Бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является проведение анализа обоснованности
бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро-и микро- уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;
- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых
поступлений доходной части бюджетов разных уровней;
- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей
государственного бюджета;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при
кассовом исполнении бюджетов через РКЦ банков;
- охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты
территорий, как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и вскрыть проблемы бюджетного федерализма;
- рассмотреть понятие государственного долга, его размер и
ситуацию с погашением в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения
2.ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ: роль и значение в экономике страны
2.1 Федеральный бюджет
2.2 Бюджеты субъектов и местные бюджеты
2.3. Внебюджетные фонды
2.4. Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения
3.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

бюджетная система.docx

— 85.63 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 

1.СУЩНОСТЬ       И       СТРУКТУРА       ГОСУДАРСТВЕННОГО

БЮДЖЕТА

    1.1 Понятие и особенности бюджета  и  бюджетной  системы   в  Российской Федерации

    1.2 Доходы и расходы государственного  бюджета, их сбалансированность  и проблемы исполнения 

2.ХАРАКТЕРИСТИКА  УРОВНЕЙ  БЮДЖЕТНОЙ  СИСТЕМЫ:  роль  и  значение   в экономике страны

    2.1 Федеральный бюджет

    2.2 Бюджеты субъектов и местные бюджеты

    2.3. Внебюджетные фонды

    2.4. Межбюджетные отношения:  современная ситуация, проблемы и пути  их решения 

3.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ  ФЕДЕРАЛЬНОГО  БЮДЖЕТА  РФ  НА   СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 

                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Тема «Бюджет, его роль в  развитие экономики и  социальной  сферы»,  мне

интересна, потому что в настоящие время, это наиболее  важная  и  актуальная проблема  для  нашей  страны.  Так  как  он  напрямую  влияет  на  повышение устойчивого экономического роста и благосостояния страны,  и  как  следствие идут такие положительные процессы как снижение  уровня  инфляции,  валютного курса и снижение уровня процентных ставок.

    Достижение всего этого, требует   выполнение  ряда  задач,  основные  из

которых это полноценное  финансирование  социальной  сферы,  стимулирование инвестиционной  активности,  безусловным  выполнением   государством   своих обязательств.

    Объектом  курсовой  работы  является  бюджетная  система   и   проблемы

исполнения  бюджетов разных уровней в РФ.

      Целью  исследования  является   проведение   анализа   обоснованности

бюджетного  планирования и финансирования государственного бюджета на  макро-и микро- уровнях.

    Для достижения  поставленной  цели  необходимо  решить  ряд   конкретных задач:

       - исследовать основные черты  и принципы бюджетной системы   Российской Федерации в условиях рыночных отношений;

       - разобраться  в  источниках  формирования  налоговых  и   неналоговых

поступлений доходной части бюджетов разных уровней;

       -  вскрыть  возможности   оптимизации  доходной   и   расходной  частей

государственного  бюджета;

        -  рассмотреть  бюджетную   классификацию  и  ее  использование   при

кассовом  исполнении бюджетов через РКЦ банков;

        -  охарактеризовать  отдельные   звенья  бюджетной  системы  (бюджеты

территорий, как основную финансовую базу органов  местного самоуправления)  и вскрыть проблемы бюджетного федерализма;

         -   рассмотреть  понятие   государственного  долга,  его   размер   и

ситуацию  с погашением в России.

    Цели и задачи работы определили  её  структуру.  Курсовая  работа  со  -

стоит из следующих частей:

      - Введение, в котором определяется  объект  исследования,  описываются

цели, задачи, композиция курсовой работы;

      - Теоретическая  часть,   в   которой  излагается  понятийный  механизм

бюджетной категории;

      - Практическое исследование, в котором  характеризуются бюджеты  разных уровней  с  использованием  цифрового   материала,   раскрываются   проблемы межбюджетных отношений;

      - Рекомендательная часть, в которой  приводятся  условия  возникновения

бюджетного  дефицита и способы  его  финансирования;  анализируется  величина государственного долга в  динамике  за  ряд  лет  и  предлагаются  пути  его погашения.

     - Заключение, содержащее  общие   выводы   и  предложения   в  целом  по

работе;

     - Библиографический список 18 наименований  использованных источников.

    В качестве  исходной  информационной  базы  привлекались  теоретические материалы  исследования  различных  авторов,  учебники  и  учебные  пособия, статистический материал, Законы о бюджетах на очередной финансовый  год  (на федеральном уровне, региональном и местном).

             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА  ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА. 

1.   Понятие и особенности  бюджета и бюджетной  системы  в Российской

Федерации 

         Центральное место  в  системе   государственных  финансов  занимает

государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства  на текущий финансовый год. Бюджетный  кодекс  Российской  Федерации  определяет бюджет  как  «форму  образования  и  расходования  фонда  денежных  средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и  функций  государства  и местного   самоуправления».   Таким   образом,   аккумулируя    с    помощью государственного бюджета денежные  средства,  государство  через  финансовые механизмы   осуществляет   выполнение   возложенных   на   него    обществом политических,  экономических  и  социальных  функций,  а  именно  содержание государственного аппарата,  армии,  правоохранительных  органов,  выполнение социальных программ, реализация  приоритетных  экономических  задач  и  т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в  цельном  виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов  они  обращаются  на покрытие расходов. Он  является  лишь  планом  образования  и  использования общегосударственного фонда денежных средств,  то  есть  росписью  доходов  и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так  и  по срокам поступления и использования.

    Перемены в экономике России  и её  политическом  строе,  произошедшие  в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в  её  финансовом  механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования  повлекло изменения  в  системе  денежных  доходов  и  расходов.  Одним  из  важнейших направлений  реформирования  государственных  финансов   стало   расчленение единого  госбюджета  на  три  самостоятельных  части:  федеральный   бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.  Это  стало  важным  шагом  к демократизации финансовых  отношений.  В  этом  же  направлении  действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета,  отмена монополии  на  внешнюю   торговлю   и   валютные   отношения,   приватизация государственной собственности  и  т.п.  Все  это  привело  к  принципиальным изменениям  в  бюджетной  системе  Российской  Федерации,  и  её   бюджетном устройстве.

    Бюджетный кодекс РФ дает следующее  определение:  «бюджетная  система  - основанная   на  экономических  отношениях  и   государственном   устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права  совокупность  федерального бюджета,  бюджетов  субъектов  федерации,  местных   бюджетов   и   бюджетов государственных внебюджетных  фондов».  Под  бюджетным  устройством  принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.   

      Бюджетная система  России, как  федеративного  государства  состоит  из

трёх  уровней:

      первый  уровень   -  федеральный  бюджет  Российской  Федерации  и   бюджеты государственных внебюджетных фондов;

      второй  уровень - бюджеты субъектов РФ  (89  бюджетов  -  21  республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов,  10  окружных  бюджетов  автономных округов, бюджет автономной Еврейской области,  городские  бюджеты  Москвы  и Санкт-Петербурга) и  бюджеты  территориальных  государственных  внебюджетных фондов;

      третий  уровень -  местные  бюджеты  (около  29  тысяч  городских,  районных, поселковых и сельских бюджетов).

    Совокупность бюджетов всех уровней  образует  консолидированный   бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как  свод  бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

      Консолидированный   бюджет   РФ   –   это    федеральный    бюджет    и консолидированные  бюджеты  всех  субъектов  федерации.  Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и  расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат  для  аналитических и статистических целей.

    Принцип единства бюджетной системы   означает  единство  правовой  базы, денежной  системы,   форм   бюджетной   документации,   единство   принципов бюджетного процесса, санкций за  нарушения  бюджетного  законодательства,  а также  единый  порядок  финансирования  расходов  бюджета,  единый   порядок финансирования расходов бюджетов всех  уровней  бюджетной  системы,  ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета,  бюджетов  субъектов  РФ, местных бюджетов.

    Принцип разграничения  доходов   и  расходов  между  уровнями  бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов  доходов  (полностью  или частично)   и   полномочий   по   осуществлению   расходов    за    органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

    Принцип самостоятельности бюджетов  означает:

    -  право  законодательных   органов  государственной   власти  и  органов

местного  самоуправления на каждом уровне  бюджетной  системы  самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

    - наличие собственных источников  доходов бюджета каждого уровня;

    законодательное закрепление регулирующих  доходов  бюджетов,  полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

    -  право   органов   государственной   власти    и   органов   местного

самоуправления  самостоятельно в соответствии с  законодательством  определять направления  расходования  средств  соответствующих  бюджетов  и   источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

    -  недопустимость  изъятия   доходов,   дополнительно   полученных   при

исполнении  законов  (решений)  о  бюджете,  сумм  превышения  доходов   над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

    - недопустимость компенсации за  счет бюджетов других уровней   потерь  в

доходах и дополнительных расходов, возникших  в  ходе  исполнения  законов  о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

    Принцип полноты учета бюджетных  доходов и расходов  бюджетов,  бюджетов государственных внебюджетных фондов  означает,  что  все  доходы  и  расходы бюджетов, внебюджетных  фондов  и  иные  определенные  законом  обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных  фондов  в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и  муниципальные расходы  подлежат  финансированию  за  счет   бюджетных   средств,   средств внебюджетных  фондов,  аккумулированных  в  бюджетной   системе   Российской Федерации.

    Принцип сбалансированности бюджета  означает, что объем  предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему  доходов  бюджета и поступлений из источников финансирования его  дефицита.  При  составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы  должны  исходить  из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

    Принцип  гласности  означает:  обязательное  опубликование   в  открытой

Информация о работе Бюджетная система