Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:27, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение бюджетного управления и основных принципов его организации, технология формирования и реализации операционных, инвестиционных и генерального бюджетов а также система учета, контроля и анализа бюджетов относительно центров ответственности.
Введение
Раздел 1. Теоретические основы бюджетного управления и основные принципы его организации
1.1 Бюджетирование, как управленческая технология
1.1.1 Понятие, объект и назначение бюджетирования
1.1.2 Цели организации и цели (задачи) бюджетирования
1.1.3 Принципы бюджетирования
1.1.4 Классификация бюджетов
1.2 Учет и система контроля по центрам ответственности
1.2.1 Типы центров ответственности
1.2.2 Метод определения значимости отклонений
1.2.3 Отчеты об исполнении бюджетов (смет)
Раздел 2. Учет, контроль и анализ исполнения бюджетов в торговой организации
2.1 Краткая экономическая характеристика
2.2 Технология формирования бюджетов в организации
Заключение
Список литературы
Приложения
Дополнительно к бюджету продаж составляют бюджет прочих доходов, поскольку с его помощью корректируют доходную базу основного бюджета. Для его разработки экономические службы организации используют разнообразную информацию, поступающую из бухгалтерии и финансового отдела. Формат бюджета прочих доходов представлен в табл. 6.
Таблица 6
Бюджет прочих доходов на предстоящий год
| ||
Статьи доходов | Сумма, у.е. |
|
Доходы от текущей деятельности |
|
|
Продажа многооборотной тары | 1 000 |
|
Прочие доходы | 1 500 |
|
Итого | 2 500 |
|
Доходы от финансовой деятельности |
|
|
Сдача помещений в аренду | 100 000 |
|
Поступления по выписанным векселям | 10 500 |
|
Прочие доходы | 5 500 |
|
Итого | 116 000 |
|
Всего | 118 500 |
|
|
|
|
Одновременно с бюджетом продаж целесообразно составлять бюджет коммерческих расходов. Чтобы отдел маркетинга качественно выполнил свою работу по составлению бюджета продаж и коммерческих расходов, необходимо учитывать, что расчет коммерческих расходов должен соотноситься с объемом продаж и что не следует ожидать повышения объема продаж и что не следует ожидать повышения объема продаж, одновременно планируя снижение финансирования мероприятий по стимулированию сбыта. Многие статьи бюджета коммерческих расходов планируют в процентах к объему продаж. Величина прогнозного процента зависит от жизненного цикла товара. Коммерческие расходы можно классифицировать по многим критериям, ключевыми из которых являются: виды товаров, категории покупателей, география сбыта, деятельность конкурентов на отдельных сегментах товарного рынка. Значительную часть коммерческих расходов составляют затраты на рекламу и продвижение товаров на рынок. Поэтому заместитель директора по сбыту должен точно установить, где и когда должна быть осуществлена рекламная компания и сколько средств следует на нее израсходовать. При разработке бюджета коммерческих расходов целесообразно предусмотреть затраты на упаковку, транспортировку, страхование, складирование и хранение товаров на складе.
Для этого все издержки разделяются на переменные и постоянные. Для планирования переменных издержек в качестве базового показателя используется объем проданных товаров, а не затраты прямого труда. Норматив переменных затрат составляет 1,5, 2,0 и 0,5% от продажной цены на единицу проданных товаров по каждой группе товаров соответственно. Постоянные накладные затраты переносятся в бюджет буквально так, как они представлены в исходных данных.
Таблица 7
Бюджет коммерческих расходов на предстоящий год
| |||||
Наименование статей | Сумма, у.е. |
| |||
| I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал |
|
Ожидаемый объем продаж (шт.), в т.ч. |
|
|
|
|
|
«Телевизор» | 15 000 | 18 000 | 12 000 | 25 000 |
|
«Холодильник» | 10 000 | 12 000 | 8 000 | 15 000 |
|
«Кухонный комбайн» | 40 000 | 35 000 | 32 000 | 60 000 |
|
Переменные затраты на единицу продукции (у.е.) |
|
|
|
|
|
«Телевизор» (1,5%) | 90 000 | 94 500 | 63 000 | 150 000 |
|
«Холодильник» (2%) | 160 000 | 170 400 | 112 000 | 237 000 |
|
«Кухонный комбайн» (0,5 %) | 30 000 | 22 750 | 19 200 | 42 000 |
|
Всего переменные затраты | 280 000 | 287 650 | 194 200 | 429 000 |
|
Постоянные затраты по договорам | 450 000 | 450 000 | 450 000 | 450 000 |
|
Итого | 730 000 | 737 650 | 644 200 | 879 000 |
|
|
|
|
|
|
|
Следующим этапом в разработке бюджета является составление бюджета запасов товаров на конец планируемого периода.
Бюджет товарных запасов непосредственно связан с бюджетом продаж товаров и вытекает из него. Уровень товарных запасов должен быть оптимальным, так как при завышенных товарных запасах высокая вероятность образования затоваривания на складах и, соответственно, увеличения издержек. Кроме того, для увеличения закупки товаров потребуются дополнительные денежные средства для их приобретения.
Руководство торгового предприятия считает, что в истекшем 2005 г. Товарные запасы были не оптимальными и составили к концу года 1,5 млн. у.е. в денежном выражении. С ростом товарооборота их следует пропорционально увеличивать, но необходимо уменьшать долю товара, которая переходит на следующий год. Так, в прошлом году количество товарных запасов на 31 декабря 2005 г. Составило 26 % от планируемого объема продаж I квартала 2006 г. Руководство организации намеревается снизить этот показатель вдвое, что должно произойти за счет следующих факторов:
ь Более эффективной работы с поставщиками, направленной на уменьшение минимальных партий закупок товара;
ь Улучшения транспортного взаимодействия между складами организации;
ь Создания единой автоматизированной информационной системы товарных запасов и товарооборота.
Таблица 8
Бюджет товарных запасов
| |||||
Склады | Запасы на 1.01.2006г. | Планируемые запасы на 1.04.2006г. |
| ||
| шт. | тыс.у.е. | шт. | тыс.у.е. |
|
Склад №1, в т.ч. | 6500 | 1 573 500 | 5000 | 1 077 400 |
|
«Телевизор» | 2000 | 592 000 | 1400 | 414 400 |
|
«Холодильник» | 1000 | 593 000 | 600 | 351 000 |
|
«Кухонный комбайн» | 3500 | 388 500 | 3000 | 312 00 |
|
Склад №2, в т.ч. | 6500 | 1 629 500 | 4700 | 1 046 400 |
|
«Телевизор» | 1000 | 296 000 | 900 | 266 400 |
|
«Холодильник» | 1500 | 889 500 | 800 | 468 000 |
|
«Кухонный комбайн» | 4000 | 444 000 | 3000 | 312 000 |
|
Склад №3, в т.ч. | 3900 | 647 600 | 3300 | 790 150 |
|
«Телевизор» | 900 | 266 400 | 950 | 281 200 |
|
«Холодильник» | 100 | 59 300 | 550 | 321 750 |
|
«Кухонный комбайн» | 2900 | 321 900 | 1800 | 187 200 |
|
Итого | 16 900 | 3 850 600 | 13 000 | 2 913 950 |
|
|
|
|
|
|
|
Из табл. 8 видно, что произошло выравнивание товарных запасов по складам кА в количественном, так и в стоимостном выражении. Кроме того, сократилась довольно существенно сумма отвлеченных из оборота денежных средств (средств в товарных запасах). Эта сумма уменьшилась с 3850 тыс. до почти 2900 тыс у.е. почти на 25%, что является безусловно положительным фактом.
Бюджет закупок содержит информацию о финансово-экономических показателях, характеризующих эффективность процесса снабжения. В зависимости от сложности организации данного бизнес-процесса выбирается и структура бюджета закупок. Это может быть один бюджет, а может быть и целый набор бюджетов. Если в организациях практически всеми закупками занимаются в одном подразделении, то бюджет закупок может быть и один. Если в закупках участвует несколько подразделений, то можно разделить его на несколько бюджетов, что ускорит подготовку и согласование бюджета закупок, так как составляющие этого бюджета можно будет подготавливать и согласовывать параллельно. Вместе с тем можно использовать и следующую процедуру. В независимости от организационного распределения данного процесса между подразделениями можно в обязательном порядке выделять бюджет закупок сырья и материалов или бюджет закупок товаров.
Если бюджет закупок состоит из нескольких бюджетов, то уже нет особого смысла составлять какой-то сводный бюджет закупок, так как по каждому из выделенных направлений имеется соответствующий бюджет закупок (см. рис 1). Такое внимание к закупкам объясняется просто. Как правило, в большинстве организаций в области закупок есть большой резерв повышения эффективности за счет оптимизации затрат на закупку. Налаживание работы по процессу снабжения позволяет более четко контролировать основные два параметра, а именно объемы закупок и цены, причем делать это по всем направлениям закупок (от сырья и материалов до закупок для обеспечения работы офиса).
Рис. 1.
Структура бюджета закупок торгового предприятия
2
Кроме оптимизации затрат на закупку, большие резервы содержаться в усилении контроля над процессом закупок. Следует иметь ввиду, что на этом участке сотрудникам компании легче всего организовать себе «дополнительную мотивацию» и тем самым резко снизить финансовые результаты компании. Поэтому усиление контроля закупок позволит значительно уменьшить такие случаи. Таким образом, получается, что за счет оптимизации данного бизнес-процесса можно навести порядок в объемах закупок, а за счет усиления контроля - в ценах и затратах на закупку.
Бюджет закупок коммерческой продукции содержит информацию о финансово-экономических показателях, характеризующих эффективность закупки товаров с целью перепродажи. В данном случае бюджет закупок коммерческой продукции содержит пять групп показателей, характеризующих эффективность процесса снабжения в части закупок коммерческой продукции: объем закупок, средняя цена, общая сумма затрат, запасы товаров, выплаты денежных средств.
Для планирования бюджета закупок товаров воспользуемся формулой:
Ок = Он + П - Р,
Где:
Ок - остаток товаров на конец планируемого периода;
Рн - остаток товаров на начало планируемого периода;
П - поступление (закупка) товаров за планируемый период;
Р - реализация товаров за планируемый период.
Из формулы (1) можно вывести формулу, по которой рассчитывается планируемое поступление товаров:
П = Р - Он + Ок.
Для более детального рассмотрения закупки товаров в предстоящем году составим табл. 9, в которой остатки запасов товаров на 1 января 2006 г. Считаем остатками на начало планируемого периода.
Таблица 9
Бюджет закупок (в тыс.у.е.)
| |||||||
Склады | Планируе-мая реализация за 2006 г. | Остатки запасов на 1.01.2006г. | Остатки запасов на 1.01.2007г. | План закупок | Цена | Стоимость |
|
Склад №1, в т.ч. | 80 000 | 6 500 | 5 000 | 78 500 |
| 19 227 700 |
|
«Телевизор» | 22 000 | 2 000 | 1 400 | 21 400 | 296 | 6 334 400 |
|
«Холодильник» | 14 000 | 1 000 | 600 | 13 600 | 593 | 8 064 800 |
|
«Кухонный комбайн» | 44 000 | 3 500 | 3 000 | 43 500 | 111 | 4 828 500 |
|
Склад №2, в т.ч. | 111 000 | 6 500 | 4 700 | 109 200 |
| 28 104 300 |
|
«Телевизор» | 31 000 | 1 000 | 900 | 30 900 | 296 | 9 146 400 |
|
«Холодильник» | 22 000 | 1 500 | 800 | 21 300 | 593 | 12 630 900 |
|
«Кухонный комбайн» | 58 000 | 4 000 | 3 000 | 57 000 | 111 | 6 327 000 |
|
Склад №3, в т.ч. | 81 000 | 3 900 | 3 300 | 80 400 |
| 16 633 550 |
|
«Телевизор» | 17 000 | 900 | 950 | 17 050 | 296 | 5 046 800 |
|
«Холодильник» | 9 000 | 100 | 550 | 9 450 | 593 | 5 603 850 |
|
«Кухонный комбайн» | 55 000 | 2900 | 1 800 | 53 900 | 111 | 5 982 900 |
|
Итого | 272 000 | 16 900 | 13 000 | 268 100 |
| 63 965 550 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информация о работе Бюджетирование и контроль деятельности центров ответственности