Бюджетное планирование и финансирование государственного бюджета на макро- и микро- уровнях

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является попытка анализа обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро- уровнях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;

- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней;

- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей государственного бюджета;

- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при кассовом исполнении бюджетов через РКЦ банков;

- охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты территорий, как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и вскрыть проблемы бюджетного федерализма;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….5


1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ................…................………………………. ……..…………...7

1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации………………….………………………………………..7

1.2 Бюджетная классификация и ее роль в кассовом исполнении государственного бюджета……………………………………………………...13

1.3 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения…………………………………24

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…………………………………………………………………….. 41

2.1 Федеральный бюджет.................................................................……...41

2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации...........................………52

2.3 Местные бюджеты......................................................................………54

2.4 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения…………………………………………………………………56

3. УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА ………………………………………………64



ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 81

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………83

Работа содержит 1 файл

Бюджет и бюджетная система Российской Федерации.doc

— 462.50 Кб (Скачать)

    Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

    Принцип самостоятельности бюджетов означает:

    - право законодательных органов  государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

    - наличие собственных источников  доходов бюджета каждого уровня;

    законодательное закрепление регулирующих доходов  бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

    - право органов государственной  власти  и органов местного  самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

    - недопустимость изъятия доходов,  дополнительно полученных при  исполнении законов (решений)  о бюджете, сумм превышения  доходов над расходами бюджетов  и сумм экономии по расходам  бюджетов;

    - недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

    Принцип полноты учета бюджетных доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

    Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

    Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

    Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета  должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

    Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

    Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

    Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает, что  бюджетные средства выделяются в  распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. 
 
 
 
 

    1.   Бюджетная классификация  и ее роль в  кассовом исполнении  государственного  бюджета
 

    Бюджеты всех уровней формируются и исполняются  в пределах показателей единой бюджетной классификации – группировки доходов и расходов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

      Бюджетная классификация – это  законодательно устанавливаемая  по однородным признакам группировка  доходов и расходов бюджета,  а также источников покрытия его дефицита, используемая для составления и исполнения бюджетов всех уровней.

    Согласно  БК РФ [3,гл. 4] бюджетная классификация  включает:

  • классификацию доходов бюджетов РФ;
  • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  • экономическую классификации расходов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. 

    Бюджетная классификация является единой для  всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней. «Законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации» [3, стр. 27].

    Классификация доходов основывается на законодательных  актах РФ, определяющих источники  формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

    Доходы  бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии  законодательством  в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

    Классификация доходов предусматривает следующие  группы, которые состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения:

    1000000 - налоговые доходы;

    2000000 - неналоговые доходы;

    3000000 - безвозмездные перечисления;

    4000000 - доходы целевых бюджетных фондов

    Среди налоговых доходов наиболее значительное место занимают налог на добавленную  стоимость, налог на прибыль предприятий  и организаций и различные акцизы.

    В группу "Налоговые доходы" (1000000) включаются следующие подгруппы:

    1010000 - налоги на прибыль (доход), прирост  капитала;

    1020000 - налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные  сборы; 

    1030000 - налоги на совокупный доход; 

    1040000 - налоги на имущество;

    1050000 - платежи за пользование природными  ресурсами; 

    1060000 - налоги на внешнюю торговлю  и внешнеэкономические операции;

    1400000 - прочие налоги, пошлины и сборы.

    В группу "Неналоговые доходы" (2000000) включаются следующие подгруппы:

    2010000 - доходы от имущества, находящегося  в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

    2040000 - доходы от продажи земли и  нематериальных активов; 

    2050000 - поступления капитальных трансфертов  из негосударственных источников;

    2060000 - административные платежи и  сборы; 

    2070000 - штрафные санкции, возмещение  ущерба;

    2080000 - доходы от внешнеэкономической  деятельности;

    2090000 - прочие неналоговые доходы.

    В группу "Безвозмездные перечисления" (3000000) включаются следующие подгруппы:

    3010000 - от нерезидентов;

    3020000 - от бюджетов других уровней; 

    3030000 - от государственных внебюджетных  фондов;

    3040000 - от государственных организаций; 

    3050000 - от наднациональных организаций; 

    3060000 - средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

    В подгруппу "Доходы целевых бюджетных  фондов" (4000000) включаются следующие  целевые бюджетные фонды:

    4010000 - дорожные фонды; 

    4020000 - экологические фонды; 

    4030000 - Федеральный фонд Министерства  Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации;

    4040000 - Фонд развития таможенной системы  Российской Федерации; 

    4050000 - Государственный фонд борьбы  с преступностью;

    4060000 - Фонд воспроизводства минерально-сырьевой  базы;

    4080000 - Фонд Министерства Российской  Федерации по атомной энергии;

    4090000 - Целевой бюджетный фонд содействия  военной реформе; 

    4100000 - Фонд управления, изучения, сохранения  и воспроизводства водных биологических ресурсов;

     4110000 - Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.

    Доходы  бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством  Российской Федерации. В доходах  бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты  других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. Нормативы централизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

    Функциональная  классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

    Первым  уровнем функциональной классификации  расходов бюджетов Российской Федерации являются разделы.

    Вторым  уровнем - подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

    Классификация целевых статей расходов бюджетов образует третий уровень функциональной классификации  расходов бюджетов Российской Федерации и отражает финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

    Классификация видов расходов бюджетов образует четвертый  уровень функциональной классификации  расходов бюджетов Российской Федерации и детализирует направление финансирования расходов бюджетов по целевым статьям расходов бюджетов

Информация о работе Бюджетное планирование и финансирование государственного бюджета на макро- и микро- уровнях