Бюджетная система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной политики РФ.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
-исследовать теоретические и методические основы бюджета и бюджетного устройства;
-провести анализ бюджетной политики РФ;
-исследовать основные проблемы, а также дать оценку перспективам совершенствования бюджетной системы РФ

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….…
Раздел 1. Бюджетная система РФ…………………………………………………….…...
1.1Сущность и принципы построения бюджетной системы РФ………………….…….
1.2Бюджетная классификация………………………………………………………………
1.3Межбюджетные отношения……………………………………………………………...
Раздел 2. Анализ бюджетной политики РФ………………………………………………..
2.1 Основные итоги бюджетной политики 2007-2008 гг………………………………….
2.2 Федеральные целевые программы……………………………………………………...
2.3 Внедрение механизмов бюджетирования……………………………………………..
Раздел 3. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2009-2011 гг. и дальнейшую перспективу……………………………………………………………………
3.1 Стратегические цели развития РФ……………………………………………………...
3.2 Бюджетная политика РФ на 2009-2011 гг………………………………………………
3.3 Дальнейшие перспективы развития бюджетной политики РФ………………………
Заключение………………………………………………………………………………….
Библиографический список……………………………………………………………….
Приложения
Приложение А………………………………………………………………………………..
Приложение Б……………………………………………………………………………….
Приложение В………………………………………………………………………………
Приложение Г………………………………………………………………………………..
Приложение Д……………………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

бюджетная система РФ (ВСЯ РАБОТА).doc

— 314.00 Кб (Скачать)

С 2008 года внедрена система мониторинга качества финансового управления, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета.

В то же время  переход к новой организации бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы сдерживается устаревшими законодательными нормами, регламентирующими осуществление  государственного и муниципального финансового контроля, ответственность за нарушение бюджетного законодательства, а также сложившейся практикой внесения изменений в утверждённые бюджеты, особенно в конце финансового года.

Бюджетирование – это технология управления на всех уровнях организации, обеспечивающая достижение ее стратегических целей с помощью бюджетов, на основе сбалансированных финансовых показателей.

              Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) – система организации бюджетного процесса и государственного (муниципального) управления, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами.

              Модели бюджетирования, ориентированного на результат, обладая общими фундаментальными признаками, могут существенно различаться друг от друга. В первую очередь принято различать проблемно-ориентированную и сервисную модели БОР.  Кроме того, различное значение в моделях БОР могут иметь среднесрочное планирование, связь с мотивацией служащих, место и роль стандартизации деятельности бюджетных учреждений и органов власти, нормативного финансирования.

В Российской Федерации тема бюджетирования, ориентированного на результат начала набирать свою актуальность с принятием Концепции реформирования бюджетного процесса (Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»).

Тема бюджетирования, ориентированного на результат неоднократно озвучивалась как приоритетная в посланиях Президента Российской Федерации. Тема результативного бюджетирования активно поддерживается Министерством финансов РФ и стимулируется к внедрению на региональном и местном уровнях посредством выделения субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов.

На практике, необходимость и целесообразность внедрения БОР, как правило, объясняется наличием ряда вполне определенных ситуаций:

1.   ситуация, когда традиционные методы повышения эффективности расходов бюджета (в первую очередь открытые конкурсы, усиление финансовой дисциплины и казначейские технологии) практически исчерпали себя и не могут решить проблем несбалансированности бюджета или недостаточно высокого качества бюджетных (государственных, муниципальных) услуг;

2.   ситуация бюджетного кризиса, в которой необходимы радикальные меры по сокращению расходов при одновременном удержании прежних позиций в части достигнутого уровня оказания бюджетных услуг;

3.   положение, при котором бюджет перестает быть полноценным инструментом управления, когда его расходные статьи начинают «жить собственной жизнью», но имеется политическая воля и желание изменить ситуацию, навести порядок в бюджетной сфере, внести ясность в цели и причины осуществления расходов бюджета;

4.   наличие политических амбиций быть в «мэйнстриме» происходящих в Российской Федерации реформ, либо стремление получить федеральные субсидии на реформирование региональных и муниципальных финансов или средства международных спонсорских организаций, выделяемые на цели реформирования бюджетного процесса;

5.   как следующий шаг внедрения результативного управления в органах исполнительной власти региона (муниципального образования).

В рамках направления «Внедрение бюджетирования ориентированного на результат» стандартными услугами являются:

       выработка совместно с Заказчиком модели результативного бюджетирования, наиболее подходящей для территории, сложившейся в регионе (муниципальном образовании) системы управления, имеющихся ресурсов, задач, которые ставит перед собой Заказчик (примерный срок реализации – 1-2 недели);

       формирование пакета проектов нормативных правовых актов, закрепляющих ключевые элементы результативного бюджетирования (разработка, представление и согласование проектов НПА (примерный срок реализации – 2-4 месяца);

       проведение тренингов (проектных семинаров) для органов исполнительной власти по разработке ведомственных целевых программ и (или) долгосрочных целевых программ, докладов о результатах и основных направлениях деятельности (примерный срок реализации – 3-5 дней на одну группу участников);

       проведение экспертизы ведомственных целевых программ (долгосрочных целевых программ), докладов о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНД), подготовленных органами исполнительной власти (примерный срок реализации – от 2-3 дней на каждый документ);

       проведение диагностики существующей модели бюджетного процесса с целью формирования рекомендаций по внедрению БОР (примерный срок реализации – 3-4 недели);

       подготовка комплексного плана внедрения БОР в регионе или муниципальном образовании (примерный срок реализации – 2-3 недели без учета времени на проведение диагностики бюджетного процесса);

       поддержка органов власти, составляющих ведомственные целевые программы и (или) долгосрочные целевые программы (консультационная, помощь в подготовке целевых программ, ДРОНДов)

       комплексная консультационная поддержка внедрения бюджетирования ориентированного на результат в регионе или муниципальном образовании (мониторинг, консультации по проведению отдельных мероприятий и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2009-2011 гг. и дальнейшую перспективу.

 

3.1 Стратегические цели развития РФ.

Внешние факторы оказывают серьёзное воздействие на российскую экономику. Это обусловлено и тем обстоятельством, что,  несмотря на высокие темпы экономического роста в последние десять лет, нынешняя структура российской экономики ещё не отвечает современным требованиям динамично развивающейся страны. Она существенно отличается от структуры экономики развитых стран, где высок удельный вес образования, науки, здравоохранения.

Для реализации поставленных задач на Правительство РФ возлагается ответственность по следующим стратегическим направлениям:

1) важным моментом является обеспечение сбалансированности бюджетной системы РФ в долгосрочном периоде. Особенно это касается обязательств в сфере пенсионного и государственного социального страхования. При вступлении в силу новой смешанной системы пенсионного накопления возникла необходимость в составлении новых правил отчисления из федерального бюджета в Пенсионный фонд;

2) основным направлением в области бюджетной политики должно быть продолжение аккумулирования доходов бюджета в Стабилизационном фонде. Средства Стабилизационного фонда сверх базового объема должны направляться на замещение источников внешнего финансирования дефицита бюджета, а также на досрочное погашение государственного внешнего долга;

3) необходима более эффективная отдача бюджетных расходов. Расходы бюджетов всех уровней должны быть ориентированы на конечный результат. При этом обязательства, возложенные на органы власти, должны быть сопоставимы с выделяемыми на это финансовыми средствами;

4) повышение роли среднесрочного финансового планирования.

Уже в 2007 г. был утвержден федеральный бюджет на среднесрочный период (2008–2010 гг.). Отчеты о результатах использования бюджетных ассигнований должны учитываться при составлении и рассмотрении проектов бюджетов;

5) дальнейшее расширение самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств путем разработки и внедрения методов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, развития внутреннего аудита, укрепления финансовой дисциплины;

6) обеспечение прозрачности и эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд;

7) совершенствование управления государственной собственностью;

8) эффективное участие России в инициативах мирового сообщества по облегчению долгового бремени беднейших стран. На саммите Большой восьмерки было принято решение о списании долга африканским странам;

9) реорганизация и увеличение капитализации специализированных государственных инвестиционных институтов в целях поддержки экспорта товаров и импорта технологий, долгосрочного финансирования крупных инвестиционных проектов.

 

 

3.2 Бюджетная политика РФ на 2009-2011 гг.

Наиболее острой проблемой в настоящее время является рост цен.

Необходимость замедления роста цен – одновременно макроэкономическая и социальная проблема.

Инфляция уменьшает реальные доходы граждан, их покупательную способность, склонность к сбережению, подрывает основы многолетнего бюджетного планирования.

Кроме того, с точки зрения создания  основ долгосрочного роста экономики и устойчивости бюджета важно преодоление отрицательных демографических тенденций. Согласно прогнозам,  численность занятого населения будет постепенно сокращаться при одновременном росте количества пенсионеров. 

Обеспечение сбалансированности пенсионной системы является одной из наиболее серьёзных проблем экономической политики.

Для повышения эффективности и результативности бюджетной политики Правительству Российской Федерации надлежит сосредоточиться на решении следующих основных задач.

Первое.  Бюджетная политика должна сохранить своё значение как важнейший инструмент макроэкономического регулирования. Она должна быть направлена на обеспечение сбалансированного развития экономики, играя важную роль в снижении инфляции.

Одной из базовых предпосылок решения этой задачи является безусловное соблюдение установленных в 2007 году Бюджетным кодексом Российской Федерации требований по обеспечению долгосрочной устойчивости бюджетной системы,  использованию нефтегазовых доходов и ограничению дефицита федерального бюджета.

Правительство Российской Федерации совместно с Банком России должно принять исчерпывающие меры по обеспечению снижения инфляции.  

Второе. Необходимо усилить роль бюджета в стимулировании роста экономики и повышении уровня жизни населения на долгосрочную перспективу.

Начиная с 2009 года проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной 3-летний период должны формироваться с учетом основных параметров бюджетных прогнозов на 15-летний период, а по отдельным направлениям – на более отдаленную перспективу.

К 1 августа текущего года необходимо разработать долгосрочную бюджетную стратегию на период до 2023 года. Она должна включать в себя основные параметры   бюджетной системы, выявить долгосрочные риски и установить целевые ориентиры, для достижения которых необходимо мобилизовать бюджетные ресурсы в интересах повышения конкурентоспособности российской экономики и адресности социальной политики.

Долгосрочное бюджетное планирование должно стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для их необоснованного роста. Это предполагает принятие активных мер по повышению качества государственных услуг, обеспечению роста производительности труда в государственном секторе.

При расширении горизонта бюджетного прогнозирования возрастает значение информации о финансовых результатах деятельности государственного сектора. Эта информация должна учитываться при принятии решений, касающихся управления государственными ресурсами.

На федеральном уровне должна быть сформирована система мониторинга эффективности бюджетных расходов, а также оценки эффективности использования финансовых ресурсов, передаваемых государственным корпорациям.

Третье. Необходимо сформировать устойчивый механизм пенсионного обеспечения на длительную перспективу, создав условия для получения достойной пенсии как тем, кто уже вышел на пенсию, так и тем, кому это предстоит в будущем.

Четвертое. Эффективное расходование бюджетных средств за счёт перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно – подушевого финансирования.

Пятое. Завершение переходного периода формирования новой системы местного самоуправления.

Шестое.  Практический переход на современные принципы осуществления государственных инвестиций и реализации долгосрочных программ за счёт бюджетных средств.

С 2010 года соответствующие нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации должны быть реализованы полностью. Эти нормы в максимально возможной степени следует применять и в переходный период.

Информация о работе Бюджетная система России