Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:59, курсовая работа
Целью нашей работы является изучение теоретических аспектов бюджетно-налоговой политики и особенностей её в Республике Беларусь.
Задачи:
1)Рассмотреть сущность, виды и формы бюджетно-налоговой политики в мировой экономической литературе.
2)Выяснить вопрос экономической эффективности бюджетно-налоговой политики и её измерение.
3)Рассмотреть кейнсианскую и монетаристскую концепции бюджетно-налоговой политики.
4)Рассмотреть и проанализировать формирование и реализацию бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.
Введение
1.Цели и формы реализации бюджетно-налоговой политики
1.1 Сущность, виды и формы бюджетно-налоговой политики
1.2 Эффективность бюджетно-налоговой политики. Её измерение
2.Монетаризм и кейнсианство о механизме реализации и эффективности бюджетно-налоговой политики
2.1 Бюджетно-налоговая политика. Кейнсианская концепция
2.2 Бюджетно-налоговая политика. Монетаристская концепция
3.Особенности формирования и реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
3.1Основные направления бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
3.2Особенности фискальной политики в условиях современной Беларуси
Заключение
Список использованных источников
ла студентка
группы
Научный рук-ль
Доцент кафедры «Экономика»
Гнатюк С.Н.
Могилев 2008
Содержание
Введение
1.Цели и формы
реализации бюджетно-налоговой
1.1 Сущность, виды
и формы бюджетно-налоговой
1.2 Эффективность
бюджетно-налоговой политики. Её измерение
2.Монетаризм
и кейнсианство о механизме
реализации и эффективности
2.1 Бюджетно-налоговая
политика. Кейнсианская концепция
2.2 Бюджетно-налоговая
политика. Монетаристская концепция
3.Особенности
формирования и реализации бюджетно-налоговой
политики в Республике Беларусь
3.1Основные направления
бюджетно-налоговой политики в
Республике Беларусь
3.2Особенности
фискальной политики в
Заключение
Список использованных
источников
Введение
Стандартное определение
фискальной политики обычно указывает
на совокупность мер, предпринимаемых
правительством по оптимизации государственных
расходов и налогообложения для
решения стратегических государственных
задач. Более широкое определение
лишь уточняет инструменты и цели, стоящие
перед экономикой: меры правительства
по изменению государственных расходов,
налогообложения и состояния государственного
бюджета, направленные на обеспечение
полной занятости, равновесия платежного
баланса и экономического роста при производстве
неинфляционного валового продукта.
В отечественной
экономической литературе часто
используется несколько категорий
для одного и того же понятия: фискальная
политика, бюджетно-налоговая политика,
налогово-бюджетная политика и др. Очевидно,
что многообразие терминов происходит
из-за отсутствия прямого синонима в русском
языке при переводе с латыни или английского
языка (fiscal - фискальный, финансовый).
Понятие бюджетно-налоговой
политики в экономической литературе
тесно связано с бюджетно-налоговой системой,
которая посредством неё создаётся, и
рассматривается как составная часть
экономической политики, проводимой государством
в области государственных расходов и
налогов.
Используя ту или
иную форму воздействия на экономику,
государство и его институты выбирает
методы, с помощью которых осуществляет
регулирование.
Бюджетно-налоговая
(фискальная) политика может преследовать
тактические и стратегические цели,
в зависимости от того, какой период
она охватывает и какой эффект (краткосрочный
или долгосрочный) предполагает в качестве
результата.
Целями государственной
фискальной политики могут быть: обеспечение
выравнивания уровня доходов граждан,
поддержание социально значимых
отраслей дотациями и инвестициями,
стимулирование малого бизнеса, чистого
экспорта, стабилизация экономики, ограничение
доступа импорта на внутренний рынок и
др.
Используя ту или
иную форму воздействия на экономику,
государство его институтов выбирает
методы, с помощью которых осуществляет
регулирование. В данной главе будет рассмотрена
бюджетно-налоговая политика как составная
часть экономической политики и система
мер, проводимых государством в области
государственных расходов и налогов.
Национальная
фискальная политика должна базироваться
на определённой государственной концепции
налогообложения, учитывающей объективные
факторы экономического развития и макроэкономические
тенденции, и характеризоваться системными,
взаимосвязанными изменениями налогового
законодательства и масштабностью осуществляемых
правительством мероприятий экономической
политики.
В настоящее
время существует множество публикаций,
имеющих отношение к фискальной
политике государства. Так, проблемы бюджетной
политики в системе госрегулирования
рассматривали в разное время
Дж. М. Кейнс, В.Леонтьев, А. Маршалл, П. Самуэльсон,
Х. Хаузер, С. Фишер, Э. Прескотт. Вопросы
эффективности бюджетной политики были
приоритетными в работах В.Г. Панскова,
С.Ю. Глазьева, В. Л. Перламутрова. Отдельные
аспекты налоговой политики и бюджетно-налогового
регулирования изложены в работах таких
белорусских ученых, как Г.А. Шмарловская,
И.В. Новикова, Е.Ф. Киреева, Е.Г. Каштанова.
Современные исследования
фискальной политики в отечественной
и зарубежной литературе можно свести
к шести основным направлениям:
1)Анализ краткосрочного
состояния фискальной политики
в стране (акцент на «автоматических
стабилизаторах»).
2)Рассмотрение
средне- и долгосрочных эффектов
фискальной политики.
3)Достижение
фискальной устойчивости.
4)Гарантии успешной
реализации фискальной политики.
5)Структурное
содержание фискальной
6)Важность качества,
прозрачности бюджетного
Целью нашей
работы является изучение теоретических
аспектов бюджетно-налоговой политики
и особенностей её в Республике Беларусь.
Задачи:
1)Рассмотреть
сущность, виды и формы бюджетно-
2)Выяснить вопрос
экономической эффективности
3)Рассмотреть
кейнсианскую и монетаристскую концепции
бюджетно-налоговой политики.
4)Рассмотреть
и проанализировать
1. Цели и формы
реализации бюджетно-налоговой
1.1 Сущность и
виды бюджетно-налоговой политики
Фискальная, или
бюджетно-налоговая, политика - это
совокупность средств и мероприятий
государства, направленных на изменение
порядка государственных
Основными инструментами
налогово-бюджетной политики являются
налоговые и бюджетные
Фискальная политика
в зависимости от механизма реагирования
на изменения экономической
Дискреционная
фискальная политика основывается на
решениях правительства, которое, манипулируя
налоговыми ставками или структурой налогообложения,
уровнем государственных расходов воздействует
на формирование совокупного спроса и
совокупного предложения, реальный объём
национального продукта, уровня занятости,
инфляции и цен.
Независимо от решений
правительства формируется автоматическая
бюджетно-налоговая политика, обусловленная
возможностью автоматических изменений
уровня государственных расходов и налоговых
поступлений при перемене экономических
условий. Это политика встроенных стабилизаторов
- механизмов, работающих в режиме саморегулирования,
которые компенсируют изменения в общем
объёме и структуре плановых затрат и
инвестиций. Встроенные стабилизаторы
могут повышать дефицит государственного
бюджета(или сокращать его положительное
сальдо) в период спада и увеличивать положительное
сальдо(или уменьшать дефицит) в период
инфляции без принятия специальных решений
со стороны правительства. К встроенным
стабилизаторам относятся: налоги, пособия
по безработице, социальные выплаты, которые
служат для ослабления реакции экономической
системы на изменения объёма производства
товаров и услуг, уровня цен и процентных
ставок. Ведущая роль здесь принадлежит
налогам.
Действие встроенных
стабилизаторов объясняется следующим
образом.
В период спада
растет безработица и автоматически увеличиваются
расходы бюджета на выплату социальных
пособий, следовательно, растут доходы
населения и совокупный спрос. В период
подъема экономики складывается противоположная
ситуация.
Правительства
проводят дискреционную, так называемую
стабилизационную, фискальную политику,
которая в зависимости от фазы экономического
цикла может быть сдерживающей или стимулирующей
(дефицитной).
Сдерживающая
фискальная политика проводится на этапе
экономического подъема с целью
преодоления инфляции, вызванной избыточным
спросом. Она направлена на ограничение
деловой активности, уменьшение реального
объема ВНП по сравнению с его потенциальным
уровнем. Механизм реализации сдерживающей
политики предполагает увеличение чистых
налогов (разность между доходом правительства,
полученным от взимания налогов, и правительственными
трансфертными платежами) или их рост
в сочетании с уменьшением правительственных
расходов (закупок и заказов), что компенсирует
ожидаемое оживление совокупного спроса
в частном секторе экономики.
Стимулирующая
(дефицитная) фискальная политика осуществляется
в период спада производства при
значительном уровне безработицы посредством
мероприятий, направленных на снижение
чистых налогов или на сочетание
снижения чистых налогов с увеличением
государственных расходов.[13, с. 286-287]
Воздействие налогов
и госрасходов на экономический
рост.
Стабилизационное
воздействие налогов и
Мультипликатор
государственных расходов (МРг), равный
отношению (где МРС - предельная склонность
к потреблению), показывает приращение
ВНП в результате роста государственных
расходов на закупку товаров и
услуг.
При значительном
уровне безработицы государство проводит
стимулирующую политику в форме сокращения
налогов. Более низкие налоги вызывают
увеличение доходов домашних хозяйств,
что ведет к увеличению расходов и росту
совокупного спроса, цен, расширению объема
производства и совокупного предложения,
а в результате - к повышению реального
ВВП. Они также стимулируют рост сбережений
домашних хозяйств и увеличение прибыльности
предпринимательских инвестиций. Это
способствует повышению нормы накопления
капитала, расширению производства, снижению
безработицы и увеличению национального
продукта. Следовательно, налоги также
приводят к мультипликационному эффекту.
Мультипликатор
чистых налогов (МРн) - это отношение
величины смещения совокупного спроса
к величине заданного изменения
реальных чистых налогов. Его абсолютная
величина определяется по формуле:
МРн=МРг-1.
Налоги по сравнению
с государственными расходами в
меньшей степени воздействуют на
изменение национального
MPH=MMP* ММР=.
Это объясняется
тем, что государственные расходы
являются составляющей совокупных расходов,
а налоги выступают фактором, влияющим
только на потребление ,- одну из переменных
совокупных расходов. Кроме того, если
каждая денежная единица, использованная
на закупку товаров и услуг, оказывает
прямое воздействие на прирост ВНП, то
при сокращении налогов только одна часть
сэкономленных доходов семейных хозяйств
идет на потребление, поскольку другая
уходит на сбережения. [13, c. 287-288]