Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 21:18, курсовая работа
Цель дипломной работы состоит в исследовании особенностей бюджетной политики России и разработке направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы формирования бюджетной политики;
Введение
1. Теоретические основы формирования и реализации бюджетной политики…………………………………………………………………..….
1.1. Содержание, место и роль бюджетной политики в системе государственного регулирования…………………………………………..
1.2. Процесс формирования и реализации бюджетной политики в России…………………………………………………………………………
1.3. Эволюция бюджетной политики в Российской Федерации ….
2. Анализ функционирования бюджетной политики России в современный период………………………………………………………….
2.1. Анализ управления доходами федерального бюджета в 2008-2010 гг………………………………………………………………………..
2.1. Анализ расходной части федерального бюджета 2008-2010 гг.
3. Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики России в современный период…………………………………
3.1. Проблемы совершенствования бюджетной политики в Российской Федерации…………………………………………………..
3.2 Направления совершенствования бюджетной политики
Заключение…………………………………………………………….
Список используемой литературы………
Расходы федерального бюджета по итогам 2010 г. составили 10, 115 трлн руб. и увеличились по сравнению с 2009 г. на 9,8%, в 2008 расходы составили 6,7 трлн руб. при в целом стабильной структуре расходов, отражающей объемы финансового обеспечения основных функций и полномочий органов публичной власти. Как видно из таблицы 2, основными статьями расходов в период 2008-2010 гг. были «Межбюджетные трансферты», «Общегосударственные вопросы», «Национальная оборона», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность».
Таблица 2.
Основные параметры расходов федерального бюджета на 2008-2010 гг.
Наименование показателя |
2008 |
2009 |
2010 |
темп прироста | |
т.р. |
т.р. |
т.р. |
2008-2009 |
2009-2010 | |
Общегосударственные вопросы |
777 117 102 |
806 434 784 |
885 978 702 |
3,7 |
9,8 |
Национальная Оборона |
562 877 753 |
621 884 343 |
1 276 480 980 |
10,5 |
105 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
574 000 494 |
693 293 587 |
1 085 372 334 |
20,7 |
56,5 |
Национальная экономика |
1 013 983 267 |
1 638 062 806 |
1 222 712 321 |
61,5 |
-25,3 |
ЖКХ |
120 873 516 |
137 295 919 |
234 898 370 |
13,6 |
71 |
Охрана окружающей среды |
10 172 545 |
13 040 558 |
13 471 952 |
28,2 |
3,3 |
Образование |
345 081 857 |
405 922 220 |
442 809 280 |
17,6 |
9 |
Культура, кинематография, СМИ |
88 690 658 |
111 486 941 |
125 597 328 |
25,7 |
12,6 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
268 723 035 |
341 961 217 |
347 345 804 |
27,2 |
1,6 |
Социальная политика |
293 626 133 |
323 432 752 |
344 973 670 |
10,1 |
6,6 |
Межбюджетные трансферты |
2 674 634 564 |
3 593 443 465 |
4 135 985 827 |
34,3 |
15 |
Расходы всего |
6 729 780 930 |
8 686 258 597 |
10 115 626 574 |
29 |
16,4 |
Результат исполнения бюджета (дефицит/ профицит) |
1 705 052 386 |
-2 322 310 491 |
-1 811 791 547 |
Среднегодовой номинальный прирост совокупных расходов федерального бюджета за 2008-2010 гг. составил 6,7%, в то время как реальный ВВП в среднем рос на 6,9%. В докризисный период, включая 2008 год приоритеты бюджетной политики году были в области финансирования национальной экономики, здравоохранения и спорта, а также усиления государственного управления. По сравнению с темпом роста общих расходов федерального бюджета меньшими темпами росли расходы на социальную политику, межбюджетные трансферты, СМИ, национальную оборону, международную деятельность и ЖКХ.
В кризисный
2009 год усилилась роль бюджетной
политики в регулировании экономических
процессов и межбюджетных отношений:
произошел резкий рост расходов по
разделу «национальная
Наибольший удельный вес в структуре расходов занимают межбюджетные трансферты – 4,1 трлн. руб. в 2010 г. (40%) (табл.3). Это обусловлено несколькими факторами:
Во-первых, государство проводит политику централизации определенных денежных средств в федеральном бюджете с последующим их предоставлением бюджетам субъектов РФ в форме межбюджетных трансфертов для решения приоритетных социальных задач.
Во-вторых, существующей системой формирования государственных внебюджетных фондов, в которые в 2009 г. Было направлено их федерального бюджета 2 113,2 млрд руб. (58,8% от всей суммы межбюджетных трансфертов). Основная часть этих средств была направлена в Пенсионный фонд РФ.
Объем межбюджетных трансфертов с учетом трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов составил в 2009 году 3,5 трлн. рублей и увеличится по сравнению с 2008 годом на 865 млрд. рублей, или на 34 %.Характерной особенностью формирования межбюджетных отношений в 2008 - 2010 годах является существенное снижение количества субъектов Российской Федерации, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности с 71 в 2009 году до 45 в 2011 году.
В 2009 - 2011
годах предусматривается
Таблица 3.
Структура расходов федерального бюджета за 2008-2010 гг.
Наименование показателя |
2008 |
2009 |
2010 |
уд.вес |
уд.вес |
уд.вес | |
Общегосударственные вопросы |
11,5 |
9,3 |
8,7 |
Национальная Оборона |
8,3 |
7,1 |
12,6 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
8,5 |
7,9 |
10,7 |
Национальная экономика |
15 |
18,8 |
12 |
ЖКХ |
1,7 |
1,5 |
2,3 |
Охрана окружающей среды |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Образование |
5,1 |
4,6 |
4,3 |
Культура, кинематография, СМИ |
1,3 |
1,3 |
1,2 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
3,9 |
3,9 |
3,4 |
Социальная политика |
4,3 |
3,7 |
3,4 |
Межбюджетные трансферты |
39,7 |
41,3 |
40,8 |
Расходы всего |
100 |
100 |
100 |
Ежегодно возрастает финансирование национальной экономики из федерального бюджета. На эти цели в 2009 г. было направлено 1,6 трлн руб. (18,8%).Государство достаточно активно поддерживает различные отрасли экономики. В частности, сельское хозяйство, транспорт и дорожное строительство. Существенная доля расходов по этому разделу была направлена на осуществление федеральных целевых программ. Например, на ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года», « Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», «Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы» и др. Также часть средств пошла на взносы РФ в уставные капиталы компаний.
Расходы федерального бюджета на реализацию приоритетных национальных проектов в целом снижаются в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом на 25%.
Это связано
с тем, что по национальному проекту
«Образование» в среднесрочной
перспективе предусматривается
завершение реализации ряда направлений,
а также отражение отдельных
расходов по Рособразованию и их передача
субъектам Российской Федерации, по
национальному проекту «
Отмечается
недостаточная прозрачность расходов,
связанных с подготовкой
По разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» было выделено более 1 трлн руб. в 2009 г. (10,7%). Данный показатель превысил аналогичный за предыдущий период в 2 раза Причем доля этого раздела в структуре расходов федерального бюджета ежегодно снижалась до 2008 г.
В 2010 году объем расходов претерпевает незначительные изменения. Это обусловлено тем, что большая часть антикризисных расходов были произведены в 2009 году. Тем не менее произошло изменение структуры расходов бюджета. С одной стороны, существенно сокращаются расходы по разделу «Национальная экономика» (-25% по сравнению с объемом расходов в 2009 году), а также по разделам «ЖКХ» (-3,6%), «Образование» (-3,5%), «Здравоохранение» (-4,5%), «Культура» (-5,7%), «Охрана окружающей среды» (-8,3%), а с другой, растут расходы на «Межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам РФ» (25,4%) за счет роста трансфертов Пенсионному фонду, на «Общегосударственные вопросы» (23,7%) в основном из-за увеличения расходов на обслуживание государственного долга РФ (101,5 млрд. руб.) и на имущественный взнос в госкорпорацию «Олимпстрой» (102,0 млрд. руб.), а также по разделам «Национальная оборона» (3,4%) и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (5,6%).25
3. Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики России в современный период
3.1 Проблемы совершенствования бюджетной политики в Российской Федерации
Проведение бюджетной
политики в кризисный период уже
не идет в русле тех прогнозов
социально-экономического развития, под
которые изначально закладывались
все бюджетные проектировки. Ухудшение
всех наиболее значимых социально-экономических
показателей ставит под сомнение
достижение тех целевых параметров,
которые закладывались в
Одним из последствий кризиса стало отклонение реальной политики от ряда принципиальных положений, закрепленных в Бюджетном кодексе, в частности:
Кроме этого, исходя из публичных
заявлений руководства Минфина
России, можно заключить, что готовность
к корректировке нормативно-
Все вышеперечисленное
Воздействие финансово-экономического кризиса и значительное ухудшение макроэкономической стабильности привело к существенным изменениям, прежде всего, в текущей бюджетной политике.
Падение как нефтегазовых, так и ненефтегазовых доходов федерального бюджета, вкупе с сокращением запланированных ранее расходов и увеличением финансирования мер антикризисной поддержки привело к образованию дефицита бюджета в 2009 году в размере 5,9% ВВП.
Тяжелая ситуация с региональными бюджетами потребовала усиления мер по оказанию им финансовой помощи. Произошло изменение механизма межбюджетных трансфертов, в частности, соотношение двух основных видов дотаций (на выравнивание бюджетной обеспеченности и на сбалансированность бюджетов) четко показывало сдвиг от формульного к «ручному» распределению федеральных средств: в 2008 г. объем дотаций на сбалансированность составлял 13,9% от дотаций на выравнивание, а в 2009 г. – чуть более 50%.
Фактически кризис подтолкнул федеральные власти к пересмотру приоритетов в социальной политике. Результатом монетизации льгот, проведенной в 2005 г., стал рост социальных обязательств регионов, и многие из них не могли с этими обязательствами справиться. До последнего времени федеральный бюджет вынужден был оказывать регионам значительную финансовую помощь, перечисляя трансферты на софинансирование региональных полномочий (на поддержку региональных категорий льготников). В 2009 г. эта система дала трещину – федеральное софинансирование региональных полномочий по социальной политике росло медленно. В 2010 г. произошел ее слом – в федеральном бюджете сохранено только федеральное софинансирование расходов по поддержке репрессированных и реабилитированных, а помощь остальным, более крупным по численности, категориям региональных льготников (ветераны труда, труженики тыла), малоимущим семьям с детьми (детские пособия), а также предоставление малообеспеченным гражданам субсидий на оплату ЖКУ полностью ляжет на плечи регионов. Сокращение финансирования этих обязательств может привести к росту социальной напряженности в регионах.26