Сущность государственных расходов, их взаимосвязь с государственными доходами

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 09:26, курсовая работа

Описание работы

целью данного исследования является анализ государственных доходов и расходов на протяжении последних девяти лет и выявление потенциальных источников бюджетного финансирования социально-экономического развития России.

Содержание

Введение………………………………………………………………..………….3

Глава 1. Правовые основы государственных расходов и государственно финансирования………………………………………………………….…….….5
1.Основные понятия о государственных расходах………………….….….5
2.Государственное финансирование…………………………………….….9

Глава 2. Характеристика государственных расходов…………………………20

2.1 Юридическая характеристика государственных расходов……………….20

2.2 Осуществление государственных расходов путем финансирования…….25

Глава 3. Взаимосвязь доходов и расходов……………………………………..30

3.1 Анализ доходов и расходов………………………………………………....30
Заключение……………………………………………………………………….40

Список источников и литературы……………………………………………....42

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

      - централизованные расходы (осуществляются  за счет средств бюджетов и  внебюджетных фондов);

      - децентрализованные расходы (осуществляются  за счет средств казенных заводов,  фабрик, организаций, принадлежащих  государству);9

     3) в зависимости от характера участия в общественном производстве (экономические расходы):

      - текущие расходы – часть расходов  бюджетов, обеспечивающая текущее  функционирование органов государственной  власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации;10

     - капитальные расходы – часть  расходов бюджетов, обеспечивающая  инновационную и инвестиционную  деятельность, включающая статьи  расходов, предназначенные для инвестиций  в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, а также средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации;11

      - создание резервов – средства  резервных фондов расходуются  на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

     Размер  резервных фондов в федеральном  бюджете не может превышать 3 процента утвержденных расходов федерального бюджета;12

     4) в зависимости от функциональной  направленности:

      - на оборону;

      - на охрану окружающей природной  среды;

      - на международную деятельность  и прочие расходы.13

     Для примера, расходы на содержание Вооруженных Сил РФ охватывают бюджетные ассигнования, направляемые на содержание центрального аппарата Министерства обороны РФ, боевую подготовку и материально-техническое обеспечение войск, содержание и эксплуатацию военных объектов; на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, учебные расходы военно-учебных заведений, ведомственные расходы в области образования и здравоохранения. 
 

     2.2 Осуществление государственных  расходов путем  финансирования 

     Государственные расходы осуществляются различными способами: путем предоставления бюджетных ссуд, бюджетных кредитов и т.д., в том числе и путем финансирования.

     Финансирование  государственных расходов – это  урегулированное правовыми нормами  выделение (отпуск) государственных  денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе, в форме дотаций и субвенций. Но в случаях необходимости получения бюджетных ассигнований и невозможности выделения средств на этих принципах участники финансирования в соответствии с законодательством могут получать денежные средства из бюджета на условиях возвратности и возмездности.14

     Источниками финансирования государственных расходов, включая инвестиции (долгосрочные вложения), выступают средства:

  1. государственных и муниципальных бюджетов;
  2. внебюджетных фондов;
  3. централизованные фонды министерств, ведомств.
  4. собственные финансовые средства предприятий.15

     К основополагающим принципам финансирования государственных расходов относят:

     1) плановость;

     2)соответствие  планируемых расходов объему  государственных или муниципальных  доходов;

     3) целевое направление средств  (выражается в том, что расходы имеют предметно-целевое назначение – заработная плата, стипендии и т. д.);

     4) соответствие финансируемых расходов  охраняемым законом правам и  интересам граждан, юридических  лиц, государства и муниципальных  образований;

     5) безвозмездность и безвозвратность  выделения средств;

     6)соответствие  финансируемых расходов экологическим, санитарно-гигиеническим и другим нормам;

     7) контроль использования государственных  и муниципальных средств и  ответственность за правонарушения  в этой области.16

     Можно выделить два основных правовых режима финансирования в зависимости от субъектов, использующих средства:

     1) финансирование государственных  или муниципальных коммерческих  организаций, за которыми имущество  закреплено на праве хозяйственного  ведения;

     2) финансирование государственных  или муниципальных учреждений, состоящих  на бюджете и относящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативного управления, то есть сметно-бюджетное финансирование.17 Оно представляет собой безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджетов различных уровней бюджетным учреждениям, т. е. учреждениям, действующим в отраслях непроизводственной сферы. Бюджетные учреждения получают средства на свое содержание из бюджета на основе финансовых документов, которые называются сметами.

     Смета - финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, обеспечивающих финансирование бюджетных учреждений и организаций.

     Смета состоит из статей, каждая из которых  содержит однородную группу расходов, носящих строго обязательный характер и не подлежащих произвольному изменению. Данные положения следуют из требований сметно-бюджетной дисциплины и природы самого бюджета, имеющего силу закона. Статьи расходов составляются на основе норм расходов, то есть единые типовые измерители сметных расходов по однородным учреждениям.18

     На  смету как финансовый акт распространяется правовое регулирование. Процесс прохождения  сметы состоит из стадий свойственных бюджетному процессу: составление, утверждение  и исполнение. Смета действует  в течение финансового года - с 1 января до 31 декабря. После утверждения бюджета в смету могут вноситься необходимые поправки.

     Государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, все  свои основные производственные и непроизводственные расходы должны покрывать за счет собственных доходов либо банковского кредита. Финансирование из бюджета их расходов осуществляется только на определенные цели, установленные законом. В сравнении с другими государственными предприятиями казенные предприятия, действующие на праве оперативного управления имуществом, имеют особенности в порядке планирования и использования средств государственных средств, получаемых в порядке финансирования как на расходы по текущей деятельности, так и на инвестиционную деятельность.19

     Учреждения и организации бюджетной сферы и сметно-бюджетного финансирования могут иметь источники доходов, существующие вне бюджета. Эти источники называются внебюджетными и строго регулируются законодательством.

     Внебюджетные  средства можно классифицировать по группам, главным критерием такой классификации следует признать характер источника доходов внебюджетных средств - заработанные доходы и незаработанные доходы.

     К заработанным доходам бюджетной организации относятся специальные средства, полученные не от основной его деятельности, но связанные с ней. Эти доходы формируются путем использования принадлежащего бюджетным учреждениям имущества, зданий; сооружений, транспорта и т. д.

     Незаработанные  доходы - это средства бюджетного учреждения, не связанные с результатами его труда и не подлежащие возвращению. К ним можно отнести доходы от ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и др.) в виде дивидендов и процентов; добровольные пожертвования от национальных и иностранных юридических и физических лиц, то есть спонсоров; взносы в виде благотворительных отчислений от государственных, общественных и других организаций.20

     К внебюджетным средствам относятся  депозиты. Они представляют собой сумму денежных средств, временно поступающие в распоряжение бюджетных организаций и при наступлении определенных условий подлежащие возврату или зачислению по принадлежности. К этим средствам относятся: своевременно неполученная заработная плата, стипендии студентам, которые хранятся на счетах до определенного для каждой категории срока, а затем невостребованные суммы перечисляются в доходы соответствующего бюджета.21

     Самым многочисленным подразделением сметно-бюджетного финансирования являются социально-культурные мероприятия, которые охватывают образование, подготовку кадров, культуру и искусство; средства массовой информации; здравоохранение; физическую культуру; мероприятия в области молодежной политики и социальное обеспечение. Значительная доля финансирования мероприятий этой сферы обеспечивается за счет внебюджетных фондов, которые аккумулируют (накапливают) денежные средства.

     Важное  место в развитии производства принадлежит  инвестициям – вложениям в  основной капитал, включающие в себя затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое  перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инвентаря и другие затраты. Источниками финансирования капитальных вложений являются собственные или привлеченные средства инвесторов. Инвесторами, осуществляющими капитальные вложения, могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, физические и юридические лица, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности. 22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Взаимосвязь доходов  и расходов 
 

     3.1 Анализ доходов  и расходов 

     Федеральный закон «О федеральном бюджете  на 2004 год» принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентов РФ. В соответствии с законом в текущем году ВВП в РФ составит 15 трлн. 300 млрд. руб., инфляция прогнозируется на уровне 10%, экономический рост – 5,2% ВВП. В соответствии с законом доходы федерального бюджета составят 2 трлн. 742 млрд. 850 млн. руб., расходы – 2 трлн. 659 млрд. 447 млн. руб., профицит бюджета – 83 млрд. 400 млн. руб. Согласно Правительственному плану налоговые доходы должны быть получены в размере 2071384,5 млн. руб.23, неналоговые доходы в размере 2191194,4 млн. руб., доходы целевых бюджетных фондов – 14061,5 млн. руб., ЕСН – должен быть собран в размере 438210,0 млн. руб. Как и на что предполагается потратить эти доходы?

     Важная  задача, которую поставил Президент на предстоящий финансовый год, - это повышение устойчивости экономики, федерального бюджета к воздействию внешнеэкономической конъюнктуры. Страна, бюджет которой чрезмерно зависит от нестабильных и трудно прогнозируемых внешних рынков, не может рассчитывать на устойчивое экономическое развитие, в связи с этим был создан Стабилизационный фонд в составе федерального бюджета РФ24. Как отметил министр финансов А.Л. Кудрин, «Сегодня доходы федерального бюджета формируются за счет доходов от нефти, нефтепродуктов и газа. Только нефть обеспечивает 13% доходной бюджетной системы страны, а для федерального бюджета даже еще выше – 18%. Изменение цены на нефть на 1 доллар означает изменение доходов консолидированного бюджета на 59 миллиардов, из них на 45 – для федерального бюджета. То есть, если цена на нефть снизится до 15-16 дол., как это было в середине 90-х годов, то для исполнения такого бюджета, как в 2004г., не хватит 200 млрд. руб. поэтому необходимо сохранять и накапливать Стабилизационный фонд для предотвращения таких ситуаций. Когда в 1998 г. цена на нефть упала до 12 дол. За баррель в среднем, страна столкнулась с проблемой девальвация и дефолта. Стабилизационный фонд навсегда обезопасит от таких ситуаций» 25.

     Итак, часть доходов бюджета на сумму 83,4 млрд. руб. пойдет в Стабилизационный фонд. Общий прогноз цены на нефть – 22 доллара за баррель, в расчете бюджета была заложена цена – 20 дол. за баррель. Разница между 20 и 22 поступит в этот фонд. Кроме того, в него предполагается зачислить частично остатки средств федерального бюджета, в том числе средства финансового резерва, на конец 2003г.

Информация о работе Сущность государственных расходов, их взаимосвязь с государственными доходами