Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является следование системы бюджетирования как элемент системы управления предприятием.
Для достижения поставленной цели были выявлены следующие задачи:
· раскрыть функции и сущность системы бюджетирования;
· выявить закономерность формирования системы бюджетирования в системе планов предприятия;
· определить подходы к оценке эффективности системы бюджетирования и выявлению резервов ее совершенствования.
Объектом исследования курсовой работы является процесс бюджетирования который осуществляют предприятия в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
Предметом исследования выступает системы бюджетирования предприятия.
Введение
1. Бюджетирование на предприятии: сущность цели и особенности
1.1 Сущность и функции бюджетирования
1.2 Виды бюджетов и их цели
1.3 Особенности бюджетирования на предприятиях различного размера
2. Система бюджетирования как элемент системы управления на предприятии
2.1 Бюджетирование в системе планов предприятия
2.2 Бюджетирование в цикле управления предприятием
2.3 Бюджетирование и стратегическое управление предприятием
3. Использование системы бюджетирования в ООО "Наваррос"
3.1 Экономическая характеристика деятельности предприятия
3.2 Оценка системы бюджетирования предприятия
3.3 Методические подходы к совершенствованию системы бюджетирования на предприятиях малого бизнеса
Заключение
Список использованной литературы
Заемные средства 600 430
Итого по разделу IV 600 430
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Заемные средства 4200 3999
Кредиторская задолженность
в том числе: поставщики и подрядчики 6132 9 252
задолженность перед персоналом организации 1302 1302
задолженность перед государственными внебюджетными фондами 959 959
задолженность перед бюджетом 1442 1442
авансы полученные 1611 1611
прочие кредиторы 278 278
Итого по разделу V" 15924 18 843
БАЛАНС 36625 43 114
В плановом периоде по на конец года по сравнению с началом года ожидается увеличение валюты баланса на 6489 тыс.рублей. Большое значение для ресторана имеет рост товарных запасов и собственных средств. В заключение проводится расчет и анализ показателей финансового состояния, с целью оценки темпов изменения финансовых показателей в плановом периоде.
Произведем расчет показателей ликвидности в 2008 году.
Таблица 3.13
Прогноз показателей ликвидности ООО "Наваррос" в 2008 годуПоказатели В 2007 году В 2008 году (план) Отклонение (+,-)
Денежные средства, тыс. руб. 913 913 0
Краткосрочные финансовые вложения, тыс. руб. 359 359 0
Итого наиболее ликвидных активов, тыс. руб. 1272 1272 0
Активы быстрой реализации
(краткосрочная дебиторская
Итого наиболее ликвидных и быстро реализуемых активов, тыс. руб. 8304 11424 3120
Медленно реализуемые активы (запасы, НДС), тыс. руб. 9537 13898 4361
Итого ликвидных активов, тыс. руб. 17841 25322 7481
Краткосрочные долговые обязательства, тыс. руб. 15 924 18 843 2919
Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал) 0,08 0,07 -0,01
Коэффициент критической ликвидности (Ккл) 0,52 0,61 0,09
Коэффициент текущей ликвидности (Kтл) 1,12 1,34 0,22
По данным табл. 3.13 коэффициент
абсолютной ликвидности в плановом
периоде 2008 года незначительно снизится,
однако коэффициент критической
ликвидности и коэффициент
В целом применение системы
бюджетирования в ООО "Наваррос"
является оправданным способом финансового
планирования деятельности предприятия.
Использование системы
Рассчитанные данные распределяются по отделам для выполнения и контроля.
3.3 Методические подходы
к совершенствованию системы
бюджетирования на
Бюджетирование в настоящее
время имеет большую
Использование бюджетирования как качественного инструмента современной системы управления ООО "Наваррос" должно обеспечивать:
1) повышение эффективности
финансово-хозяйственной
2) повышение эффективности
управления (рост качественных
Основной проблемой системы бюджетирования является риск принятия не до конца просчитанного бюджета, а так же на квартальную отчетность, что означает анализ результатов за каждые три месяца и более частый пересмотр прогнозов.
Все эти факторы поднимают один важный вопрос — "Каким образом можно оптимизировать процесс бюджетного планирования с тем, чтобы стало возможным планировать, пересматривать прогнозы и стимулировать менеджмент за максимально короткий период".
В качестве подхода к совершенствованию системы бюджетирования ООО "Наваррос" необходимо разделить требования по управлению бизнесом на четыре актуальных направления, создав под них соответствующие структуры.
1. Прогнозирование;
2. Определение направления развития ООО "Наваррос";
3. Управление стоимостью компании;
4. Контроль за финансовыми расходами.
Прогнозы выполняются централизованно на основе финансовой модели, которая получает данные из источников внутри и за пределами компании.
Направление развития системы
бюджетирования вырабатывается при
помощи системы взаимосвязанных
сбалансированных показателей, определяющих
финансовые и нематериальные цели коммерческой
деятельности. Управление стоимостью
производится путем анализа конкурентной
среды (бенчмаркинга) в данной области
и лучших в своем классе компаний
- в интересах выполнения таких
сопутствующих функций, как управление
трудовыми и финансовыми
В подобном случае ООО "Наваррос"
сосредоточит усилия по снижению стоимости
на достижении конкурентного преимущества.
Наконец, контроль за расходом финансовых
средств осуществляет специальный
отдел, который собирается один раз
в месяц и расставляет
ООО "Наваррос" успешно работает в течение нескольких лет, постоянно улучшая свои позиции. Однако не все компании могут провести полную реконструкцию своей системы бюджетного планирования. Исследовав деятельность ООО "Наваррос" и других компаний, необходимо реализовать следующие мероприятия по улучшению процесса бюджетирования.
1. Необходимо разделить
выполнение бюджета и процесс
премирования. Так, по итогам работы
за последний год выплатила
премии за выполнение
Другое решение - когда
премии начисляются из расчета производительности
в сравнении с прямыми
2. Необходимо разделить
бюджетирование и
3. Применять внешний бенчмаркинг
для определения целей по
4. Определить курс развития,
используя финансовые и
5. Провести явную связь
между основной нефинансовой
деятельностью и финансовой
6. Разделить текущие расходы
и капиталовложения. На первый
взгляд, это очевидно и является
основным принципом работы
Таким образом, можно сделать вывод, что для построения эффективной системы бюджетирования в ООО "Наваррос" необходимо провести серьезную работу в области бюджетирования.
Для начала бюджетный процесс на предприятии необходимо как можно тщательнее изучить, и создать такую систему бюджетирования, целиком отвечающую их нуждам и условиям деятельности, что в результате позволит получить конкурентное преимущество.
Совершенствование системы планирования заключается в обеспечении сквозной связи между горизонтами планирования – от стратегического планирования (обычно на несколько лет) к тактическому (на год, квартал) и оперативному (на месяц, неделю). Безусловно, для ООО "Наваррос" в зависимости от времени горизонты планирования имеют свой диапазон, но их взаимосвязь должна быть обеспечена.
Кроме того, также требуется
совершенствование системы
Организация контроля исполнения планов предполагает сбор и консолидацию информации о фактическом исполнении плановых бюджетных показателей, выявление отклонений "план-факт", анализ причин отклонений и принятие управленческих решений. Для обеспечения эффективности управления определяют стандарты отклонений: аварийные, сверхнормативные, допустимые, а контроль каждого диапазона отклонения делегируется соответствующему уровню управления предприятием.
Совершенствование системы управленческой отчетности направлено на контроль и анализ деятельности центров ответственности и всей компании в целом. Отчеты и сопровождающие пояснительные записки должны содержать отклонение "план-факт", факторный анализ (изменение цены, объема), пояснения возникших отклонений, перечень необходимых управленческих воздействий и способов их реализации.
Совершенствование существующей
системы финансово-
·
выявление специфики
·
осуществление постоянных изменений
(в том числе преломление
· учитывая относительно большой срок разработки и внедрения системы бюджетирования (от 4 месяцев до года и больше), требуется постоянная корректировка результатов, поскольку за этот период меняется сама компания;
· обучение сотрудников компании новым методам и технологиям работы, подготовку команды специалистов из числа сотрудников компании, которые могут не только поддерживать работоспособность системы, но и развивать ее после внедрения - это является залогом успешной работы системы бюджетного управления.
После совершенствования методик планирования и учета, формирования сквозных регламентов взаимодействия подразделений в процессе планирования и контроля; разработки форм планов и бюджетов и форм управленческой отчетности; формирования всех нормативных документов, необходимых для полноценного функционирования системы бюджетирования.
Заключение
В рыночных условиях планирование и контроль являются важными функциями управления финансами. В практике распространены бюджетные системы, которые включают в себя планируемые и отчетные данные. Бюджет – это количественное выражение плана, инструмент координации и контроля за его выполнением на краткосрочной основе.
Практическая значимость дипломной работы базируется на этапах:
· процедуры формирования операционного и финансового бюджетов;
· анализа финансового состояния организации;
· механизма контроля и анализа исполнения бюджетов.
При разработке прогнозных данных должны соблюдаться принципы бюджетирования и использоваться экономико-статистические методы.
Бюджетирование – современная технология финансового менеджмента, позволяющая не только получить обоснованный оперативный расчет, но и организовать управление деятельностью предприятия на основе сметы - плана, усилить контроль за издержками и денежными потоками, достичь лучших финансовых результатов.
Система бюджетов образует бюджетную структуру, в соответствии с которой формируются основные итоговые бюджеты организации: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, бюджет баланса.