Управление бюджетами бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - проанализировать управление бюджетами разных уровней.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность бюджетной политики 4
1.1 Бюджетное устройство и бюджетная система 4
1.2 Основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы 5
Глава 2. Управление бюджетами бюджетной системы РФ 9
2.1 Федеральный бюджет РФ 9
2.2. Бюджеты субъектов РФ 15
2.3. Местные бюджеты 17
2.4. Консолидированный бюджет 21
2.5. Государственные внебюджетные фонды 24
2.6. Целевые бюджетные фонды 28
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

ККР Управление бюджетами бюджетной системы РФ.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

Глава 2. Управление бюджетами бюджетной системы РФ

2.1 Федеральный бюджет РФ

Федеральный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Использование федеральными органами государственной  власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных  для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.3

Важным  условием формирования федерального бюджета  является соответствие бюджетных проектировок приоритетам, заявленным в Бюджетном  послании Президента РФ, и основным параметрам среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ.

Основными отличительными особенностями федерального бюджета являются:

- его  планирование и утверждение на  трехлетний период в форме  закона;

- изменение  структуры доходов в части  их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы с определением размера нефтегазового трансферта, направляемого на расходы федерального бюджета;

- выделение  в составе остатков федерального  бюджета Резервного фонда и  Фонда национального благосостояния.

Необходимость внедрения в практику бюджетного процесса финансового трехлетнего планирования обусловлено необходимостью определения финансовых возможностей государства не только на текущий год, но и на ближайшие годы, что оказывает сильное влияние, как на возможности развития, так и на условия формирования и осуществления бюджетной политики, ориентированной на долгосрочные стратегические цели социально-экономического развития государства.

Годовой бюджет в системе среднесрочного финансового планирования рассматривается как более детализированная и неотъемлемая часть среднесрочного финансового плана. Детализация осуществляется по направлениям, механизмам и срокам выполнения расходных обязательств, уточнению графика и особенностей учета поступления доходов, управлению текущей ликвидностью, краткосрочными заимствованиями, решению проблем, возникающих в результате образования временных кассовых разрывов, установлению четких требований к финансовым аспектам деятельности главных распорядителей бюджетных средств.

Одновременно с введением трехлетнего планирования изменена рыночная конструкция самого федерального бюджета как в его доходной, так и в расходной частях. Эти изменения весьма наглядны, особенно в доходной части бюджета, так как они структурируют доходы не только по их экономическому содержанию (как это предусмотрено БК РФ и как это принято в мировой практике), но и по их делению на нефтегазовые и ненефтегазовые. Данная особенность обусловлена сильной зависимостью экономики и бюджета от сырьевого сектора.

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

- налога  на добычу полезных ископаемых  в виде углеводородного сырья  (нефть, газ горючий природный  из всех видов месторождений  углеводородного сырья, газовый  конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

- вывозных  таможенных пошлин на нефть  сырую;

- вывозных  таможенных пошлин на газ природный;

- вывозных  таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Данные  доходы используются для финансового  обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Бюджетным кодексом РФ введено новое понятие  нефтегазового дефицита федерального бюджета, которое означает разницу  между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году (п.1 ст.96.7 БК РФ). Нефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый  период.

Нефтегазовый трансферт представляет собой часть нефтегазовых доходов и средств Резервного фонда, предназначенную для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Его величина устанавливается федеральным законом о бюджете и соответствует абсолютному размеру, исчисленному как 3,7 процента прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта.

Особенности формирования и расходования средств  Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния в составе федерального бюджета определены статьями 96.9., 96.10., 96.11, 96.12. Бюджетного кодекса РФ.

Ненефтегазовые  доходы федерального бюджета формируются  на основе прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочный период, основных направлений налоговой  и бюджетной политики, налогового законодательства, действующего на момент составления проекта бюджета.

Виды  доходов, порядок их зачисления в  бюджет определены главами 6, 7 Бюджетного кодекса РФ.

Расходы федерального бюджета формируются  в разрезе разделов классификации расходов бюджета, определенной БК РФ. Средства федерального бюджета – главный источник финансирования структурной перестройки экономики, развития перспективных направлений в сфере науки и производства, развитии образования, здравоохранения, искусства, культуры.

Кроме того, законодательством РФ определены виды расходов, которые финансируются  исключительно из федерального бюджета. В частности:

- обеспечение  деятельности Президента РФ, Федерального  Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

- функционирование  федеральной судебной системы;

- осуществление  международной деятельности в  общефедеральных интересах (финансовое  обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в международные организации,  другие расходы в области международного сотрудничества);

- национальная  оборона и обеспечение безопасности  государства, осуществление конверсии  оборонных отраслей промышленности;

- фундаментальные  исследования и содействие научно-техническому  прогрессу;

-  государственная  поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

- государственная  поддержка атомной энергетики;

- ликвидация  последствий чрезвычайных ситуаций  и стихийных бедствий федерального  масштаба;

- исследование  и использование космического  пространства;

- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

- формирование  федеральной собственности;

- обслуживание  и погашение государственного  долга РФ;

- компенсация  государственным внебюджетным фондам  расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;

- пополнение  государственных запасов драгоценных  металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

- проведение  выборов и референдумов РФ;

- федеральная  инвестиционная программа;

- обеспечение  реализации решений федеральных  органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных  расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

- обеспечение  осуществления отдельных государственных  полномочий, передаваемых на другие  уровни власти;

- финансовая  поддержка субъектов Федерации;

Официальный статистический учет и др.

Кроме того, средства федерального учета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

- государственная  поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной  индустрии, сельского хозяйства,  автомобильного и речного транспорта, связи  и дорожного хозяйства, метрополитенов;

- обеспечение  правоохранительной деятельности;

- обеспечение  противопожарной безопасности;

- научно-исследовательские,  опытно-конструкторские и проектно-изыскательские  работы, обеспечивающие научно-технический  прогресс;

- обеспечение  социальной защиты населения;

- обеспечение  охраны окружающей природной  среды, охраны и воспроизводства  природных ресурсов, обеспечение  гидро-метеорологической деятельности;

- обеспечение  предупреждения и ликвидации  последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

- развитие  рыночной инфраструктуры;

- обеспечение  развития федеративных и национальных  отношений;

- обеспечение  деятельности избирательных комиссий  субъектов Федерации в соответствии  с законодательством РФ;

- обеспечение  деятельности средств массовой  информации;

- финансовая  помощь другим бюджетам;

- прочие  расходы, находящиеся в совместном  ведении РФ, субъектов Федерации  и муниципальных образований.

Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счет средств федерального бюджета формируются фонды поддержки регионов.4

2.2. Бюджеты субъектов РФ

Региональные  бюджеты предназначены для финансового  обеспечения задач, возложенных  на государственные органы управления субъекта Федерации. В современных условиях государственные органы власти все в большей степени призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

В последнее  десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов: функции регулирования этих процессов  переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется. Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. Круг финансируемых мероприятий расширяется.

С помощью  региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

Информация о работе Управление бюджетами бюджетной системы РФ