Бюджетная система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной политики РФ.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
-исследовать теоретические и методические основы бюджета и бюджетного устройства;
-провести анализ бюджетной политики РФ;
-исследовать основные проблемы, а также дать оценку перспективам совершенствования бюджетной системы РФ

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….…
Раздел 1. Бюджетная система РФ…………………………………………………….…...
1.1Сущность и принципы построения бюджетной системы РФ………………….…….
1.2Бюджетная классификация………………………………………………………………
1.3Межбюджетные отношения……………………………………………………………...
Раздел 2. Анализ бюджетной политики РФ………………………………………………..
2.1 Основные итоги бюджетной политики 2007-2008 гг………………………………….
2.2 Федеральные целевые программы……………………………………………………...
2.3 Внедрение механизмов бюджетирования……………………………………………..
Раздел 3. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2009-2011 гг. и дальнейшую перспективу……………………………………………………………………
3.1 Стратегические цели развития РФ……………………………………………………...
3.2 Бюджетная политика РФ на 2009-2011 гг………………………………………………
3.3 Дальнейшие перспективы развития бюджетной политики РФ………………………
Заключение………………………………………………………………………………….
Библиографический список……………………………………………………………….
Приложения
Приложение А………………………………………………………………………………..
Приложение Б……………………………………………………………………………….
Приложение В………………………………………………………………………………
Приложение Г………………………………………………………………………………..
Приложение Д……………………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

бюджетная система РФ (ВСЯ РАБОТА).doc

— 314.00 Кб (Скачать)

Седьмое. Дальнейшее развитие практики бюджетирования, ориентированного на результаты.

В рамках бюджетного планирования следует обеспечить корреляцию докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, долгосрочных программ и ведомственных целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований.

Восьмое. Повышение эффективности управления средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, временно свободными бюджетными средствами.

Обеспечение надёжности размещения средств этих фондов остаётся безусловным приоритетом.

Девятое. Повышение качества управления государственной собственностью и эффективности работы государственного сектора. Следует в ближайшие годы завершить процесс акционирования федеральных государственных унитарных предприятий, не являющихся необходимыми для исполнения публичных полномочий.

Десятое. Расширение практики учёта результативности работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений о предоставлении финансовой поддержки за счёт средств федерального бюджета.

Развитие межбюджетных отношений на основе последовательной реализации принципа взаимных обязательств участвующих в них органов публичной власти, прежде всего при осуществлении инвестиционных и социальных расходов.

Определение дополнительных сфер государственного управления, в которых могут быть применены принципы делегирования исполнения федеральных полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации с предоставлением субвенций из федерального бюджета. Своевременное принятие документов, определяющих порядок предоставления субвенций из федерального бюджета для исполнения делегируемых федеральных полномочий и контроля за эффективностью их использования.

Одиннадцатое. Совершенствование структуры и механизмов государственного и муниципального финансового контроля, исключение параллелизма и дублирования в этой сфере.

Назрела необходимость включения в Бюджетный кодекс Российской Федерации современных норм в части, касающейся государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Соответствующий проект федерального закона должен быть внесён в Государственную Думу уже в 2008 году.

  Целесообразно внедрить механизмы по противодействию использованию соглашений об избежании двойного налогообложения в целях минимизации налогов при  осуществлении операций с иностранными компаниями, когда конечными выгодоприобретателями не являются резиденты страны, с которой заключено соглашение.

Необходимо принять главу Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующую взимание налога на жилую недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной цены объекта недвижимости, предусмотрев при этом такую систему вычетов, чтобы налоговое бремя в отношении малообеспеченных граждан осталось на существующем уровне.

Следует продолжить работу по реформированию системы взимания акцизов в целях стимулирования потребления более качественных товаров. Прежде всего, необходимо дифференцировать ставки акциза на моторное топливо, имея в виду установление более низкой ставки на более качественное и экологически безопасное моторное топливо.

Изменения в ставках таможенных пошлин должны быть ориентированы на стимулирование технологической модернизации российской экономики, расширение производства продукции высокой степени передела, включая глубокую переработку углеводородного сырья.

Следует окончательно определиться со стратегией и тактикой дальнейшего снижения налоговой нагрузки, в том числе в отношении сроков реформирования  налога на добавленную стоимость.

 

 

3.3 Дальнейшие перспективы развития бюджетной политики РФ.

В конце ноября 2008 г. вступил в силу Федераль­ный закон № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010-2011 годов».

Впервые очередной трёхлетний бюджет прини­мался в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры, продолжающегося мирового финан­сового кризиса, замедления темпов роста отече­ственной экономики. Ближайшие годы и, прежде всего 2009 г., станут серьёзным испытанием на проч­ность для бюджетной системы и экономики страны.

Установленные Законом № 204-ФЗ относи­тельно высокие темпы роста расходов федерального бюджета в 2009-2010 гг. значительно превышают прогнозируемые темпы роста национальной эконо­мики, темпы роста инфляции. Принятый бюджет полностью соответствует целям и задачам экономи­ческой политики. Утверждённые на 2009 г. бюджет­ные расходы учитывают изменившуюся финансово-экономическую ситуацию в стране и в мире и не нуждаются в каких-либо принципиальных пере­смотрах. Конкретные корректировки в расходной части федерального бюджета, конечно, возможны, но лишь как ответная реакция на воздействия внеш­ней среды в процессе оперативного финансового уп­равления.

Для обеспечения долговременной бюджетно-финансовой устойчивости и предотвращения послед­ствий неблагоприятных экономических тенденций необходимо проведение государством контрцикли­ческой политики, не допуская наращивания бюджетных обязательств в период пика мировых цен на уг­леводороды, но поддерживая и повышая внутренний спрос во время снижения темпов экономического роста, замещая, таким образом, снижение внешнего спроса. Строительство объектов транспортной и про­мышленной инфраструктуры, осуществление соци­альных программ, оснащение Вооруженных Сил — все это должно дать в 2009 г. новые рабочие места, уве­личение внутреннего спроса, обеспечение заказами отечественных производителей.

Для расширения внутреннего спроса будут ис­пользованы ресурсы Резервного фонда, который служит надежной страховкой для экономики в мо­менты кризиса. К концу 2009 г. объём Резервного фонда прогнозируется в размере 5,1 трлн. руб., а в течение года из его ресурсов будет израсходовано более 1 трлн. руб. на пополнение доходной части федерального бюджета, поскольку показатели дохо­дов оказались ниже прогнозируемого уровня. Кроме того, из этого же источника будет оказана финансо­вая помощь регионам, компенсирующая выпадаю­щие доходы их бюджетов вследствие снижения ста­вок ряда налогов, которые по предварительной оценке Минфина России составят 550-560 млрд. руб.

В доходах бюджетной системы значительную долю сохраняют налоговые поступления от экспор­та нефти и газа. В 2008 г. эта доля составляла 50% всех бюджетных доходов. В 2009 г. доля нефтегазовых до­ходов федерального бюджета должна снизиться до 30%, а возможно, и ещё больше. Такие ожидания обусловлены значительно большим снижением ми­ровых цен на нефть, чем это предполагалось при про­ведении бюджетных расчётов.

В связи с этим может возникнуть сомнение в ре­альности исполнения федерального бюджета на 2009 г. и трёхлетнего бюджета в целом в условиях снижения нефтегазовых доходов, замедления роста ВВП в срав­нении с запланированными показателями, усиления инфляционных ожиданий, нестабильностью в бан­ковской системе, вызовами мировой финансовой системы, оказывающими негативное влияние на российскую экономику. Однако оснований для та­ких сомнений сегодня нет.

Благодаря плодотворной совместной работе пра­вительства и депутатского корпуса в течение последних лет сейчас имеется возможность обеспечить стабиль­ность бюджета при низких ценах на нефть. Созданная в России «подушка безопасности» будет служить защи­той бюджетной стабильности более трёх лет.

На начало 2008 г. (т.е. до своего разделения) раз­мер Стабилизационного фонда был равен 3,849 трлн. руб. К декабрю 2008 г. объемы Фондов, выделивших­ся из него, составили соответственно: Резервного — 3,588 трлн. руб., Национального благосостояния -1,672 трлн. руб. Поэтому при цене нефти в 50 и в 40 дол. за баррель все социальные обязательства госу­дарства будут выполнены.

Федеральная казначейская система, обеспечи­вающая исполнение и региональных, и муниципаль­ных бюджетов, работает таким образом, что деньги дойдут до каждого потребителя. И заработная плата в бюджетных учреждениях, и пенсии, и все соци­альные выплаты будут выплачиваться вовремя.

По прогнозам, рост мировой экономики в 2009 г. будет самым низким за последние 20 лет. Междуна­родный валютный фонд прогнозирует, что по пари­тету покупательной способности он не превысит 2,2%. Это означает, что все страны мира в разной сте­пени будут иметь рост, но в наиболее развитых стра­нах, странах.

Вместе с тем, вызовы мировой финансовой си­стемы, ее влияние на российскую экономику могут быть более существенными, чем это сегодня пред­ставляется. Исходя из подобных предположений, в Бюджетный кодекс РФ внесена поправка, приоста­навливающая на один год, до 1 января 2010 г. дей­ствие отдельных статей, затрудняющих принятие правительством отдельных решений по управлению средствами федерального бюджета. Эта поправка позволяет в течение 2009 г. упро­стить порядок принятия решений о пересмотре рас­ходов, использовании средств Резервного фонда и остатков средств бюджета на выплаты, сокращаю­щие долговые обязательства и заимствования, а так­же на обеспечение сбалансированности федерально­го бюджета, то есть страховаться от недополучения нефтегазовых доходов.

Подобные решения будут приниматься прави­тельством страны после предварительного рассмот­рения правительственных предложений на специаль­ной комиссии Федерального Собрания Российской Федерации, состоящей из 7 депутатов Государствен­ной Думы и 7 членов Совета Федерации.

В принятом федеральном бюджете была зало­жена цена на нефть в 2009 г. - 95 дол., в 2010 г. - 90 дол., в 2011 г. - 88 дол. за баррель. Сейчас, по нашей предварительной оценке, эти значения будут значи­тельно ниже - соответственно, 50, 55 и 60 дол. Это означает, что принятый бюджет будет исполнен, но наполнения Резервного фонда и Фонда националь­ного благосостояния не будет. При 50 дол. за баррель нефтегазовый трансферт бюджета для исполнения расходов придется наполнять из Резервного фонда, как, впрочем, и для компенсации других несобран­ных доходов бюджета.

Федеральный бюджет на 2009 г. и плановый пе­риод 2010 и 2011 гг. сформирован исходя из необходи­мости финансирования всех заявленных Правитель­ством РФ программ, в первую очередь социальных.

Объемы ВВП по прогнозам составят: в 2009 г. — 51 трлн. руб., в 2010 г. - 59 трлн. руб., в 2011 г. — бо­лее 67 трлн. руб. Рост ВВП планируется не менее 6% в год. [4]

Уровень инфляции будет снижаться с 8,5% в 2009 г. до 6,8% в 2011г.

Трехлетний бюджет сформирован с профици­том, который на 2009 г. заложен в размере 1,9 трлн. руб., на 2010 г. — 1,4 трлн. руб., на 2011 г. — 1,5 трлн. руб. Доходы бюджета на 2009 г. определены в объеме почти 11 трлн. руб. К 2011 г. они должны возрасти до 13 трлн. руб. При этом темпы их прироста должны составлять в среднем около 9% в год. Таким образом, темпы роста доходов бюджета запланированы более низкие, чем они были в 2008 г., что связано, в первую очередь, с сокращением нефтяных доходов.

Планирование бюджетных расходов впервые осуществлялось раздельно по бюджетным ассигно­ваниям на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств. Расчет ассигнований на ис­полнение действующих расходных обязательств осу­ществлялся с учетом решений, принятых в этом году и направленных на повышение уровня пенсионно­го обеспечения и социальной поддержки населения, а также рост заработной платы работников федераль­ных государственных учреждений и денежного до­вольствия военнослужащих.

Общий объем расходов федерального бюджета на 2009 г. предусмотрен в размере 9 трлн. 25 млрд. руб. В 2010-2011 гг. расходы бюджета увеличатся, в первую очередь за счет увеличения ассигнований на социальную сферу. Можно сказать, что главный ак­цент в бюджете сделан на улучшение качества жиз­ни людей.

Этого возможно достичь только с помощью ус­коренного инновационного экономического разви­тия страны. Поэтому одним из главных приорите­тов бюджетных расходов является увеличение ассигнований, направленных на развитие нацио­нальной экономики. Впервые на её нужды выделя­ется 1 трлн. руб., что на 34,8% больше расходов на эти же цели в 2008 г. Также впервые бюджетных средств на экономику будет выделено больше, чем на такие традиционно затратные разделы бюджета, как «национальная безопасность и правоохранитель­ная деятельность». При этом почти 40% выделяемых средств пойдёт на развитие транспорта и дорожного хозяйства.

Объем финансирования экономической сферы к 2011 г. по сравнению с 2008 г. увеличивается почти в 1,8 раза. Основную долю в структуре расходов со­ставляют средства, направляемые на развитие транс­порта и дорожного хозяйства, причем планируется уве­личение этой доли с 36,3% в 2008 г. до 57,7% в 2011 г. Государственная программа развития сельского хозяй­ства и регулирования рынков сельхозпродуктов, сырья и продовольствия получит в 2009 г. 120 млрд. руб.

Свыше 2 трлн. руб. в 2009 г. будет израсходова­но на нужды национальной обороны и безопаснос­ти страны.

Одна из основных социальных статей бюджета - расходы на пенсионное обеспечение. В 2009 г. отчисления в пенсионную систему возрастут на 360 млрд. руб., поскольку на 40% будет увеличена базовая часть трудовой пенсии, а ее средний размер составит 5859 руб. Будет увеличен среднегодовой прожиточный ми­нимум (с 4135 до 4989 руб.) - показатель, который слу­жит ориентиром для расчета социальной помощи на­селению. В следующем году будет проиндексирован размер материнского капитала. Он возрастет с 276 тыс. руб. до 299, 7 тыс. руб. Объем Федеральной целевой программы «Жилище» составит 75,5 млрд. руб.

По инициативе Председателя Правительства РФ В.В. Путина пособия по безработице с 1 января 2009 г. будут увеличены на 1,5 тыс. руб. и составят 4,9 тыс. руб., что обойдется бюджету примерно в 30 млрд. руб.

Рост расходов заложен практически по всем статьям бюджета. В 2009 г. существенно, более чем на 59% увеличатся ассигнования на здравоохране­ние, на 20% — на культуру, на 26% - образование. Дополнительные средства получат наука и спорт. Полностью будут профинансированы олимпийские стройки.

Особое внимание в современных условиях тре­бует долговая политика. При формировании бюдже­та пришлось учитывать не только накопленный долг бюджетной системы, но и внешнюю корпоративную - долговую нагрузку на экономику, что повлекло за со­бой увеличение процентных расходов после наблю­давшейся в 2006-2007 гг. тенденции их сокращения. Расходы на обслуживание государственного долга в 2011 г. по сравнению с 2009 г. возрастут в 1,6 раза.

Информация о работе Бюджетная система России