Государственные
расходы представляют собой затраты,
возникающие в связи с выполнением
государством своих функций. Расходы бюджета
в экономически развитых странах осуществляются
по следующим основным направлениям: военные
расходы, ассигнования в экономику, содержание
государственного аппарата управления,
выполнение социальных программ, предоставление
субсидий и кредитов другим странам и
бюджетам регионов. Основными направлениями
расходования федерального бюджета в
РФ являются расходы в сфере материального
производства, прямые и косвенные расходы
на оборону, расходы на социальные мероприятия,
науку, управление, расходы бюджета на
финансовую помощь бюджетам других уровней
и затраты по текущему обслуживанию государственного
внутреннего и внешнего долга.
Правительство
РФ, утверждая бюджет, рассчитывало, что
он станет бюджетом продолжающегося экономического
роста, повышения конкурентоспособности
национальной экономики, уровня жизни
населения за счет снижения налоговой
нагрузки и решения других социальных
задач. Но как показал сравнительный анализ
относительных показателей бюджетов за
предыдущие три года, бюджет чреват острыми
социальными коллизиями, т.к. показатели
расходов в социальной сфере не соответствуют
не только международным стандартам, но
и нормативам, установленным федеральным
законодательством, в то же время государство
передает многие соцобязательства с федерального
на региональные уровни, не имеющие достаточных
средств для их реализации. Эти и другие
особенности бюджета явно противоречат
конституционному принципу «социальности»
Российского государства и означают наступление
правительства на социальные права граждан.
Вместе с тем, у российской экономики на
данный момент существует реальный потенциал
и источники бюджетного финансирования
социально-экономического развития России,
- прирост доходов может быть достигнут
посредством изъятия в доход государств
природной ренты, путем налогообложения
ранее сокрытых и незаконно вывезенных
из России прибылей, а также на основе
повышения собираемости налогов и эффективности
использования государственного имущества
и др.
Список
источников и литературы
- "Бюджетный
кодекс Российской Федерации"
от 31.07.1998 № 145-ФЗ // "Собрание законодательства
РФ", (далее СЗ РФ) 03.08.1998, № 31, ст. 3823
- Федеральный
закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления
в РФ». (в ред. от 21 марта 2002г.) // "Российская
газета", № 170, 01.09.1995
- Федеральный
закон от 31 декабря 1995 г. № 228-ФЗ "О федеральном
бюджете на 1996 год" (с изм. и доп. от 20
июня, 17 декабря 1996 г., 8 января, 26 февраля,
20 марта 1997 г.) // СЗ РФ от 1 января 1996 г. №
1, ст. 21
- Федеральный
закон от 15.08.1996 № 115-ФЗ (ред. от 08.08.2001)"О
бюджетной классификации Российской Федерации"
//"СЗ РФ", 9.08.1996, № 34, ст. 4030
- Федеральный
закон от 26 февраля 1997 г. № 29-ФЗ "О федеральном
бюджете на 1997 год" (с изм. и доп. от 14
июля 1997 г., 9 января 1998 г.) // СЗ РФ от 3 марта
1997 г. № 9, ст. 1012
- Федеральный
закон от 26 марта 1998 г. № 42-ФЗ "О федеральном
бюджете на 1998 год" (с изм. и доп. от 31
июля, 26 ноября, 29 декабря 1998 г., 27 декабря
2000 г., 30 декабря 2001 г.) // СЗ РФ от 30 марта
1998 г., № 13, ст. 1464
- Федеральный
закон от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ "О федеральном
бюджете на 2002 год"// СЗ РФ от 31 декабря
2001 г., № 53 (Часть I), ст. 5030
- Федеральный
закон от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ "О федеральном
бюджете на 2001 год" (с изм. и доп. от 24
марта, 8 августа, 17 октября, 14 декабря,
30 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г.)// СЗ РФ от 1
января 2001 г., № 1 (Часть I), ст. 2
- Федеральный
закон от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ "О федеральном
бюджете на 2002 год" (в ред. на 25 июля 2002
г.) // СЗ РФ от 31 декабря 2001 г., № 53 (Часть
I), ст. 5030
- Комментарий
к Бюджетному кодексу Российской Федерации
/ Под ред А.Н. Козырина.- М . ЭКАР 2002
- Толковый
словарь современных бюджетных терминов.
М.: Национальный фонд подготовки кадров:
Изд-во Димитрейд График Груп, 1999. вып.
1
- Деева А.И.
Финансы. Учебное пособие. – М.: Экзамен.
2002
- Поляков
Г.Б. Бюджетная система России – М. ЮНИТИ-ДАНО.
2000
- Финансы
и кредит: Учебник /Под ред проф М.В. Романовского,
проф. Г.Н, Белоглазовой. – М.: Юрайт-Издат,
2004
- Управление
социально-экономическим развитием России:
концепции, цели, механизмы /Рук. авт. колл.
Д.С. Львов и А.Г. Поршнев. – М., 2002 «Экономика»
- 702с.
Статьи
- Баранов.
Э. Динамика доходов и расходов федерального
бюджета России за 2001-2003гг. // Экономист№11.
с.33-37
- Блинов М.
Бюджетный кодекс РФ и практика // Хозяйство
и право. 1999 №6 с. 87-90
- Воронин
Ю. Бюджет 2004: что за профицитом? // ''РФ сегодня''
2003. №20 (окт) с.26-27
- Горский
И.В. Налоговый потенциал межбюджетных
отношений //Финансы. 1999 №6 с. 27-30
- Городецкий
П. Концепция бюджетной сбалансированности
//Экономист 2000 № 4 с. 14-27
- Глазьев
С., Жукова М. Бюджет 2003: очередной выбор
социальной политики // Российский экономический
журнал. 2002 № 9 с. 3-14
- Глазьев
С., Жукова М. Бюджет 2004: очередной выбор
социальной политики // Российский экономический
журнал. 2003 № 9 с. 3-15
- Коромская
Н.И. О бюджетной классификации доходов
и расходов в Российской Федерации // Налоговый
вестник 1999 №10 с. 94-96
- Кудрин А.Л.
Федеральный бюджет: итоги и задачи //Финансы
№1, 2003
- Кудрин А.Л.
Федеральный бюджет – 2004: новые экономические
тенденции // Финансы №1, 2004 с. 3-8
- Методы формирования
и исполнения бюджетов.// Бюджетные организации.
Экономика и учет. № 4 2001. с. 21-30
- Петров Ю.
Селективная финансовая политика: повышение
собираемости налогов, увеличение налогового
потенциала и стимулирование развития
экономики. // Российский экономический
журнал. 1999. №4.
- Петров Ю.
Стратегия развития и увеличения бюджетных
доходов. Где взять ресурсы? //Российский
экономический журнал. 2000 № 2 с. 17-28
- Пансков
В. Бюджет – 2001 чреват серьезными экономическими
и социальными коллизиями // Российский
экономический журнал. 2000. №10 с.6.
- Роик В. Социальная
политика: какая модель распределения
доходов нужна России? // Российский экономический
журнал. 2002. №8 (раздел. «Варианты соотношения
долей в ВВП текущих и социально резервируемых
доходов»).
- Роик В. Социальная
составляющая проекта федерального бюджета
на 2003 год: вырастет ли благосостояние
россиян? //Российский экономический журнал.
2002. № 9 – с. 23-25
- Роик В. К
оценке социальных параметров правительственных
бюджетных проектировок на грядущий год
// Российский экономический журнал. 2003
№ 9 с.16-26
- Типенко
Н.Г. Возможности оптимизации расходов
в образовании // Финансы 2003 № 5. с. 59-62
- Яндиев М.
И. Уровни бюджетной системы в России //
Финансы 2000 № 2 с. 13-14