Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:58, курсовая работа
Цель данной работы - проанализировать управление бюджетами разных уровней.
Введение 3
Глава 1. Сущность бюджетной политики 4
1.1 Бюджетное устройство и бюджетная система 4
1.2 Основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы 5
Глава 2. Управление бюджетами бюджетной системы РФ 9
2.1 Федеральный бюджет РФ 9
2.2. Бюджеты субъектов РФ 15
2.3. Местные бюджеты 17
2.4. Консолидированный бюджет 21
2.5. Государственные внебюджетные фонды 24
2.6. Целевые бюджетные фонды 28
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Большую
роль играют показатели консолидированных
бюджетов в перспективном планировании
в целом и перспективном
Разработка экономико-математических моделей прогнозирования бюджетов также основана на данных консолидированных бюджетов. Для расчета финансовых ресурсов на перспективу исследуются корреляционные связи между объемами доходов консолидированных бюджетов и такими переменными, как ВВП, национальный доход, объем валовой продукции промышленности, сельского хозяйства.
Показатели консолидированных бюджетов используются также при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, образование и другие среднедушевые бюджетные расходы. В свою очередь среднебюджетные показатели являются критериями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий. Показатели консолидированного бюджета страны используются для сравнения с аналогичными показателями других государств.
Государственным внебюджетным фондом называют форму образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. В российской практике государственные внебюджетные фонды созданы для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. В РФ государственными внебюджетными фондами являются:
1. Пенсионный фонд РФ;
2. Фонд социального страхования РФ;
3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов рассматриваются в органах законодательной власти вместе с пакетом документов, представляемых одновременно с проектом федерального бюджета на соответствующий год. В соответствии с Бюджетным кодексом, федеральные законы, утверждающие бюджеты внебюджетных фондов должны утверждаться Федеральным Собранием одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете.
Первые целевые внебюджетные фонды (в основном социальные) начали создаваться в РФ в начале девяностых. Формирование системы целевых внебюджетных социальных фондов было обусловлено необходимостью «разгрузить» государственный бюджет от значительной доли плохо финансируемых на тот момент социальных расходов.
Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию на цели, не предусмотренные законодательством.
Исполнение
бюджетов государственных внебюджетных
фондов осуществляется Федеральным
казначейством РФ. Контроль за рациональным
и целевым расходованием
Охарактеризуем перечисленные выше фонды.
1. Пенсионный фонд.
Основная
задача данного фонда – аккумуляция
страховых взносов и
Пенсионный фонд вместе со своими территориальными органами составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167-ФЗ от 15.12.2001 бюджет Пенсионного фонда формируется за счет:
- страховых взносов;
- средств федерального бюджета;
- сумм
пеней и иных финансовых
- доходов
от размещения (инвестирования) временно
свободных средств
- добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
- иных
источников, не запрещенных
Налоговые доходы бюджета Пенсионного фонда в основном формируются за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии и страховых взносов на выплату накопительной части трудовой пенсии.
Основную
часть безвозмездных
Большая часть расходов Пенсионного фонда РФ приходится на выплаты по обязательному пенсионному страхованию. Часть средств Пенсионный фонд расходует на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в которое входит выплата пенсий военнослужащим, выплата второй пенсии участникам ВОВ и др. платежи. Кроме того, из бюджета Пенсионного фонда выплачиваются такие пенсии и пособия как пенсии, назначенные безработным досрочно. Еще одним направлением расходования средств Пенсионного фонда являются расходы на дополнительное пенсионное обеспечение, из которых выплачивают дополнительные пенсии летчикам судов гражданской авиации и работникам ядерного оружейного комплекса.
1. Фонд социального страхования.
Фонд социального страхования действует как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение. Управление Фондом возложено на Правление Фонда и его председателя. Председатель и его заместители назначаются Правительством РФ.
Среди основных задач фонда:
- обеспечение
гарантированных государством
- участие
в разработке и реализации
государственных программ по
охране здоровья работников, мер
по совершенствованию
Основную часть доходов фонда с 2001 года составляют поступления от единого социального налога и взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
2. Фонд обязательного медицинского страхования.
Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае утраты здоровья. Цель медицинского страхования – гарантия гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных государством средств и финансирование профилактических мероприятий.7
Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) – источник в котором аккумулируются средства для осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного медицинским страхованием.
Основным доходным источником ФОМС является единый социальный налог. Кроме того, доходы бюджета ФОМС составляют поступления от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и др.
Основную часть расходов ФОМС составляют расходы на выравнивание финансовых условий территориальных фондов обязательного медицинского страхования, которым принадлежит основная роль в финансовом обеспечении здравоохранения территорий. В число основных функций территориальных фондов входят аккумулирование средств на обязательное медицинское страхование, учет страховых взносов и платежей, контроль за их полным и своевременным перечислением плательщикам, финансирование программ обязательного медицинского страхования на территории.
Территориальные
фонды обязательного
Целевой бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда. 8
Целевые бюджетные фонды создаются при формировании федерального бюджета на предстоящий финансовый год, действуют в течение года, после этого либо создаются вновь, либо прекращают свое существование.
В 2001 году большинство целевых бюджетных фондов было упразднено, а их расходы были переданы в федеральный бюджет и осуществляются теперь на общих основаниях. Упразднение всех целевых бюджетных фондов за исключением Фонда Министерства по атомной энергетике РФ связано с тем, что казначейский контроль их средств был затруднен, а расходы зачастую неэффективны.
Упразднение большинства целевых бюджетных фондов вызвало возражения со стороны ряда органов государственной власти и управления. Так, по мнению экспертов Счетной палаты, высказанному в Заключении Счетной палаты РФ на проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год», упразднение Федерального дорожного фонда РФ приведет к замедлению развития сложившегося производственно-хозяйственного комплекса, многие годы обеспечивающего строительство, реконструкцию ремонт и текущее содержание автомобильных дорог как федерального, так и регионального значения.
В ходе парламентских слушаний проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год» также высказывались возражения против упразднения федеральных целевых фондов. Так представители фракции КПРФ выступали против упразднения экологического фонда, мотивируя свое мнение тем, что это подорвет целый экономический механизм государственного регулирования природопользования.
Единственный в настоящий момент целевой бюджетный фонд Министерства РФ по атомной энергии формируется за счет выручки за поставляемый в США низкообогащенный уран, являющийся федеральной собственностью. Из данного целевого бюджетного фонда финансируются мероприятия по повышению ядерной, радиационной и экологической безопасности и поддержке фундаментальной и прикладной науки, компенсируются организациям расходы, связанные с исполнением международных обязательств, а также мероприятия по Федеральной целевой программе «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)».
В настоящее время прорабатываются вопросы восстановления некоторых целевых бюджетных фондов, в частности, дорожного фонда.
Бюджетная политика должна сохранить своё значение как важнейший инструмент макроэкономического регулирования. Она должна быть направлена на обеспечение сбалансированного развития экономики, играя важную роль в снижении инфляции.
Одной из базовых предпосылок решения этой задачи является соблюдение установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации требований по обеспечению долгосрочной устойчивости бюджетной системы, использованию нефтегазовых доходов и ограничению дефицита федерального бюджета.
Необходимо усилить роль бюджета в стимулировании роста экономики и повышения уровня жизни населения на долгосрочную перспективу.
Проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной трехлетний период должны формироваться с учетом основных параметров бюджетных прогнозов на 15-летний период, а по отдельным направлениям – на более отдаленную перспективу.
Долгосрочная бюджетная стратегия включает в себя основные параметры бюджетной системы, выявление долгосрочных рисков и установление целевых ориентиров, для достижения которых необходимо мобилизовать бюджетные ресурсы в интересах повышения конкурентоспособности российской экономики и адресности социальной политики.
При расширении горизонта бюджетного прогнозирования возрастает значение информации о финансовых результатах деятельности государственного сектора. Эта информация учитывается при принятии решений, касающихся управления государственными ресурсами. На федеральном уровне формируется система мониторинга эффективности бюджетных расходов, а также оценка эффективности использования финансовых ресурсов, передаваемых государственным корпорация.
1. Конституция Российской Федерации, 12.12.1993 г.
2. Бюджетный кодекс РФ.
3. Бюджетная система России: Учебник для вузов/ Под ред. Б98 проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 550 с.
4. Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. «Бюджетная система Российской Федерации». Учебник. 8-е издание, Москва, Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко, 2009 г., 628 с.
Информация о работе Управление бюджетами бюджетной системы РФ