Бюджетная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в исследовании особенностей бюджетной политики России и разработке направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы формирования бюджетной политики;

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования и реализации бюджетной политики…………………………………………………………………..….
1.1. Содержание, место и роль бюджетной политики в системе государственного регулирования…………………………………………..
1.2. Процесс формирования и реализации бюджетной политики в России…………………………………………………………………………
1.3. Эволюция бюджетной политики в Российской Федерации ….
2. Анализ функционирования бюджетной политики России в современный период………………………………………………………….
2.1. Анализ управления доходами федерального бюджета в 2008-2010 гг………………………………………………………………………..
2.1. Анализ расходной части федерального бюджета 2008-2010 гг.
3. Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики России в современный период…………………………………
3.1. Проблемы совершенствования бюджетной политики в Российской Федерации…………………………………………………..
3.2 Направления совершенствования бюджетной политики
Заключение…………………………………………………………….
Список используемой литературы………

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕцарахова.docx

— 133.73 Кб (Скачать)

Главным распорядителем бюджетных средств  является первый получатель бюджетных  средств, который имеет право  распределять средства между распорядителями  и получателями бюджетных средств. Главный распорядитель бюджетных  средств готовит бюджетную роспись  по распорядителям и получателям  средств, утверждает им сметы доходов  и расходов, изменяет в случае необходимости  распределение средств между  статьями утвержденной сметы, осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств. Распорядителем бюджетных средств является орган  исполнительной власти, который распределяет средства между получателями, утверждает сметы доходов и расходов, контролирует целевое использование бюджетных  средств получателями. Бюджетополучателем является бюджетное учреждение (организация), финансируемое в сметном порядке  из бюджета или внебюджетного фонда.

К контрольно-счетным  органам относятся Счетная Палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов  РФ и муниципальных образований. Контрольно-счетные органы осуществляют контроль за исполнением бюджетов и  внебюджетных фондов, проводят внешний  аудит отчетов использования  средств бюджетов и внебюджетных фондов.7

Бюджетная политика призвана обеспечить ряд стратегических целей:

  • обеспечение сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств;
  • создание эффективной системы управления государственными финансами;
  • обеспечение приемлемой налоговой нагрузки на экономику;
  • концентрация финансовых и экономических ресурсов на решении приоритетных социальных задач;
  • снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен;
  • реформирование межбюджетных отношений. Государство активно воздействует на экономические отношения посредством использования инструментов финансовой политики, поэтому ее иногда называют налогово-бюджетной по основным инструментам, с помощью которых она воздействует на хозяйственную ситуацию в стране.

Основными инструментами проведения государственной  бюджетной политики являются, прежде всего, налоги, государственные расходы, государственные закупки, трансферты, государственные займы, стратегические финансовые резервы. Например, используя налоги, как фискальный инструмент государство путем уменьшения сбора налогов с населения может повысить такой компонент совокупного спроса, как потребительские расходы. Уменьшение налогов на прибыль корпораций приведет к росту инвестиций. Через государственные закупки государство может стимулировать производство и инвестиционных, и потребительских товаров.

Через межбюджетные трансферты преодолевается влияние  объективных различий в уравнивании  социально-экономического развития регионов и обеспечивается сбалансированность бюджетов субъектов РФ и местных  бюджетов, осуществляется софинансирование долгосрочных программ развития. Рассматривая формы и типы бюджетной политики, нельзя ее отделять от налоговой политики – второй составной части финансовой политики, поскольку это исказит  понимание самого ее механизма.

По степени  участия государства в процессе макроэкономического регулирования  финансовая политика может проводиться  в двух формах: дискреционная и  недискреционная (автоматическая).

Первая - дискреционная форма - основана на сознательном вмешательстве государства в налоговую систему (изменение налоговой структуры, налоговых ставок) и госрасходы. Ее целью является бюджетное регулирование экономического роста, занятости и инфляции.

Вторая - недискреционная форма финансовой политики - имеет меньшее значение. Она основана на автоматически действующих нормах, то есть вступающих в действие без необходимости принятия правительством каких-либо специальных мер. Она реализуется с помощью "встроенных стабилизаторов", к которым относят, прежде всего, систему прогрессивного налогообложения, а в сфере бюджетных расходов – и софинансирование общественных работ и систему социальных пособий. Так, в период процветания экономики вследствие роста доходов налоговые поступления автоматически возрастают (при прежних ставках), что, в свою очередь, сдерживает экономический подъем. В период спада при сокращении ВНП налоговые поступления автоматически сокращаются, и эти сокращения удерживают спад. Трансфертные платежи (социальные пособия) - один из компонентов бюджетных расходов - ведут себя прямо противоположно. Выплаты по ним пособий и субсидий малоимущим слоям населения сокращаются во время подъема и возрастают по мере спада производства. 8

Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит  от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования  финансовых ресурсов в бюджет (возможный  бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный  потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический  объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства).

На основе категории бюджетного потенциала следует  оценивать возможности реализации функций государства, включая функции  государственного регулирования экономики. Рост и падение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, в условиях экономического и финансового кризиса, происходит существенное уменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между возможным потенциалом и фактическим бюджетом в основном в силу низкой собираемости налогов.9

 

1.2. Процесс формирования и реализации бюджетной политики в Российской Федерации

 

В связи  с тем, что бюджетная политика осуществляется, главным образом, в  ходе бюджетного процесса, а роль бюджета  является центральной во всех политических решениях, принимаемыми органами, ответственными за проведение бюджетной политики, считаем возможным принять ту информационную базу, которая применяется  для подготовки бюджета, в качестве основы для рассмотрения процесса формирования бюджетной политики.

Таким образом, бюджетная политика в России, главным  образом, формируется на основе:

  • законов и нормативно-правовых актов, регулирующих сферу бюджетных отношений;
  • основных положений бюджетного послания Президента РФ Правительству Российской Федерации;
  • прогнозов социально-экономического развития;
  • основных направлений бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;
  • сведений среднесрочного финансового плана субъекта РФ (муниципального образования);
  • показателей сводного финансового баланса;
  • показателей денежной программы, составляемой Центральным банком;
  • показателей долгосрочных федеральных целевых программ;10

В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным  кодексом РФ (ст. 170) приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит  Президенту РФ, который в ежегодных  посланиях Федеральному Собранию РФ определяет в общем плане приоритетные направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочную  перспективу (3 года). В рамках этого  послания Правительство РФ разрабатывает  соответствующие проекты законов, необходимых для реализации финансовой политики, вносит их в Государственную  Думу для рассмотрения и принятия. В ходе этой работы первоначальное содержание законов может претерпеть значительные изменения. Правительство  РФ должно либо согласиться с предлагаемыми  изменениями либо уйти в отставку. В случае отказа от принятия федерального закона о бюджете возможен роспуск Государственной Думы.

Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов. На основании последних органы исполнительной власти разрабатывают проекты бюджетов.

Перспективный финансовый план разрабатывается на основе данных и показателей прогноза социально-экономического развития государства. Он содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Этот план законодательно не утверждается. Его задача состоит в информировании законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы.

Долгосрочные  целевые программы разрабатываются  органом исполнительной государственной  власти или органом исполнительной власти местного самоуправления и утверждаются соответствующим законодательным  или представительным органом власти. Долгосрочные целевые программы  содержат технико-экономическое обоснование, прогноз ожидаемых социально-экономических  результатов реализации программы, сведения о распределении объектов и источников финансирования по годам  и другие данные.11

В соответствии с бюджетным  посланием Президента РФ Федеральному собранию и другими необходимыми документами и материалами разрабатывается  закон о бюджете, который является главным финансовым законом, выражающим экономическую и социальную политику государства. В Российской Федерации, в соответствии с конституционным  распределением полномочий между уровнями власти – федеральным уровнем, региональным и местным самоуправлением, принимаются  и реализуются законы о федеральном бюджете, региональном бюджете и бюджете местного самоуправления.

В законе (решении) о бюджете должны содержаться  основные характеристики бюджета, к  которым относятся общий объем  доходов бюджета, общий объем  расходов, дефицит (профицит) бюджета. Также в нем должны содержаться  нормативы распределения доходов  между бюджетами бюджетной системы  Российской Федерации в случае, если они не установлены бюджетным  законодательством Российской Федерации.

Законом (решением) о бюджете устанавливаются:

  • перечень главных администраторов доходов бюджета;
  • перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
  • распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам главных администраторов, источников финансирования дефицита бюджета;
  • распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
  • общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств;
  • величина нефтегазового трансферта на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 процента прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
  • объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и (или) предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде);
  • общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период на первый год планового периода в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов бюджета, на второй год планового периода в объеме не менее 5 процентов общего объема расходов бюджета;
  • источники финансирования дефицита бюджета, установленные статьями 94 (в случае принятия федерального бюджета с дефицитом), 95 и 96 настоящего Кодекса на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
  • верхний предел государственного (муниципального) внутреннего долга и (или) государственного внешнего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), с указанием, в том числе верхнего предела долга по государственным или муниципальным гарантиям;
  • иные показатели федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местного бюджета, установленные соответственно кодексом, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом.12

Закон о бюджете составляется на определенный период времени, именуемый бюджетным периодом. В практике бюджетного планирования различают понятия «бюджетный год» и «бюджетный период». Бюджетный период может охватывать любое временное пространство (один, два, три календарных года и даже быть более длительным) в зависимости от того, на какой по длительности срок распространяется расчет планируемых бюджетных показателей. При бюджетном планировании тот или иной конкретный бюджетный год может быть взят за основу расчетных проектировок. В этом случае такой бюджетный год становится базовым годом.13 Россия впервые перешла с однолетнего на трехлетнее планирование бюджета в 2007 году, где первый год является текущим, остальные – входят в плановый период. Таким образом, с 2007 года бюджетная политика разрабатывается на 3 года. Однако в связи с мировым экономическим кризисом наша страна временно была вынуждена вернуться в 2009 году к прежнему периоду планирования. Возврат же к принципу 3-летнего бюджетного планирования был осуществлен, начиная с бюджета на период 2010–2012 годов. Это ярко отражает динамизм бюджетной политики.

Как уже было отмечено выше, бюджетная  политика реализуется в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации  средств в бюджет и их использованию, а также в процессе определения основных направлений развития бюджетных отношений и выработки конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства. В связи с этим, представляется, что основными звеньями в совокупном комплексе мер по реализации бюджетной политики выступают:

  • политика в области доходов бюджета;
  • политика в области расходов бюджета;
  • политика в области обеспечения сбалансированности бюджета и эффективного управления государственным (муниципальным) долгом;
  • политика в области регулирования межбюджетных отношений.

В соответствии с основными  направлениями бюджетной политики Президент России в своем ежегодном бюджетном послании Федеральному собранию определяет и конкретизирует те задачи, которые должны найти свою реализацию в федеральном бюджете на текущий и последующий плановый период. Так, в бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах» четко выделены 4 крупных направления бюджетных мероприятий - в области доходов, расходов, межбюджетных отношений, совершенствования технологий формирования и исполнения бюджета.

В области доходов бюджета  необходимо продолжить сбережение части  нефтегазовых доходов в условиях конъюнктурно высоких цен на сырье, а также принять меры по мобилизации  дополнительных бюджетных доходов  и повышению собственного бюджетного потенциала бюджетов всех уровней публичной  власти. Должна быть продолжена работа по оптимизации налоговой системы.

Информация о работе Бюджетная политика