Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:31, курсовая работа
Цель работы: комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной политики РФ.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
-исследовать теоретические и методические основы бюджета и бюджетного устройства;
-провести анализ бюджетной политики РФ;
-исследовать основные проблемы, а также дать оценку перспективам совершенствования бюджетной системы РФ
Введение………………………………………………………………………………….…
Раздел 1. Бюджетная система РФ…………………………………………………….…...
1.1Сущность и принципы построения бюджетной системы РФ………………….…….
1.2Бюджетная классификация………………………………………………………………
1.3Межбюджетные отношения……………………………………………………………...
Раздел 2. Анализ бюджетной политики РФ………………………………………………..
2.1 Основные итоги бюджетной политики 2007-2008 гг………………………………….
2.2 Федеральные целевые программы……………………………………………………...
2.3 Внедрение механизмов бюджетирования……………………………………………..
Раздел 3. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2009-2011 гг. и дальнейшую перспективу……………………………………………………………………
3.1 Стратегические цели развития РФ……………………………………………………...
3.2 Бюджетная политика РФ на 2009-2011 гг………………………………………………
3.3 Дальнейшие перспективы развития бюджетной политики РФ………………………
Заключение………………………………………………………………………………….
Библиографический список……………………………………………………………….
Приложения
Приложение А………………………………………………………………………………..
Приложение Б……………………………………………………………………………….
Приложение В………………………………………………………………………………
Приложение Г………………………………………………………………………………..
Приложение Д……………………………………………………………………………….
Седьмое. Дальнейшее развитие практики бюджетирования, ориентированного на результаты.
В рамках бюджетного планирования следует обеспечить корреляцию докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, долгосрочных программ и ведомственных целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований.
Восьмое. Повышение эффективности управления средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, временно свободными бюджетными средствами.
Обеспечение надёжности размещения средств этих фондов остаётся безусловным приоритетом.
Девятое. Повышение качества управления государственной собственностью и эффективности работы государственного сектора. Следует в ближайшие годы завершить процесс акционирования федеральных государственных унитарных предприятий, не являющихся необходимыми для исполнения публичных полномочий.
Десятое. Расширение практики учёта результативности работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений о предоставлении финансовой поддержки за счёт средств федерального бюджета.
Развитие межбюджетных отношений на основе последовательной реализации принципа взаимных обязательств участвующих в них органов публичной власти, прежде всего при осуществлении инвестиционных и социальных расходов.
Определение дополнительных сфер государственного управления, в которых могут быть применены принципы делегирования исполнения федеральных полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации с предоставлением субвенций из федерального бюджета. Своевременное принятие документов, определяющих порядок предоставления субвенций из федерального бюджета для исполнения делегируемых федеральных полномочий и контроля за эффективностью их использования.
Одиннадцатое. Совершенствование структуры и механизмов государственного и муниципального финансового контроля, исключение параллелизма и дублирования в этой сфере.
Назрела необходимость включения в Бюджетный кодекс Российской Федерации современных норм в части, касающейся государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Соответствующий проект федерального закона должен быть внесён в Государственную Думу уже в 2008 году.
Целесообразно внедрить механизмы по противодействию использованию соглашений об избежании двойного налогообложения в целях минимизации налогов при осуществлении операций с иностранными компаниями, когда конечными выгодоприобретателями не являются резиденты страны, с которой заключено соглашение.
Необходимо принять главу Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующую взимание налога на жилую недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной цены объекта недвижимости, предусмотрев при этом такую систему вычетов, чтобы налоговое бремя в отношении малообеспеченных граждан осталось на существующем уровне.
Следует продолжить работу по реформированию системы взимания акцизов в целях стимулирования потребления более качественных товаров. Прежде всего, необходимо дифференцировать ставки акциза на моторное топливо, имея в виду установление более низкой ставки на более качественное и экологически безопасное моторное топливо.
Изменения в ставках таможенных пошлин должны быть ориентированы на стимулирование технологической модернизации российской экономики, расширение производства продукции высокой степени передела, включая глубокую переработку углеводородного сырья.
Следует окончательно определиться со стратегией и тактикой дальнейшего снижения налоговой нагрузки, в том числе в отношении сроков реформирования налога на добавленную стоимость.
3.3 Дальнейшие перспективы развития бюджетной политики РФ.
В конце ноября 2008 г. вступил в силу Федеральный закон № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010-2011 годов».
Впервые очередной трёхлетний бюджет принимался в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры, продолжающегося мирового финансового кризиса, замедления темпов роста отечественной экономики. Ближайшие годы и, прежде всего 2009 г., станут серьёзным испытанием на прочность для бюджетной системы и экономики страны.
Установленные Законом № 204-ФЗ относительно высокие темпы роста расходов федерального бюджета в 2009-2010 гг. значительно превышают прогнозируемые темпы роста национальной экономики, темпы роста инфляции. Принятый бюджет полностью соответствует целям и задачам экономической политики. Утверждённые на 2009 г. бюджетные расходы учитывают изменившуюся финансово-экономическую ситуацию в стране и в мире и не нуждаются в каких-либо принципиальных пересмотрах. Конкретные корректировки в расходной части федерального бюджета, конечно, возможны, но лишь как ответная реакция на воздействия внешней среды в процессе оперативного финансового управления.
Для обеспечения долговременной бюджетно-финансовой устойчивости и предотвращения последствий неблагоприятных экономических тенденций необходимо проведение государством контрциклической политики, не допуская наращивания бюджетных обязательств в период пика мировых цен на углеводороды, но поддерживая и повышая внутренний спрос во время снижения темпов экономического роста, замещая, таким образом, снижение внешнего спроса. Строительство объектов транспортной и промышленной инфраструктуры, осуществление социальных программ, оснащение Вооруженных Сил — все это должно дать в 2009 г. новые рабочие места, увеличение внутреннего спроса, обеспечение заказами отечественных производителей.
Для расширения внутреннего спроса будут использованы ресурсы Резервного фонда, который служит надежной страховкой для экономики в моменты кризиса. К концу 2009 г. объём Резервного фонда прогнозируется в размере 5,1 трлн. руб., а в течение года из его ресурсов будет израсходовано более 1 трлн. руб. на пополнение доходной части федерального бюджета, поскольку показатели доходов оказались ниже прогнозируемого уровня. Кроме того, из этого же источника будет оказана финансовая помощь регионам, компенсирующая выпадающие доходы их бюджетов вследствие снижения ставок ряда налогов, которые по предварительной оценке Минфина России составят 550-560 млрд. руб.
В доходах бюджетной системы значительную долю сохраняют налоговые поступления от экспорта нефти и газа. В 2008 г. эта доля составляла 50% всех бюджетных доходов. В 2009 г. доля нефтегазовых доходов федерального бюджета должна снизиться до 30%, а возможно, и ещё больше. Такие ожидания обусловлены значительно большим снижением мировых цен на нефть, чем это предполагалось при проведении бюджетных расчётов.
В связи с этим может возникнуть сомнение в реальности исполнения федерального бюджета на 2009 г. и трёхлетнего бюджета в целом в условиях снижения нефтегазовых доходов, замедления роста ВВП в сравнении с запланированными показателями, усиления инфляционных ожиданий, нестабильностью в банковской системе, вызовами мировой финансовой системы, оказывающими негативное влияние на российскую экономику. Однако оснований для таких сомнений сегодня нет.
Благодаря плодотворной совместной работе правительства и депутатского корпуса в течение последних лет сейчас имеется возможность обеспечить стабильность бюджета при низких ценах на нефть. Созданная в России «подушка безопасности» будет служить защитой бюджетной стабильности более трёх лет.
На начало 2008 г. (т.е. до своего разделения) размер Стабилизационного фонда был равен 3,849 трлн. руб. К декабрю 2008 г. объемы Фондов, выделившихся из него, составили соответственно: Резервного — 3,588 трлн. руб., Национального благосостояния -1,672 трлн. руб. Поэтому при цене нефти в 50 и в 40 дол. за баррель все социальные обязательства государства будут выполнены.
Федеральная казначейская система, обеспечивающая исполнение и региональных, и муниципальных бюджетов, работает таким образом, что деньги дойдут до каждого потребителя. И заработная плата в бюджетных учреждениях, и пенсии, и все социальные выплаты будут выплачиваться вовремя.
По прогнозам, рост мировой экономики в 2009 г. будет самым низким за последние 20 лет. Международный валютный фонд прогнозирует, что по паритету покупательной способности он не превысит 2,2%. Это означает, что все страны мира в разной степени будут иметь рост, но в наиболее развитых странах, странах.
Вместе с тем, вызовы мировой финансовой системы, ее влияние на российскую экономику могут быть более существенными, чем это сегодня представляется. Исходя из подобных предположений, в Бюджетный кодекс РФ внесена поправка, приостанавливающая на один год, до 1 января 2010 г. действие отдельных статей, затрудняющих принятие правительством отдельных решений по управлению средствами федерального бюджета. Эта поправка позволяет в течение 2009 г. упростить порядок принятия решений о пересмотре расходов, использовании средств Резервного фонда и остатков средств бюджета на выплаты, сокращающие долговые обязательства и заимствования, а также на обеспечение сбалансированности федерального бюджета, то есть страховаться от недополучения нефтегазовых доходов.
Подобные решения будут приниматься правительством страны после предварительного рассмотрения правительственных предложений на специальной комиссии Федерального Собрания Российской Федерации, состоящей из 7 депутатов Государственной Думы и 7 членов Совета Федерации.
В принятом федеральном бюджете была заложена цена на нефть в 2009 г. - 95 дол., в 2010 г. - 90 дол., в 2011 г. - 88 дол. за баррель. Сейчас, по нашей предварительной оценке, эти значения будут значительно ниже - соответственно, 50, 55 и 60 дол. Это означает, что принятый бюджет будет исполнен, но наполнения Резервного фонда и Фонда национального благосостояния не будет. При 50 дол. за баррель нефтегазовый трансферт бюджета для исполнения расходов придется наполнять из Резервного фонда, как, впрочем, и для компенсации других несобранных доходов бюджета.
Федеральный бюджет на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 гг. сформирован исходя из необходимости финансирования всех заявленных Правительством РФ программ, в первую очередь социальных.
Объемы ВВП по прогнозам составят: в 2009 г. — 51 трлн. руб., в 2010 г. - 59 трлн. руб., в 2011 г. — более 67 трлн. руб. Рост ВВП планируется не менее 6% в год. [4]
Уровень инфляции будет снижаться с 8,5% в 2009 г. до 6,8% в 2011г.
Трехлетний бюджет сформирован с профицитом, который на 2009 г. заложен в размере 1,9 трлн. руб., на 2010 г. — 1,4 трлн. руб., на 2011 г. — 1,5 трлн. руб. Доходы бюджета на 2009 г. определены в объеме почти 11 трлн. руб. К 2011 г. они должны возрасти до 13 трлн. руб. При этом темпы их прироста должны составлять в среднем около 9% в год. Таким образом, темпы роста доходов бюджета запланированы более низкие, чем они были в 2008 г., что связано, в первую очередь, с сокращением нефтяных доходов.
Планирование бюджетных расходов впервые осуществлялось раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств. Расчет ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств осуществлялся с учетом решений, принятых в этом году и направленных на повышение уровня пенсионного обеспечения и социальной поддержки населения, а также рост заработной платы работников федеральных государственных учреждений и денежного довольствия военнослужащих.
Общий объем расходов федерального бюджета на 2009 г. предусмотрен в размере 9 трлн. 25 млрд. руб. В 2010-2011 гг. расходы бюджета увеличатся, в первую очередь за счет увеличения ассигнований на социальную сферу. Можно сказать, что главный акцент в бюджете сделан на улучшение качества жизни людей.
Этого возможно достичь только с помощью ускоренного инновационного экономического развития страны. Поэтому одним из главных приоритетов бюджетных расходов является увеличение ассигнований, направленных на развитие национальной экономики. Впервые на её нужды выделяется 1 трлн. руб., что на 34,8% больше расходов на эти же цели в 2008 г. Также впервые бюджетных средств на экономику будет выделено больше, чем на такие традиционно затратные разделы бюджета, как «национальная безопасность и правоохранительная деятельность». При этом почти 40% выделяемых средств пойдёт на развитие транспорта и дорожного хозяйства.
Объем финансирования экономической сферы к 2011 г. по сравнению с 2008 г. увеличивается почти в 1,8 раза. Основную долю в структуре расходов составляют средства, направляемые на развитие транспорта и дорожного хозяйства, причем планируется увеличение этой доли с 36,3% в 2008 г. до 57,7% в 2011 г. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродуктов, сырья и продовольствия получит в 2009 г. 120 млрд. руб.
Свыше 2 трлн. руб. в 2009 г. будет израсходовано на нужды национальной обороны и безопасности страны.
Одна из основных социальных статей бюджета - расходы на пенсионное обеспечение. В 2009 г. отчисления в пенсионную систему возрастут на 360 млрд. руб., поскольку на 40% будет увеличена базовая часть трудовой пенсии, а ее средний размер составит 5859 руб. Будет увеличен среднегодовой прожиточный минимум (с 4135 до 4989 руб.) - показатель, который служит ориентиром для расчета социальной помощи населению. В следующем году будет проиндексирован размер материнского капитала. Он возрастет с 276 тыс. руб. до 299, 7 тыс. руб. Объем Федеральной целевой программы «Жилище» составит 75,5 млрд. руб.
По инициативе Председателя Правительства РФ В.В. Путина пособия по безработице с 1 января 2009 г. будут увеличены на 1,5 тыс. руб. и составят 4,9 тыс. руб., что обойдется бюджету примерно в 30 млрд. руб.
Рост расходов заложен практически по всем статьям бюджета. В 2009 г. существенно, более чем на 59% увеличатся ассигнования на здравоохранение, на 20% — на культуру, на 26% - образование. Дополнительные средства получат наука и спорт. Полностью будут профинансированы олимпийские стройки.
Особое внимание в современных условиях требует долговая политика. При формировании бюджета пришлось учитывать не только накопленный долг бюджетной системы, но и внешнюю корпоративную - долговую нагрузку на экономику, что повлекло за собой увеличение процентных расходов после наблюдавшейся в 2006-2007 гг. тенденции их сокращения. Расходы на обслуживание государственного долга в 2011 г. по сравнению с 2009 г. возрастут в 1,6 раза.