Бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение федеральных целевых программ как государственной инвестиционной политики в РФ на современном этапе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Теоретические основы формирования и финансирования ФЦП в РФ……..4
1.1. Сущность и содержание государственной инвестиционной политики
в РФ………………………………………………………………………………...4
1.2. Цели, задачи и условия формирования и финансирования
целевых программ в РФ………………………………………………………….7
1.3. Основные направления ФЦП……………………………………………11
2. Анализ бюджетного финансирования ФЦП и перспективы развития программно-целевого финансирования в РФ………………………………….16
2.1. Анализ финансирования ФЦП на федеральном и региональном уровне…………………………………………………………………………….16
2.2. Проблемы развития как инструмента финансирования бюджетных инвестиций……………….………………………………………………………20
2.3. Перспективы развития программно-целевого финансирования в РФ как инструмента финансирования бюджетных инвестиций……………………....24
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………...30
Приложение………………………………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 71.07 Кб (Скачать)

    В программе же «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» планируется в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличить на 5%. В 2013 году относительно 2012 сократить практически вдвое.

    Таким образом, приоритеты федерального правительства явно смещены в сторону текущих мер поддержки в ущерб реализации стратегических направлений региональной политики, обеспечиваемых федеральными целевыми программами социально-экономического развития регионов.

    Следует отметить, что дальнейшие перспективы выполнения ФЦП социально-экономического развития российских регионов во многом определяются выбором концепции федеральной региональной экономической политики, который предстоит сделать Правительству России. В настоящее время вопрос об оптимальном варианте реализации федеральной региональной экономической политики является одним из наиболее остро обсуждаемых как в научной литературе, так и в рамках полемики между представителями различных федеральных министерств.

    В концепции федеральной региональной экономической политики, разработанной  в рамках реализации проекта TACIS EDRUS 9602, отстаивается точка зрения о том, что в условиях Российской Федерации региональная политика должна быть преимущественно ориентирована на поддержку самых «слабых» территорий, а не на развитие наиболее экономически перспективных ареалов. В качестве основных объектов федеральной поддержки предлагается рассматривать наиболее депрессивные и слаборазвитые локальные ареалы, расположенные на территории наименее экономически благополучных субъектов Федерации.

    При разработке данной концепции за основу был взят преимущественно опыт региональной политики Европейского Союза и отдельных стран Западной Европы. Однако возможности механического перенесения этого опыта на российскую почву, с точки зрения автора работы, довольно ограниченные. Дело в том, что Российская Федерация существенно отличается от Западной Европы и по общему уровню экономического развития, и по масштабам региональных диспропорций, и по степени освоенности территории, и, главное, по характеру региональных проблем. Если в Западной Европе наиболее острые региональные проблемы связаны с образованием локальных депрессивных ареалов, где базируются предприятия наименее перспективных отраслей экономики, утрачивающих традиционные рынки, то для России характерны огромное межмакрорегиональное неравенство, наличие чрезвычайно обширных по площади слаборазвитых и плохо освоенных территорий, а также множества монопрофильных городов, базовые предприятия которых были вынуждены существенно сократить масштабы производства в связи с отменой государственного заказа или кардинальным изменением структуры рыночного спроса. В этих условиях концентрация ресурсов на решении социальных проблем наиболее слабых локальных ареалов не является экономически эффективным решением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Таким образом, в связи с поставленными  задачами в ходе написания работы были сделаны следующие выводы.

    Во-первых, государство играет огромную роль в  инвестиционной политике. В частности оно выступает в трех аспектах: как организатор инвестиционно-финансового рынка, как участник инвестиционно-финансового рынка, как менеджер инвестиционной политики.

    Во-вторых, федеральные целевые программы представляют собой программы осуществления финансирования определенных областей для решения системных проблем государственного, экономического, экологического, социального и культурного характера. Цели и задачи каждой из программ являются специфичными и определяются разработчиками программы в соответствии с потребностями государства.

    В-третьих, в Российской Федерации осуществляется финансирование программ различных  направлений, в том числе, социальной, экономической и общегосударственной  значимости. В частности разработаны  программы в области нанотехнологий, инновационной сфере, безопасности, жилья. Так же особое значение играют ФЦП регионального развития.

    В-четвертых, после проведенного анализа стало  очевидно, что на программно-целевое  финансирование государство выделяет довольно-таки большие объемы средств. Более того, в связи с кризисом произошло урезание финансирования многих программ. Например, "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы", «Мировой океан» и др.

    В-пятых, программно-целевое финансирование в РФ имеет ряд проблем, среди  них можно выделить:

     - не всегда эффективное использование  средств;

    - сложность в постановке целей  и задач программы;

    - бывает не удается проследить  движение бюджетных средств;

    - сложность, а порою и невозможность  оценки результата;

    - чувствительность к экономическим  кризисам.

    В-шестых, в будущем планируется продолжать использовать программно-целевое финансирование. Причем, приоритетной задачей является развитие программ в области безопасности РФ, а также экономического и технологического развития страны. В меньшей мере, будет уделяться внимание финансированию регионов, в частности, Южному федеральному округа, Чеченской республике, и др.  Хотя планируется к 2013 году увеличить финансирование Ингушетии втрое.

    Таким образом, осуществление бюджетного инвестирования посредством программно-целевого финансирования играет важную роль в  развитии Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 

Библиография: 

Нормативные акты и документы:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. – М: Ось-89. 2011 г.
  2. Гражданский кодекс Российской федерации. (База данных «Консультант-плюс»).
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. (База данных российского законодательства «Консультант-плюс»).
  4. Таможенный кодекс Российской Федерации. (База данных российского законодательства «Консультант-Плюс»).
  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации. (База данных российского законодательства «Консультант-Плюс»).
  6. Федеральный закон от 3 декабря 2008 года N228-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2007 год".
  7. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 382-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2008 год"
  8. Федеральный закон от 3 октября 2010 г. N 255-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2009 год"
  9. Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"
  10. Постановления Правительства РФ от 25.12.2004 N 842 "О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых принимает участие Российская Федерация»
 

Книги и монографии:

  1. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. Инфра-М: 2010. - 687 с.
  2. Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник/ под ред. О.В. Врубелевской, М.В. Романовского. М.: Юрайт-Издат, 2003. – 838 с.
  3. Годин A.M. Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. -340 с.
  4. Горегляд В.П. Бюджет как финансовый регулятор экономического развития. М.: Экономика, 2002 – 229 с.
  5. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие.— М: ИНФРА-М, 2007. – 360 с.
  6. Нешитой А.С. Бюджетная система: учебник. М.: Дашков и К, 2009. – 326 с.
  7. Никтина А.М. Бюджетное право: Учеб. Пособие для вузов / под ред. проф. A.M. Никитина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, закон и право, 2005. – 199 с.
  8. А. З. Селезнев. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Магистр, 2007. – 384.
 

Статьи  и публикации:

  1. Березкина Л.Г. Целевые программы сохранения и расширения в условиях сокращения доходов бюджета//Региональеая экономика, 2009 - №37. – С.37-40.
  2. Ефимова И.П., Ананьева В.К. Федеральные целевые программы: проблемы реализации// Финансы, 2006. - №9. С.20-21.
  3. Мельников Р.М. Федеральные целевые программы территориального развития// Регион, 2006 - №3. – С. 15-29.
  4. Рябухин С. Целевые программы развития регионов//ЭКО, 2003 - №4. – С.15-20.
  5. Шматко С. Криз – не основание для отказа от обязательств//Лицо с обложки
  6. Швецов Ю.Г. Целевая программа как инструмент управления государственными расходами//Финансы, 2009 - № 4. – С. 15-17.
 

Электронные источники:

  1. Ассоциация Российских Банков http://www.arb.ru/ 
  2. Министерство экономического развития http://www.economy.gov.ru/
  3. Министерство образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/pro/fcp/
  4. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/172.htm
  5. Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации http://sport.minstm.gov.ru/15/
  6. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации http://www.minzdravsoc.ru/ministry/ftcp
  7. Национальный центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем http://www.miiris.ru/docs/fcntp.php
  8. Справочная правовая система: Консультант Плюс http://www.consultant.ru/
  9. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/
  10. Федеральное агентство по науке и инновациям http://www.fasi.gov.ru/fcp/
  11. Федеральные целевые программы России http://www.programs-gov.ru/
  12. Центральный Банк Российской Федерации http://cbr.ru/
 
---
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение

Таблица 1 Анализ финансирования ФЦП за 2007-2009 гг.

В тыс. руб. 2007 г. 2008 г. % к предыдущему  году 2009 г. % к предыдущему  году
"Национальная  технологическая база в 2007-2011 гг." 535800,0 279244,9 52,1 789100,0 282,6
"Развитие  инфраструктуры наноиндустрии в  Российской Федерации на 2008 - 2010 годы" 300000,0 332000,0 110,7 300000,0 90,4
"Исследования  и разработки по приоритетным  направлениям развития научно-технологического  комплекса России на 2007 - 2012 годы" 56545,0 23000,0 40,7 22975,0 99,9
Уничтожение запасов химического оружия в  РФ 678928,0 408180,0 60,1 183010,4 44,8
Мировой океан 83039,0 37474,0 45,1 7650,0 20,4
Развитие  гражданской авиационной техники 9837495,0 9207000,0 93,6 6485000,0 70,4
Развитие  электронной компонентной базы и  радиоэлектроники 467544,0 349000,0 74,6 3744500,0 1072,9
Обеспечение ядерной и  радиоцинной безопасности на 2008-2015 гг.     -   156000,0      - 123743,0 79,3
ФЦП "Глобальная навигационная система" 140000,0 89000,0 63,6     -     -
ФЦП "Жилище" 205003,0 200337,9 97,7     -     -
Социально-экономическое  развитие Чеченской республики на 2008-2011 гг. 18146,2 16564,0 91,3 371610,0 2243,5
Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока  и Забайкалья на период до 2013 года 9838494,0 8934857,0 90,8 8030000,0 89,9
Социальная  поддержка инвалидов на период 2006-2010 13250,0 12850,0 97,0 11948,0 93,0
Развитие  государственной статистики на 2007-2011 гг. 2000,0 1700,0 85,0 985,0 57,9
ФЦП "Дети России" 2988,4 2039,0 68,2 1984,0 97,3
Культура  России 2006-2010 гг. 9609381,5 7905786,0 82,3 7116546,0 90,0

Информация о работе Бюджетная система