Сущность, виды, доходы, расходы государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документу, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.

Содержание

Введение

Сущность государственного бюджета
Виды государственного бюджета
Доходы бюджета
Расходы бюджета
Суть бюджетного дефицита и профицита
Государственный бюджет на 2009-2010год
Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 75.18 Кб (Скачать)

     Текущие расходы бюджетов предназначены  для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

     В расходной части бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ предусматривает  создание резервных фондов  а) органов  исполнительной власти и б) органов  местного самоуправления. Размер резервных  фондов в федеральном бюджете  не может превышать 3% утверждённых расходов федерального бюджета. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных  работ по ликвидации последствий  стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем  финансовом году.

     Предоставление  бюджетных средств осуществляется в формах:

  • ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
  • средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
  • трансфертов населению, включающих в себя ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ и её субъектов, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
  • ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов;
  • бюджетных кредитов юридическим лицам;
  • субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
  • инвестиций в уставные капиталы действующих юридических лиц;
  • бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;
  • кредитов иностранным государствам;
  • средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

     Бюджетный кредит, представляет собой форму финансирования бюджетных расходов» предусматривающую предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Трансферты населению — это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов, правовыми актами органов местного самоуправления.

     Предоставление  субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями» а также гражданам предпринимателям допускается из бюджетов всех уровней в случаях, предусмотренных целевыми программами и законами соответствующих уровней, на условиях и в порядке, которые особо определены законом (правовым актом) о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год. 'В случае нецелевого использования средств они подлежат возврату в соответствующий бюджет.

     Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением органа исполнительной власти Российской Федерации, ее субъекта или органа местного самоуправления.

     Оказание  из федерального бюджета финансовой помощи бюджетам РФ может быть осуществлено в форме предоставления: а) дотаций  на выравнивание уровня минимальной  бюджетной обеспеченности субъектов  РФ; б) субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов; в) бюджетной  ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета РФ.

     Для уяснения роли и значения многообразных  бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:

  1. По роли в общественном производстве;
  2. Общественному назначению;
  3. Отраслям производства;
  4. Целевому назначению.

       По роли в общественном производстве  расходы бюджета  делят на 

    • Расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);
    • Расходы  на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);
    • Расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и  обслуживание страховых и резервных фондов).

     С помощью этих расходов государство  получает инструменты регулирования  распределением денежных средств между  материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями  общества, и, кроме того, государство  как субъект экономики при  помощи данного инструмента может  воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

     В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных  расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы  федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

    • Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
  • Расходы на социально-культурные нужды;
  • Военные расходы;
  • Расходы на управление.
  • В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
  • обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
  • фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу;
  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  • государственная поддержка атомной энергетики;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  • исследование и использование космического пространства;
  • содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
  • формирование федеральной собственности;
  • обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
  • пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
  • проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
  • федеральная инвестиционная программа;
  • обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
  • обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
  • официальный статистический учет;
  • прочие расходы.

     На  настоящее время расходы государственного бюджета составляют около 10 трил.руб.

               5.Суть бюджетного дефицита и профицита

     При сбалансированном бюджете государственные  доходы равняются расходам. В том  случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета  или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное  сальдо) существует при превышении расходов над доходами.

     Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный  бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и  почти всех местных бюджетов.

     В экономической теории сложились  несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.

     Первая  концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми  мерами бороться с бюджетным дефицитом  и не делать государственных заимствований  может привести к отрицательным  последствиям для экономики любой страны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи. Правительство Е.Гайдара проводило в 1992 бюджетно-финансовую политику, базирующуюся на концепции резкого снижения государственных расходов на социальную политику, пытаясь таким образом сократить бюджетный дефицит. Однако ему не удалось ни ликвидировать бюджетный дефицит, ни остановить спад производства.

     Вторая  концепция: бюджет должен быть сбалансирован  на протяжении экономического цикла, а  не ежегодно. Это означает, что правительство  осуществляет антициклическое воздействие  и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство  осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает  государственные расходы, т.е. сознательно  увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема  государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные  расходы. Возникает положительное  сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в  период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она  не учитывает того, что спады и  подъемы могут быть неодинаковы  по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.

     Третья  концепция: сбалансированность бюджета  является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного  подхода, – это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может  сопровождаться как устойчивым положительным  сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом (именно такая  картина типична, например, для государственного бюджета США и ряда европейских  стран).

     Небольшой бюджетный дефицит для экономики  многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского кредита: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы  отработать его, вместо того, чтобы  получить эти блага в будущем  за меньшие деньги. Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может  постоянно тратить больше, чем  зарабатывать.

     Однако  передозировка любого лекарства  может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую  нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь  приводят к дефолту.

     Первостепенное  внимание надо обратить на то, на какие  цели расходуется бюджетный дефицит. Едва ли можно упрекнуть правительство, когда оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к военным действиям  в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства госбюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит  возникает из-за неумения руководства  страны обуздать финансовые претензии  министерств, ведомств и различных  лоббистских групп.

     Профицит - представляет собой бюджет, у которого доходы превышают расходы.

     Созданный в начале 2000-х в России профицит федерального бюджета при дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его  ошибкой: искусственная «накачка»  средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически  сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных  органов власти. Защитники позиции  правительства считают, что центральное  правительство уже научилось  составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных  бюджетов связаны с низким качеством  бюджетного процесса в регионах.

Информация о работе Сущность, виды, доходы, расходы государственного бюджета