Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 23:47, курсовая работа
Цель исследования - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы и разработка мероприятий по совершенствованию бюджетной системы.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;
- предложить мероприятия по совершенствованию бюджетной системы Российской Федерации.
Введение ……………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы государственного бюджета……………………....4
1.1 Сущность бюджета. Бюджетная система Российской Федерации...4
1.2 Принципы бюджетной системы. Доходы и расходы бюджета,
сбалансированность бюджетов………………………………………..9
1.3 Субъекты бюджетной системы……………………………………...19
2. Проблемы бюджетного устройства Российской Федерации……………25
2.1 Федеральный бюджет Российской Федерации за 2009
и 2010 год. ………………………………………………...………….25
2.2 Направления совершенствования бюджетной системы РФ………33
Заключение…………………………………………………………………….37
Список источников информации…………………………………………….39
Экономическая
сущность расходов государственного бюджета
проявляется в том, что они
служат активным инструментом экономической
политики. С их помощью государство
воздействует на перераспределительные
процессы, рост национального дохода,
структурное регулирование экономики,
развитие отдельных отраслей и секторов
хозяйства, повышение конкурентоспособности
национальной экономики. Социальная сущность
расходов отражается в том, что через них
государство осуществляет политику социального
маневрирования, обеспечивает воспроизводство
рабочей силы. Следовательно, расходы
государственного бюджета обеспечивают
государству осуществление его главных
функций и задач. Конкретные виды бюджетных
расходов определяются рядом факторов:
природой и функциями государства, уровнем
социально-экономического развития страны,
разветвленностью связей бюджета с народным
хозяйством, административно-
В первую очередь применяется экономическая классификация расходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы. [5, 73]
Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. [1, ст. 68] Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, трансфертные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов. [7, 47]
Капитальные расходы бюджета - это денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности. [1, ст. 67]
Они включают:
- расходы, предназначенные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;
-
расходы, предоставляемые в
-
расходы на проведение
-
расходы, при осуществлении
Большинство этих расходов, как правило, отражается в бюджете развития.
Важное значение имеет функциональная классификация расходов бюджета», отражающая сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства. При этом все расходы подразделяются на следующие крупные разделы:
1) государственное управление и местное самоуправление;
2) судебная власть;
3) международная деятельность;
4) национальная оборона;
5)
правоохранительная
6)
фундаментальные исследования
7) промышленность, энергетика и строительство;
8) сельское хозяйство и рыболовство;
9) охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;
10)
транспорт, дорожное хозяйство,
11) жилищно-коммунальное хозяйство;
12) образование;
13) здравоохранение и физическая культура;
14) культура, искусство и кинематография;
15) средства массовой информации;
16) обслуживание государственного долга;
17)
финансовая помощь бюджетам
18) целевые бюджетные фонды;
19)
пополнение государственных
20) социальная политика;
21) прочие расходы.
В целом в области расходов бюджета до сих пор имеются существенные недостатки: низкая эффективность использования бюджетных средств, широко распространена практика нецелевого расходования средств, непропорционально финансирование отдельных направлений расходов в условиях невыполнения плана по доходам. [11, 41]
Основные задачи в области расходов бюджета:
1)
обеспечение приоритетного
2)
расширение государственного
3)
сокращение расходов на
4) повышение эффективности использования бюджетных средств на национальную оборону на основе постепенного проведения военной реформы;
5)
уменьшение дотации на
6)
сокращение расходов по
7)
концентрация расходов бюджета
на наиболее эффективных
8)
усиление контроля за
Доходы
и расходы бюджетов должны быть сбалансированы.
При дефиците бюджета - превышении расходов
над доходами - должны быть указаны
источники финансирования дефицита (они
различны в зависимости от уровня бюджетной
системы). Основными источниками покрытия
дефицита являются различные кредиты,
займы, ссуды, привлекаемые от российских
и зарубежных юридических лиц, международных
финансовых организаций, правительств
иностранных государств, по которым возникают
долговые обязательства РФ как заёмщика
или гаранта погашения займов другими
заёмщиками. [14, 42]
1.3 Субъекты бюджетной системы.
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий. Органом денежно-кредитного регулирования является Банк России.
Органами государственного или муниципального финансового контроля являются:
- Счетная палата Российской Федерации;
- контрольные и финансовые органы исполнительной власти;
- контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.[1, ст. 151]
Участниками бюджетного процесса являются:
1)
Президент Российской
2)
органы законодательной (
3)
органы исполнительной власти (высшие
должностные лица субъектов
4)
органы денежно-кредитного
5)
органы государственного и
6)
государственные внебюджетные
7)
главные распорядители и
8) иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия. [1, ст.152]
Бюджетное послание Президента Российской Федерации направляется Федеральному Собранию Российской Федерации не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. [1, ст. 170]
Органы, осуществляющие составление проектов бюджетов:
1.
Составление проектов бюджетов -
исключительная прерогатива
2. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. [1, ст. 171]
Порядок и сроки составления проектов бюджетов:
1. Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации с соблюдением требований, установленных Бюджетным Кодексом РФ.
Согласование показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, бюджетных проектировок на очередной финансовый год и показателей сводного финансового баланса Российской Федерации осуществляется комиссией, создаваемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Внесение Министерством финансов Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете и уполномоченным органом проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в Правительство Российской Федерации осуществляется не позднее 15 дней до дня внесения проектов указанных законов в Государственную Думу. [1, ст. 184]
В законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета.
В
законе (решении) о бюджете должны
содержаться нормативы
Законом (решением) о бюджете устанавливаются:
- перечень главных администраторов доходов бюджета;
- перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
-
объем межбюджетных
-
верхний предел
-
иные показатели федерального
бюджета и бюджетов