Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:31, курсовая работа
Цель работы: комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной политики РФ.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
-исследовать теоретические и методические основы бюджета и бюджетного устройства;
-провести анализ бюджетной политики РФ;
-исследовать основные проблемы, а также дать оценку перспективам совершенствования бюджетной системы РФ
Введение………………………………………………………………………………….…
Раздел 1. Бюджетная система РФ…………………………………………………….…...
1.1Сущность и принципы построения бюджетной системы РФ………………….…….
1.2Бюджетная классификация………………………………………………………………
1.3Межбюджетные отношения……………………………………………………………...
Раздел 2. Анализ бюджетной политики РФ………………………………………………..
2.1 Основные итоги бюджетной политики 2007-2008 гг………………………………….
2.2 Федеральные целевые программы……………………………………………………...
2.3 Внедрение механизмов бюджетирования……………………………………………..
Раздел 3. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2009-2011 гг. и дальнейшую перспективу……………………………………………………………………
3.1 Стратегические цели развития РФ……………………………………………………...
3.2 Бюджетная политика РФ на 2009-2011 гг………………………………………………
3.3 Дальнейшие перспективы развития бюджетной политики РФ………………………
Заключение………………………………………………………………………………….
Библиографический список……………………………………………………………….
Приложения
Приложение А………………………………………………………………………………..
Приложение Б……………………………………………………………………………….
Приложение В………………………………………………………………………………
Приложение Г………………………………………………………………………………..
Приложение Д……………………………………………………………………………….
Согласно поправке в Бюджетный кодекс РФ предусматривается, что правительство может увеличить в следующем году государственные расходы в ходе исполнения бюджета на величину дополнительного трансферта из федерального бюджета государственным внебюджетным фондам без обращения в Государственную Думу. Источником такого дополнительного увеличения может также быть Резервный фонд. Таким образом, и они будут исполнены в полном объеме.
Наряду с тем, что уже второй раз в России принимается трехлетний федеральный бюджет, сегодня осуществляется переход к еще одному инструмент экономического и финансового планирования -бюджетной стратегии на 15-летний период, в данном случае до 2023 г.
Следует отметить, что два самостоятельных документа - Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. и бюджетная стратегия на период до 2023 г. определяют магистральный путь нашего движения вперед. При этом бюджетная стратегия, нацеленная на увязку долгосрочных целей экономической политики и реальных возможностей и ресурсов, будет обновляться примерно каждые два года, иначе невозможно принимать долгосрочные федеральные целевые программы, такие как программа перевооружения армии до 2020 г., стратегия строительства дорог до 2020 или 2030 г. Документ будет дорабатываться в сторону большей детализации отраслевых подходов, прописывания мер на ближайшие 15 лет. Естественно, он будет отличаться от КДР, закрепляющей цели развития отдельных секторов российской экономики, связанные с диверсификацией, повышением ее инновационности. Бюджетная стратегия будет показывать, как государство, как бюджет будут решать эти задачи. Но эти два документа должны стыковаться, и именно в этом направлении доработка бюджетной стратегии будет продолжаться.
Основной задачей долгосрочного бюджетного планирования является увязка проводимой бюджетной политики с задачами по обеспечению долгосрочного устойчивого роста экономики и повышения уровня и качества жизни населения. Такие долгосрочные планы сейчас разрабатывают все ведущие страны. Например, в США и Великобритании такие долгосрочные бюджетные планы охватывают период от 50 до 75 лет.
Необходимость перехода к такому бюджетному планированию определяется угрозой бюджетной устойчивости в условиях долгосрочных неблагоприятных тенденций. Большинство стран перешло к долгосрочному бюджетному планированию в ответ на вызовы сложной демографической ситуации.
В России проблемы бюджетной устойчивости обусловлены не только демографической ситуацией, то есть старением населения, но и высокой степенью зависимости экономики и бюджета от сырьевого сектора и внешней конъюнктуры на сырьевых рынках. Как уже говорилось, на поступление доходов существенно влияют и цены на углеводородное сырье. Естественно, что по мере снижения доли этого сектора в ВВП России будут и уменьшаться доходы в бюджетной системе в целом. И такая ситуация должна пристально изучаться, чтобы мы были готовы к новым вызовам.
Но все-таки главный упор в прогнозе сделан на демографические тенденции. Предполагается, что, благодаря мерам демографической и социальной политики, совершенствованию здравоохранения и пропаганде здорового образа жизни, темпы сокращения численности населения снизятся. Тем не менее, процесс старения нации будет продолжаться. В результате доля населения трудоспособного возраста снизится с 63% в 2007 г. до 53% в 2023 г. Соответственно, численность экономически активного на селения сократится на 11%. В течение ближайших четырех лет ожидается снижение доли активного населения на 1 млн. человек, что, естественно, отразится на количестве занятых рабочих мест. Такое серьезное изменение численности активного населения будет оказывать влияние на все факторы нашей жизни: необходимо будет повышать производительность труда, иначе будет взиматься подоходный налог.
Результатом политики модернизации российской экономики и усилий по ее диверсификации в долгосрочном периоде должны стать достаточно устойчивые темпы экономического роста. В качестве его средней величины за этот период взят показатель в 6,3%. Это означает, что в некоторые периоды будет наблюдаться спад темпов роста, а в некоторые — увеличение свыше 6,3%. Что, кстати, наблюдалось в последние годы, когда темпы роста колебались от 4 до 8%.[5]
Ожидаемые условия развития нефтегазового сектора определяют сохранение сравнительно низких темпов роста добычи углеводородов. Ежегодный прирост добычи нефти составит 0,5% в среднем за этот период, газа чуть выше — 1,9%. Это соответствует оценкам профильных министерств, планируемым инвестициям и новым разработкам месторождений. Известно, что от начала новой разработки нефтегазового месторождения до получения первых результатов проходит около 7-8 лет. Поэтому с большой вероятностью можно говорить о точности этого прогноза на 8—10 лет. Эти цифры могут существенно измениться только после 2018 г. при условии более активной разработки нефтегазовых месторождений и проведения дополнительной геологоразведки. В связи с этим следует концентрироваться и накапливать больше инвестиций.
В рассматриваемый долгосрочный период дальнейшее развитие получит налоговая политика. Повысится эффективность налогового администрирования, будет реформирован единый социальный налог, будет понижаться налогообложение добычи нефти, осуществится переход на новые принципы налогообложения добычи природного газа, введен налог на недвижимость и решен целый ряд других проблем.
Будут продолжены реформы здравоохранения, образования. Соответственно, расходы на здравоохранение предполагается увеличить с 4,2% ВВП в 2010 г. до 5,4% в 2023 г., то есть за этот период расходы расширенного бюджета увеличатся на 1,2% ВВП. Возрастут и расходы на образование — с 4,1% ВВП до 4,8% ВВП в 2023 г.
В бюджетной стратегии на 15-летний период определены и другие структурные меры бюджетной политики, которые будут осуществляться, в том числе, в части повышения эффективности государственных расходов. Соответственно, это будет влиять на отдачу бюджетных средств или средств налогоплательщиков.
На протяжении 15 лет планируется, что в рамках региональной политики Правительства РФ, направленной на укрепление экономического пространства Российской Федерации, развитие регионов будет более равномерным. Необходимо преодолеть тенденцию наращивания дифференциации. На это направлены ключевые программы, как по региональному принципу, так и по принципу поддержки транспортной инфраструктуры страны, чтобы связь регионов, возможность производить продукцию и продавать ее в другом регионе была более рентабельной.
Известно, какие серьезные средства планируется затратить на развитие Дальнего Востока. В разы будут увеличены расходы на создание транспортной инфраструктуры, включая автодорожную сеть, морскую, речную, авиационную составляющие. Сотни миллиардов долларов будут вложены в транспортную инфраструктуру, в том числе частным сектором. Это будет влиять на снижение дифференциации в развитии регионов, приближение их к главным источникам потребления товаров, реализации их возможностей в производстве и поставке продукции.
Планируется, что за 15 лет сложится здоровая система межбюджетных отношений, базирующаяся на высокой эффективности, самодостаточности большинства регионов. А поддержка потребуется меньшему количеству субъектов РФ, и помощь федерального бюджета сконцентрируется на этих регионах.
Еще раз следует отметить, что показатели бюджетной стратегии до 2023 г. соответствуют ключевым допущениям, которые содержатся в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., и их предстоит еще привести в соответствие с уточненным макроэкономическим прогнозом.
Но уже можно с уверенностью сказать, что, по сути, мы от трехлетнего бюджета как закона переходим к 15-летнему индикативному финансовому планированию.
Таким образом, при определении целей и задач бюджетной политики следует исходить из того, что за последние месяцы существенно возросла неопределённость на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала. Продолжается замедление темпов роста мировой экономики.
Заключение.
В данной курсовой работе рассмотрены сущность, основные функции и роль бюджетной системы Российской Федерации.
Проанализировав теоретический материал, можно сделать следующие выводы:
формирование сильного федерального бюджета как гаранта устойчивости всей бюджетной системы, мощного инструмента государственного регулирования рыночной экономики;
переход к целевым финансовым трансфертам территориям с аккумуляцией федеральных и региональных бюджетных ресурсов для совместного финансирования инвестиционных и социальных программ;
отказ от предоставления бюджетно-налоговых преимуществ по признакам государственно-национального статуса субъектов Российской Федерации;
законодательное утверждение бюджетной асимметрии в соответствии с программами региональной экономической и социальной политики с использованием критериев «бедных» и «богатых» регионов и других утвержденных Федеральным Собранием группировок и критериев.
Я полагаю, что все это в совокупности способно значительно усовершенствовать бюджетную систему Российской Федерации особенно в отношении формирования нормальных рыночных межбюджетных отношений, основанных на принципах бюджетного федерализма.
Современной бюджетная система России является достаточно устойчивой системой экономических отношений, но в ней еще есть много неопределенностей. Поэтому, на мой взгляд, необходимо постоянно совершенствовать методы организации и функционирования бюджетной системы для улучшения деятельности государства, и, следовательно, для экономического процветания граждан Российской Федерации.
В России создана достаточно развитая бюджетная система, основанная на государственном устройстве, закрепленная в Конституции РФ и другими актами с применением принципов финансово – бюджетного федерализма. Но еще осталось много нерешенных вопросов в структуре бюджетной системы и не выработаны отлаженные механизмы функционирования и взаимоотношений бюджетов различных уровней.
Бюджетная политика, являясь неотъемлемой частью финансовой политики, представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, во-первых, по выбору наиболее рациональных способов применения имеющихся ограниченных на данный момент денежных средств между различными вариантами их возможного использования на основе применения максимально объективных процедур такого выбора, конечный результат которого должен быть направлен как на финансирование приоритетных направлений развития государства, так и на поддержание стабильности развития общества, во-вторых, предполагающую профессионально подготовленных специалистов – представителей исполнительной и законодательной ветвей власти, а в перспективе по мере усложнения процедур принятия решений и судебной власти, в-третьих, нацеленной на улучшение финансового положение субъекта управления (государства, региона или местного самоуправления), которое может и должно определяться через интегрированный объективный показатель, в-четвертых, тогда и только тогда способную дать положительный результат, когда она будет осуществляться согласованно и по единому плану с антимонопольной, банковской, валютной, таможенной, страховой и фондовой политикой, а также с учетом внешних факторов, которые могут повлиять на конечный результат (например, общественное мнение).
Библиографический список:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). Текст Конституции опубликован в "Российской газете" от 25 декабря 1993 года.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от
3. Бюджетное послание Президента российской Федерации Федеральному Собранию российской Федерации 23 июня 2008 года
4. Бояркин В.В. Казначейство как принципиально новый подход к управлению финансами в коммерческом банке // Вестн. Иркут. экон. акад.- 2008.- № 1.- С.43-46.
5. Бюджетная система России: Учебник. /Под ред. Г.Б.Поляка. М.:Юнити,2008, 540 с.
6. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/Под ред. М.В.Романовского и О.В.Врублевской, 2-е изд.- М.: Юрайт, 2007.
7. Гумиловская М.В. О казначействе в России: что было и стало // Финансы.- 2008- № 7.- С.58-59.
8. Колесов А.С. Межбюджетные отношения: сущность и пути совершенствования.//Финансы.- 2008,-№5.
9. Комментарий к Бюджетному кодексу РФ (вводный) / М.В. Романовский и др.; Под ред. М. В. Романовского и О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2008.
10. Лавриков И.Н. Проблемы межбюджетных отношений в РФ и пути их решения.//Финансы.-2007,-№5
11. Романенков А. И. Федеральное казначейство и бюджетная реформа. – Псков: Псковский пед. ин-т им. С. М. Кирова, 2007.
12. Романовский М.В., Врублевская О.В., Иванова Н.Г. Основы теории и практики государственных финансов: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005.
13. Сабанти Б. М. Теория финансов: Учеб. пособие. – М.: Менеджер, 20078.
14. Федеральное казначейство - этапы развития: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Каретина. - Москва, 1999.
15. Финансы предприятий: учебник./Под ред. Н.В. Колчиной. – М.: ЮНИТИ, 2008.
16. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник./Под ред. В.К.Сенчагова и А.И.Аронова.- М.:Проспект,2008, 496 с.
17. Финансы: Учеб. для вузов. /Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Изд-во «Перспектива»; Изд-во «Юрайт», 2006.
18. Христенко В. Развитие бюджетного Федерализма в России: от разделения денег к разделению полномочий. // Российская газета от17.02. 2008.
19. Яндиев М.И. Финансы регионов.- М.: Финансы и статистика.- 2008, 238 с.