Бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является проведение анализа обоснованности
бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро-и микро- уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;
- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых
поступлений доходной части бюджетов разных уровней;
- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей
государственного бюджета;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при
кассовом исполнении бюджетов через РКЦ банков;
- охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты
территорий, как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и вскрыть проблемы бюджетного федерализма;
- рассмотреть понятие государственного долга, его размер и
ситуацию с погашением в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения
2.ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ: роль и значение в экономике страны
2.1 Федеральный бюджет
2.2 Бюджеты субъектов и местные бюджеты
2.3. Внебюджетные фонды
2.4. Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения
3.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

бюджетная система.docx

— 85.63 Кб (Скачать)

  8) усиление     контроля    за     использованием    бюджетных средств;

    Вывод: Для достижения уровня развитых стран требуется наладить ряд

важных  механизмов, в том числе и бюджет. Он в нашей стране построен на

принципах и законах, но выполняются ли они? И в том ли направление идут

реформа бюджета? Ответ пока не ясен. Прежде всего надо поставить четкие

цели  которые мы желаем достичь. И решить ряд вопросов, которые копятся  у

нас в  стране второе десятилетие. Не допустить  повторение ситуации 1998

года,  и сделать бюджет основой основ  на котором будет держаться

стабильность  и процветание в России.

    Одной из важных составных  принципов бюджета является его

сбалансированность  бюджета по всем 3 уровням. В настоящие  время полностью сбалансирован только федеральный и частично региональный бюджет, местный бюджет пока остается без денег. Для этого надо четко разграничить цели и задачи каждого из бюджетов что и попытаемся сделать во второй главе.

                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ 

                СИСТЕМЫ: РОЛЬ  И ЗНАЧЕНИЕ В  ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ. 

                           2.1 Федеральный бюджет 

    Федеральный  бюджет  составляет  первый   уровень   бюджетной   системы Российской Федерации. Федеральный бюджет  –  это  основной  финансовый  план государства,  утверждаемый  Федеральным  Собранием   в   виде   федерального закона[4].   Именно    федеральный   бюджет   является   основным    орудием перераспределения  национального  дохода  и  ВВП,  через  него  мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для  регулирования  экономического  развития стран  и  реализации  социальной  политики  на   всей   территории   России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости  осуществления  из6бранной социально-экономической  стратегии. Основными  задачами бюджетной  политики  на  2004  год  и  среднесрочную  перспективу  являются:

    - усиление роли  налогово-бюджетной   политики  в  качестве  инструмента

стимулирования  экономического роста;

       - повышение устойчивости бюджетной  системы, снижение  ее  зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры;

     - обеспечение профицита федерального  бюджета  в  условиях  увеличения

долговых  выплат при соблюдении оригинальных  графиков  платежей  по  внешним обязательствам;

    - повышение качества управления  государственными активами и   пассивами, совершенствование управление государственным долгом. Особенностью проекта федерального бюджета на 2004  год  является  превышение его доходов над расходами. Профицитная бюджетная политика позволяет с  одной стороны обеспечить проведение согласованных  с  денежно-кредитной  политикой мер по снижению инфляции в запланированных  пределах,  с  другой  стороны  - снизить долговое бремя государства. Формирование расходной части бюджета осуществлено исходя  из  консервативной оценки внешнеэкономической конъюнктуры цен на товары  российского  экспорта. При этом профицит федерального бюджета сформирован  за  счет  дополнительных доходов, прогнозируемых в  условиях  более  высоких  экспортных  цен.  Таким образом,  в  соответствии  с  Бюджетным  Посланием   Президента   Российской Федерации  дополнительные  доходы,  зачисляемые  в  федеральный   бюджет   и полученные  в  результате  благоприятной  внешнеэкономической   конъюнктуры, будут направляться на погашение государственного долга.

       В соответствии с проводимой  налоговой  политикой,  направленной  на

снижение  налогового бремени происходит снижение объема бюджета  расширенного правительства,  включающего  помимо  консолидированного   бюджета   средства бюджетов государственных внебюджетных фондов. В связи со  снижением  ресурсной  базы  консолидированного  бюджета  уровень непроцентных  расходов  в  2003  году  несколько   снизился   в   результате сокращения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации. В то же  время, указанное сокращение будет компенсировано из федерального  бюджета  за  счет средств, выделяемых в рамках финансовой помощи бюджетам других уровней.

    Основными задачами в области  налоговой политики в  2004  году  являются снижение  налоговой  нагрузки  на  экономику,  расширение  за   счет   этого налогооблагаемой базы бюджета,  создание  стимулов  для  вывода  доходов  из теневого оборота. Кроме того, предусмотренные в  2004  году  меры  налоговой политики направлены на  стимулирование  внутренних  факторов  экономического развития  страны,  которые  в  предстоящие  годы  будут  иметь  определяющее содействие на рост экономики. Достижение поставленных задач предусмотрено осуществлять за счет:

- совершенствования  налогового законодательства,  повышения   стабильности  и прозрачности   налоговой   системы,   расширения   налогооблагаемой    базы, сокращения нелегального оборота;

    -  продолжения  снижения  налогового  бремени,  в  первую  очередь,  на

законопослушных налогоплательщиков путем сокращения налоговых льгот,  отмены отдельных видов налогов.

    Во исполнение поставленных задач  в  2004  году  предусмотрено   снижение налогового бремени на  2,1%  ВВП,  а  также  создание  налоговых  механизмов стимулирования  инвестиций,  активизации  источников  внутреннего  развития, снижения зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры. В  этой  связи  в  2004  году  предусмотрены  следующие  ключевые  изменения налоговой политики:

    1. Снижается ставка налога  на  прибыль  организаций  с  35  до  24%  с

одновременной отменой всех налоговых льгот, что  помимо  снижения  налоговой нагрузки  направлено  на   развитие   предпринимательской   деятельности   и инвестиционной  активности  в  стране.  Кроме  того,  предусмотрено   снятие ограничений на отнесение налогоплательщиками на затраты расходов,  связанных с извлечением прибыли, среди  которых  расходы  на  рекламу,  медицинское  и имущественное страхование,  либерализация  амортизационной  политики  и  др. Предусмотрено также включение в затраты  расходов  организаций  на  освоение природных  ресурсов,  что  позволит  компенсировать  часть   отчислений   на воспроизводство минерально-сырьевой базы, остающейся  в  настоящее  время  у предприятий. Реализация мер  по  совершенствованию  уплаты  налога  на  прибыль  позволит снизить налоговое бремя на налогоплательщиков в размере 197.8  млрд.  рублей или 1.9 процента к ВВП.

    2.  Отменяются  льготы  при   уплате  налога  на  добавленную   стоимость

связанные  с  налогообложением   работ   по   строительству   жилых   домов,

производимых  с привлечением средств бюджетов всех уровней при  условии,  что такие средства составляют не менее 50% стоимости этих  работ,  лекарственных средств,  изделий  медицинского  назначения  и  медицинской  техники  (кроме жизненно необходимых), продукции средств массовой информации.

    4. Индексируются специфические ставки  акцизов на 12 процентов  по  всем подакцизным товарам исходя из  прогнозируемого  среднего  темпа  инфляции  в 2004 году. Кроме того, отменяются льготы при взимании акциза при реализации сухого отбензиненного газа за пределы Российской Федерации.

    5. С учетом прогнозируемого роста   цен  проиндексированы  специфические ставки налогообложения  по  земельному  налогу  (на  12%),  по  платежам  за пользование водными объектами (в среднем в 2.1 раза)  и  лесным  фондом  (на 12%).

    В условиях снижения налогового  бремени в  2004  году  предусматриваются продолжить принятие мер по повышению собираемости налоговых доходов за  счет упрощения налоговой системы и улучшения налогового  администрирования.  Если в 2003 году уровень собираемости должен повысится  по  сравнению  с  прошлым годом на 2.1 процентный пункт и  составить  88.8%,  то  на  предстоящий  год ожидается дальнейший рост этого показателя, величина которого составит  90.6 процента.

    В 2004 году продолжится реализация  мер  по  реструктуризации  налоговой задолженности  по  платежам  в  федеральный  бюджет,  которые   благоприятно сказались  на  финансовом  положении   плательщиков   и   доходах   бюджета. Выполнение    налогоплательщиками   условий    реструктуризации согласно утвержденным графикам погашения реструктурированной задолженности и  текущих платежей позволит обеспечить в 2004 году поступления в федеральный бюджет  в сумме 7.9 млрд.рублей. Во  исполнение   Бюджетного   послания   Президента   Российской   Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О  бюджетной  политике  на  2004 год" в проекте федерального  бюджета  на  2004  год  предусматривается  рост доходов, получаемых от использования федеральной собственности. Для  решения этой  задачи  предусмотрено  создание  системы  управления  государственными активами, а также наведения порядка в использовании  объектов  недвижимости, находящихся  в   хозяйственном   ведении   государственных   предприятий   и учреждений.

    В  целях  формирования  доходной  базы  бюджетов  субъектов   Российской Федерации, начиная с 2002 года, предусмотрено передать  в  полном  объеме  в доходы  бюджетов  регионов  доходы  от  поступления  подоходного  налога   с физических лиц, платежей за пользование водными объектами и  лесным  фондом, налога  на  добычу  общераспространенных  полезных   ископаемых.   Нормативы зачисления в федеральный бюджет налога  на  добычу  полезных  ископаемых,  а также федеральная ставка налога на прибыль организаций  учтены  в  размерах, установленных  соответствующими  главами  части  второй  Налогового  кодекса Российской Федерации. Бюджетная политика в следующем году характеризуется ограничением уровня непроцентных расходов, доля которых в ВВП предусмотрена  в  размере  12.46%, что ниже ожидаемой оценки текущего года. В то же время в реальном выражении объем непроцентных расходов  возрастет  в следующем году на 5.3%, при этом  возрастет  доля  непроцентных  расходов  в расходах бюджета на 1.3 процентный пункт.

    Несмотря на проведение жесткой  бюджетной политики  в  предстоящем   году расходная часть федерального бюджета  сформирована  с  учетом  необходимости достижения важнейших социальных и экономических задач.

    Этапность  реформирования  денежного   довольствия  позволит  равномерно распределить нагрузку на федеральный  бюджет  в  период  2002-2004  годов  и обеспечить  финансовыми  ресурсами  реализацию   мероприятий,   утвержденных Советом Безопасности Российской Федерации.

Формирование   расходов   на    текущее    содержание    "силового"    блока

предусматривает  сокращение  численности  личного  состава   министерств   и ведомств,  не  только  в  рамках   принятых   решений,   но   и   с   учетом

дополнительного сокращения численности военнослужащих. В  целях  обеспечения сбалансированной бюджетной политики в 2003  и  среднесрочной  перспективе  в 2002   году   учтено   дополнительное    сокращение    численности,    ранее предусмотренное на 2003-2004 годы.

    Реализация социальной реформы. Бюджетная политика в социальной сфере будет направлена  на  обеспечение финансовыми  ресурсами  базовых   услуг,   прежде   всего,   образования   и здравоохранения;    сокращение    социального    неравенства    на    основе перераспределения  социальных  расходов  государства   в   пользу   наиболее уязвимых групп населения.

    Ключевым элементом социальной  реформы в 2004  году  является  повышение роста денежных доходов населения и уменьшения их  дифференциации  на  основе увеличения  оплаты  труда,  улучшения   пенсионного   обеспечения   в   ходе осуществления пенсионной реформы и усиления адресности социальной  поддержки населения. В   качестве   этапа   реализации   социальной   реформы   в    2004    году предусматривается  осуществить  индексацию   заработной   платы   работникам бюджетной сферы, оплачиваемых по ETC. Предусмотренные  изменения  в  системе оплаты труда работникам бюджетных организаций  позволят  в  среднем  в  1.89 раза увеличить  тарифную  часть  фонда  оплаты  труда  работникам  бюджетной сферы, оплачиваемых по ETC. Проведенные в 2002 году социальной и пенсионной реформ позволили  установить одинаковый, по состоянию на 1  января  2002  года,  уровень  ставки  первого разряда ETC и базовой части трудовой пенсии, сблизив  при  этом  соотношение прожиточного  минимума  пенсионера  и  базовой  части  трудовой   пенсии   с соотношением прожиточного минимума  трудоспособного  населения  и  ставки  1 разряда ETC.  В  перспективе  это  позволит  индексировать  уровень  базовой пенсии и ставки 1 разряда ETC только в соответствии с уровнем инфляции.

Информация о работе Бюджетная система