Особенности формирования и реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение теоретических аспектов бюджетно-налоговой политики и особенностей её в Республике Беларусь.
Задачи:
1)Рассмотреть сущность, виды и формы бюджетно-налоговой политики в мировой экономической литературе.
2)Выяснить вопрос экономической эффективности бюджетно-налоговой политики и её измерение.
3)Рассмотреть кейнсианскую и монетаристскую концепции бюджетно-налоговой политики.
4)Рассмотреть и проанализировать формирование и реализацию бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.

Содержание

Введение
1.Цели и формы реализации бюджетно-налоговой политики
1.1 Сущность, виды и формы бюджетно-налоговой политики
1.2 Эффективность бюджетно-налоговой политики. Её измерение
2.Монетаризм и кейнсианство о механизме реализации и эффективности бюджетно-налоговой политики
2.1 Бюджетно-налоговая политика. Кейнсианская концепция
2.2 Бюджетно-налоговая политика. Монетаристская концепция
3.Особенности формирования и реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
3.1Основные направления бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
3.2Особенности фискальной политики в условиях современной Беларуси
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

макроэкономика курсовая гнатюк.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

ла студентка  группы 

Научный рук-ль Доцент кафедры «Экономика» 

Гнатюк С.Н. 

Могилев 2008 

 Содержание 

Введение 

1.Цели и формы  реализации бюджетно-налоговой политики 

1.1 Сущность, виды  и формы бюджетно-налоговой политики 

1.2 Эффективность  бюджетно-налоговой политики. Её измерение 

2.Монетаризм  и кейнсианство о механизме  реализации и эффективности бюджетно-налоговой  политики 

2.1 Бюджетно-налоговая  политика. Кейнсианская концепция 

2.2 Бюджетно-налоговая  политика. Монетаристская концепция 

3.Особенности  формирования и реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь 

3.1Основные направления  бюджетно-налоговой политики в  Республике Беларусь 

3.2Особенности  фискальной политики в условиях  современной Беларуси 

Заключение 

Список использованных источников 

 Введение 

Стандартное определение  фискальной политики обычно указывает  на совокупность мер, предпринимаемых  правительством по оптимизации государственных  расходов и налогообложения для  решения стратегических государственных  задач. Более широкое определение лишь уточняет инструменты и цели, стоящие перед экономикой: меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного валового продукта. 

В отечественной  экономической литературе часто  используется несколько категорий  для одного и того же понятия: фискальная политика, бюджетно-налоговая политика, налогово-бюджетная политика и др. Очевидно, что многообразие терминов происходит из-за отсутствия прямого синонима в русском языке при переводе с латыни или английского языка (fiscal - фискальный, финансовый). 

Понятие бюджетно-налоговой  политики в экономической литературе тесно связано с бюджетно-налоговой системой, которая посредством неё создаётся, и рассматривается как составная часть экономической политики, проводимой государством в области государственных расходов и налогов. 

Используя ту или  иную форму воздействия на экономику, государство и его институты выбирает методы, с помощью которых осуществляет регулирование. 

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика может преследовать тактические и стратегические цели, в зависимости от того, какой период она охватывает и какой эффект (краткосрочный или долгосрочный) предполагает в качестве результата. 

Целями государственной  фискальной политики могут быть: обеспечение  выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики, ограничение доступа импорта на внутренний рынок и др. 

Используя ту или  иную форму воздействия на экономику, государство его институтов выбирает методы, с помощью которых осуществляет регулирование. В данной главе будет рассмотрена бюджетно-налоговая политика как составная часть экономической политики и система мер, проводимых государством в области государственных расходов и налогов. 

Национальная  фискальная политика должна базироваться на определённой государственной концепции налогообложения, учитывающей объективные факторы экономического развития и макроэкономические тенденции, и характеризоваться системными, взаимосвязанными изменениями налогового законодательства и масштабностью осуществляемых правительством мероприятий экономической политики. 

В настоящее  время существует множество публикаций, имеющих отношение к фискальной политике государства. Так, проблемы бюджетной  политики в системе госрегулирования рассматривали в разное время  Дж. М. Кейнс, В.Леонтьев, А. Маршалл, П. Самуэльсон, Х. Хаузер, С. Фишер, Э. Прескотт. Вопросы эффективности бюджетной политики были приоритетными в работах В.Г. Панскова, С.Ю. Глазьева, В. Л. Перламутрова. Отдельные аспекты налоговой политики и бюджетно-налогового регулирования изложены в работах таких белорусских ученых, как Г.А. Шмарловская, И.В. Новикова, Е.Ф. Киреева, Е.Г. Каштанова. 

Современные исследования фискальной политики в отечественной  и зарубежной литературе можно свести к шести основным направлениям: 

1)Анализ краткосрочного  состояния фискальной политики  в стране (акцент на «автоматических  стабилизаторах»). 

2)Рассмотрение  средне- и долгосрочных эффектов  фискальной политики. 

3)Достижение  фискальной устойчивости. 

4)Гарантии успешной  реализации фискальной политики. 

5)Структурное  содержание фискальной политики. 

6)Важность качества, прозрачности бюджетного процесса, хорошего государственного управления. 

Целью нашей  работы является изучение теоретических  аспектов бюджетно-налоговой политики и особенностей её в Республике Беларусь. 

Задачи: 

1)Рассмотреть  сущность, виды и формы бюджетно-налоговой  политики в мировой экономической  литературе. 

2)Выяснить вопрос  экономической эффективности бюджетно-налоговой  политики и её измерение. 

3)Рассмотреть  кейнсианскую и монетаристскую концепции бюджетно-налоговой политики. 

4)Рассмотреть  и проанализировать формирование  и реализацию бюджетно-налоговой  политики в Республике Беларусь. 

1. Цели и формы  реализации бюджетно-налоговой политики 

1.1 Сущность и  виды бюджетно-налоговой политики 

Фискальная, или  бюджетно-налоговая, политика - это  совокупность средств и мероприятий  государства, направленных на изменение  порядка государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей. Она проводится с целью аккумулирования финансовых ресурсов и воздействия на достижение макроэкономической стабильности, перераспределение ресурсов и доходов, обеспечение полной занятости, производство неинфляционного продукта, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики оказывает влияние на чистый экспорт (импорт) товаров и услуг. [13, c.285] 

Основными инструментами  налогово-бюджетной политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся  виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения. Бюджетные регуляторы - это уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетная классификация статей доходов и расходов и др. 

Фискальная политика в зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуации подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую), в соответствии с чем определяется механизм её функционирования конкретизируются формы и методы регулирования. 

Дискреционная фискальная политика основывается на решениях правительства, которое, манипулируя налоговыми ставками или структурой налогообложения, уровнем государственных расходов воздействует на формирование совокупного спроса и совокупного предложения, реальный объём национального продукта, уровня занятости, инфляции и цен. 

Независимо от решений правительства формируется автоматическая бюджетно-налоговая политика, обусловленная возможностью автоматических изменений уровня государственных расходов и налоговых поступлений при перемене экономических условий. Это политика встроенных стабилизаторов - механизмов, работающих в режиме саморегулирования, которые компенсируют изменения в общем объёме и структуре плановых затрат и инвестиций. Встроенные стабилизаторы могут повышать дефицит государственного бюджета(или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать положительное сальдо(или уменьшать дефицит) в период инфляции без принятия специальных решений со стороны правительства. К встроенным стабилизаторам относятся: налоги, пособия по безработице, социальные выплаты, которые служат для ослабления реакции экономической системы на изменения объёма производства товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок. Ведущая роль здесь принадлежит налогам. 

Действие встроенных стабилизаторов объясняется следующим  образом. 

В период спада растет безработица и автоматически увеличиваются расходы бюджета на выплату социальных пособий, следовательно, растут доходы населения и совокупный спрос. В период подъема экономики складывается противоположная ситуация. 

Правительства проводят дискреционную, так называемую стабилизационную, фискальную политику, которая в зависимости от фазы экономического цикла может быть сдерживающей или стимулирующей (дефицитной). 

Сдерживающая  фискальная политика проводится на этапе  экономического подъема с целью  преодоления инфляции, вызванной избыточным спросом. Она направлена на ограничение деловой активности, уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем. Механизм реализации сдерживающей политики предполагает увеличение чистых налогов (разность между доходом правительства, полученным от взимания налогов, и правительственными трансфертными платежами) или их рост в сочетании с уменьшением правительственных расходов (закупок и заказов), что компенсирует ожидаемое оживление совокупного спроса в частном секторе экономики. 

Стимулирующая (дефицитная) фискальная политика осуществляется в период спада производства при  значительном уровне безработицы посредством  мероприятий, направленных на снижение чистых налогов или на сочетание  снижения чистых налогов с увеличением государственных расходов.[13, с. 286-287] 

Воздействие налогов  и госрасходов на экономический  рост. 

Стабилизационное  воздействие налогов и государственных  расходов на экономическое развитие обусловлено тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывают прямое влияние на совокупный спрос, объем национального производства, занятость населения. Так, в период спада правительства, стимулируя государственные расходы, вызывают мультипликационный рост потребительских расходов и множительный эффект инвестиций. 

Мультипликатор  государственных расходов (МРг), равный отношению (где МРС - предельная склонность к потреблению), показывает приращение ВНП в результате роста государственных  расходов на закупку товаров и  услуг. 

При значительном уровне безработицы государство проводит стимулирующую политику в форме сокращения налогов. Более низкие налоги вызывают увеличение доходов домашних хозяйств, что ведет к увеличению расходов и росту совокупного спроса, цен, расширению объема производства и совокупного предложения, а в результате - к повышению реального ВВП. Они также стимулируют рост сбережений домашних хозяйств и увеличение прибыльности предпринимательских инвестиций. Это способствует повышению нормы накопления капитала, расширению производства, снижению безработицы и увеличению национального продукта. Следовательно, налоги также приводят к мультипликационному эффекту. 

Мультипликатор  чистых налогов (МРн) - это отношение  величины смещения совокупного спроса к величине заданного изменения  реальных чистых налогов. Его абсолютная величина определяется по формуле: 

МРн=МРг-1. 

Налоги по сравнению  с государственными расходами в  меньшей степени воздействуют на изменение национального продукта. Налоговый мультипликатор меньше мультипликатора  государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению: 

MPH=MMP* ММР=. 

Это объясняется  тем, что государственные расходы  являются составляющей совокупных расходов, а налоги выступают фактором, влияющим только на потребление ,- одну из переменных совокупных расходов. Кроме того, если каждая денежная единица, использованная на закупку товаров и услуг, оказывает прямое воздействие на прирост ВНП, то при сокращении налогов только одна часть сэкономленных доходов семейных хозяйств идет на потребление, поскольку другая уходит на сбережения. [13, c. 287-288] 

Информация о работе Особенности формирования и реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь