Бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение федеральных целевых программ как государственной инвестиционной политики в РФ на современном этапе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Теоретические основы формирования и финансирования ФЦП в РФ……..4
1.1. Сущность и содержание государственной инвестиционной политики
в РФ………………………………………………………………………………...4
1.2. Цели, задачи и условия формирования и финансирования
целевых программ в РФ………………………………………………………….7
1.3. Основные направления ФЦП……………………………………………11
2. Анализ бюджетного финансирования ФЦП и перспективы развития программно-целевого финансирования в РФ………………………………….16
2.1. Анализ финансирования ФЦП на федеральном и региональном уровне…………………………………………………………………………….16
2.2. Проблемы развития как инструмента финансирования бюджетных инвестиций……………….………………………………………………………20
2.3. Перспективы развития программно-целевого финансирования в РФ как инструмента финансирования бюджетных инвестиций……………………....24
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………...30
Приложение………………………………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 71.07 Кб (Скачать)

Содержание   
Введение…………………………………………………………………………..2 
1. Теоретические основы формирования и финансирования ФЦП в РФ……..4 
    1.1. Сущность и содержание государственной инвестиционной политики  
в РФ………………………………………………………………………………...4 
    1.2. Цели, задачи и условия формирования и финансирования  
целевых программ в РФ………………………………………………………….7  
    1.3. Основные направления ФЦП……………………………………………11 
2. Анализ бюджетного финансирования ФЦП и перспективы  развития программно-целевого финансирования в РФ………………………………….16  
    2.1. Анализ финансирования ФЦП на федеральном и региональном уровне…………………………………………………………………………….16  
    2.2. Проблемы развития как инструмента финансирования бюджетных инвестиций……………….………………………………………………………20 
    2.3. Перспективы развития программно-целевого финансирования в РФ как инструмента финансирования бюджетных инвестиций……………………....24  
Заключение………………………………………………………………………28

Список  использованной литературы…………………………………………...30

Приложение………………………………………………………………………33 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Потребности страны в разработке и реализации государственной инвестиционной политики в настоящее время являются весьма актуальными. В частности на современном этапе развития российской экономики весьма значительным представляется разработка программ целевого финансирования.

    Изучением теоретических основ понятий «государственная инвестиционная политика» и «федеральные целевые программы (ФЦП)», а также анализом финансирования этих программ занимается не так уж много экономистов в Российской Федерации. Более того, существует довольно-таки мало работ по анализу ФЦП в условиях финансово-экономического кризиса 2008-2011 гг. Именно этим объясняется выбор темы курсовой работы.    

    Целью курсовой работы является рассмотрение федеральных целевых программ как государственной инвестиционной политики в РФ на современном этапе.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    - рассмотреть роль государства в инвестиционной политике государства;

    - определить содержание, основные  цели и задачи федеральных  целевых программ;

    - изучить наиболее важные для  государства ФЦП;

    - оценить финансирование программ  в докризисное и послекризисное  время;

    - выявить основные проблемы ФЦП;

    - определить перспективы развития  программно-целевого финансирования.

    Объект  изучения – государственная инвестиционная политика.

    Предмет изучения – федеральные целевые  программы в рамках государственной  инвестиционной политики.

    Теоретической основной курсовой работы послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации, статистические сборники, исследования отечественных и зарубежных ученых, а также материалы периодической печати. Библиографический список представлен в конце  работы.

      Методологическая основа представляет собой следующие использованные в работе методы исследования: системный подход к исследуемому объекту, конкретно-исторический, анализ и синтез, методы сравнения и обобщения, метод классификации, расчетный метод и др.  
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теоретические основы формирования и финансирования ФЦП в РФ

 
    1.1. Сущность  и содержание государственной инвестиционной политики в РФ

    Государственная инвестиционная политика представляет собой создание и поддержание  эффективных условий для достижения такого предложения на рынке капитала, который полностью удовлетворял бы потребность экономики в инвестициях  определенного объема и структуры, определяемых на основе заинтересованности участников хозяйственной деятельности в экономическом эффекте от данных инвестиций.

    К основным направлениям реализации государственной инвестиционной политики можно отнести:

  • Создание условий для инвестирования;
  • Стимулирование инвестиционной деятельности;
  • Непосредственное инвестирование;
  • Соблюдение баланса между лоббизмом, протекционизмом и либерализмом;

    В качестве инструментов инвестиционной политики можно выделить:

  • Прямые или " активные " инструменты,
  • Производные инструменты,
  • Регуляторные или нормативно-правовые мероприятия,
  • Организационные и институциональные мероприятия

    Но следует отметить, что инвестиционная политика государства содержит значительный системный риск, в частности:

  • Неспособность государства контролировать рыночные механизмы;
  • Сосуществование коррупции и либерализма;
  • Обособленность политико-экономической власти на уровне федеральных образований;
  • Слабая система правоприменения;
  • Сохранение политической и экономической изоляции России;
  • Кредитная дифференциация регионов России;
  • Низкая корпоративная культура;
  • Общая неэффективность экономики;
  • Значительный дефицит финансовых ресурсов;
  • Недостаточная эффективность, ширина и глубина рынка капитала;
  • Неэффективная система реализации государственной инвестиционной политики;
  • Текущие и среднесрочные задачи государственной инвестиционной политики.

    Более того, следует отметить, что государство в отношении инвестиционной политики, может выступать как организатор инвестиционно-финансового рынка, как участник инвестиционно-финансового рынка, как менеджер инвестиционной политики.

    Рассмотрим, каждый аспект более подробно. Таким  образом, как организатор инвестиционно-финансового рынка, государство реализует следующие задачи:

  • Снижение системного риска инвестиций;
  • Снижение специфического риска инвестиций;
  • Развитие внутренних инвестиционных возможностей;
  • Повышение экспортного потенциала;
  • Изменение структуры экономики;
  • Глобализация инвестиционных возможностей;
  • Рекапитализация банковского сектора;
  • Увеличение кредитования реального сектора;
  • Повышение эффективности фондового рынка;
  • Создание новых инструментов фондового рынка;
  • Развитие инвестиционных институтов;
  • Привлечение прямых иностранных инвестиций;

    Государство как участник инвестиционно-финансового  рынка выполняет следующие задачи:

  • Повышение доходов от государственного имущества;
  • Повышение доходов от государственных инвестиций;
  • Снижение стоимости заимствования;

    Государство как менеджер инвестиционной политики:

  • Модернизация системы реализации государственной инвестиционной политики;
  • Управление риском реализации инвестиционной политики;
  • Контроль за сбалансированностью и взаимозависимостью инвестиционной политики с и иными направлениями социально-экономической политики.

    К отраслям со значительным государственным участием и\или значительной добавочной стоимостью за счет материалоемкости, энергоемкости и\или высоким экспортным потенциалом и\или длительным жизненным циклом производства и потребления:

  • отечественное машиностроение на экспорт (судостроение, авиастроение и др.)
  • транспортная инфраструктура;
  • энерго- и ресурсосбережение;
  • информатизация и информационные технологии;
  • медицинское и сельскохозяйственное оборудование и др.

    Среди причин государственной поддержки  именно этих отраслей следует выделить:

  • Сохраненный научно-технологический потенциал и экспортная конкурентоспособность;
  • Значительный размер дополнительной добавочной стоимости;
  • Реализация инфраструктурных проектов неразрывно связана с появлением новых производств, экономических субъектов и иными проявлениями экономического мультипликатора;
  • Сохранение подготовленных кадров;
  • Снижение социальной напряженности и стимуляция новых витков потребительских потребностей;
  • Быстрое укрепление геополитического влияния России;
  • Интегрированность в импортируемую аппаратную часть позволяет развивать инвестиционные программы совместно с зарубежными инвесторами;
  • Сложность развития данных отраслей с помощью производных и регулирующих инструментов государственной инвестиционной политики таких, как организация свободных экономических зон, налоговых льгот или таможенных тарифов.
 

1.2 Цели, задачи и условия формирования и финансирования  
целевых программ в РФ

    Федеральные целевые программы представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

    Целевые программы являются одним из важнейших  средств реализации структурной  политики государства, активного воздействия  на его социально-экономическое  развитие и должны быть сосредоточены  на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных  органов исполнительной власти.

    Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в  рамках программы. Деление целевой  программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности  решаемых проблем, а также необходимости  рациональной организации их решения.

    Целевая программа состоит из следующих разделов:

    1. характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;
    2. основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;
    3. перечень программных мероприятий; 
      обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;
    4. механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;
    5. оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

    Целевая программа также содержит паспорт  федеральной (межгосударственной) целевой  программы.

    К содержанию разделов целевой программы  предъявляются следующие требования.

    Первый  раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи  с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном  уровне. Раздел также должен содержать  обоснование необходимости решения  проблемы программно-целевым методом  и анализ различных вариантов  этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым  методом решения проблемы.

Информация о работе Бюджетная система