Управление бюджетами бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - проанализировать управление бюджетами разных уровней.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность бюджетной политики 4
1.1 Бюджетное устройство и бюджетная система 4
1.2 Основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы 5
Глава 2. Управление бюджетами бюджетной системы РФ 9
2.1 Федеральный бюджет РФ 9
2.2. Бюджеты субъектов РФ 15
2.3. Местные бюджеты 17
2.4. Консолидированный бюджет 21
2.5. Государственные внебюджетные фонды 24
2.6. Целевые бюджетные фонды 28
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

ККР Управление бюджетами бюджетной системы РФ.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

Бюджеты субъектов РФ – один из главных  каналов доведения до населения  конечных результатов общественного  производства. Через бюджеты общественные фонды потребления распределяются между административно-территориальными единицами и социальными группами населения.

Из региональных бюджетов в существенных объемах  финансируется система жилищно-коммунального  хозяйства, объем продукции и  услуги которого выступают важным компонентом  программы повышения благосостояния народа.

Виды  доходов, порядок их зачисления в  бюджет определены главами 6, 8 Бюджетного кодекса РФ.

Расходы бюджетов субъектов РФ осуществляются в соответствии с классификацией расходов бюджета по следующим направлениям:

- обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;

- обслуживание  и погашение государственного  долга субъектов РФ;

- проведение  выборов и референдумов субъектов  РФ;

- обеспечение  реализации региональных целевых  программ;

- формирование  государственной собственности  субъектов РФ;

- реализация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;

- содержание  и развитие предприятий, учреждений  и организаций, находящихся в  ведении органов государственной  власти субъектов РФ;

- обеспечение  деятельности средств массовой  информации субъектов РФ;

- оказание  финансовой помощи местным бюджетам;

- обеспечение  осуществления отдельных государственных  полномочий, передаваемых на муниципальный  уровень;

- компенсация  дополнительных расходов, возникших  в результате решений, принятых  органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных доходов.

В региональных бюджетах высока доля расходов на оказание финансовой помощи муниципальным образованиям, которая достигает 26% общих расходов. Следует отметить, что региональные бюджеты являются весомым источником бюджетного финансирования расходов на сельское хозяйство и рыболовство (44% всех расходов консолидированного бюджета РФ), на транспорт,  дорожное хозяйство и информатику – 58% расходов. Велика роль региональных бюджетов в финансировании промышленности, энергетики и строительства – более 57 % расходов консолидированного бюджета России, жилищно-коммунального хозяйства – более 30%, здравоохранения -  45%, культуры и искусства – 32 %.

2.3. Местные бюджеты

Каждое  муниципальное образование имеет  собственный бюджет.

Бюджет  муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных  бюджетах в соответствии с бюджетной  классификацией Российской Федерации  раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет  муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов  между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских  и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов  и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.5

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется  в их назначении:

- формирование  денежных фондов, являющихся финансовым  обеспечением деятельности местных  органов власти;

- распределении  и использовании этих фондов  между отраслями народного хозяйства;

- контроле  за финансово-хозяйственной деятельностью  предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам  власти.

Важное  значение имеют местные бюджеты  в осуществлении общегосударственных  экономических и социальных задач  – в первую очередь в распределении общегосударственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов.

Виды  доходов местных бюджетов, порядок  их формирования и зачисления в бюджет определяются главами 6, 9 Бюджетного кодекса РФ.

Расходы местных бюджетов осуществляются в  формах, предусмотренных Бюджетным  кодексом РФ.

Расходные обязательства муниципального образования  возникают в результате:

- принятия  муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

- принятия  муниципальных правовых актов  при осуществлении органами местного  самоуправления отдельных государственных полномочий;

- заключения  от имени муниципального образования  договоров (соглашений) муниципальными  бюджетными учреждениями.

Расходные обязательства муниципального образования  устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Расходные обязательства муниципального образования  при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий  устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Федерации, предоставляемых местным бюджетам.

В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.

Органы  местного самоуправления не вправе устанавливать  и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Федерации.

Органы  местного самоуправления вправе устанавливать  и исполнять расходные обязательства, связанные с решение вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).

Основную  долю расходов местных бюджетов составляют статьи «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Образование» и «Здравоохранение и физическая культура».

Большой объем расходов на ЖКХ связан с предоставлением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Поскольку субсидируется не все жилье, а только муниципальное, в крупных городах расходы на ЖКХ – наиболее значительная статья, а в сельской местности, где жилищный фонд в основном находится в частной собственности, доля расходов по статье ЖКХ намного ниже.

В сельских и поселковых советах основная доля бюджетных средств (более половины) расходуется на образование.

Доля  расходов на здравоохранение ниже в  сельских и поселковых советах по сравнению с расходами других типов населенных пунктов, так как больницы расположены в основном в городах – районных и региональных центрах, а в сельской местности расположены в основном фельдшерско-акушерские пункты.

Органы  местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования.

Важной  проблемой является обеспечение  гарантий самостоятельности муниципальных образований в планировании и нормировании расходов местных бюджетов при решении вопросов местного значения. Это относится и к условиям и размерам оплаты труда муниципальных служащих и работников муниципальных бюджетных учреждений. Эти расходы должны финансироваться в пределах и за счет собственных доходов местных бюджетов и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Следует исключить принятие федеральными и  региональными властями правовых актов, которые диктовали бы объем расходов на выполнение собственных полномочий местного самоуправления.

Влияние федеральных властей или властей  субъекта Федерации на бюджетную  политику муниципалитетов возможно через предоставление долевых субсидий на условиях добровольного софинансирования. При этом расходы на реализацию переданных органам местного самоуправления государственных полномочий должны полностью обеспечиваться субвенциями из федерального или регионального бюджета. Уровень государственной власти, предоставивший субвенции, вправе и обязан четко определить цели и порядок их расходования. Расходы обеих групп должны фиксироваться в реестре расходных обязательств, который должен вестись в каждом муниципальном образовании. Тем самым будет укреплена самостоятельность органов местного самоуправления в пределах сферы их ответственности, реализован принцип соответствия состава решаемых практических задач объемам наличных ресурсов, оптимизирована структура расходов местных бюджетов, обеспечено гибкое и оперативное удовлетворение потребностей населения.6

2.4. Консолидированный бюджет

Понятие «консолидированный бюджет» было включено в Закон РСФСР «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. В связи с упразднением Государственного бюджета РФ, в который входили все звенья бюджетной системы России.

В ст. 8 этого Закона зафиксировано, что  единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством  бюджетной классификации и документации, но и представлением необходимой  статистической и бюджетной информацией для составления консолидированных бюджетов. В ст. 165 Бюджетного кодекса РФ также отмечается обязанность Министерства финансов РФ составлять отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ.

Консолидированный бюджет РФ – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Он включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта Федерации включает региональный бюджет, т.е. бюджет субъекта Федерации, и местные бюджеты.

Консолидированный бюджет муниципального района включает бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений.

Консолидированные бюджеты РФ и субъектов Федерации  не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом РФ и отдельных субъектов Федерации.

Показатели  консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании. В частности, при определении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов  в бюджеты субъектов РФ и размеров дотаций в расчет принимаются  объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных образований.

Важна роль показателей консолидированных  бюджетов и при анализе формирования и использования централизованного  финансового фонда страны, то есть суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему. Так, используя показатель консолидированного бюджета РФ, определяют степень централизации финансовых ресурсов, создаваемых в стране и отражаемых в сводном финансовом балансе государства.

Без расчета  показателей консолидированных  бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, так как многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов. В доходной части баланса используются следующие бюджетные данные: налог на добавленную стоимость и акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности, средства бюджетных целевых фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества. Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие бюджетные показатели: затраты на государственные инвестиции, расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, государственные дотации, расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы, расходы на науку из бюджета, расходы на оборону, расходы на содержание органов государственной власти, правоохранительных органов, судов, прокуратуры, расходы по внешнеэкономической деятельности, образование резервных фондов и другие.

Информация о работе Управление бюджетами бюджетной системы РФ