Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Бюджетному праву".
Представительный орган принимает решение по отчету об исполнении бюджета после получения результатов проверки отчета. Если в ходе проверки бюджета выявлено несоответствие исполнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете в случае, если не вводился режим сокращения и блокировки расходов, представительный орган имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета.
В юридической литературе понятие федеральный бюджет определяется как бюджет центрального правительства в государствах, имеющих федеральную форму государственного устройства.
Федеральный бюджет РФ – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.
Статья 16 БК РФ, дающая определение федеральному бюджету, изложена в новой редакции Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 120–ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений».
В РФ не допускается использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ, за исключением случаев, установленных настоящим законодательством.
Назначением федерального бюджета является финансирование реализаций функций государства, отнесенных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами к исключительным полномочиям РФ. Согласно ст. 84 БК РФ из федерального бюджета финансируются расходы на:
1) содержание и функционирование высших государственных органов РФ – Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств;
2) содержание судебной системы РФ;
3) содержание армии, поддержание обороноспособности страны;
4) осуществление внешних функций РФ – содержание посольств и дипломатических представительств;
5) финансирование научных учреждений, космических программ; реализацию федеральных целевых программ различного назначения и т. д.
Федеральный
бюджет является основой государственного
сектора экономики РФ, поскольку
федеральные государственные
Кроме того, федеральный бюджет РФ является источником поддержки бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Так, из федерального бюджета предоставляются бюджетные кредиты, оказывается финансовая помощь бюджетам субъектов РФ и бюджетам отдельных муниципальных образований, выделяются субвенции и субсидии, финансовая помощь в порядке, установленном федеральными законами.
Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет РФ. Составление консолидированного бюджета необходимо для осуществления эффективного государственного управления, поскольку консолидированный бюджет отражает, какие финансовые ресурсы аккумулируются на территории РФ.
Перечень доходов федерального бюджета установлен ст. ст. 50, 51 БК РФ.
В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами. Так, подлежат зачислению в федеральный бюджет в полном объеме налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья за исключением пищевого, акцизы на табачную продукцию, акцизы на автомобили легковые и мотоциклы, налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, налог на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ, сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, единый социальный налог, государственная пошлина. Для других видов налогов и обязательных платежей установлены нормативы отчисления в федеральный бюджет.
К числу неналоговых доходов федерального бюджета относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ;
части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, в размерах, устанавливаемых Правительством РФ; лицензионные сборы;
таможенные пошлины и таможенные сборы;
плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли—продажи лесных насаждений;
платы
за пользование водными
консульские сборы; патентные пошлины;
платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним.
В доходах федерального бюджета также учитываются прибыль Банка России, а также доходы от внешнеэкономической деятельности.
Статьей
53 БК РФ установлены полномочия федеральных
органов законодательной и
Общие
основания возникновения
1) принятия федеральных законов и нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения РФ и полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Фз «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;
2) заключения РФ или от имени РФ договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения РФ и полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;
3) принятия федеральных законов и нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных Бк РФ (п. 1 ст. 84 БК РФ).
Расходные обязательства РФ исполняются за счет собственных доходов федерального бюджета и источников покрытия его дефицита. В случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства РФ могут исполняться за счет средств государственных внебюджетных фондов.
Конкретные расходные обязательства РФ определены соответствующими федеральными законами. Так, финансовое обеспечение федеральной судебной системы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. № 30–ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации». Финансирование расходов на оборону осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61–ФЗ «Об обороне». Условия и порядок выделения средств федерального бюджета на финансирование фундаментальных исследований и содействия научно—техническому прогрессу установлены Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127–ФЗ «О науке и государственной научно—технической политике» и т. д. Помимо федеральных законов, Президентом РФ и Правительством РФ могут приниматься правовые акты, предусматривающие выделение средств федерального бюджета на реализацию целевых программ.
Статья 84 БК РФ устанавливает, что расходные обязательства РФ по предоставлению межбюджетных трансфертов исполняются путем предоставления бюджетам субъектов РФ или местным бюджетам субвенций из Федерального фонда компенсаций. При этом нормативные правовые акты, предусматривающие предоставление таких субвенций, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций и ежегодно вводиться в действие федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии с положениями, закрепленными в ст. 15 БК РФ, бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. Каждый субъект РФ имеет свой собственный бюджет.
Аналогично федеральным органам, органам государственной власти субъектов РФ запрещено использование иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов РФ за исключением случаев, прямо предусмотренных положениями, закрепленными в БК РФ.
Полномочия отдельных
Расходные обязательства субъекта РФ непосредственно вытекают из его полномочий. Конкретный перечень полномочий субъекта РФ закрепляется конституциями либо уставами соответствующего субъекта.
Из бюджета субъекта РФ финансируются, в частности, органы государственной власти субъекта РФ, региональные целевые программы в различных отраслях и т. п. Региональный бюджет выступает финансовой гарантией реализации полномочий соответствующего субъекта РФ.
Региональный бюджет составляет экономическую основу для государственного сектора экономики соответствующего субъекта РФ. Кроме того, из регионального бюджета осуществляется финансовая помощь бюджетам муниципальных образований на территории данного субъекта РФ в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством РФ.
В бюджетах субъектов РФ в соответствии с бюджетной классификацией раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов РФ в связи с осуществлением органами государственной власти этих субъектов полномочий по предметам ведения субъектов РФ и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также расходных обязательств субъектов РФ, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.
Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав данного субъекта РФ, образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.
Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ).
Перечень доходов регионального бюджета установлен ст. 56, 57 БК РФ.
В бюджет субъектов РФ зачисляются налоговые доходы от региональных налогов – налога на имущество организаций, налога на игорный бизнес, транспортного налога. В региональные бюджеты также зачисляются доходы от ряда федеральных налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами. В частности, в бюджеты субъектов частично зачисляются доходы от налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья, акцизов на спиртосодержащую продукцию, акцизов на автомобильный бензин, акцизов на алкогольную продукцию и пиво, налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, на добычу общераспространенных полезных ископаемых, сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, сбора за пользование объектами животного мира, единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Нормативы отчислений налоговых доходов в региональные бюджеты установлены БК РФ и налоговым законодательством.
Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, подлежат зачислению в бюджет края (области), а налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти автономного округа, подлежат зачислению в бюджет автономного округа.
В бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт—Петербурга подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в местные бюджеты и бюджеты субъектов РФ.
В число неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ включаются: часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, в размерах, устанавливаемых законами этих субъектов; часть платы за негативное воздействие на окружающую среду, плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли—продажи лесных насаждений; сборы за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта; декларационные платежи.