План
1.Введение……………………………………………………2-3
2.Основные
черты бюджетной системы и бюджетного
устройства Российской
Федерации……………………………...3-7
3. Функции государственного
бюджета………………………..7-11
4.Бюджетный процесс
в России…………………………….12
4.1.Составления
проекта………………………………………12-17
4.2
Рассмотрение и утверждение
бюджета………………17-21
5.Заключение………………………………………………22
6. Cписок литературы……………………………………………23
1.Введение
Ведущую,
определяющую роль в формировании и
развитии экономической структуры
любого современного общества играет
государственное регулирование, осуществляемое
в рамках избранной властью экономической
политики. Одним из наиболее важных
механизмов, позволяющих государству
осуществлять экономическое и социальное
регулирование, является финансовый механизм
- финансовая система общества, главным
звеном которой является государственный
бюджет. Именно посредством финансовой
системы государство образует централизованные
и воздействует на формирование децентрализованных
фондов денежных средств, обеспечивая
возможность выполнения возложенных
на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы,
проводимые в России с начала девяностых
годов, также не могли не затронуть
сферу государственных финансов,
и, в первую очередь, бюджетную систему.
Государственный бюджет, являясь
главным средством мобилизации
и расходования ресурсов государства,
дает политической власти реальную возможность
воздействовать на экономику, финансировать
ее структурную перестройку, стимулировать
развитие приоритетных секторов экономики,
обеспечивать социальную поддержку
наименее защищенным слоям населения.
В настоящее время много
внимания уделяется вопросам, связанным
с финансовым устройством государства,
внебюджетными фондами, государственным
долгом, бюджетным дефицитом, межбюджетными
отношениями. Особое внимание уделяется
государственному бюджету, так как он
представляет собой главный финансовый
документ страны, определяющий многие
параметры ее развития на предстоящий
год и среднесрочную перспективу. Поэтому
разработка его показателей важна для
всех уровней власти на всех этапах прохождения
расчетов. В ходе мобилизации в бюджет
средств и их использования возникают
финансовые отношения между государством,
налогоплательщиками и получателями бюджетных
ассигнований. Эти отношения строятся
в соответствии с финансово-бюджетной
политикой, разрабатываемой и осуществляемой
органами власти. Финансово-бюджетная
политика включает действия исполнительных,
и представительных органов власти в налоговой,
денежно-кредитной, ценовой и других областях
финансов, лежащие в основе бюджетного
процесса.
Центральное
место в финансовой системе любого
государства занимает государственный
бюджет - имеющий силу закона финансовый
план государства (роспись доходов
и расходов) на текущий (финансовый)
год. Новый Бюджетный кодекс Российской
Федерации (БК РФ) определяет бюджет как
«форму образования и расходования
фонда денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения
задач и функций государства
и местного самоуправления». Таким
образом, государственный бюджет, являясь
для государства средством аккумулирования
финансовых ресурсов, дает государственной
власти возможность содержания государственного
аппарата, армии, выполнения социальных
мероприятий, реализации приоритетных
экономических задач, т.е. выполнения
государством присущих ему функций.
Как правило, тип государственного
устройства, сложившиеся формы управления
и взаимоотношений между членами
общества определяют и особенности
финансовой системы. БК РФ дает следующее
определение бюджетной системы:
«основанная на экономических отношениях
и государственном устройстве Российской
Федерации, регулируемая нормами права
совокупность федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации, местных
бюджетов и бюджетов государственных
внебюджетных фондов». Под бюджетным
устройством принято понимать организацию
бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетная
система РФ состоит из бюджетов трех
уровней:
- первый уровень
- федеральный бюджет Российской Федерации
и бюджеты государственных внебюджетных
фондов;
- второй уровень
- бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский
бюджет, 55 краевых и областных бюджетов,
10 окружных бюджетов автономных округов,
бюджет автономной Еврейской области,
городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга)
и бюджеты территориальных государственных
внебюджетных фондов;
- третий уровень
- местные бюджеты (около 29 тысяч городских,
районных, поселковых и сельских бюджетов).
Бюджетное
законодательство РФ содержит понятие
«консолидированный бюджет» - свод бюджетов
всех уровней бюджетной системы
на соответствующей территории (ст.
6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта
РФ составляют бюджет самого субъекта
и свод бюджетов находящихся на его
территории муниципальных образований.
Консолидированный бюджет РФ - это
федеральный бюджет и консолидированные
бюджеты субъектов РФ. Консолидированные
бюджеты позволяют получить полное
представление обо всех доходах,
и расходах региона или Федерации
в целом, они не утверждаются и
служат для аналитических и статистических
целей. Бюджетным кодексом РФ (Глава
5) законодательно закреплены следующие
принципы бюджетной системы Российской
Федерации:
- единства
бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничения
доходов и расходов между уровнями бюджетной
системы;
- самостоятельности
бюджетов;
- полноты отражения
доходов и расходов бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных фондов;
- сбалансированности
бюджета;
- эффективности
и экономности использования бюджетных
средств;
- общего (совокупного)
покрытия расходов бюджетов;
- гласности;
- достоверности
бюджета;
- адресности
и целевого характера бюджетных средств.
1.Принцип
единства бюджетной системы означает
единство правовой базы, денежной системы,
форм бюджетной документации, единство
принципов бюджетного процесса, санкций
за нарушения бюджетного законодательства,
а также единый порядок финансирования
расходов бюджета, единый порядок финансирования
расходов бюджетов всех уровней бюджетной
системы, ведения бухгалтерского учета
средств федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ, местных бюджетов.
2.Принцип
разграничения доходов и расходов между
уровнями бюджетной системы означает
закрепление соответствующих видов доходов
(полностью или частично) и полномочий
по осуществлению расходов за органами
государственной власти РФ, ее субъектов,
органами местного самоуправления.
3.Принцип
самостоятельности бюджетов означает:
право
законодательных органов государственной
власти и органов местного самоуправления
на каждом уровне бюджетной системы
самостоятельно осуществлять бюджетный
процесс; наличие собственных источников
доходов бюджета каждого уровня;
законодательное закрепление регулирующих
доходов бюджетов, полномочий по формированию
доходов соответствующих бюджетов;
-право
органов государственной власти
и органов местного самоуправления
самостоятельно в соответствии
с законодательством определять
направления расходования средств
соответствующих бюджетов и источники
финансирования дефицитов соответствующих
бюджетов;
-недопустимость
изъятия доходов, дополнительно
полученных при исполнении законов
(решений) о бюджете, сумм превышения
доходов над расходами бюджетов
и сумм экономии по расходам
бюджетов;
-недопустимость
компенсации за счет бюджетов
других уровней потерь в доходах
и дополнительных расходов, возникших
в ходе исполнения законов
(решений) о бюджете, за исключением
установленных законом случаев.
4.Принцип
полноты учета бюджетных доходов и расходов
бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных
фондов означает, что все доходы и расходы
бюджетов, внебюджетных фондов и иные
определенные законом обязательные поступления,
подлежат отражению. В бюджетах, бюджетах
внебюджетных фондов в обязательном порядке
и в полном объеме. Все государственные
и муниципальные расходы подлежат финансированию
за счет бюджетных средств, средств внебюджетных
фондов, аккумулированных в бюджетной
системе Российской Федерации.
5.Принцип
сбалансированности бюджета означает,
что объем предусмотренных бюджетом расходов
должен соответствовать суммарному объему
доходов бюджета и поступлений из источников
финансирования его дефицита. При составлении,
утверждении и исполнении бюджета уполномоченные
органы должны исходить из необходимости
минимизации размеров дефицита бюджета.
6.Принцип
эффективности и экономности использования
бюджетных средств означает, что при составлении
и исполнении бюджетов уполномоченные
органы и получатели бюджетных средств
должны исходить из необходимости достижения
заданных результатов с использованием
наименьшего объема средств или достижения
наилучшего результата с использованием
определенного бюджетом объема средств.
7.Принцип
общего (совокупного) покрытия расходов
означает, что все расходы бюджета должны
покрываться общей суммой доходов бюджета
и поступлений из источников финансирования
его дефицита. Доходы и поступления не
могут увязываться с определенными расходами
бюджета за исключением целевых бюджетных
фондов, а также в случае централизации
средств из бюджетов другого уровня.
8.Принцип
гласности означает: а) обязательное опубликование
в открытой печати утвержденных бюджетов,
отчетов об их исполнении, полноту информации
о ходе исполнения бюджетов, доступность
иных сведений; б)обязательную открытость
для общества и средств массовой информации,
процедур рассмотрения и принятия решений
по проектам бюджетов, в том числе по вопросам,
вызывающим разногласия внутри представительного
органа или между исполнительным и представительным
органами государственной власти.
9.Принцип
достоверности бюджета означает: надежность
показателей прогноза социально-экономического
развития соответствующей территории;
и реалистичность расчета доходов и расходов
бюджета.
10.Принцип
адресности и целевого характера бюджетных
средств означает, что бюджетные средства
выделяются в распоряжение конкретных
бюджетополучателей с обозначением направления
их на финансирование конкретных целей.
3. Функции государственного
бюджета.
Финансовые
отношения, которые формируют бюджетную
политику государства, строятся, прежде
всего, на заинтересованности граждан
и хозяйствующих субъектов в
получении от государства тех
или иных услуг, которые они по
существу уже оплатили как участники
распределения национального дохода
посредством передачи государству
части доходов в виде налогов
и других обязательных платежей. Но
при этом и государство, и его
граждане и хозяйствующие субъекты
в равной мере заинтересованы и в
макроэкономической стабилизации, и в
экономическом росте воспроизводственного
потенциала всего общества. Таким образом,
будучи производным от финансовых отношений,
бюджетные отношения призваны выполнять
те же государственные функции: бюджетного
регулирования и бюджетного обеспечения.
Содержание функции бюджетного регулирования
характеризуется процессами распределения
и перераспределения финансовых ресурсов
не только между различными уровнями государственной
власти, всеми субъектами бюджетных отношений,
но и между разными подразделениями общественного
производства. Сфера этой функции определяется
тем, что в отношения с бюджетом вступают
практически все участники общественного
производства. Таким образом, бюджетное
регулирование – это по существу организованная
система управления бюджетным устройством
государства. Следовательно, бюджетное
регулирование должно обеспечивать достаточно
устойчивое динамическое равновесие не
только самой бюджетной системы как основной
части финансовой системы государства,
но и всей системы конкурентного рыночного
равновесия. Функция
бюджетного обеспечения государственных
услуг (фискальная функция)
предполагает обеспечение государства
финансовыми ресурсами для выполнения
им своих прямых управленческих, оборонных,
внешнеполитических и социальных задач,
т. е. тех государственных
услуг, которые на него возложены обществом.
Функция бюджетного обеспечения не ограничивается
только предоставлением государственных
услуг. Для того чтобы повышалась эффективность
государственных услуг, недостаточно
только наращивать их объемы, в равной
степени необходимы создание условий
для эффективного размещения, и использования
всех имеющихся в государстве ресурсов
и поддержание определенного
уровня экономической активности. Поэтому
эта функция непосредственно
связана с регулирующей функцией бюджета,
однако она имеет свои специфические формы
реализации, так как фискальная
политика государства
- это политика поддержания
бюджетного дефицита на уровне, соответствующем
таким макроэкономическим целям, как контроль
за инфляцией, повышение
инвестиционной активности всех финансовых
ресурсов, рост
общего экономического потенциала общества,
что в свою очередь
обеспечивает прирост доходной базы бюджета
и, соответственно,
увеличение объема предоставляемых государством
услуг. Только в этом случае услуги власти
приобретают смысл платного служения
всему обществу. Функции бюджетов заложены
в их сущности проявляются через их свойства.
Основными функциями бюджетов являются: