Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 11:00, курсовая работа
Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документу, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.
Введение
Сущность государственного бюджета
Виды государственного бюджета
Доходы бюджета
Расходы бюджета
Суть бюджетного дефицита и профицита
Государственный бюджет на 2009-2010год
Заключение
Список литературы
При
превышении расходной части
Бюджетный дефицит - сумма денег, на которую за данный период (обычно - год) расходы правительства, фирмы, организации, семьи, гражданина превосходят его доходы; на микроэкономическом (частном) уровне он служит одним из основных показателей банкротства фирмы; на макроэкономическом - одним из факторов развития инфляционного процесса, показателем кризисного состояния государственных финансов.
Баланс государственного бюджета - соотношение денежных доходов и расходов государства. Превышение расходов над доходами создает дефицит государственного бюджета.
Бюджетные доходы государства формируются за счет бюджетных поступлений, которые подразделяются на налоговые и неналоговые.
Налоговые поступления бюджета - прямые и косвенные налоги с доходов населения, предпринимателей и государственных предприятий.
Неналоговые
поступления - поступления различного
рода платежей и сборов, например, от
реализации государственных запасов,
приватизации; это доходы от внешнеэкономической
деятельности и поступления от государственной
предпринимательской
Бюджетные расходы - финансовые ресурсы, направляемые на развитие национального хозяйства и социальные нужды общества. Для финансирования бюджетных расходов широко используются государственные займы. Это особый вид кредита, при котором государство одалживает деньги у предприятий и населения, как правило, путем выпуска облигаций.
Облигация - долговое обязательство государства, выдаваемое на определенный срок с выкупом и выплатой заранее оговоренного процента. От облигации следует отличать сертификаты - билеты особого вида государственного займа с высоким процентом и выкупом лишь по истечении установленного срока.
Государственные
займы в зависимости от сроков
возврата могут быть краткосрочными
(до одного года), среднесрочными (от одного
года до пяти лет) и долгосрочными (свыше
пяти лет). Особыми формами
Итак, основными причинами дефицита государственного бюджета в современном обществе выступают необоснованное увеличение расходов на оборону, ведение боевых действий, рост расходов на аппарат управления и финансовая поддержка убыточных предприятий, необоснованный рост бюджетных расходов на социальные программы, а также бюджетное финансирование программ решения проблем безработицы. В условиях кризиса усиливает бюджетный дефицит и государственная (правительственная) экономическая политика по стабилизации экономики, смягчению кризисных последствий и финансированию экономического роста. Существует определенная зависимость между экономическим ростом, состоянием занятости (безработицы) и инфляцией. Для повышения занятости и снижения безработицы с целью смягчения социальных проблем финансируется создание новых рабочих мест, что обеспечивает экономическое развитие. Однако такое бюджетное финансирование становится причиной развития инфляционных процессов.
Основоположником
концепции дефицитного
Решение проблемы бюджетного дефицита и потребности в денежных средствах имеет несколько направлений. Это, прежде всего, более эффективное и рациональное использование имеющихся бюджетных средств, реструктурирование доходной и расходной частей бюджета и жесткий контроль над эмиссией - выпуском новых денежных средств, не обеспеченных товарами.
7. Государственный бюджет на 2009-2010год
В
течение 2009 года в федеральный бюджет
зачислялись доходы от управления средствами
нефтегазовых фондов в 2008-2009 годах. Объем
поступлений составил 0,9% ВВП за январь-октябрь
2009 года. В январе 2010 года также были
зачислены инвестиционные доходы: 52,0
млрд. руб. (от управления средствами Резервного
фонда, зачислены в федеральный
бюджет), 40,4 млрд. рублей (от управления
средствами ФНБ из Банка России,
зачислены в федеральный
По данным Федерального казначейства, доходы расширенного бюджета в январе-октябре 2010 года составили 12766,1 млрд. рублей или 34,6% ВВП по сравнению с 10785,8 млрд. рублей (33,9% ВВП) в предыдущем году. Без учета инвестиционного дохода нефтегазовых фондов2 доходы расширенного бюджета составили 34,2% ВВП против 33,0% ВВП в предыдущем году.
Расходы
расширенного бюджета составили 12729,9
млрд. рублей или 34,5% ВВП по сравнению
с 11706,2 млрд. рублей (36,8% ВВП) в предыдущем
году. Таким образом, кассовый профицит
расширенного бюджета составил в
январе-октябре 2010 года 36,2 млрд. рублей
или 0,1% ВВП по сравнению с дефицитом
2,9% ВВП в предыдущем году (920,4 млрд.
рублей). Без учета инвестиционного
дохода нефтегазовых фондов дефицит
расширенного бюджета составил 0,3% ВВП
против дефицита 3,8% ВВП в предыдущем
году.
Янв.-окт., 2009 | Янв.-окт., 2010 | Номинальное изменение (%) | |
Расширенный бюджет | |||
Доходы | 33,90% | 34,60% | 18,40% |
Расходы | 36,80% | 34,50% | 8,70% |
Профицит (+)/Дефицит (-) | -2,90% | 0,10% | |
Консолидированный бюджет | |||
Доходы1 | 29,70% | 29,60% | 15,70% |
Расходы1 | 33,70% | 30,40% | 4,60% |
Профицит (+)/Дефицит (-) | -4,00% | -0,80% | |
Первичный профицит (+)/дефицит (-) | -3,40% | -0,20% | |
Федеральный бюджет | |||
Доходы1 | 18,20% | 18,20% | 16,10% |
Расходы1 | 22,90% | 20,30% | 2,90% |
Профицит (+)/Дефицит (-) | -4,70% | -2,10% | |
Первичный профицит (+)/дефицит (-) | -4,20% | -1,60% | |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ | |||
Доходы | 15,20% | 14,60% | 11,60% |
Расходы | 14,50% | 13,30% | 6,30% |
Профицит (+)/Дефицит (-) | 0,60% | 1,30% | |
Государственные внебюджетные фонды | |||
Доходы | 10,80% | 11,90% | 27,60% |
Расходы | 9,70% | 11,00% | 31,90% |
Профицит (+)/Дефицит (-) | 1,10% | 0,90% |
Расходы расширенного бюджета составили 12729,9 млрд. рублей или 34,5% ВВП по сравнению с 11706,2 млрд. рублей (36,8% ВВП) в предыдущем году. Таким образом, кассовый профицит расширенного бюджета составил в январе-октябре 2010 года 36,2 млрд. рублей или 0,1% ВВП по сравнению с дефицитом 2,9% ВВП в предыдущем году (920,4 млрд. рублей). Без учета инвестиционного дохода нефтегазовых фондов дефицит расширенного бюджета составил 0,3% ВВП против дефицита 3,8% ВВП в предыдущем году.
Доходы консолидированного бюджета составили 10921,2 млрд. рублей или 29,6% ВВП по сравнению с 9443,3 млрд. рублей (29,7% ВВП) в предыдущем году. Без учета инвестиционного дохода нефтегазовых фондов доходы консолидированного бюджета составили 29,2% ВВП по сравнению с 28,8% ВВП в прошлом году. Без учета инвестиционного дохода нефтегазовых фондов и поступлений ЕСН доходы консолидированного бюджета составили 29,1% ВВП в текущем году против 27,5% ВВП в предыдущем году.
Расходы
консолидированного бюджета составили
11212,7 млрд. рублей или 30,4% ВВП по сравнению
с 33,7% в 2009 году (10722,3 млрд. рублей). Без
учета ЕСН расходы
Таким образом, кассовый дефицит консолидированного бюджета составил 291,5 млрд. рублей или 0,8% ВВП по сравнению с дефицитом 4,0% ВВП в предыдущем году (1279,1 млрд. рублей). Без учета инвестиционного дохода нефтегазовых фондов дефицит консолидированного бюджета составил 1,2% ВВП в текущем году по сравнению с 4,9% ВВП в предыдущем году.
Первичный
дефицит консолидированного бюджета
составил 65,6 млрд. рублей или 0,2% ВВП
по сравнению с дефицитом 3,4% в
предыдущем году. Без учета инвестиционного
дохода нефтегазовых фондов первичный
дефицит консолидированного бюджета
составил 0,6% ВВП по сравнению с
первичным дефицитом 4,3% ВВП в предыдущем
году.
Янв.-окт. 2009 год, млрд. руб. | Янв.-окт. 2010 год, млрд. руб. | |
Доходы, всего | 9 443 | 10 921 |
Налог на прибыль | 1 072 | 1 486 |
НДС | 1 700 | 2 039 |
Налоги на природные ресурсы | 853 | 1 172 |
Таможенные пошлины | 1 925 | 2 320 |
Экспортные пошлины | 1 550 | 1 976 |
Импортные пошлины | 375 | 344 |
Прочие | 3 479 | 3 872 |
Расходы, всего | 10 722 | 11 213 |
Общегосударственные вопросы | 971 | 1 020 |
обслуживание государственного и муниципального долга | 195 | 226 |
Национальная оборона | 833 | 884 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 936 | 975 |
Национальная экономика | 1 965 | 1 528 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 696 | 718 |
Охрана окружающей среды | 21 | 20 |
Образование | 1 311 | 1 389 |
Культура, кинематография и средства массовой информации | 242 | 257 |
Здравоохранение и спорт | 786 | 788 |
Социальная политика | 973 | 1 186 |
Трансферты ВБФ | 1 767 | 2 206 |
Непроцентные расходы | 10 527 | 10 987 |
Доходы федерального бюджета по итогам одиннадцати месяцев 2010 года оказались немного ниже доходов аналогичного периода 2009 года. Однако если очистить доходы текущего и прошлого годов от инвестиционного дохода нефтегазовых фондов, а также учесть тот факт, что с 2010 года в федеральный бюджет больше не поступает единый социальный налог, то в 2010 году имело место достаточно значительное (+1,5 п.п. ВВП) превышение показателей текущего года над прошлогодними. Главной причиной этого превышения стал рост мировых цен на энергоносители, который привел к увеличению нефтегазовых доходов федерального бюджета.
Янв.-Ноя. 2009 | Янв.-Ноя. 2010 | ноя.09 | ноя.10 | |
Данные по кассовому исполнению, % ВВП | ||||
Доходы2 | 18,20% | 18,10% | 18,30% | 16,90% |
Налоговые доходы | 9,90% | 9,30% | 9,10% | 5,50% |
Прочие доходы | 8,30% | 8,80% | 9,20% | 11,30% |
Расходы4 | 23,10% | 20,30% | 25,40% | 20,50% |
Обслуживание долга | 0,50% | 0,50% | 0,30% | 0,30% |
Непроцентные расходы на кассовой основе | 22,70% | 19,90% | 25,10% | 20,20% |
Профицит (+)/Дефицит (-) | -4,90% | -2,20% | -7,00% | -3,60% |
внутреннее финансирование | 5,20% | 2,00% | 7,10% | 3,70% |
в т.ч. Долговое | -0,40% | 0,70% | 3,40% | 1,40% |
внешнее финансирование | -0,30% | 0,20% | 0,00% | -0,10% |
Первичный профицит(+)/дефицит(-) | -4,40% | -1,80% | -6,70% | -3,30% |
Нефтегазовые доходы, млрд. руб. | 2596,6 | 3401 | 305,5 | 349,6 |
% ВВП | 7,30% | 8,30% | 8,50% | 8,30% |
Ненефтегазовые доходы, млрд. руб. | 3849,4 | 4031,3 | 352,8 | 361,2 |
% ВВП | 10,90% | 9,80% | 9,80% | 8,60% |
Ненефтегазовый профицит (+)/дефицит(-) | -12,20% | -10,50% | -15,50% | -11,90% |
Использование нефтегазовых доходов бюджета, млрд. руб. | ||||
Поступления в Резервный фонд3 | 693,7 | 665,7 | 305,5 | 0 |
Поступления в ФНБ | 76,6 | 26,5 | 0 | 0 |
Использование нефтегазовых доходов текущего года | 2107,9 | 3401 | 0 | 349,6 |
Использование средств Резервного фонда на обеспечение сбалансированности федерального бюджета и финансирование нефтегазового трансферта (2009 год) | 2443 | 519,5 | 240 | 0 |
Использование инвестиционных доходов от размещения средств фондов, поступающих в федеральный бюджет | 0 | 151,2 | 0 | 0,4 |
Использование нефтегазовых доходов предыдущего года на финансирование нефтегазового трансферта (в 2009 году) | 243,6 | 0 | 0 | 0 |
Использование средств ФНБ | 0 | 2,5 | 0 | 0 |
Резервный фонд на конец периода | 2238,6 | 1287 | ||
ФНБ на конец периода | 2769,8 | 2772,8 |
Информация о работе Сущность, виды, доходы, расходы государственного бюджета