Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:59, курсовая работа
Целью нашей работы является изучение теоретических аспектов бюджетно-налоговой политики и особенностей её в Республике Беларусь.
Задачи:
1)Рассмотреть сущность, виды и формы бюджетно-налоговой политики в мировой экономической литературе.
2)Выяснить вопрос экономической эффективности бюджетно-налоговой политики и её измерение.
3)Рассмотреть кейнсианскую и монетаристскую концепции бюджетно-налоговой политики.
4)Рассмотреть и проанализировать формирование и реализацию бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.
Введение
1.Цели и формы реализации бюджетно-налоговой политики
1.1 Сущность, виды и формы бюджетно-налоговой политики
1.2 Эффективность бюджетно-налоговой политики. Её измерение
2.Монетаризм и кейнсианство о механизме реализации и эффективности бюджетно-налоговой политики
2.1 Бюджетно-налоговая политика. Кейнсианская концепция
2.2 Бюджетно-налоговая политика. Монетаристская концепция
3.Особенности формирования и реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
3.1Основные направления бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
3.2Особенности фискальной политики в условиях современной Беларуси
Заключение
Список использованных источников
-- улучшение
налоговой структуры за счет
повышения доли и значения
прямого налогообложения,
-- снижение нагрузки
на фонд заработной платы;
-- оптимизация
ставок и совершенствования
Страница: 1
2
- повышение стимулирующей
роли таможенной политики;
-- выравнивание
условий налогообложения для всех категорий
плательщиков путем оптимизации налоговых
ставок;
-- совершенствование
системы налогового
-- оптимизация
соотношения республиканских и
местных налогов и сборов с
ориентацией на повышение роли
и расширение
При сохранении
высокого уровня социальных расходов
бюджетная политика в 2006-- 2010 гг. будет
направлена на:
-- создание условий
для полного и устойчивого
выполнения финансовых
-- обеспечение
эффективной работы системы
-- принятие мер
по совершенствованию процедур государственных
закупок, устранению нарушений в данной
сфере. [8, c.117]
На протяжении
переходного периода
Особенностью
белорусской налогово-
Важным рычагом
фискальной политики становится налоговая
система. С ее помощью Республика
Беларусь ставит цель обеспечения выравнивания
доходов, социальной защиты малоимущего
населения, стимулирования частного бизнеса
и достижения высоких темпов экономического
роста. Радикальному изменению налоговая
система Республики Беларусь подвергалась
в 1992 и 1998--1999 гг. Однако этого оказалось
недостаточно для достижения высоких
и устойчивых темпов экономического роста.
Понадобились срочное реформирование
налоговой системы Республики Беларусь
и разработка Налогового кодекса. Его
разработка велась в двух вариантах в
1995--1996 гг. Тем не менее пока действующая
белорусская система налогообложения
построена на лидирующей роли фискальной
функции. Об этом свидетельствует высокий
удельный вес косвенных налогов в доходах
бюджета, которые не оказывают стабилизационного
влияния на динамику БВП.
Прямые налоги
являются автоматическими
Унификация налогового
законодательства также является одним
из приоритетов налоговой политики Республики
Беларусь на ближайшие годы, что и предусмотрено
рядом подписанных межправительственных
соглашений по созданию единого экономического
пространства с РФ. Так, уже унифицирована
методика исчисления налога на прибыль,
налога на добавленную стоимость (НДС).
[7, c.124]
С 2005г. последовательно
реализованы меры по уменьшению налоговой
нагрузки.
Наряду с прямой
поддержкой реального сектора экономики
бюджет способствовал наращиванию
ресурсного потенциала банковской системы
республики. В 2005 году за счет средств
республиканского бюджета уставные фонды
банков увеличены на 630 млрд.руб. Это более
80% их прироста.
Республика сохранила
имидж надежного финансового
партнера у внешних кредиторов. Своевременно
и полностью выполнены обязательства
по наступившим срокам по всем внешним
долгам, а это около 100 млн. долл. США. Завершены
платежи по кредитам, выделенным Международным
валютным фондом в 1993-1995 гг. в сумме 190 млн.
долл. США. [3, с.3-4]
В 2005 году в значительной
степени высокие темпы ежегодного прироста
ВВП были обеспечены опережающим ростом
промышленности и инвестиций в реальном
секторе экономики, а также ростом реальной
заработной платы, позволившей увеличить
объемы розничного товарооборота.[9, с.15]
3.2 Особенности
фискальной политики в условиях современной
Беларуси
Общие задачи становления.
В трансформационный период в
бюджетно-налоговой сфере
1) выработать
принципы новой фискальной
2) сформировать
новую бюджетно-налоговую
3) освоить технологию
современной бюджетно-
Что касается выработки
принципов современной
Фискальная политика
призвана оказывать позитивное воз
действие на темпы экономического роста,
способствовать пре одолению официальной
и скрытой безработицы, сокращению «теневого
сектора» национальной экономики, не допускать
чрезмерного возрастания государственного
долга и дефицита бюджета, повышать эффективность
государственных расходов и на приемлемом
уровне сдерживать инфляцию.
Оценка структуры
доходов бюджета. В последние
годы удельный вес доходов консолидированного
бюджета в ВВП сложился на уровне
42--45%. В переходный период реструктуризация
доходной части бюджета обнаруживается
в том, что изменяется соотношение налоговых
и неналоговых поступлений в пользу налогов.
Т. е. основная масса доходов бюджета формируется
за счет налоговых поступлений (90--94%). В
итоге налоговая нагрузка на общенациональном
уровне колеблется в пределах 38--40% от ВВП.
Обратим внимание
на то, что среди налоговых
С 1992 по 2004 год
в доходах консолидированного бюджета
с 25, 9 до 12,4% снизился удельный вес налога
на доходы и прибыль, что красноречиво
отражает кризисное состояние реального
сектора экономики, доминирование в государственном
секторе малорентабельных и хронически
убыточных предприятий. Кроме того, нестабильность
налогового законодательства в Беларуси
приводит к тому, что в объеме прямых налогов
проявляются резкие колебания удельного
веса налога на прибыль. За последние 5
лет среди плательщиков данного налога
заметно снизился удельный вес негосударственного
сектора экономики. Стабильно не выполняются
задания по поступлению доходов от продажи
в процессе приватизации объектов государственной
собственности. Так, в 2003 году при плане
в 430 млрд. ВУR в бюджет поступило только
3,3 млрд. ВУR. При этом увеличиваются долги
субъектов хозяйствования по налогам
(недоимки, налоговый кредит и т.п.), просроченные
бюджетные суды. На начало 2004 года такие
финансовые «утечки» составили 720 млрд.
руб., или 120% к среднемесячным расходам
бюджета. [6 c.367]
Таким образом,
есть резон обратить внимание на отсутствие
рациональной структуры доходов
республиканского бюджета. Имея в виду
Соотношение налогов и неналоговых поступлений,
прямых и косвенных налогов, Сокращение
Поступлений от частного сектора национальной
экономики, неадекватное развитие Рыночных
источников доходов (от Приватизации акционирования,
налогов на собственность), перенасыщенность
доходной части бюджета целевыми фондами
(15--17%). [6 c.368]
Налоговая политика
в 2006 - 2015 годах будет формироваться,
исходя из необходимости существенного
упрощения налоговой системы, поэтапного
снижения налоговой нагрузки, качественного
улучшения налогового администрирования,
повышения рациональности, прозрачности,
справедливости и стабильности налоговой
системы. Справедливость и нейтральность
налоговой системы обеспечивается в основном
за счет прекращения практики налогового
льготирования и предоставления преференциальных
режимов налогообложения, отмены имеющих
негативное влияние на экономический
рост и неэффективных налоговых платежей.
Формирование прозрачного и стабильного
механизма налогообложения будет обеспечено
за счет законодательного закрепления
по каждому налоговому платежу всех обязательных
элементов налогообложения: состава плательщиков,
объектов налогообложения, налоговой
базы, налоговых ставок, налоговых льгот,
а также порядка исчисления налогов, сборов
(пошлин) и сроков их уплаты. Реализация
бюджетной политики в 2006 - 2015 годах будет
осуществляться путем оптимизации государственных
обязательств, повышения эффективности
и результативности бюджетных расходов
на основе совершенствования форм и процедур
их финансирования, снижения рисков, связанных
с условными обязательствами бюджетов.
Предусматривается обеспечить устойчивость
бюджетной системы, а также прозрачность
процедур планирования, исполнения и оценки
результатов бюджетных расходов. Повышение
эффективности использования бюджетных
средств будет осуществляться за счет
перехода к программно-целевому методу
бюджетного планирования, обеспечивающему
прямую взаимосвязь выделяемых бюджетных
ресурсов с достижением конкретных результатов
деятельности государственных органов
и бюджетных организаций. Предусматривается
обеспечить переход к среднесрочному
бюджетному планированию с ежегодным
формированием по скользящему принципу
среднесрочной финансовой программы Республики
Беларусь, что станет основой для разработки
бюджетов республиканскими и местными
органами государственного управления,
достижения прозрачности и ясности при
планировании бюджетных расходов в пределах
имеющихся ресурсов. Будет завершена работа
по приведению бюджетной классификации
Республики Беларусь в соответствие с
международными стандартами статистики
государственных финансов, что позволит
получать необходимые для анализа бюджетно-налогового
сектора данные, сопоставимые со статистикой
других секторов экономики, и осуществлять
сопоставление итогов социально-экономического
развития республики с показателями других
стран. Упорядочение государственной
поддержки реального сектора экономики
будет реализовано за счет оптимизации
ее форм и сокращения объема. Снижение
налогового бремени будет осуществляться
в увязке с реформой межбюджетных отношений,
на основе упорядочения и закрепления
доходных источников и расходных полномочий
за каждым уровнем бюджетной системы Республики
Беларусь на долгосрочной основе. Органы
местного управления и самоуправления
получат возможность планировать бюджет
на перспективу, более рационально расходовать
его средства для выполнения программ
экономического и социального развития
территорий, что должно обеспечить конституционное
право граждан на равный доступ к основным
бюджетным услугам и социальным гарантиям,
независимо от места их проживания. Важным
направлением бюджетной политики является
обеспечение сбалансированности бюджетов
всех уровней и сокращение их дефицита
в долгосрочном периоде до уровня, приемлемого
для запланированных темпов инфляции,
инвестиций и экономического роста. Уровень
внутреннего и внешнего долга останется
в пределах финансовой безопасности и
законодательных ограничений при повышении
эффективности управления им в целях снижения
стоимости обслуживания и минимизации
рисков. Для обеспечения бюджетной устойчивости
необходимо контролировать и эффективно
регулировать размер гарантированного
долга бюджетов всех уровней. Совершенствование
бюджетного и налогового законодательства
должно быть реализовано с учетом норм
Всемирной торговой организации.
В результате реализации
предложенных направлений будут
обеспечены сбалансированность бюджетов
и устойчивость бюджетной системы,
безусловное выполнение принятых расходных
обязательств, повышение эффективности
и результативности расходов бюджетов.
[11
Основные показатели
консолидированного бюджета и целевых
бюджетных фондов в 2006 году исполнены
с превышением плановых назначений.
В консолидированный бюджет поступило
38,4 трлн. Рублей с учетом доходов
Фонда (ФСЗН), или 102,3% годового плана. Расходы
консолидированного бюджета с учетом
расходов ФСЗН профинансированы в сумме
37,3 трлн. рублей. В реальном выражении
это на 13,9% больше чем за 2005 год. Профицит
консолидированного бюджета составил
1,14 трлн. рублей.
При этом бюджет
сохранил свою социальную направленность.
Расходы на социально-культурную сферу,
социальную политику были приоритетными
в течение всего 2006 года и составили более
60% расходов. Своевременно и полностью
были профинансированы заработная плата,
пенсии, стипендии. Это позволило обеспечить
заработную плату работников бюджетной
сферы в декабре 2006 года в среднем на уровне
614,9 тыс. руб., или 287,3 доллара США при запланированных
265 долларах в соответствии с Программой
социально-экономического развития Республики
Беларусь на 2006-2010 годы. В реальном выражении
рост заработной платы в бюджетной сфере
составил 123,4% при прогнозе 106%.
Надежно была обеспечена
экономическая безопасность страны.
Внешний государственный долг Республики
Беларусь по состоянию на 1 января 2007
года составил 837,9 млн. долларов при утвержденном
лимите 2 млрд. долларов. [4 с.24-27]
В 2007 году бюджетно-налоговая
политика направлена на создание макроэкономических
условий для стимулирования экономического
роста, упрощение налоговой системы,
оптимизацию налоговой нагрузки, обеспечение
финансовыми ресурсами приоритетных направлений
государственных расходов.
Отменен чрезвычайный
налог (ставка 3% от фонда заработной
платы) и отчисления в государственный
фонд содействия занятости ( ставка 1 %
от фонда заработной платы). Отмена
чрезвычайного налога и отчислений в государственный
фонд содействия занятости уменьшило
доходы республиканского бюджета соответственно
на 560 и 188 млрд. руб.
Для упрощения
исчисления и взимания местных налогов
и сборов отменены местные целевые
сборы, уплачиваемые по ставке 3% от прибыли,
оставшейся в распоряжении организаций
после налогообложения, а также установлена
единая предельная ставка местных налогов
с продаж товаров в розничной торговле
и налога на услуги в размере 10% вместо
действующих в 2006 г. дифференцированных
ставок (на продажу импортных товаров
- 15%, других товаров - 5%, на услуги - 10%). Это
позволило значительно упростить ведение
учета и исчисление этих налогов. Применение
упрощенной системы налогообложения заменяет
необходимость уплаты совокупности установленных
налогов, сборов (пошлин) путем внесения
налога по ставке 10% от валовой выручки.
При этом действует упрощенный порядок
ведения бухгалтерского учета и статистической
отчетности; для индивидуальных предпринимателей,
а также организаций-субъектов малого
предпринимательства (малые предприятия).