Банковское кредитование физических лиц на примере "Аман банка"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:42, дипломная работа

Описание работы

Цель работы состоит в анализе и разработке предложений по совершенствованию процесса кредитования физических лиц на примере Аманбанка КР.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
определение понятия кредита и сущности организации кредитования физических лиц;
изучение классификации и видов кредитования;
определение понятия кредитного риска и управление им;
изучение организации кредитного процесса в коммерческом банке;
рассмотрение методов оценки кредитоспособности физических лиц;
анализ кредитования физических лиц в ОАО РК Аман банк;
выявление проблем и перспектив кредитования в банках КР.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты кредитования физических лиц
1.1 Понятие и сущность, классификация и виды кредитов физическим лицам
1.2 Виды кредитов, предоставляемых физическим лицам
1.3 Управление кредитным риском в процессе кредитования физических лиц

Глава 2. Организация процесса кредитования физических лиц в Аманбанке
2.1 Характеристика и анализ финансовой деятельности ОАО РК Аманбанк
2.2 Методы оценки кредитоспособности физических лиц
2.3 Анализ маркетинга при кредитовании клиентов в ОАО РК Аманбанк

Глава 3. Проблемы кредитования физических лиц и пути их решения
3.1 Анализ развития кредитования Аман банка
3.2 Проблемы процесса кредитования физических лиц в банках КР и пути их решения
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Дипломная.docx

— 290.97 Кб (Скачать)

Система управления рисками кредитного портфеля, который раньше был разделен на тысячи кусочков, и управление им было в принципе невозможно. Детальную картину того, как меняется профиль риска по продукту, территории или точке, необходимо отслеживать на регулярной основе, что тоже раньше было невозможно.

Проблемы для Банка - это масштабы изменений, они такие глобальные, проблем возникает неимоверное количество. Поток новых явлений в фабрике заставляет «бежать» на уровне ежечасного реагирования, на ходу дописывая какие-то элементы и доставляя «фильтры» и проверки.

Кроме того, есть проблема переобучения людей. Нужно преодолевать скепсис участников, что является сложной задачей.

Сейчас одна из ключевых проблем для Банка — взаимодействие с внешними источниками данных, поскольку Банк не может влиять на устранение ошибок и скорость реакции. Приходится совершенствовать систему, искать обходные пути.

Их очевидными плюсами можно назвать возможность «сэкономить» на реальной стоимости автотранспортного средства при получении субсидии, или еще одна благая цель - поддержка жителей КР. Вторым плюсом можно назвать, что этими программами могут воспользоваться население с более низким уровнем дохода. Однако поближе познакомившись с условиями кредитования, можно увидеть несколько минусов - перечень предлагаемых транспортных средств не всегда устраивает клиентов, или предлагаются дополнительные условия, которые Банк прописывает, для снижения своих рисков (страховки и т.п.).Дополнительные условия также значительно повышают стоимость кредита.

В нынешней ситуации, для банков приоритет качества портфеля стоит на высоком уровне. Кредитный риск является одним из наиболее значимых банковских рисков, кроме того, именно он становится причиной возникновения проблемной задолженности и потерь, связанных с дефолтом заемщика. Поэтому особенно актуальными, в настоящее время, становятся задачи оперативной оценки состояния заемщиков, находящихся в кредитном портфеле банка, а также большое значение приобретает объективный подход к выработке оптимальных условий сделки, обоснованность принятия решения о выдаче кредита. Решение этой задачи невозможно без использования системы оценки и управления рисками.

Оценка рисков позволяет отказаться от простого подхода, когда решение о выдаче кредита имеет вид: принять/отказать. Система управления кредитными рисками становится основой для обоснованного диалога с клиентом на базе объективных, в том числе и портфельных, показателей. Важную роль играют правильно построенные бизнес-процессы. Деятельность подразделения управления рисками нельзя отделить от других подразделений банка, так как для проведения правильной и объективной оценки необходима вся доступная информация, в том числе и от других подразделений и внешних источников.

Невозможно полностью исключить риск. Нельзя получить доход не рискуя: чем больше риски, тем выше возможные доходы. Но нужно знать принимаемый на себя риск, чтобы быть готовым к возможным последствиям.

Банкам следует внести некоторые изменения в свою работу, в частности такие как:

1. Построение систем формализованной оценки кредитного риска. Для каждого клиента Банк должен иметь возможность корректно и в явном виде оценить ожидаемый уровень кредитного риска (т.е. ожидаемые потери), который в свою очередь складывается из оценки риска клиента (вероятность дефолта) и риска транзакции (потери в случае дефолта).

2. Усиление роли функции управления рисками в процессе подготовки и принятия кредитного решения. Наиболее принципиальными изменениями являются разделение независимой оценки кредитного риска и клиентской работы.

3. Оптимизация кредитной процедуры и построение электронного документооборота для всех кредитных заявок.

4. Построение выделенной и консолидированной службы мониторинга качества кредитного портфеля и работы с просроченной задолженностью. Основной задачей в данной области является максимально раннее выявление потенциально проблемной задолженности и профессиональная работа с ней на тех стадиях, когда мероприятия по ее реструктуризации и взысканию могут быть наиболее эффективными.

5. Создание и поддержание на достойном уровне общего бюро кредитных историй.

6. Кредиты должны быть доступны, то есть процентные ставки по кредитам должны быть снижены.

7. Необходим закон, регламентирующий действия всех участников сделки. Сегодня в действующем законодательстве КР отсутствуют специальные законодательные акты, регулирующие отношения в сфере кредитования физических лиц, и применяются общие положения ГК КР о займе, а также положения Закона "О защите прав потребителей", которые не учитывают всей специфики данной сферы правового регулирования.

Конкретная реализация этих направлений будет учитывать особенности работы с различными клиентскими сегментами.

 

Заключение

 

В настоящее время тенденция расширения кредитования сопровождается возрастанием уровня кредитного риска, снижением качества кредитного портфеля, что отрицательно влияет на устойчивость как отдельных банков, так и банковской системы в целом.

Можно выделить несколько основных факторов, тормозящих развитие банковского кредитования физических лиц в КР:

Нестабильная экономическая ситуация в стране;

Высокие ставки по кредитам. Высокая инфляция, рост ставки рефинансирования НБКР – все это привело к резкому удорожанию выдаваемых денег. Альтернативой отечественным кредитным организациям стали зарубежные финансовые учреждения, где заемщикам предлагали лучший продукт на более выгодных условиях. Преодолеть эти негативные тенденции мы сможем только в том случае, если предложим заемщикам Кыргызстана конкурентоспособный продукт по доступной цене, этим продуктом может в дальнейшем оказаться технология ОАО РК Аманбанка.

Еще одна из проблем - это отсутствие эффективной системы функционирования бюро кредитных историй. В настоящее время институт бюро кредитных историй только развивается, поэтому нет достаточной базы для анализа его деятельности. Участие банков в работе бюро кредитных историй осуществляется с рядом ограничений, которые вызываются стремлением самих банков сохранить банковскую тайну и нежеланием выдавать информацию о своих клиентах.

Чтобы адекватно оценить заемщика, необходима реальная информация. Ее представлением занимаются сами заемщики, что снижает степень ее достоверности. Необходимо развитие собственной информационной службы, связанной с бюро кредитных историй. Наличие положительной информации в кредитной истории заемщиков позволяет значительно сократить срок оформления кредита, получить кредитные ресурсы по привлекательным ставкам, с более низкими требованиями по обеспечению. Кредитные организации, являющиеся участниками бюро кредитных историй, получают возможность уменьшить собственные расходы на сбор информации о кредитоспособности заемщика.

Низкое качество внутреннего управления в кредитных организациях. Проблема заключается в отсутствии системы показателей, которые позволили бы оценить успешность проведения сделки и степень достижения поставленных целей.

Неразвитость современных банковских технологий. В настоящее время в Кыргызстане большая доля расчетов проводится с использованием наличных денег. Низкими темпами развивается карточная инфраструктура (недостаточное количество банкоматов, магазинов, где можно расплатиться кредитной картой).

В качестве основных направлений совершенствования менеджмента организации целесообразно рекомендовать проведение следующих мероприятий: разработка и проведение грамотной маркетинговой стратегии; формирование и систематизация опыта работы с клиентами; привлечение долгосрочных ресурсов; создание эффективной системы управления рисками, в частности кредитным риском; стандартизировать процесс оказания услуг. А также повышение уровня информативности потенциальных клиентов о предоставляемых услугах и их доверия к банковской системе. Для этой цели сведения о финансовом положении кредитных организаций должны быть открытыми и прозрачными.

В работе рассматривались ряд методик оценки кредитоспособности заемщика. Их комбинация может позволить оптимизировать работу и добиться наилучших результатов. Оценка кредитоспособности заемщика может быть сведена к единому показателю - рейтинг заемщика.

С клиентом каждого класса кредитоспособности банки по-разному строят свои кредитные отношения. Так, первоклассным по кредитоспособности заемщикам коммерческие банки могут открывать кредитную линию, овердрафт, выдавать в разовом порядке ссуды с установлением более низкой процентной ставки, чем для всех остальных заемщиков.

Кредитование второклассных ссудозаемщиков осуществляется банками в обычном порядке, то есть при наличии соответствующих форм обеспечительных обязательств (гарантий, залога, поручительств, страхового полиса). Процентная ставка соответственно зависит от вида обеспечения.

Предоставление кредитов клиентам третьего класса связано для банка с серьезным риском. В большинстве случаев таким клиентам банки стараются кредитов не выдавать. Если же банк решается на выдачу кредита клиенту третьего класса, то размер предоставляемой ссуды не должен превышать размера обеспечения. Процентная ставка за кредит устанавливается на высоком уровне.

Также, следует отметить, что мониторинг кредитным работником финансового положение заемщика должен идти в течение всего срока обслуживания кредита. Это обеспечивает уменьшение риска невозврата ссуды.

В результате проведенного в дипломной работе исследования состояния кредитного портфеля Аман банка и изучение процесса предоставления кредитов физическим лицам, а также методов оценки их кредитоспособности можно сделать вывод о том, что у банков Кыргызстана есть реальная возможность расти в этом направлении, а также получать прибыль с наименьшими затратами.

 

 

Библиографический список

Нормативно-правовая литература

  1. Положение Банка Кыргызстана «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери».
  2. Положение Банка Кыргызстана«О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска».
  3. Инструкция НБКР«Об обязательных нормативах банков».
  4. Порядок кредитования физических лиц Аманбанком от 30.05.2003г.
  5. Порядок предоставления Аманбанком кредитов физическим лицам на цели личного потребления (Редакция 2) 08.03.2004г.

Учебная литература

1.Балабанова, И.Т. Банки и банковская деятельность / И.Т. Балабанова. -  Санкт – Петербург. Питер, 2003. - 345с.

2.Балахничева, Л.Н. Финансы, денежное обращение и кредит / Л.Н. Балахничев. - Новосибирск. СибАГС, 2005. - 352 с.

3.Жукова, Е.Ф. Банки и банковские операции: учебное пособие для студентов вузов / Е.Ф.Жукова. - Москва. :Банки и биржи, 2006. - 399 с.

4.Лаврушин, О.И. Банковское дело : учебно-практ. пособие / О.И.Лаврушина.: Москва. ФиС,  2004. - 344 с.

5.Колесников, В.И. Банковское дело / В.И. Колесников, проф. Л.Л. Кроливецкой. - Москва. Финансы и статистика, 2005. - 312 с.

6.Белоглазова, Г.Н. Банковское дело /. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой; Москва. Финансы и статистика, 2004. - 458 с.

7.Батракова, Л. Г. Анализ процентной политики коммерческого банка : учебное пособие / Л.Г. Батракова  Москва. Логос, 2004. - 152с.

8.Белоглазова, Б. Н. Денежное обращение и банки / Б.Н. Белоглазова, Г.В. Толоконцева. -  Москва.: Финансы и статистика, 2003. - 355с.

9.Жуков  Е.Ф. Деньги. Банки. Кредит /  Е.Ф.Жукова. - Москва. Банки и биржи, 2003. - 314 с.

10.Егоров, А.Е. Проблемы деятельности коммерческих банков на современном этапе развития экономики// Деньги и кредит. - 2008.- №6.- с.24-30.

11.Жуков, Е. Ф. Банки и банковские операции / Е.Ф. Жуков  Санкт – Петербург. Питер, 2007. - 234с.

12.Лаврушин, О. И. Деньги, кредит, банки / О.И. Лаврушин. - Москва. :Финансы и статистика, 2003. - 590с.

13.Лаврушин, О. И Банковское дел / О.И. Лаврушин  Учебник. Москва. Финансы и статистика, 2003. - 672с.

14.Макарова, О.М.  Коммерческие банки и их операции / О.М. Макарова, Л.С. Сахарова, В.Н. Сидоров.: -  Москва. ЮНИТИ, 2005. - 347 с.

15.Ендовицкий Д.А. Анализ и оценка кредитоспособности заемщика : учеб. пособие / Д.А. Ендовицкий, И.В. Бочарова; под ред. Д.А. Ендовицкого. – М.: КноРус, 2008.

16.Кабушкин С.Н. Управление банковским кредитным риском: учеб. пособие для вузов / С.Н. Кабушкин. – М.: Новое знание, 2007.

17.Лаврушин О.И. Банковское дело. Современная система кредитования : учеб. пособие / О.И. Лаврушин, О.Н.Афанасьева, С.Л. Корниенко; под общ. ред. О. И. Лаврушина. – М.: КноРус, 2009.

19.Лаврушин О.И. Деньги, кредит , банки. Экспрес-курс : учеб. пособие / под общ. ред. О. И. Лаврушина.- 2-е изд., стер.– М.: КноРус, 2007.

20.Мэйз Э. Руководство по кредитному скорингу: учеб. пособие / Элизабет Мэйз. – М.: Гревцов Паблишер, 2008.

21.Румак Е.Х Учет кредитов в коммерческом банке: учеб. пособие / Е.Х. Румак, Д.О. Харченко; под ред. Е.Х. Румак. – С-Пб. : ИВЭСЭП, 2009.

22.Викулин А.Ю.,Рустамьян В.Л. Система принципов законодательства о кредитных историях, // Банковское право.- 2008.- №5.

22.Галлямова А.З., Бетина Л.М., Лазаренко В.Г., Монахова Е.В. Банковские операции: учебное пособие/- М.:МБИ, 2007.- 147с.

23.Гараган С.А., Павлов О.А. Оптимальная организация процесса рассмотрения кредитных заявок // Банковское кредитование.- 2008.

24.Демьянова Д.А. Скоринговые системы как компонент риск-менеджмента // Банковское кредитование.- 2009.- № 1.

25.Иванов В.В., Соколов Б.И. Деньги, кредит, банки: учебник /– М.: ТК Велби, Проспект, 2009.

26.Легонькова Н.М., Андреева А.Б. Антикризисное управление: учебное пособие. –М.: МБИ, 2008

Информация о работе Банковское кредитование физических лиц на примере "Аман банка"