Местное самоуправления в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:24, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в исследовании становления местного самоуправления в РФ, взаимодействие ее с органами государственной власти и ее основы деятельности.
В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:
• обоснование исторических предпосылок формирования местного самоуправления в России;
• выявление организационно-правовых форм местного самоуправления в России;
• раскрытие и обоснование путей формирования современной модели местного самоуправления.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………………………....3
Цель и задачи исследования…………………………………………………………………………4
Становление местного самоуправления в Российской Федерации……………………………………………………………………………………………4
1.1. Реформирование местного самоуправления от древнерусского государства до современности………………………………………………………………………4
1.2. Становление правовых основ организации местного самоуправления в Российской Федерации………………………….……….................8
2. Основы деятельности местного самоуправления……..……………………….11
2.1 Основные Конституционные положения………………………………………………...12
3. Взаимодействие местного самоуправления с органами государственной власти………………………………………………………………………………….14
3.1 Взаимодействие органов местного самоуправления с государственными органами по обеспечению правопорядка……………………………………………………..14
3.2 Актуальные проблемы местного самоуправления………………………………….18
Заключение………………………………………………………………………………………………………20
Список литературы………………………………………………………………………………………….24

Работа содержит 1 файл

местное самоуправления в РФ готова.docx

— 44.21 Кб (Скачать)

3. Взаимодействие местного  самоуправления с  органами государственной  власти

3.1 Взаимодействие  органов местного самоуправления  с государственными органами  по обеспечению правопорядка

В государстве имеется  специальная система органов, обеспечивающих законность и правопорядок на всей ее территории. К числу таких органов  относятся органы юстиции, прокуратуры, Министерство национальной безопасности, Министерство внутренних дел, адвокатура, нотариус.

Во взаимодействии с государственными органами органы местного самоуправления должны реализовывать  свои полномочия по превращению конституционных  прав и свобод граждан в основной институт, определяющий смысл и содержание применения законов, а также деятельности местного самоуправления, согласно Конституции.

На органы местного самоуправления возможно соблюдение законов  и решение правовых вопросов местного значения в пределах своей компетенции  в сфере обеспечения правопорядка и охраны прав и свобод человека и гражданина.

Законодательство  о местном самоуправлении, развивая конституционные принципы его организации  и функционирования, наделяет его  полномочиями обеспечения режима правопорядка и охраны прав человека и гражданина на подведомственной территории. Эти  предписания выполняются органами местного самоуправления.

Органы муниципального управления все чаще, по мере накопления опыта защиты прав и свобод граждан, объединения усилий правоохранительных органов по борьбе с преступностью, применяют комплексное планирование борьбы с правонарушениями, объединяя усилия прокурорских органов, органов внутренних дел, комиссии при главе муниципального образования, общественности.

Таким образом, они  превращаются в территориальные  центры обеспечения законности правопорядка защиты прав и свобод граждан.

Решение задач профилактики правонарушений требует постоянного  совершенствования управленческой деятельности муниципальных образований

Комплексное планирование в этой сфере предполагает осуществление  согласованных по цели, срокам, объектам и содержанию политических, экономических, культурно-воспитательных, уголовно-правовых, научно-технических, медицинских и  других мероприятий, направленных на устранение причин, порождающих правонарушения.

Комплексное планирование создает необходимую целеустремленность, координацию усилий государственных  органов, общественных организаций, всех сил нашего общества. И это очень  важно, поскольку борьба с правонарушениями является общегосударственной задачей, и решать ее надо комплексно. Комплексные  планы профилактики правонарушений должны стать составной частью планов социально-экономического развития административно-территориальных  образований в силу ряда причин.

Во-первых, они органически  сочетают в себе возможности правоохранительных органов и общественных формирований в организации профилактики правонарушений.

Во-вторых, они включают в себя наиболее важные мероприятия  органов внутренних дел, предусмотренные  их перспективными и текущими планами. Это повышает действенность проводимых профилактических мероприятий, обеспечивает их реальность и целенаправленность.

Взаимодействие органов  внутренних дел с государственными и местными органами, общественными  организациями должно осуществляться по вопросам как общей, так и индивидуальной профилактики.

Каждое из этих направлений  может быть разбито на две группы. Первая группа-это вопросы :

- предупреждения  правонарушений со стороны отдельных  категорий граждан;

- несовершеннолетних  и молодежи;

- ранее судимых,  склонных к совершению правонарушений  и других лиц, от которых  можно ожидать противоправных  поступков;

- трудоспособных  лиц, но не работающих и не  учащихся, ведущих антиобщественный  образ жизни, занимающихся бродяжничеством  попрошайничеством.

Вторая группа-это  вопросы предупреждения отдельных  категорий правонарушений:

-преступлений против  личности(убийств, тяжких телесных повреждений, изнасилований и др.) особенно совершаемых по бытовым мотивам;

- имущественных преступлений(краж государственного и общественного имущества и частной собственности граждан);

- преступлений против  общественного порядка и общественной  безопасности;

- организованной  преступности и коррупции.

Третья группа –  это вопросы профилактики антисоциальных явлений, способствующих совершению правонарушений, алкоголизма, наркомании.

Все три группы вопросов тесно переплетаются друг с другом, взаимозависимы и взаимообусловлены  и органов внутренних дел в  решении вопросов профилактики правонарушений осуществляется в разных формах Чаще всего применяются:

  1. разработка планов социального развития, комплексных планов профилактики правонарушений в административном и муниципальных округах, которые являются основой организации взаимодействия на территории муниципалитета;
  2. взаимная информация об оперативной обстановке в административном и муниципальных округах, о правонарушениях, совершаемых на их территории;
  3. проведение собраний, совещаний и семинаров, пресс-конференций руководителей ОВД, общественных организаций и местных органов власти по вопросам укрепления правопорядка и законности, выработка конкретных мер по профилактике правонарушений;
  4. проведение социологических (криминологических) исследований по наиболее актуальным проблемам борьбы с преступностью и выработка на их основе рекомендаций и предложений;
  5. проведение теоретических и научно-практических конференций, семинаров по обсуждению проблемных вопросов борьбы с преступностью и правовой пропаганде среди населения, по обмену опытом в этой деятельности;
  6. проведение операции, рейдов, осмотров и обследований объектов в целях профилактики нарушений общественного порядка;
  7. сознание и оказание практической помощи общественным формированиям, осуществляющим охрану общественного порядка на добровольной и профессиональной основе;
  8. контроль за реализацией комплексных мер профилактики правонарушений подчиненными учреждениями, предприятиями и организациями.

Наряду с ними применяются специфические формы  взаимодействия органов внутренних дел с органами прокуратуры, юстиции, службы безопасности при решении  вопросов профилактики правонарушений. Эффективной формой такого взаимодействия является совместное изучение и обобщение  судебной, следственной и прокурорской практики, что позволяет вскрывать  причины и условия, способствующие совершению преступлений, намечать соответствующие  мероприятия по их устранению или  нейтрализации, повышению социальной эффективности мероприятий по борьбе с преступностью.

Одной из форм взаимодействия может являться совместная организация  работы межведомственных учебно-методических семинаров работников суда, прокуратуры, органов внутренних дел и местного самоуправления. Взаимодействие государственных  органов и общественных организаций  в профилактике правонарушений реализуется  в процессе особого вида управленческой деятельности-организации взаимодействия.

В организации взаимодействия большая роль принадлежит руководству  органов внутренних дел, которое  обладает большим объемом информации о состоянии правопорядка на подведомственной территории, имеет в подчинении специализированные силы и средства для проведения профилактических мероприятий, соответствующий аппарат  для организационного обеспечения  этих мероприятий.

Координирующая деятельность руководства органов внутренних дел при этом осуществляется:

- путем организации  взаимодействия ОВД с иными  государственными органами и  общественными организациями при  решении проблем борьбы с преступностью  и охраны общественного порядка;

- путем представительства  ОВД в других ведомствах и организациях по вопросам профилактики правонарушений, внесения постановочных вопросов и предложений в государственные органы по совершенствованию профилактической работы в целом;

- путем направления  деятельности подчиненных подразделений  и сотрудников на установление  тесного сотрудничества с государственными  органами и общественными организациями  в решении вопросов профилактики  правонарушений.

Использование местными органами власти и ОВД средств  массовой информации в этих целях  является одним из направлений взаимодействия, предопределяющих эффектность его  реализации.

Опыт организации  деятельности органов местного самоуправления по профилактике правонарушений заслуживает  обобщения и распространения.

3.2 Актуальные проблемы  местного самоуправления

Соотношения государственной  власти и местного самоуправления не постоянно. Оно меняется в зависимости  от многих факторов политического, экономического и социального свойства. Для современной  России присутствие государственной  власти в сфере местного самоуправления обусловлено необходимостью вывода муниципалитетов из кризиса. Самоорганизация  местного самоуправления, на которую, в сущности, рассчитаны Конституция  РФ и федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 года, не удалась. Модель местного самоуправления, организационно отдельного от государственной власти, себя не оправдала. Основной смысл обновления этой модели заключается в управлении положения и роли важнейшего демократического института в системе публичной власти.

Новый Феодальный закон  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» учитывает рели, суть которых  – в непреодоленных традициях  централизованного государства, патерналистских  устремлениях значительной части общества, невысоком уровне политической культуры этой части общества, тяготения его  к сильной личной власти верховного правителя, единственно способного справиться с экономическими и социальными  проблемами, вызванными процессами общественного  переустройства. Государственная власть в лице законодателя централизует не федеральном уровне правовое регулирование  вопросов местного самоуправления. На единую законодательную основу переводится  решение многих вопросов организации  местного самоуправления, его компетенционного статуса и территориального устройства. С одной стороны, это ограничивает возможности в данной области  субъектов Федерации, но с другой – предоставляет дополнительные федеральные гарантии муниципальной  власти, соответствующие данным условиям развития общества и государства.

Одно из главных  направлений новаций, предлагаемых федеральным законом, – встраивание  местного самоуправления в систему  органов государственной власти. Речь

Идет не о поглощении муниципалитетов государством, а  о разрушении формальных перегородок  между обеими системами органов, мешающими наладить их взаимодействия и взаимную ответственность.

Федеральный закон  определяет принципиальную возможность  органов государственной власти осуществлять в установленных пределах и в особых случаях полномочия органов местного самоуправления и  закрепляет жесткие условия осуществления  органами местного самоуправления отдельных  государственных полномочий. Это, безусловно, означает новый шаг в укреплении «вертикальной власти».

Оставаясь, как и  прежде, в общей системе публичной  власти, органы местного самоуправления продолжают действовать в русле  политики государства в различных сферах. Вместе с тем закон преобразует ряд полномочий органов местного самоуправления в государственные полномочия, хотя и оставляет их в сфере деятельности органом местного самоуправления. В этой связи, продолжая осуществлять полномочия, ставшие государственными, органы местного самоуправления попадают под строгий государственный контроль. С одной стороны, это ограничивает их устремление в решении ряда вопросов, с другой – гарантирует финансовое обеспечение данных полномочий и устраняет существовавшую до сих пор безответственность при их реализации.

Обновленная модель местного самоуправления, установленная  Федеральным законом, совпадает  с конституционной моделью лишь частично. В этой связи возникает  проблема соответствия ряда положений  закона конституционным предписаниям. Правовая логика требует в ближайшей  перспективе либо внесения некоторых  изменений в новый Закон с  тем, чтобы перевести его соответствие с конституционными нормами, либо уточнения  некоторых норм Конституции с  учетом реальных социально-политических условий. Конечно, кроме логики юридической  есть логика политическая. Можно прогнозировать, что в интересах социальной стабильности Конституция будет подвержена «преобразованию  без вторжения в ее текст». Это  приведет к тому, что формулы. Конституции  будет истолкованы том смысле, который сейчас заложен в нормах нового Федерального закона, как акта, отвечающего требованиям времени, жизненным нуждам государства и  общества.

             Заключение

В настоящее время  Россия находится в начале долгого  и сложного пути формирования новой  модели местного самоуправления.

На современном  этапе, в условиях демократизации и  реформирования общественной жизни, действия новой Конституции в России созданы  реальные возможности для развития современной модели организации  местного самоуправления. Но их реализация осложняется неблагоприятной экономической  ситуацией, не устоявшейся системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских традиций, резкого  изменения политической ситуации и  как следствие – отсутствием  «ощущения» стабильности непосредственного  участника формирования органов  местного самоуправления - населения.

Современная модель организации местного самоуправления, представляется как система внешних  взаимоотношений - между органами государственной  власти и органами местного самоуправления и внутренних - между представительными  и исполнительными органами местного самоуправления.

Информация о работе Местное самоуправления в РФ