильности проведенных финансовых операций осуществляются встречные  ревизии путем сравнения имеющихся  в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым  выданы денежные средства, материальные ценности и документы.

       Участники ревизионной группы, исходя из программы  ревизии, устанавливают необходимость  и возможность применения тех  или иных проверочных действий, приемов  и способов получения информации, аналитических процедур, определяют объем выборки данных из их совокупности, обеспечивающих возможность сбора  требуемых сведений и доказательств.

       Результаты  ревизии оформляются актом, который  подписывается руководителем ревизионной  группы, а при необходимости - и  членами ревизионной группы, руководителем  и главным бухгалтером ревизуемой организации. Данный документ имеет  важное юридическое значение.

       Акт ревизии состоит из вводной и  описательной частей. Вводная часть должна содержать: тему ревизии; дату и место составления акта; сведения о том, кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дату удостоверения, а также ссылку на плановый характер ревизии или ссылку на задание); проверяемый период и сроки проведения ревизии; полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика; ведомственную принадлежность и наименование вышестоящей организации; сведения об учредителях; основные цели и виды деятельности организации; сведения об имеющихся у организации лицензиях на осуществление отдельных видов деятельности; перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, а также лицевые счета, открытые в органах казначейства; сведения о том, кто в проверяемый период имел право первой подписи и кто являлся главным бухгалтером, кем и когда проводилась предыдущая ревизия и какие меры приняты по ее результатам.

       В описательную часть акта ревизии  входят разделы, соответствующие вопросам, прописанным в программе проверки. При составлении акта необходимо соблюдать объективность, обоснованность, четкость, лаконичность, доступность  и системность изложения. Результаты ревизии указываются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных документами, итогами  встречных проверок, процедур фактического контроля и других ревизионных действий. Особое внимание следует уделить  описанию фактов нарушений. Оно должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные акты и другие нормативные правовые акты были нарушены; кем допущены, за какой период и в чем выразились нарушения; размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.

       В акте ревизии не допускаются какие-либо выводы, предположения, не подтвержденные документами или результатами ревизионных  действий; не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных лиц ревизуемых организаций, квалификация их поступков, намерений  и целей. В ходе ревизии по отдельным  вопросам, требующим принятия срочных  мер, может составляться промежуточный  акт. Изложенные в нем факты включаются в акт ревизии. К акту ревизии  обязательно должны быть приложены  документы, копии документов, сводные  справки, объяснения должностных лиц  и т.п., на которые имеются ссылки в акте ревизии.

       По  результатам ревизии руководитель контрольно-ревизионного органа направляет руководителю проверенной организации  представление для принятия мер  по пресечению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и  привлечению к ответственности  виновных лиц. Результаты ревизии также  могут быть направлены в вышестоящую  организацию. Контрольно-ревизионный  орган следит за ходом реализации материалов ревизии и при необходимости  принимает другие предусмотренные  законодательством меры для устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба.

       После рассмотрения методов бюджетного контроля можно сделать такой вывод: вне  зависимости от используемого метода контрольная деятельность имеет  целью обеспечение соблюдения бюджетного законодательства и повышение качества бюджетного процесса.

       Компетентность  нормативных актов Счетной палаты РФ под сомнение никто не ставит, однако ревизионную деятельность осуществляет не только это ведомство. Если мы говорим  о правовом государстве, то стандарты  должны быть едиными для всех и  все вышеперечисленные компоненты ревизии, ее виды, порядок проведения должны быть закреплены федеральным  законом.

       В целом же в систему  финансового контроля входят следующие  элементы:

- субъект контроля ("кто контролирует");

- объект контроля ("кого контролируют");

- предмет контроля ("что контролируют");

- принципы контроля;

- метод (методика) контроля;

- техника и  технология контроля;

- процесс контроля;

- сбор и обработка  исходных данных для проведения  контроля;

- результат контроля;

- принятие решения  по результатам контроля.

Наиболее существенными  элементами контроля являются субъект, объект, предмет, методика и процесс  контроля.

       Попробуем на примере ревизионной деятельности Счетной палаты РФ рассмотреть подробно основные элементы системы финансового  контроля. Так как в рамках данной статьи мы говорим о Счетной палате РФ, то она и будет являться субъектом  контроля.

        Статья 2 Федерального закона от 11.01.1995 N 4-ФЗ "О  Счетной палате Российской Федерации" (в ред. от 30.06.2003, с изм. от 23.12.2003) очерчивает круг задач Счетной палаты, анализ которых и дает возможность выделить предмет ее деятельности. Она осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Это включает в себя:

- организацию  и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;

- проведение  комплексных ревизий и тематических  проверок по отдельным разделам  и статьям федерального бюджета,  бюджетов федеральных внебюджетных  фондов;

- экспертизу  проектов федерального бюджета,  законов и иных нормативных  правовых актов, международных  договоров Российской Федерации,  затрагивающих вопросы федерального  бюджета и финансов Российской  Федерации; 

- подготовку  и представление заключений в  обе палаты парламента по исполнению  названных бюджетов и т.д. 

       Определим объект контроля Счетной палаты РФ. Полномочия ее распространяются, во-первых, на все государственные органы, учреждения в Российской Федерации, на федеральные  внебюджетные фонды, во-вторых, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения  вне зависимости от видов и  форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную  собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные  федеральным законодательством  или федеральными органами государственной  власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Информация о работе Бюджетное устройство Российской Федерации