Особенности формирования и реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение теоретических аспектов бюджетно-налоговой политики и особенностей её в Республике Беларусь.
Задачи:
1)Рассмотреть сущность, виды и формы бюджетно-налоговой политики в мировой экономической литературе.
2)Выяснить вопрос экономической эффективности бюджетно-налоговой политики и её измерение.
3)Рассмотреть кейнсианскую и монетаристскую концепции бюджетно-налоговой политики.
4)Рассмотреть и проанализировать формирование и реализацию бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.

Содержание

Введение
1.Цели и формы реализации бюджетно-налоговой политики
1.1 Сущность, виды и формы бюджетно-налоговой политики
1.2 Эффективность бюджетно-налоговой политики. Её измерение
2.Монетаризм и кейнсианство о механизме реализации и эффективности бюджетно-налоговой политики
2.1 Бюджетно-налоговая политика. Кейнсианская концепция
2.2 Бюджетно-налоговая политика. Монетаристская концепция
3.Особенности формирования и реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
3.1Основные направления бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
3.2Особенности фискальной политики в условиях современной Беларуси
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

макроэкономика курсовая гнатюк.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

Дефицит республиканского бюджета в 2008 г. прогнозируется в  сумме 2,2 трлн. руб., или 1,9% к ВВП. Такой  уровень дефицита бюджета обусловлен реализацией активной политики государства по поддержке и развитию реального сектора экономики. Речь идет не о проедании, а о вливании дополнительных ресурсов в экономику для ее развития. 

С 2008 года отменен  налог с пользователей автомобильных  дорог, взимаемого по ставке 1% с выручки от реализации товаров (работ, услуг). При этом ставка НДС осталась неизменной, на уровне 18%, хотя ранее планировалось не поднять. 

Отменен также  ряд местных сборов. Так, в 2008 году не будут взиматься местные сборы  за осуществление торговли и строительства объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц, за размещение наружной рекламы и зарегистрированных товарных знаков (знаков обслуживания) на иностранных языках. 

С 01.01.2008 г. НДС  облагаются все виды имущественных прав, а не только имущественные права на объекты интеллектуальной собственности. 

С 2008 г. налогом  облагается валовая прибыль. 

Основным новшеством по подоходному налогу является снижение с 20% до 15% ставки налога по доходам, полученным по месту основной работы.[2] 

Рекомендации  по совершенствованию бюджетно-налоговой  политики: 

Практика поддержки  за счет бюджета предприятий, нередко  осуществляющих производство низкоэффективной, неконкурентоспособной продукции  и услуг, должна трансформироваться в оказание всемерной помощи предприятиям - экспортёрам продукции при условии обеспечения ими своевременного возврата используемых средств. 

Необходимо добиваться сокращения объёмов льготного кредитования субъектов хозяйствования за счёт средств  бюджета. Для этого необходимо разработать экономический механизм мобилизации собственных средств заёмщиков на указанные цели. При этом целесообразно установить в законодательном порядке, предоставляемым банками субъектам хозяйствования на льготных условиях, не выдаются. 

Таким образом, политика государственных расходов, с одной стороны, не должна быть расточительной и на деле ориентировать бюджетную  политику на умеренно жесткие показатели, притом что, с другой стороны, эти  расходы должны принимать форму  инвестиций, когда можно будет добиваться больших результатов за счет мультипликационного эффекта. 

Дальнейшее развитие должна получить инфраструктура фондового  рынка, главным образом за счет активизации  работы таких финансовых институтов, как центральный депозитарий  и фондовая биржа. Одновременно требуется принятие системы мер по повышению их привлекательности для первичных инвесторов и поддержанию ликвидности государственных ценных бумаг на вторичном рынке. С целью активизации первичного и вторичного рынков государственных ценных бумаг необходимы следующие меры: 

в случае ухудшения  ликвидности банковской системы (особенно в периоды перечисления налоговых  платежей) - поддержание Национальным банком ликвидности рынка государственных  ценных бумаг за счет расширения операций на открытом рынке и предоставления ломбардных кредитов; 

возврат к практике предоставления льгот по обязательному  резервированию для банков - держателей государственных ценных бумаг; 

совершенствование системы торгов на межбанковской  валютной бирже; 

расширение числа инвесторов через организацию Национальным банком региональных торговых площадок на базе Национального банка, а также путем подготовки Министерством финансов условий выпуска государственного облигационного сберегательного займа для физических лиц; 

создание условий  для расширения доступа нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг. 

Критерий дефицита бюджета по сути выполняет роль регулятора с отрицательной обратной связью, а потому должен играть ведущую роль в иерархии индикаторов экономической безопасности страны. 

Подводя итог можно  также отметить, что существенное значение имеют активная позиция  и координация деятельности центрального аппарата и местных органов власти. [2, с.10-11] 

Бюджетно-налоговая  политика должна быть направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа. 

Одним из приоритетных направлений налоговой реформы  должно быть упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. Этот процесс должен сопровождаться мерами по существенному расширению базы налогообложения и увеличению фактической собираемости налогов и будет включать следующие мероприятия по реформированию налоговых платежей: 

- завершение  работы по отмене всех оборотных  налогов и сборов, взимаемых с  выручки от реализации товаров  и услуг на республиканском  и местных уровнях; 

- снижение нагрузки  на фонд заработной платы путем  отказа от практики взимания чрезвычайного налога, оптимизации ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в ФСЗН Министерства труда и социальной защиты РБ и отчислений в фонд содействия занятости. 

-снижение и  унификация таможенных пошлин. 

При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика должна быть направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования. Упорядочению государственной поддержки реального сектора экономики будут способствовать сокращение объема субсидий и льгот, ликвидация перекрестного субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг на основе пересмотра тарифов и рационализации ценообразование, оптимизация бюджетных субсидий на оказание транспортных услуг населению, принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок.[10, с.7] 

 Заключение 

Анализ экономической  литературы и периодической печати, выполненный в ходе работы, позволил нам сделать нижеследующие выводы. 

1) Дискреционная  и недискреционная фискальная  политика проводятся в комплексе,  в зависимости от текущей динамики  ВВП. Дискреционная политика даёт  эффект в краткосрочном периоде. 

2)Согласно кейнсианской  концепции фискальной политики дефицит государственного бюджета, как правило, увеличивается в период экономического спада и сокращается в периоды оживления и подъёма экономики. При этом не всегда обеспечивается стабилизация экономики и рост ВВП. 

3)Особенностями  бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь является: 

- высокий уровень  дотаций для экономики по сравнению  с развитыми странами; 

- преимущественное  проведение дискреционной стимулирующей  фискальной политики, направленной  на поддержание стратегически  важных производств и недопущение массовой безработицы; 

- после 2001 года, когда темпы инфляции сократились,  фискальная политика приобрела  направление стимулирующей инвестиционной  политики; 

- снижение общего  уровня централизации в бюджете  финансовых ресурсов для дальнейшей  стабилизации экономических процессов и экономического роста. 

 Литература 

1. Бартенев С.А.  История экономических учений: Учебник/  С.А.Бартенев: - М.- Экономист -2004 - 45с. 

2. Закон о  бюджете РБ на 2008 год. // Консультант  плюс (электронная база данных). 

3. Корбут Н.П.  Об итогах исполнения бюджета  за 2005 год и задачах на 2006 год  // Финансы. Учет. Аудит.- 2006. - №2. с.3-4 

4. Корбут Н.П.  Финансы Беларуси: оснований для  пессимизма нет.// Экономика Беларуси.- 2007- №1, стр.24-27 

5. Лейонхуфвуд  А. Макроэкономическая теория в 20-м столетии: основные вехи развития./ Вопросы Экономики -2006- №11. стр.26-45 

6. Лемешевский  И.М. Макроэкономика. (Экономическая  теория. Часть 3). Учебное пособие  для студентов экономических  специальностей высших учебных  заведений. - МН.: ООО “ФУАинформ” 2004-576с. 

7. Макроэкономика : учеб. пособие для студентов  заочной и дистанционной форм  обучения учреждений, обеспечивающих  получение высшего образования  по экономическим специальностям / Т.С. Алексеенко [и др.]; Л.П.Зеньковой.- Минск: ИВЦ Минфина, 2007. -38с. 

8. Макроэкономика: учеб. пособие/И.В.Новикова,А.П.Морова,А.О.Тихонов  и др.; по ред. И.В.Новиковой  и Ю.М.Ясинского.-Мн.:акад.упр.при  Президенте Республики Беларусь, 2006 -33 с. 

9. Околова С., Борисова В. Социально-экономические аспекты бюджетной политики. // Финансы. Учет. Аудит.- 2006. - №2. с 15 

10. Полоник С.С.  Проблемы и перспективы социально-экономического  развития Республики Беларусь/ С.С.  Полоник, Я.М. Александрович, А.В.  Богданович.// Белорусский экономический  журнал.-2006- №1. стр.7 

11. Постановление  Совета Министров Республики  Беларусь 4 ноября 2006 г. №1475. Об утверждении  основных направлений социально-экономического  развития Республики Беларусь  на 2006-2015 годы.// Консультант плюс (электронная  база данных). 

12. Учебник им. М.В.Ломоносова. М.А. Миклашевская, Холопов. Международная экономика. 1998. Москва. cтр.252-254 

13. Экономическая  теория. Учебное пособие М.И.Плотницкий, М.К.Радько, Г.А.Шмарловская. Минск.  Современная школа, 2006 г. 392 с., стр. 285-293.

  

Информация о работе Особенности формирования и реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь