Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 13:07, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм, главным звеном которого является бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Сущность федерального бюджета……………………………………………......4
2. Доходы и расходы федерального бюджета…………………………………........5
3. Анализ, состав и структура расходов федерального бюджета по отраслям экономики………………………………………………………………………….....9
Заключение…………………………………………………………………….........29
Список литературы…………………………………………………………………31
2010 год (сводная бюджетная роспись) |
2011 год (сводная бюджетная роспись) |
2012 год (проект) |
2013 год (проект | |
Объем, млрд. рублей |
320 |
386,6 |
347,2 |
395,2 |
изменения к предыдущему году: |
||||
млрд. рублей |
66,6 |
-39,4 |
48 | |
в % |
20,8 |
-10,2 |
13,8 | |
доля в общем объеме расходов, |
3,13 |
3,63 |
3,09 |
3,25 |
доля в ВВП, % |
0,71 |
0,77 |
0,62 |
0,64 |
Без учета межбюджетных трансфертов, млрд. рублей |
266,3 |
308 |
326,6 |
380,2 |
изменения к предыдущему году: |
||||
млрд. рублей |
41,7 |
18,6 |
53,6 | |
в % |
15,7 |
6 |
16,4 | |
Межбюджетные трансферты, млрд. рублей |
53,7 |
78,6 |
20,6 |
15 |
доля в разделе, % |
16,8 |
20,3 |
5,9 |
3,8 |
Анализ
динамики расходов
В целях устойчивого
автомобильных дорог с 1 января 2011 года предусмотрено создание Федерального дорожного фонда Российской Федерации с закреплением с 1 января 2011 года минимального объема его наполнения на уровне не ниже объема ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на 2010 год на финансирование дорожного хозяйства Российской Федерации, с дополнительным увеличением этого объема за счет целевых поступлений от
увеличения акцизов на нефтепродукты.
Проекты
законодательных актов о
Значительной остается проблема снижения издержек при строительстве дорог.
В целом затраты можно разделить на две группы:
1. Расходы на
финансирование
2. Расходы на
экономическое регулирование на
Экономические расходы производятся как из текущего бюджета, так и из бюджета развития. Бюджет развития призван стать важным целевым финансовым инструментом расходов на расширенное воспроизводство и инновации. С его помощью органы государственной власти стимулируют привлечение в дополнение к бюджетным средствам денежных ресурсов частных инвесторов и инвестиционных институтов для реализации проектов по структурной перестройке экономики. Бюджет развития создается во всех структурах бюджетной системы, особенно на федеральном и субъективном уровнях. Удельный вес его в объеме государственных инвестиций страны пока небольшой.
Средства бюджета развития находятся под контролем органов Федерального казначейства. Плата за пользование средствами, предоставленными на возвратной основе, и суммы в их погашение вносятся в доход федерального бюджета. За нецелевое использование средств предприятия уплачивают штраф в размере, установленном законодательством. Средства из бюджета развития предоставляются тем предприятиям, которые не имеют задолженности по ранее выданным кредитам.
Финансирование объектов смешанного инвестирования (за счет средств федерального бюджета, собственных и иных источников) осуществляется в порядке, установленном для предоставления бюджетных ассигнований. Оно может осуществляться как в прямых бюджетных назначениях, так и посредством системы трансфертов и денежных кредитов. Наибольшая эффективность и гибкость достигаются при кредитах и субсидиях.
Целесообразность экономических расходов обусловлена необходимостью глобального регулирования национальной экономики, а также особой важностью ее защиты от негативных внутренних и внешних воздействий в условиях мирового товарно-денежного механизма перераспределения стоимости жизненных ценностей. Регулирование может осуществляться как путем содержания малорентабельных, убыточных сфер производства, финансирования перспективных инноваций, обеспечения баланса расходов и доходов государства, так и перераспределения стоимости между отдельными структурно-территориальными подразделениями страны.
Анализ расходов
В соответствии со статьей 21 Бюджетного Кодекса РФ классификация расходов бюджета состоит из 11 разделов. Они являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов.
Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2008 году доля расходования этих средств составляет 34,73%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем году (2009) он снижается на 2,21 %. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 141,56 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2010 году до 2 720,97 млрд. рублей, что составляет на 439,41 млрд. руб. больше по отношению к 2008 году. В диаграмме 1 и 2, можно наглядно увидеть, как происходит изменение этого показателя.
Это свидетельствует о финансировании бюджетов субъектов РФ. Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Межбюджетные трансферты» характеризуются следующими данными.
Основную долю в этом разделе занимают «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов». В среднесрочной перспективе прогнозируется рост объема межбюджетных трансфертов для перечисления государственным внебюджетным фондам. В динамике этот показатель растет. Это обусловлено необходимостью проведения дополнительных мер по укреплению и сбалансированности системы пенсионного обеспечения, решению задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитие страны и т.д. В целом свидетельствует об увеличении расходования этих средств самого раздела.
Национальная
экономика занимает третье место
в распределении бюджетных
К этому разделу
относятся полномочия по регулированию
и поддержке экономической
Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.
Данный показатель по прогнозу сейчас находится на 3 месте, то уже в 2010 он займет пятое место.
В 2010 году произойдут изменения доли расходов в процентном соотношении от общего объема расходов. Неизменными лидерами остаются межбюджетные трансферты и общегосударственные вопросы на 3 месте будет национальная безопасность и правоохранительная деятельность, а на 4 месте национальная оборона.
Оба эти раздела наращивают финансирование. Рассмотрим ниже диаграммы. Мы видим, что такой показатель, как национальная оборона (он отмечен ярко голубым цветом) имеет динамику роста, с 2008 года по 2010 год прогнозируется увеличение в сумме 87,09 млрд. руб.. А прогноз по разделу национальная безопасность и правоохранительная деятельность увеличится на 171,61 млрд.руб. в 1,5 раза к 2008 году. В процентном соотношении происходят колебания, сначала он возрастает, потом падает. Это связано, как суммой всего расходов, так и с распределением средств по раздела.
Проанализировав данные можно сделать вывод, что бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РФ.
Важнейшая задача - обеспечить его прозрачность для всех членов общества. Необходимо добиться, чтобы федеральный бюджет стал средством стабилизации государственных финансов. Он должен превратиться в надежную опору и гаранта для всех определенных законом получателей средств. Решить названные задачи можно, лишь объединив усилия Президента Российской Федерации, Правительства РФ и палат Федерального Собрания. Это крайне важно с учетом особенности подготовки проекта федерального бюджета на 2008-2010 год - необходимости его принятия. Правительство РФ должно стать организующим центром этой работы.
Заключение
Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии.
Посредством бюджета государством осуществляются мобилизация денежных ресурсов и их расходование путем перераспределения национального дохода и ВВП. Через государственный бюджет в настоящее время в промышленно развитых странах перераспределяется до 40 % национального дохода.
Объективно бюджет выполняет одну функцию — перераспределение финансовых ресурсов от субъектов, обладающих значительными жизненными ценностями, к неимущим субъектам-потребителям. Реализуется она через механизм формирования и использования бюджетного фонда.
По экономическому назначению расходы на поддержание реального сектора экономики должны обеспечивать функционирование государственного производственного сектора и экономическое регулирование национальной экономики.
Следует проанализировать динамику расходов федерального бюджета на поддержку отраслей реального сектора экономики в Российской Федерации. При этом сразу необходимо отметить, что в 2005 году претерпела изменения функциональная классификация расходов бюджета, в соответствии с которой расходу на поддержку отраслей реального сектора экономики отражаются в четвертом разделе функциональной классификации.
Таким образом, происходит рост расходов федерального бюджета на 2004 год на 14,3%, в том числе рост всех расходов федерального бюджета обусловлен ростом расходов на фундаментальные исследования и содействия научно-техническому прогрессу на 14.2%, так в 2004 году будет сохранена тенденция на укрепление материально-технической базы науки. В виде субвенций и в рамках текущего финансирования научных организаций на развитие приборной базы, содержание уникальных стендов, развитие центров коллективного пользования, приобретение и ремонт оборудования.
Расходы федерального бюджета на поддержку национальной экономики на 2005-2007 год увеличились на 88,9% или на 233970,1 млн.рублей.
Такой значительный рост расходов данного сектора вызван увеличением входящих в его состав расходов, так увеличились в 2,4 раза расходы на топливо и энергетику.
Если проанализировать удельный вес общей суммы расходов на поддержку реального сектора экономики, то следует отметить, что в расходах федерального бюджета на 2003 год он занимают 8,7%, в то время как в 2005 году происходит их рост до уровня в 9,2%.
Наибольший удельный вес за 2003-2004 годы занимают расходы на промышленность, энергетику и строительство, - 25,1% в 2003 году и 27,9% в 2004 году, среди которых важное значение имеют расходы на строительство и архитектуру, на мой взгляд, данный вид расходов является наиболее существенным в расходах бюджета, так как в настоящее время строительство является одной их приоритетных отраслей экономики, благодаря которому развивается строительство как новых жилых домов, так и торговых центров, и других необходимых объектов для развития экономики страны и повышения в целом благосостояния и уровня жизни граждан.