Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:14, реферат
Банковский менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в
условиях развитой рыночной экономики. При расширении круга банковских
операций до уровня, принятого в цивилизованных странах, в эти услуги
входят:
|Управление банковскими
рисками
|Управление кредитным
портфелем
|Организация внутрибанковского
контроля
|Управление персоналом
|Администрирование системы организации и оплаты труда |
|Организация подбора и расстановки персонала |
|Организация системы
подготовки персонала
|
|Задачи |Содержание решаемых задач |
|Банковская политика |Постановка главных задач, выделение |
| |основной цели существования банка |
| |Разработка комплексных программ и проектов,|
| |обеспечивающих достижение основных целей |
| |существования банка |
| |Разработка методологии управления |
| |деятельностью банка |
| |Разработка организационной структуры банков|
| |в соответствии с выбранной политикой |
| |развития банка |
| |Стратегия управления персоналом банка: |
| |в области организации работы персонала; |
| |в области определения эффективности работы |
|
|персонала;
| |в области мотивации персонала; |
| |в области стимулирования инновационного |
|
|потенциала персонала;
| |в области продвижения персонала |
|Банковский маркетинг|Установление существующих и потенциальных |
| |рынков банковских услуг |
| |Выбор конкретных рынков и выявление |
| |потребностей банковской клиентуры |
| |Установление долго- и краткосрочных целей |
| |для развития существующих и создания новых |
| |видов банковских услуг |
| |Внедрение новых видов услуг в практику и |
| |контроль банка за реализацией программ |
|
|внедрения.
|Создание банковских |Разработка методов изменения состояния, |
|продуктов |свойств, формы денежных средств в процессе |
| |деятельности банка для удовлетворения |
| |потребностей существующих и потенциальных |
| |клиентов банка |
| |Внедрение новых банковских технологий |
| |обслуживания клиентов |
|Формирование |Укрепление позиций на освоенных сегментах |
|клиентской базы |рынка банковских услуг (кредитных, |
|банка, обслуживание |операционных, инвестиционных, трастовых) |
|клиентов продажа |для привлеченных групп клиентов |
|услуг |(хозяйствующие субъекты, государственные |
| |учреждения, физические лица) |
| |Завоевывание новых рынков банковских услуг |
| |Повышение конкурентоспособности, расширение|
| |ресурсной базы банка, создание |
| |дополнительных доходоприносящих денежных |
|
|потоков
| |Получение прибыли |
|Экономика и финансы
|Приращение капитала
| |Управление прибылью и ликвидностью |
| |Максимизация управленческого вознаграждения|
| |Обеспечение стабильности развития банка |
| |Обоснование финансовых решений |
| |Управление издержками банка |
|Информационно-аналит|Создание
информационно-аналитической
|ическое обеспечение |системы планирования и реализации |
|
|финансовых операций
|Администрирова- |Приведение организационной структуры банка,|
|ние |классификации и квалификации персонала в |
| |соответствие с выбранной стратегией |
|
|развития банка
|
Таблица[3]
Место и роль финансового
Широко используемое в
имеет многочисленные толкования. Но в целом российские специалисты
сходятся в одном — в том, что финансовый менеджмент — это управление
отношениями по формированию и использованию денежных ресурсов. Именно в
таком понимании финансовый менеджмент рассматривается в работах таких
известных авторов, как И.Т. Балабанов, И.Н. Герчикова, В.В. Ковалев, Л.П.
Павлова, Р.С. Сайфулин, Е.С. Стоянова, А.Д. Шеремет.[4]
В гораздо меньшей степени,
отечественными авторами проработана проблема финансового менеджмента и
коммерческом банке. Причина в специфике деятельности коммерческого банка
как финансового посредника по управлению денежными потоками, которым
присуща вся совокупность функций денег. К освещению этой проблемы авторы,
как правило, подходят с позиций соблюдения требований и нормативов
государственных регулирующих органов, отвечающих за ликвидность банковской
системы в целом.
Проблемам финансового
позиций соблюдения требований регулирующих органов посвящены работы таких
авторов, как Э.Н. Василишен, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, М.А. Пессель,
Н.Э. Соколинская, А.М. Тавасиев1.
В процессе своей деятельности коммерческий банк исходит в основном из
микроэкономических факторов и устойчивости клиентов. Такой подход наиболее
актуален в современных условиях, так как первичным звеном в экономической
цепочке создания продукции (товаров, услуг) являются создатели материальных
ценностей. Соответственно и коммерческий банк для рыночной экономики
первичен, а Центробанк
— конструктор перестройки
исследователей этого направления финансового менеджмента в коммерческом
банке можно назвать О.В. Грядовую, Ю.С. Масленченкова, Л.А. Плотицину, К.Р.
Тагирбекова, В.Е. Черкасова.
В работах отечественных авторов (М.З. Бор, Г.С. Панова, В.В. Пятенко,
В.Т. Севрук, В.М. Усоскин, Э.А. Уткин, Е.Б. Ширинская) также представлен и
опыт зарубежных банков. Данный опыт, безусловно, важен, однако зарубежные
финансовые системы существенно отличаются от кредитно-банковской системы
России. Например,
распространение опыта
на российскую почву требует тщательной нелегкой адаптации, так как
отечественная банковская система в отличие от системы США построена по
территориальному принципу и основана на монопольном положении Центробанка
России, а не на экономическом районировании субъектов федерации и
экономики[5].
Отсюда можно сделать вывод
о том, что одна из
менеджмента в коммерческом банке в современных российских условиях — это
отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами в
кредитной организации в рамках существующей кредитно-банковской системы.
Главная же особенность финансового менеджмента в коммерческом банке в
нынешних российских условиях обусловлена тем, что коммерческий банк — это
единственный экономический субъект, который системно управляет всеми
функциями денег (мера стоимости, функции обращения, платежа и накопления) и
в этой связи является первичным звеном рыночной экономики. Внешняя среда
финансового менеджмента в коммерческом банке — это совокупность финансовых
отношений.
2.1. Цели и задачи финансового менеджмента
Объект деятельности
процессы исследования финансовых операций банка и управления потоками
денежных средств банковской клиентуры.
Предмет деятельности
разработка и использование систем и методик рационального планирования и
реализации финансовых операций (процессы привлечения и размещения денежных
средств).
Цель финансового менеджмента в коммерческом банке — определение
рациональных требований и методических основ построения оптимальных
организационных структур и режимов работы функционально-технологических
систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка
и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на
приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли при
условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка. Примеры
заданных параметров, влияющих на устойчивость коммерческого банка,
приведены в табл.
3.
| Заданные параметры
|Режим деятельности
|Максимизация прибыли |Минимально допустимая нормативная |