Бюджетное устройство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы и разработка мероприятий по совершенствованию бюджетной системы.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;
- предложить мероприятия по совершенствованию бюджетной системы Российской Федерации.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы государственного бюджета……………………....4
1.1 Сущность бюджета. Бюджетная система Российской Федерации...4
1.2 Принципы бюджетной системы. Доходы и расходы бюджета,
сбалансированность бюджетов………………………………………..9
1.3 Субъекты бюджетной системы……………………………………...19
2. Проблемы бюджетного устройства Российской Федерации……………25
2.1 Федеральный бюджет Российской Федерации за 2009
и 2010 год. ………………………………………………...………….25
2.2 Направления совершенствования бюджетной системы РФ………33
Заключение…………………………………………………………………….37
Список источников информации…………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

бюджетное устройство РФ..doc

— 335.50 Кб (Скачать)

    Экономическая сущность расходов государственного бюджета  проявляется в том, что они  служат активным инструментом экономической  политики. С их помощью государство  воздействует на перераспределительные  процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики. Социальная сущность расходов отражается в том, что через них государство осуществляет политику социального маневрирования, обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Следовательно, расходы государственного бюджета обеспечивают государству осуществление его главных функций и задач. Конкретные виды бюджетных расходов определяются рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам.

    В первую очередь применяется экономическая классификация расходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы. [5, 73]

    Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. [1, ст. 68] Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, трансфертные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов. [7, 47]

    Капитальные расходы бюджета - это денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности. [1, ст. 67]

    Они включают:

    - расходы, предназначенные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;

    - расходы, предоставляемые в качестве  бюджетных кредитов на инвестиционные  цели юридическим лицам; 

    - расходы на проведение капитального ремонта;

    - расходы, при осуществлении которых  создается или увеличивается  государственное и муниципальное  имущество. [1, ст. 67]

    Большинство этих расходов, как правило, отражается в бюджете развития.

    Важное  значение имеет функциональная классификация расходов бюджета», отражающая сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства. При этом все расходы подразделяются на следующие крупные разделы:

    1) государственное управление и  местное самоуправление;

    2) судебная власть;

    3) международная деятельность;

    4) национальная оборона;

    5) правоохранительная деятельность  и обеспечение безопасности государства;

    6) фундаментальные исследования и  содействие научно-техническому  прогрессу;

    7) промышленность, энергетика и строительство;

    8) сельское хозяйство и рыболовство;

    9) охрана окружающей среды и  природных ресурсов, гидрометеорология,  картография и геодезия;

    10) транспорт, дорожное хозяйство,  связь и информатика;

    11) жилищно-коммунальное хозяйство;

    12) образование;

    13) здравоохранение и физическая культура;

    14) культура, искусство и кинематография;

    15) средства массовой информации;

    16) обслуживание государственного  долга;

    17) финансовая помощь бюджетам других  уровней;

    18) целевые бюджетные фонды;

    19) пополнение государственных запасов  и резервов;

    20) социальная политика;

    21) прочие расходы.

    В целом в области расходов бюджета  до сих пор имеются существенные недостатки: низкая эффективность использования  бюджетных средств, широко распространена практика нецелевого расходования средств, непропорционально финансирование отдельных направлений расходов в условиях невыполнения плана по доходам. [11, 41]

    Основные  задачи в области  расходов бюджета:

    1) обеспечение приоритетного финансирования  социальных расходов, сокращение  и полное погашение задолженности по выплатам населению;

    2) расширение государственного финансирования  инвестиций в приоритетных областях  экономики;

    3) сокращение расходов на содержание  государственного аппарата и  расходов по управлению государственным  долгом;

    4) повышение эффективности использования бюджетных средств на национальную оборону на основе постепенного проведения военной реформы;

    5) уменьшение дотации на покрытие  убытков отдельных отраслей;

    6) сокращение расходов по отдельным  целевым статьям расходов и  целевым программам;

    7) концентрация расходов бюджета  на наиболее эффективных затратах;

    8) усиление контроля за использованием  бюджетных средств. [11, 43]

    Доходы  и расходы бюджетов должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета - превышении расходов над доходами - должны быть указаны источники финансирования дефицита (они различны в зависимости от уровня бюджетной системы). Основными источниками покрытия дефицита являются различные кредиты, займы, ссуды, привлекаемые от российских и зарубежных юридических лиц, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, по которым возникают долговые обязательства РФ как заёмщика или гаранта погашения займов другими заёмщиками. [14, 42] 
 

    1.3 Субъекты бюджетной системы.

    В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий. Органом денежно-кредитного регулирования является Банк России.

    Органами  государственного или  муниципального финансового  контроля являются:

    - Счетная палата Российской Федерации;

    - контрольные и финансовые органы исполнительной власти;

    - контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.[1, ст. 151]

    Участниками бюджетного процесса являются:

    1) Президент Российской Федерации; 

    2) органы законодательной (представительной) власти;

    3) органы исполнительной власти (высшие  должностные лица субъектов Российской  Федерации, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие  сбор доходов бюджетов, другие  уполномоченные органы);

    4) органы денежно-кредитного регулирования;

    5) органы государственного и муниципального  финансового контроля;

    6) государственные внебюджетные фонды; 

    7) главные распорядители и распорядители  бюджетных средств; 

    8) иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия. [1, ст.152]

    Бюджетное послание Президента Российской Федерации направляется Федеральному Собранию Российской Федерации не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

    В Бюджетном послании Президента Российской Федерации определяется бюджетная  политика Российской Федерации на очередной  финансовый год и плановый период. [1, ст. 170]

    Органы, осуществляющие составление  проектов бюджетов:

    1. Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства  Российской Федерации, высших  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации и местных администраций  муниципальных образований.

    2. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. [1, ст. 171]

    Порядок и сроки составления  проектов бюджетов:

    1. Порядок и сроки составления  проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации с соблюдением требований, установленных Бюджетным Кодексом РФ.

    Согласование  показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, бюджетных проектировок на очередной финансовый год и показателей сводного финансового баланса Российской Федерации осуществляется комиссией, создаваемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Внесение  Министерством финансов Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете  и уполномоченным органом проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в Правительство  Российской Федерации осуществляется не позднее 15 дней до дня внесения проектов указанных законов в Государственную Думу. [1, ст. 184]

    В законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся  общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета.

    В законе (решении) о бюджете должны содержаться нормативы распределения  доходов между бюджетами бюджетной  системы Российской Федерации в  случае, если они не установлены  бюджетным законодательством Российской Федерации.

    Законом (решением) о бюджете  устанавливаются:

    -   перечень главных администраторов доходов бюджета;

    - перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

    - объем межбюджетных трансфертов,  получаемых из других бюджетов и (или) предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде);

    - верхний предел государственного (муниципального) внутреннего долга  и (или) государственного внешнего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом;

    - иные показатели федерального  бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской  Федерации, бюджета субъекта Российской  Федерации и местного бюджета.

Информация о работе Бюджетное устройство РФ