Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:24, реферат
Цель курсовой работы состоит в исследовании становления местного самоуправления в РФ, взаимодействие ее с органами государственной власти и ее основы деятельности.
В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:
• обоснование исторических предпосылок формирования местного самоуправления в России;
• выявление организационно-правовых форм местного самоуправления в России;
• раскрытие и обоснование путей формирования современной модели местного самоуправления.
Введение ……………………………………………………………………………………………………....3
Цель и задачи исследования…………………………………………………………………………4
Становление местного самоуправления в Российской Федерации……………………………………………………………………………………………4
1.1. Реформирование местного самоуправления от древнерусского государства до современности………………………………………………………………………4
1.2. Становление правовых основ организации местного самоуправления в Российской Федерации………………………….……….................8
2. Основы деятельности местного самоуправления……..……………………….11
2.1 Основные Конституционные положения………………………………………………...12
3. Взаимодействие местного самоуправления с органами государственной власти………………………………………………………………………………….14
3.1 Взаимодействие органов местного самоуправления с государственными органами по обеспечению правопорядка……………………………………………………..14
3.2 Актуальные проблемы местного самоуправления………………………………….18
Заключение………………………………………………………………………………………………………20
Список литературы………………………………………………………………………………………….24
Восьмидесятые годы
ознаменовали собой период возрождения
общественно-территориальных
1.2. Становление правовых основ организации местного самоуправления в Российской Федерации
Россия - страна, которая отличается многообразием географических, национальных, природных и других особенностей.
Интерес к идее местного самоуправления в России возник к 1925 году, так как система городского управления, роль и место Советов, их структура, функции и полномочия формировались в процессе развития советского государства. 24 октября 1925 года было принято "Положение о городских Советах". Данное положение дало мощный толчок к развитию самоуправления в СССР. В короткие сроки города получили необходимые права и свободы для восстановления городского хозяйства и начали обретать самостоятельность.
Полностью самоуправление не могло вступить в свои права к началу 1930 года, так как система местного самоуправления была ликвидирована, а на ее смену пришла система тоталитарного партийного государства.
С начала времен "хрущевской
оттепели" местного самоуправления
стало рассматриваться как
Интерес к местному
самоуправлению вновь возник к началу
80-х годов. Важную роль в становлении
и развитии местного самоуправления
в России сыграл Закон СССР «Об
общих началах местного самоуправления
и местного хозяйства в СССР».
Он определил основные направления
местных органов власти, принципы
их формирования и деятельность как
органов самоорганизации
6 июля 1991 года был
принят Закон РСФСР "О местном
самоуправлении в РСФСР". С
принятием этого Закона в
Процесс реформирования местного самоуправления в Российской Федерации основывался не только на Законах, но и на Указах Президента Российской Федерации.
Основным моментом становления современной модели организации местного самоуправления стало принятие 12 декабря 1993 года новой Конституции Российской Федерации, которая признала необходимость существования местного самоуправления, его правовых гарантий на законодательном уровне.
Конституция Российской
Федерации 1993 года определила концептуальные
основы построения новой системы
местного самоуправления, выделила местное
самоуправление, как самостоятельную
форму осуществления власти народа,
признавая при этом и защищая
экономическую основу местного самоуправления,
муниципальную собственность
Указы Президента, разработанные на основе Конституции, Федеральных Законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", несмотря на ряд их недостатков, достаточно полно соответствовали потребностям российского общества, международным правовым стандартам. Они представляли собой переход от советской системы местной власти к системе муниципального управления.
С принятием данного Закона начался новый этап развития правовой основы местного самоуправления.
В соответствии с
Конституцией Российской Федерации
структура органов местного самоуправления,
учитывая местные особенности и
традиции, возможно многообразие организационных
форм осуществления местного самоуправления.
Это связано с много
Организационные формы местного самоуправления в России основываются на нескольких возможных сочетаниях трех традиционно устойчивых элементах системы местной власти и управления: представительного органа, исполнительного органа и высшего должностного лица.
На сегодняшний день достаточно одного (президентского) Указа, чтобы местная власть была реформирована в ту или иную сторону. Указом Президента Российской Федерации "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации " от 11 июля 1997 года признано " активное содействие становлению и развитию местного самоуправления, признано приоритетным в деятельности Президента и Правительства Российской Федерации".
Одни из основных
направлений государственной
Важным моментом
реформы местного самоуправления на
современном этапе является создание
необходимых условий для
В сентябре 1997 года был
принят Федеральный Закон "О финансовых
основах местного самоуправления в
Российской Федерации". Он определил
основные направления и принципы
организации местных финансов, установил
источники формирования направления,
использования финансовых ресурсов
местного самоуправления, основы бюджетного
процесса в муниципальных образованиях
и взаимоотношения органов
Процесс формирования системы местного самоуправления и законодательства о нем не завершен. Необходимо осмыслить первый опыт местного самоуправления, чтобы более объективно представить функционирование современной модели местного самоуправления.
Таким образом, выделяются
три основных, объективно сложившихся
этапа становления
-. первый этап - с 1990 по 1993 год
- второй этап - с 1993 по 1995 год
- третий этап - с 1995 - по настоящее время
Проводя анализ истории земства и советского периода государственности России, можно проследить затем, каким принципам должно соответствовать местное самоуправление и из чего необходимо исходить при построении оптимальной модели организации местного самоуправления в России.
Таким образом, процесс становления правовых основ организации самоуправления все больше обретает усовершенствованный характер, несмотря на то, что субъекты Федерации сдерживают этот процесс всеми силами законодательства, которое зачастую противоречит Федеральному.
2. Основы деятельности местного самоуправления
Возрождение местного
самоуправления началось с принятием
в 1990 г. союзного, в 1991 г. российского
законов о местном
Становление органов
местного самоуправления проходит с
определенными трудностями
Правовая база местного
самоуправления была существенно укреплена
с принятием 1996 г. федеральных законов
«Об обеспечении
2.1 Основные Конституционные положения
Конституция РФ содержит
специальную главу о местном
самоуправлении из четырёх статей (ст.
130-133). Однако ряд положений входит
в число основ конституционного
строя (ст. 12), а кроме того, содержится
в ст.8,9,15,24,32,33,40,41,43,
- местное самоуправление
в пределах полномочий
- органы местного
самоуправления не входят в
систему органов
- местное самоуправление
обеспечивает самостоятельное
- местное самоуправление
осуществляется гражданами
- структура органов
местного самоуправления
- изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
В Конституции РФ содержаться и другие важные положения, раскрывающие сущность, формы и гарантии местного самоуправления. Так, устанавливается, что оно осуществляется с учетом исторических иных местных традиций. Раскрывая содержание самостоятельности, Конституция указывает на основные предметы ведения органов местного самоуправления:
- управление муниципальной собственностью;
- формирование, Утверждение и исполнение местного бюджета;
- установление местных налогов и сборов;
- осуществление охраны общественного порядка;
- иные вопросы местного значения.
Конституцией РФ закреплены следующие гарантии местного самоуправления:
- право на судебную защиту;
- право на компенсацию
дополнительных расходов, возникших
в результате решений,
- запрет на ограничение прав местного самоуправления.
Ставя органы местного самоуправления вне системы органов государственной власти, Конституция РФ в то же время допускает возможность наделения этих органов отдельными государственными полномочиями. В таких случаях им должны быть переданы необходимые материальные и финансовые средства, а реализация полномочий – контролироваться государством.