Бюджетное устройство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы и разработка мероприятий по совершенствованию бюджетной системы.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;
- предложить мероприятия по совершенствованию бюджетной системы Российской Федерации.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы государственного бюджета……………………....4
1.1 Сущность бюджета. Бюджетная система Российской Федерации...4
1.2 Принципы бюджетной системы. Доходы и расходы бюджета,
сбалансированность бюджетов………………………………………..9
1.3 Субъекты бюджетной системы……………………………………...19
2. Проблемы бюджетного устройства Российской Федерации……………25
2.1 Федеральный бюджет Российской Федерации за 2009
и 2010 год. ………………………………………………...………….25
2.2 Направления совершенствования бюджетной системы РФ………33
Заключение…………………………………………………………………….37
Список источников информации…………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

бюджетное устройство РФ..doc

— 335.50 Кб (Скачать)

    Таким образом, бюджетная система России, как федеративного государства  состоит из трёх уровней:

    первый  уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

    второй  уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов: 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, городские бюджеты Москвы и Санкт - Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

    третий  уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

    Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты  всех субъектов федерации. Консолидированные  бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей. [4, 69] 

    1.2 Принципы бюджетной системы.

    Доходы  и расходы бюджета, сбалансированность бюджетов. 

    Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы  Российской Федерации:

    - единства бюджетной системы Российской  Федерации;

    - разграничения доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы;

    - самостоятельности бюджетов;

    - полноты отражения доходов и  расходов бюджетов, бюджетов государственных

    - сбалансированности бюджета;

    - эффективности и экономности  использования бюджетных средств;

    - общего (совокупного) покрытия расходов  бюджетов;

    - гласности;

    - достоверности бюджета;

    - адресности и целевого характера  бюджетных средств. [1, ст. 28]

    Принцип единства бюджетной  системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. [1, ст. 29]

    Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления. [1, ст. 30]

    Принцип самостоятельности бюджетов означает:

    1) право законодательных органов  государственной власти и органов  местного самоуправления на каждом  уровне бюджетной системы самостоятельно  осуществлять бюджетный процесс;

    2) наличие собственных источников  доходов бюджета каждого уровня;

    3) законодательное закрепление регулирующих  доходов бюджетов, полномочий по  формированию доходов соответствующих  бюджетов;

    4) право органов государственной  власти и органов местного

    самоуправления  самостоятельно в соответствии с  законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

    5) недопустимость изъятия доходов,  дополнительно полученных при  исполнении законов (решений)  о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

    6) недопустимость компенсации за  счет бюджетов других уровней  потерь в доходах и дополнительных  расходов, возникших в ходе исполнения  законов (решений) о бюджете,  за исключением установленных законом случаев. [1, ст.31]

    Принцип полноты отражения  бюджетных доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. [1, ст. 32]

    Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем

предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита.

    При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации  размеров дефицита бюджета. [1, ст. 33]

    Принцип эффективности и  экономности использования  бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. [1, ст. 34]

    Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

    Доходы  и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.[1, ст. 35]

    Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти. [1, ст. 36]

    Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. [1, ст. 37]

    Принцип адресности и целевого характера бюджетных  средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. [1, ст. 38]

    Доходы  бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

    Материальной  основой доходов бюджета является национальный доход. В периоды чрезвычайных обстоятельств, когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Это означает реализацию отдельных видов государственной собственности, например, иностранных ценных бумаг, золотого запаса, государственных предприятий, других видов имущества, что в итоге приводит к сокращению материальных ценностей, принадлежащих государству; уменьшению золотовалютных резервов, капиталовложений за границей, а в отдельных случаях - и основного капитала.

    Виды  доходов бюджета:

    1) налоговые (федеральные, региональные  и местные налоги и сборы,  а также штрафы и пени);

    2) неналоговые; 

    3) а также доходы целевых бюджетных  фондов. [1, ст. 41]

    Среди налоговых доходов наиболее значительное место занимают налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и

    организаций и различные акцизы. [6, 47]

    К неналоговым доходам относятся доходы:

    - от использования, продажи и  иного возмездного отчуждение  имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

    - от платных услуг, оказанных  государственными или муниципальными  органами власти и учреждениями;

    - средства, полученные в результате  применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);

    - финансовая помощь и бюджетные  ссуды от бюджетов других уровней. [6, 53]

    Доходы  бюджета выражают экономические  отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти разного уровня.

    В зависимости от государственного устройства страны различают: доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов в унитарном (едином) государстве.

    Доходы  бюджета - понятие более узкое, чем доходы государства; помимо финансовых средств бюджета всех уровней власти они включают ресурсы государственных внебюджетных фондов и всего государственного сектора. [10, 58]

    Главный материальный источник доходов бюджета - национальный доход. Если для покрытия финансовых нужд его недостаточно, государство привлекает национальное богатство (совокупность материальных благ, созданных трудом предшествовавших и нынешних поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество на определенный момент времени).

    Огосударствление  национального дохода осуществляется государством разными методами. Основными  методами, используемыми органами государственной  власти для перераспределения национального  дохода и образования бюджетных доходов являются налоги, государственный кредит и эмиссия денег. Соотношение между ними различно по странам и по времени; определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политикой государства.

    Главный метод перераспределения национальною дохода - налоги, обеспечивающие преобладающую долю доходов бюджета. Так, в доходах центрального бюджета различных государств налоговые поступления составляют около 9/10. Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных (собственные доходы соответствующих бюджетов) и регулирующих доходов. [9, 89]

    Следующим по своему финансовому значению доходом бюджета являются государственные займы. К этому методу государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличения размера дефицита государство обращается к государственным займам.

    Существуют  два пути получения  государственных  займов:

    1) государственные займы, полученные  у физических и юридических  лиц путем выпуска ценных бумаг  от имени государства; 

    2) кредиты, полученные у центрального банка и других кредитных учреждений.

    Увеличение  объема кредитных операций государства  ведет к росту государственного долга. Государственный долг тесно  связан с налогами. Его погашение, выплата по нему процентов осуществляются в значительной мере за счет налоговых платежей либо новыми кредитными операциями.

    При чрезвычайных обстоятельствах, когда  получение государственных займов оказывается затруднительным, государство  обращается к эмиссии бумажных денег - это самый непопулярный метод, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические последствия. [21, 51]

    Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину. [12, 38]

Информация о работе Бюджетное устройство РФ