Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 12:44, курсовая работа
Целью исследования является попытка анализа обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро- уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;
- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней;
- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей государственного бюджета;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при кассовом исполнении бюджетов через РКЦ банков;
- охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты территорий, как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и вскрыть проблемы бюджетного федерализма;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….5
1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ................…................………………………. ……..…………...7
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации………………….………………………………………..7
1.2 Бюджетная классификация и ее роль в кассовом исполнении государственного бюджета……………………………………………………...13
1.3 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения…………………………………24
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…………………………………………………………………….. 41
2.1 Федеральный бюджет.................................................................……...41
2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации...........................………52
2.3 Местные бюджеты......................................................................………54
2.4 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения…………………………………………………………………56
3. УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА ………………………………………………64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………83
*
Из них: финансирование
** Из них: финансирование
мероприятий по подготовке
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ
2.1
Федеральный бюджет
Федеральный
бюджет составляет первый уровень бюджетной
системы Российской Федерации. Федеральный
бюджет – это основной финансовый
план государства, утверждаемый Федеральным
Собранием в виде федерального закона.
Именно федеральный бюджет является
основным орудием перераспределения национального
дохода и ВВП, через него мобилизуются
финансовые ресурсы, необходимые для регулирования
экономического развития стран и реализации
социальной политики на всей территории
России. Федеральный бюджет строится с
учетом необходимости осуществления избранной
социально-экономической стратегии. Основные направления
бюджетной и налоговой политики на 2002
год и среднесрочную перспективу сформированы
в соответствии с Бюджетным посланием
Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации "О бюджетной
политике на 2002 год" и с учетом реализации
целей экономической политики, предусматривающих
создание условий для продолжения экономического
роста, увеличения реальных доходов населения,
повышения эффективности государственных
расходов. Бюджетная политика на 2002 год
построена с учетом задач и приоритетов
экономической политики на среднесрочную
перспективу.
Основными задачами бюджетной политики
на 2002 год и среднесрочную перспективу
являются:
-
усиление роли налогово-
- повышение устойчивости
- обеспечение профицита
-
повышение качества управления
государственными активами и
пассивами, совершенствование
Особенностью проекта федерального бюджета
на 2002 год является превышение его доходов
над расходами. Профицитная бюджетная
политика позволяет с одной стороны обеспечить
проведение согласованных с денежно-кредитной
политикой мер по снижению инфляции в
запланированных пределах, с другой стороны
- снизить долговое бремя государства.
Формирование расходной части бюджета
осуществлено исходя из консервативной
оценки внешнеэкономической конъюнктуры
цен на товары российского экспорта. При
этом профицит федерального бюджета сформирован
за счет дополнительных доходов, прогнозируемых
в условиях более высоких экспортных цен.
Таким образом, в соответствии с Бюджетным
Посланием Президента Российской Федерации
дополнительные доходы, зачисляемые в
федеральный бюджет и полученные в результате
благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры,
будут направляться на погашение государственного
долга.
Кроме того, в 2002 году продолжена
реализация мер по
В соответствии с таким подходом
проект федерального бюджета на 2002 год
сформирован по доходам в сумме 1995.4 млрд.руб.
или 18.8% ВВП, по расходам - в сумме 1868.9 млрд.руб.
или 17.6% ВВП и дефиците в сумме 126.5 млрд.руб
или 1.2% ВВП. Объем непроцентных расходов
проекта федерального бюджета определился
в сумме 1579.1 млрд.руб. или 14.9% ВВП.
В соответствии с проводимой налоговой
политикой, направленной на снижение налогового
бремени происходит снижение объема бюджета
расширенного правительства, включающего
помимо консолидированного бюджета средства
бюджетов государственных внебюджетных
фондов.
В связи со снижением ресурсной базы консолидированного
бюджета уровень непроцентных расходов
в 2002 году несколько снизится в результате
сокращения расходов бюджетов субъектов
Российской Федерации. В то же время, указанное
сокращение будет компенсировано из федерального
бюджета за счет средств, выделяемых в
рамках финансовой помощи бюджетам других
уровней.
Основными
задачами в области налоговой
политики в 2002 году являются снижение
налоговой нагрузки на экономику, расширение
за счет этого налогооблагаемой базы бюджета,
создание стимулов для вывода доходов
из теневого оборота. Кроме того, предусмотренные
в 2002 году меры налоговой политики направлены
на стимулирование внутренних факторов
экономического развития страны, которые
в предстоящие годы будут иметь определяющее
воздействие на рост экономики.
Достижение поставленных задач предусмотрено
осуществлять за счет:
- совершенствования налогового законодательства,
повышения стабильности и прозрачности
налоговой системы, расширения налогооблагаемой
базы, сокращения нелегального оборота;
-
продолжения снижения
Во
исполнение поставленных задач в 2002
году предусмотрено снижение налогового
бремени на 1.8% ВВП, а также создание
налоговых механизмов стимулирования
инвестиций, активизации источников
внутреннего развития, снижения зависимости
от внешнеэкономической конъюнктуры.
В этой связи в 2002 году предусмотрены следующие
ключевые изменения налоговой политики:
1.
Снижается ставка налога на
прибыль организаций с 35 до 24%
с одновременной отменой всех
налоговых льгот, что помимо
снижения налоговой нагрузки направлено
на развитие предпринимательской деятельности
и инвестиционной активности в стране.
Кроме того, предусмотрено снятие ограничений
на отнесение налогоплательщиками на
затраты расходов, связанных с извлечением
прибыли, среди которых расходы на рекламу,
медицинское и имущественное страхование,
либерализация амортизационной политики
и др. Предусмотрено также включение в
затраты расходов организаций на освоение
природных ресурсов, что позволит компенсировать
часть отчислений на воспроизводство
минерально-сырьевой базы, остающейся
в настоящее время у предприятий.
Реализация мер по совершенствованию
уплаты налога на прибыль позволит снизить
налоговое бремя на налогоплательщиков
в размере 197.8 млрд. рублей или 1.9 процента
к ВВП.
2. Вводится налог на добычу полезных ископаемых с одновременной отменой действующих в настоящее время налога за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть. Это позволит упростить налоговый контроль, в том числе за трансфертным ценообразованием в нефтяном секторе экономики, за счет установления специфической ставки на 1 тонну добываемой нефти, изменяемой в зависимости от уровня мировых цен. Изменение порядка налогообложения недропользования при снижении налогового бремени не приведет к потерям доходов бюджетной системы.
3.
Отменяются льготы при уплате
налога на добавленную
4.
Индексируются специфические
5. С учетом прогнозируемого роста цен проиндексированы специфические ставки налогообложения по земельному налогу (на 12%), по платежам за пользование водными объектами (в среднем в 2.1 раза) и лесным фондом (на 12%).
В условиях снижения налогового бремени в 2002 году предусматриваются продолжить принятие мер по повышению собираемости налоговых доходов за счет упрощения налоговой системы и улучшения налогового администрирования. Если в 2001 году уровень собираемости должен повысится по сравнению с прошлым годом на 2.1 процентный пункт и составить 88.8%, то на предстоящий год ожидается дальнейший рост этого показателя, величина которого составит 90.6 процента.
В
2002 году продолжится реализация мер
по реструктуризации налоговой задолженности
по платежам в федеральный бюджет,
которые благоприятно сказались на
финансовом положении плательщиков и
доходах бюджета. Выполнение налогоплательщиками
условий реструктуризации согласно утвержденным
графикам погашения реструктурированной
задолженности и текущих платежей позволит
обеспечить в 2002 году поступления в федеральный
бюджет в сумме 7.9 млрд.рублей.
Во исполнение Бюджетного послания Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации "О бюджетной
политике на 2002 год" в проекте федерального
бюджета на 2002 год предусматривается рост
доходов, получаемых от использования
федеральной собственности. Для решения
этой задачи предусмотрено создание системы
управления государственными активами,
а также наведения порядка в использовании
объектов недвижимости, находящихся в
хозяйственном ведении государственных
предприятий и учреждений. В этих целях
в доходах федерального бюджета в 2002 году
будут учтены средства, получаемые министерствами,
ведомствами, учреждениями и организациями
в виде арендной платы за пользование
федеральным недвижимым имуществом.
В связи с принимаемыми мерами по совершенствованию
налоговой политики в 2002 году произошли
изменения структуры доходной базы бюджетной
системы Российской Федерации. В связи
со снижением ставки налога на прибыль
сокращается доходная база бюджетов субъектах
Российской Федерации.
В целях формирования доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации, начиная с 2002 года, предусмотрено передать в полном объеме в доходы бюджетов регионов доходы от поступления подоходного налога с физических лиц, платежей за пользование водными объектами и лесным фондом, налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Нормативы зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых, а также федеральная ставка налога на прибыль организаций учтены в размерах, установленных соответствующими главами части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Остальные нормативы распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы сохранены на уровне действующих в 2001 году.
Бюджетная
политика в следующем году характеризуется
ограничением уровня непроцентных расходов,
доля которых в ВВП предусмотрена в размере
12.46%, что ниже ожидаемой оценки текущего
года.
В то же время в реальном выражении объем
непроцентных расходов возрастет в следующем
году на 5.3%, при этом возрастет доля непроцентных
расходов в расходах бюджета на 1.3 процентный
пункт. Уровень непроцентных расходов
консолидированного бюджета в следующем
году в сопоставимых условиях будет снижаться
и составит 23.4% ВВП против 24.6% по ожидаемой
оценке в т.г. и 24.0% в 2000 году, что вызвано
сокращением доходной базы бюджетов регионов.
Несмотря
на проведение жесткой бюджетной
политики в предстоящем году расходная
часть федерального бюджета сформирована
с учетом необходимости достижения
важнейших социальных и экономических
задач.
В 2002 году определены следующие приоритетные
направления бюджетной политики:
Реализация судебной
реформы:
В
рамках реформирования судебной системы
предусматриваются
Реализация военной реформы.
В расходах федерального
Этапность
реформирования денежного довольствия
позволит равномерно распределить нагрузку
на федеральный бюджет в период 2002-2004
годов и обеспечить финансовыми
ресурсами реализацию мероприятий,
утвержденных Советом Безопасности
Российской Федерации.
Формирование расходов на текущее содержание
"силового" блока предусматривает
сокращение численности личного состава
министерств и ведомств, не только в рамках
принятых решений, но и с учетом дополнительного
сокращения численности военнослужащих.
В целях обеспечения сбалансированной
бюджетной политики в 2003 и среднесрочной
перспективе в 2002 году учтено дополнительное
сокращение численности, ранее предусмотренное
на 2003-2004 годы.