Сущность, виды, доходы, расходы государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документу, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.

Содержание

Введение

Сущность государственного бюджета
Виды государственного бюджета
Доходы бюджета
Расходы бюджета
Суть бюджетного дефицита и профицита
Государственный бюджет на 2009-2010год
Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 75.18 Кб (Скачать)

     При превышении расходной части государственного бюджета над расходной возникает  бюджетный дефицит.

     Бюджетный дефицит - сумма денег, на которую  за данный период (обычно - год) расходы  правительства, фирмы, организации, семьи, гражданина превосходят его доходы; на микроэкономическом (частном) уровне он служит одним из основных показателей  банкротства фирмы; на макроэкономическом - одним из факторов развития инфляционного  процесса, показателем кризисного состояния  государственных финансов.

     Баланс  государственного бюджета - соотношение  денежных доходов и расходов государства. Превышение расходов над доходами создает  дефицит государственного бюджета.

     Бюджетные доходы государства формируются  за счет бюджетных поступлений, которые  подразделяются на налоговые и неналоговые.

     Налоговые поступления бюджета - прямые и косвенные  налоги с доходов населения, предпринимателей и государственных предприятий.

     Неналоговые поступления - поступления различного рода платежей и сборов, например, от реализации государственных запасов, приватизации; это доходы от внешнеэкономической  деятельности и поступления от государственной  предпринимательской деятельности, а также поступления от государственных  займов, доходы от реализации билетов  денежно-вещевой лотереи и др. Это также и обязательные платежи  фирм, организаций, предприятий и  граждан во внебюджетные фонды, например, на социальное страхование, в фонд занятости.

     Бюджетные расходы - финансовые ресурсы, направляемые на развитие национального хозяйства  и социальные нужды общества. Для  финансирования бюджетных расходов широко используются государственные  займы. Это особый вид кредита, при  котором государство одалживает деньги у предприятий и населения, как правило, путем выпуска облигаций.

     Облигация - долговое обязательство государства, выдаваемое на определенный срок с  выкупом и выплатой заранее оговоренного процента. От облигации следует отличать сертификаты - билеты особого вида государственного займа с высоким процентом  и выкупом лишь по истечении установленного срока.

     Государственные займы в зависимости от сроков возврата могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше  пяти лет). Особыми формами государственного финансирования являются дотации, субсидии и субвенции. Дотация - денежные средства, выдаваемые государством действующим  предприятиям для покрытия превышения ими расходов над доходами (например, дотацию получают многие предприятия  угольной промышленности, предприятия, производящие товары детского ассортимента, сельскохозяйственные предприятия). Субсидия - выделяемая из госбюджета отдельным  предприятиям сумма на конкретную цель (например, на финансирование фундаментальных исследований, осуществление экологических программ и т.п.). Субвенция - вид финансовой поддержки государством отдельных отраслей и предприятий, имеющих целью восполнить недостающие им средства для решения какой-либо конкретной хозяйственной задачи.

     Итак, основными причинами дефицита государственного бюджета в современном обществе выступают необоснованное увеличение расходов на оборону, ведение боевых действий, рост расходов на аппарат  управления и финансовая поддержка  убыточных предприятий, необоснованный рост бюджетных расходов на социальные программы, а также бюджетное  финансирование программ решения проблем  безработицы. В условиях кризиса  усиливает бюджетный дефицит  и государственная (правительственная) экономическая политика по стабилизации экономики, смягчению кризисных  последствий и финансированию экономического роста. Существует определенная зависимость  между экономическим ростом, состоянием занятости (безработицы) и инфляцией. Для повышения занятости и  снижения безработицы с целью  смягчения социальных проблем финансируется  создание новых рабочих мест, что  обеспечивает экономическое развитие. Однако такое бюджетное финансирование становится причиной развития инфляционных процессов.

     Основоположником  концепции дефицитного бюджетного финансирования был английский экономист  Дж. Кейнс.

     Решение проблемы бюджетного дефицита и потребности  в денежных средствах имеет несколько  направлений. Это, прежде всего, более  эффективное и рациональное использование  имеющихся бюджетных средств, реструктурирование доходной и расходной частей бюджета  и жесткий контроль над эмиссией - выпуском новых денежных средств, не обеспеченных товарами.

               7. Государственный бюджет на 2009-2010год

     В течение 2009 года в федеральный бюджет зачислялись доходы от управления средствами нефтегазовых фондов в 2008-2009 годах. Объем  поступлений составил 0,9% ВВП за январь-октябрь 2009 года. В январе 2010 года также были зачислены инвестиционные доходы: 52,0 млрд. руб. (от управления средствами Резервного фонда, зачислены в федеральный  бюджет), 40,4 млрд. рублей (от управления средствами ФНБ из Банка России, зачислены в федеральный бюджет) и 33,5 млрд. рублей (от управления средствами ФНБ в ВЭБ, из них 6,9 млрд. рублей зачислены  в федеральный бюджет, остаток  – в ФНБ). В апреле поступило 8,1 млрд. рублей, в июне 9,1 млрд. рублей, в октябре 7,8 млрд. рублей, в ноябре – 0,4 млрд. рублей, они были зачислены  в федеральный бюджет. Всего за январь-октябрь поступило 151,2 млрд. рублей инвестиционных доходов (0,4% ВВП).  В силу неравномерности зачисления данных доходов, а также того, что они, фактически, получены по итогам других лет, представляется целесообразным рассматривать показатели, очищенные от данных поступлений.

     По  данным Федерального казначейства, доходы расширенного бюджета в январе-октябре 2010 года составили 12766,1 млрд. рублей или 34,6% ВВП по сравнению с 10785,8 млрд. рублей (33,9% ВВП) в предыдущем году. Без  учета инвестиционного дохода нефтегазовых фондов2 доходы расширенного бюджета  составили 34,2% ВВП против 33,0% ВВП  в предыдущем году.

     Расходы расширенного бюджета составили 12729,9 млрд. рублей или 34,5% ВВП по сравнению  с 11706,2 млрд. рублей (36,8% ВВП) в предыдущем году. Таким образом, кассовый профицит расширенного бюджета составил в  январе-октябре 2010 года 36,2 млрд. рублей или 0,1% ВВП по сравнению с дефицитом 2,9% ВВП в предыдущем году (920,4 млрд. рублей). Без учета инвестиционного  дохода нефтегазовых фондов дефицит  расширенного бюджета составил 0,3% ВВП  против дефицита 3,8% ВВП в предыдущем году.  

  Янв.-окт., 2009 Янв.-окт., 2010 Номинальное изменение (%)
Расширенный бюджет      
Доходы 33,90% 34,60% 18,40%
Расходы 36,80% 34,50% 8,70%
Профицит (+)/Дефицит (-) -2,90% 0,10%  
       
Консолидированный бюджет      
Доходы1 29,70% 29,60% 15,70%
Расходы1 33,70% 30,40% 4,60%
Профицит (+)/Дефицит (-) -4,00% -0,80%  
Первичный профицит (+)/дефицит (-) -3,40% -0,20%  
       
Федеральный бюджет      
Доходы1 18,20% 18,20% 16,10%
Расходы1 22,90% 20,30% 2,90%
Профицит (+)/Дефицит (-) -4,70% -2,10%  
Первичный профицит (+)/дефицит (-) -4,20% -1,60%  
       
Консолидированные бюджеты субъектов РФ      
Доходы 15,20% 14,60% 11,60%
Расходы 14,50% 13,30% 6,30%
Профицит (+)/Дефицит (-) 0,60% 1,30%  
       
Государственные внебюджетные фонды      
Доходы 10,80% 11,90% 27,60%
Расходы 9,70% 11,00% 31,90%
Профицит (+)/Дефицит (-) 1,10% 0,90%  
  

  

     Расходы расширенного бюджета составили 12729,9 млрд. рублей или 34,5% ВВП по сравнению  с 11706,2 млрд. рублей (36,8% ВВП) в предыдущем году. Таким образом, кассовый профицит расширенного бюджета составил в  январе-октябре 2010 года 36,2 млрд. рублей или 0,1% ВВП по сравнению с дефицитом 2,9% ВВП в предыдущем году (920,4 млрд. рублей). Без учета инвестиционного  дохода нефтегазовых фондов дефицит  расширенного бюджета составил 0,3% ВВП  против дефицита 3,8% ВВП в предыдущем году.

     Доходы  консолидированного бюджета составили 10921,2 млрд. рублей или 29,6% ВВП по сравнению  с 9443,3 млрд. рублей (29,7% ВВП) в предыдущем году. Без учета инвестиционного  дохода нефтегазовых фондов доходы консолидированного бюджета составили 29,2% ВВП по сравнению  с 28,8% ВВП в прошлом году. Без  учета инвестиционного дохода нефтегазовых фондов и поступлений ЕСН доходы консолидированного бюджета составили 29,1% ВВП в текущем году против 27,5% ВВП в предыдущем году.

     Расходы консолидированного бюджета составили 11212,7 млрд. рублей или 30,4% ВВП по сравнению  с 33,7% в 2009 году (10722,3 млрд. рублей). Без  учета ЕСН расходы консолидированного бюджета в текущем году составили 30,3% ВВП против 32,4% ВВП в предыдущем году. Процентные платежи составили 225,9 млрд. рублей или 0,6% ВВП, аналогично прошлогоднему уровню. Непроцентные расходы – 10986,8 млрд. рублей или 29,8% ВВП по сравнению с 33,1% ВВП в  предыдущем году.

     Таким образом, кассовый дефицит консолидированного бюджета составил 291,5 млрд. рублей или 0,8% ВВП по сравнению с дефицитом 4,0% ВВП в предыдущем году   (1279,1 млрд. рублей). Без учета инвестиционного  дохода нефтегазовых фондов дефицит  консолидированного бюджета составил 1,2% ВВП в текущем году по сравнению  с 4,9% ВВП в предыдущем году.

     Первичный дефицит консолидированного бюджета  составил 65,6 млрд. рублей или 0,2% ВВП  по сравнению с дефицитом 3,4% в  предыдущем году. Без учета инвестиционного  дохода нефтегазовых фондов первичный  дефицит консолидированного бюджета  составил 0,6% ВВП по сравнению с  первичным дефицитом 4,3% ВВП в предыдущем году.  

  Янв.-окт. 2009 год, млрд. руб. Янв.-окт. 2010 год, млрд. руб.
Доходы, всего 9 443 10 921
Налог на прибыль 1 072 1 486
НДС 1 700 2 039
Налоги  на природные ресурсы 853 1 172
Таможенные  пошлины 1 925 2 320
Экспортные  пошлины 1 550 1 976
Импортные пошлины 375 344
Прочие 3 479 3 872
     
Расходы, всего 10 722 11 213
Общегосударственные вопросы 971 1 020
обслуживание  государственного и муниципального долга 195 226
Национальная  оборона 833 884
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 936 975
Национальная  экономика 1 965 1 528
Жилищно-коммунальное хозяйство 696 718
Охрана  окружающей среды 21 20
Образование 1 311 1 389
Культура, кинематография и средства массовой информации 242 257
Здравоохранение и спорт 786 788
Социальная  политика 973 1 186
Трансферты  ВБФ 1 767 2 206
Непроцентные  расходы 10 527 10 987
 

     Доходы  федерального бюджета по итогам одиннадцати  месяцев 2010 года оказались немного  ниже доходов аналогичного периода 2009 года. Однако если очистить доходы текущего и прошлого годов от инвестиционного  дохода нефтегазовых фондов, а также  учесть тот факт, что с 2010 года в  федеральный бюджет больше не поступает  единый социальный налог, то в 2010 году имело место достаточно значительное (+1,5 п.п. ВВП) превышение показателей  текущего года над прошлогодними. Главной  причиной  этого превышения стал рост мировых цен на энергоносители,  который привел к увеличению нефтегазовых доходов федерального бюджета.

  Янв.-Ноя. 2009 Янв.-Ноя. 2010 ноя.09 ноя.10
Данные  по кассовому исполнению, % ВВП        
Доходы2 18,20% 18,10% 18,30% 16,90%
Налоговые доходы 9,90% 9,30% 9,10% 5,50%
Прочие  доходы 8,30% 8,80% 9,20% 11,30%
Расходы4 23,10% 20,30% 25,40% 20,50%
Обслуживание  долга 0,50% 0,50% 0,30% 0,30%
Непроцентные  расходы на кассовой основе 22,70% 19,90% 25,10% 20,20%
Профицит (+)/Дефицит (-) -4,90% -2,20% -7,00% -3,60%
внутреннее  финансирование 5,20% 2,00% 7,10% 3,70%
в т.ч. Долговое -0,40% 0,70% 3,40% 1,40%
внешнее финансирование -0,30% 0,20% 0,00% -0,10%
Первичный профицит(+)/дефицит(-) -4,40% -1,80% -6,70% -3,30%
Нефтегазовые  доходы, млрд. руб. 2596,6 3401 305,5 349,6
% ВВП 7,30% 8,30% 8,50% 8,30%
Ненефтегазовые  доходы, млрд. руб. 3849,4 4031,3 352,8 361,2
% ВВП 10,90% 9,80% 9,80% 8,60%
Ненефтегазовый  профицит (+)/дефицит(-) -12,20% -10,50% -15,50% -11,90%
Использование нефтегазовых доходов бюджета, млрд. руб.        
Поступления в Резервный фонд3 693,7 665,7 305,5 0
Поступления в ФНБ 76,6 26,5 0 0
Использование нефтегазовых доходов текущего года 2107,9 3401 0 349,6
Использование средств Резервного фонда на обеспечение  сбалансированности федерального бюджета  и финансирование нефтегазового  трансферта (2009 год) 2443 519,5 240 0
Использование инвестиционных доходов от размещения средств фондов, поступающих в  федеральный бюджет 0 151,2 0 0,4
Использование нефтегазовых доходов предыдущего  года на финансирование нефтегазового  трансферта (в 2009 году) 243,6 0 0 0
Использование средств ФНБ 0 2,5 0 0
         
Резервный фонд на конец периода 2238,6 1287    
ФНБ на конец периода 2769,8 2772,8    

Информация о работе Сущность, виды, доходы, расходы государственного бюджета