Бюджетное устройство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы и разработка мероприятий по совершенствованию бюджетной системы.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;
- предложить мероприятия по совершенствованию бюджетной системы Российской Федерации.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы государственного бюджета……………………....4
1.1 Сущность бюджета. Бюджетная система Российской Федерации...4
1.2 Принципы бюджетной системы. Доходы и расходы бюджета,
сбалансированность бюджетов………………………………………..9
1.3 Субъекты бюджетной системы……………………………………...19
2. Проблемы бюджетного устройства Российской Федерации……………25
2.1 Федеральный бюджет Российской Федерации за 2009
и 2010 год. ………………………………………………...………….25
2.2 Направления совершенствования бюджетной системы РФ………33
Заключение…………………………………………………………………….37
Список источников информации…………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

бюджетное устройство РФ..doc

— 335.50 Кб (Скачать)

    Если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала финансового года, то орган, исполняющий этот бюджет, правомочен осуществлять расходование бюджетных средств на цели, определенные законодательством, на продолжение финансирования инвестиционных объектов, государственных контрактов, оказание финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы РФ при условии, что из бюджета на предыдущий финансовый год на эти цели уже выделялись средства, но не более одной четвертой ассигнований предыдущего года в расчете на квартал (не более одной двенадцатой - в расчете на месяц);

    Внесение  проекта федерального закона о федеральном  бюджете на очередной  финансовый год в  Государственную  Думу: [1, ст. 185]

    Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 26 августа текущего года.

    Проект  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период вносится в  Государственную Думу одновременно со следующими документами и материалами:

    - основными направлениями бюджетной  и налоговой политики на очередной  финансовый год;

    - прогнозом социально-экономического  развития Российской Федерации  на очередной финансовый год  и плановый период;

    - оценкой ожидаемого исполнения  федерального бюджета за текущий  финансовый год;

    - пояснительной запиской к проекту  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый  год;

    - перечнем публичных нормативных  обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, и расчетами по ним на очередной финансовый год и плановый период;

    - отчетами о реализации долгосрочных  целевых программ;

    - проектами программ государственных  внутренних и внешних заимствований  Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

    - сведениями о размере и структуре  долга иностранных государств  перед Российской Федерацией  по состоянию на конец отчетного  финансового года по видам  долговых обязательств и заемщикам.

    Центральный банк Российской Федерации до 26 августа текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год.

    Предварительно  указанный проект направляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации. [1, ст. 192]

    Проект  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год в течение трех дней направляется Советом Государственной Думы или  в период парламентских каникул  Председателем Государственной Думы в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение.

    Совет Государственной Думы направляет проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Комитет по бюджету и определяет комитеты - соисполнители по рассмотрению отдельных разделов и подразделов проекта федерального бюджета.

    Комитетом-соисполнителем при рассмотрении основных характеристик федерального бюджета является комитет, ответственный за рассмотрение прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период.

    Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях.

    1. При рассмотрении Государственной  Думой проекта федерального закона  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год в первом чтении, обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития РФ, в том числе указываемые в федеральном законе о федеральном бюджете прогнозируемый объем ВВП и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, и основные направления бюджетной и налоговой политики.

    По  итогам рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном  бюджете год принимается постановление  Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и об основных характеристиках федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. [1, ст.203]

    2. Рассмотрение во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период:

    1) Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении.

    2) Предметом рассмотрения проекта  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении являются:

    - приложение к федеральному закону  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год, устанавливающее  перечень главных администраторов  доходов федерального бюджета;

    - бюджетные ассигнования (за исключением утвержденных в первом чтении условно утверждаемых (утвержденных) расходов) по разделам, подразделам, целевым статьям расходов федерального бюджета на очередной финансовый год, приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год, устанавливающее распределение между субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период;

    - программа государственных внутренних  заимствований Российской Федерации  на очередной финансовый год;

    - программа государственных внешних  заимствований Российской Федерации  на очередной финансовый год  и плановый период;

    - приложение к федеральному закону  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый  период по долгосрочным целевым программам с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение указанных программ на очередной финансовый год и плановый период. [1, ст. 205]

    3) Рассмотрение в третьем чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период:

    Государственная Дума рассматривает в третьем  чтении проект федерального закона о  федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый период в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

    При рассмотрении в третьем чтении утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной  финансовый год и ведомственная  структура расходов федерального бюджета  на первый и второй годы планового  периода. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом. [1,ст. 207]

    Секретные статьи федерального бюджета:

    1. Секретные статьи федерального  бюджета рассматриваются на закрытом  заседании палат Федерального  Собрания Российской Федерации.  Материалы к секретным статьям федерального бюджета рассматриваются исключительно председателями палат Федерального Собрания Российской Федерации и специальными комиссиями палат.

    2. Принятие специальных секретных  программ и включение их в  состав тех или иных расходов федерального бюджета осуществляется по представлению Президента Российской Федерации. [1, ст. 209] 

    2.ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    2.1 Федеральный бюджет Российской Федерации на 2010 и плановый период 2011-2012г.г.

    Общими  параметрами бюджета называют суммарные цифры ожидаемых доходов и расходов государства, а также такие показатели, как инфляция, курс рубля и цена на нефть, — параметры, которые в значительной степени влияют на цифры будущих доходов и расходов. 
 

    Федеральный бюджет РФ на 2010 год

    Доходы  федерального бюджета в 2010 года запланированы  в объеме 6,95 трлн. рублей или 16,1 %ВВП, расходы – 9,887 трлн. рублей или 22,9 % ВВП, дефицит бюджета составит 2,936 трлн. рублей или 6,8 % ВВП.

    Проект бюджета рассчитан, исходя из среднегодовой цены на нефть марки Urals в размере $58 за баррель, темпов роста ВВП в размере 1,6 %, объема ВВП – 43,2 трлн. рублей, инфляции 10 % и среднегодового курса доллара в размере 34,5 рублей за доллар.

    На  рис.1 графически показаны для сравнения  бюджеты 2009 и 2010 г.г.

    Основные  параметры бюджетов на 2009 и 2010 годы.

    Рис. 1

    Как видим, второй год кряду бюджет РФ будет с большим дефицитом. Куда будут направлены расходы, какие статьи расходов выросли слишком сильно, а какие чересчур урезались — можно увидеть, изучив наглядно таблицу.  
 
 

    Структура расходов Федерального бюджета

значения  «с учетом инфляции» получены с учетом показателя инфляции на 2010 год на уровне 10%: каждый рубль 2009 года «эквивалентен» в реальном выражении 1,1 рублям 2010 года.

    Данные  позволяют охватить взглядом все  расходы федерального бюджета и  сформировать первое впечатление. Также  на рис. 2 можно увидить сравнение структуры расходов на 2009 и 2010 г.г. по статьям. Проследим изменения в 2010 году, если анализировать изменения в бюджете на 2010 год по сравнению с бюджетом на 2009 год (см. таблицу ), то в разрезе крупных статей расходов в целом всего 4 статьи оказались «в плюсе»: общегосударственные вопросы (+23,7%), национальная оборона (+3,4%), национальная безопасность (+5,6%) и межбюджетные трансферты1, а вернее их самая крупная составляющая — трансферты пенсионному фонду РФ (+30%). В то же время все остальные виды расходов оказались «в минусе» — с самым значительным минусом у статьи расходов «Национальная экономика» в объеме -500 млрд (или -27%).

 

Структура расходов бюджетов на 2009 и 2010 годы.

Рис. 2

 

    1 статья межбюджетных трансфертов включает в себя различные выплаты из федерального бюджета в помощь бюджетам других уровней, а также трем государственным фондам: пенсионному, социального страхования и обязательного медицинского страхования. 

    Кроме динамики объемов крупных статей расходов, интересно также, какие  подстатьи расходов изменились значительнее всего.

    Приведем  диаграмму лидеров изменений  среди подстатей расходов:

    Изменение расходов бюджета-2010 по сравнению с  бюджетом 2009, млрд. руб.

    Рис. 3

    Интересно, что статья межбюджетных трансфертов увеличилась на 174 млрд., однако динамика ее компонентов еще более драматична. Так, важной составляющей являются трансферты пенсионному фонду, которые выросли более чем на 580 млрд. руб. Однако остальные составляющие — различная помощь бюджетам других уровней, а также фондам социального и медицинского страхования — были уменьшены более чем на 400 млрд руб., за счет чего и был компенсирован такой значительный рост трансфертов в пенсионный фонд РФ.

    Динамика  расходов на бюджетные трансферты в  бюджетах за 2008, 2009 и  2010 годы.

    Рис. 4

    Статья  «Национальная экономика» оказалась  в самом большом минусе — расходы по ней снизились более чем на 500 млрд. Это можно объяснить снижением объемов государственного антикризисного стимулирования в следующем году. В то же время, расходы по этой статье в 2010 году превзойдут уровень 2008 года, даже в реальном выражении.

Информация о работе Бюджетное устройство РФ