Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 10:54, реферат
В современных условиях развитие России как федеративного государства с рыночной формой экономики органически связано с бюджетной деятельностью и ее правовым механизмом.
Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования государственных и местных бюджетов, регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право России. Осуществление государством своих функций требует строгой регламентации отношений в области финансовых доходов и расходов. Для этого государство на законодательном уровне регулирует отношения, складывающиеся в процессе поступления, обращения, перераспределения и использования своих денежных средств.
Классификация бюджетных
правоотношений возможна по различным
основаниям. Исходным основанием, определяющим
критерием классификации
Федеративное устройство Российской Федерации является критерием для подразделения бюджетных правоотношений на вертикальные и горизонтальные. Первые опосредуют связи между Российской Федерации в целом, субъектами РФ и муниципальными образованиями, как правило, на основе субординации. Вторые отражают связи между равноправными по юридическому статусу территориями: субъектами РФ относительно друг друга или муниципальными образованиями соответственно. В условиях федеративного государства вертикальные бюджетные связи являются преобладающими. Подобная классификация, проведенная по соотношению правового статуса участников бюджетных правоотношений, позволяет, как бы в срезе увидеть все виды бюджетных взаимоотношений.
В свою очередь, вертикальные
бюджетные правоотношения по конституционному
статусу участников подразделяются
на отдельные виды. Здесь отграничиваются
отношения в бюджетной сфере
между государственными территориальными
образованиями, а также между
государственными и муниципальными
территориальными образованиями. Выделенные
группы бюджетных отношений называются
межбюджетными
Межбюджетные правоотношения отличаются от всей совокупности бюджетных правоотношений более узким кругом участников -- в них вступают только Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Количественный состав участников бюджетных правоотношений позволяет выделить двухсторонние и многосторонние бюджетные правоотношения.
По объекту правового
регулирования выделяются имущественные
и неимущественные, а также отделимые
и неотделимые от материального
содержания бюджетные правоотношения.
Субъекты бюджетного правоотношения принимают
участие в распределении
1.4 Источники бюджетного права
Источники бюджетного
права -- это внешние конкретные формы
его выражения, т. е. правовые акты представительных
и исполнительных органов государственной
власти и органов местного самоуправления,
регулирующие общественные отношения
в сфере бюджетной
Система источников бюджетного
права обусловлена тем, что функции
бюджетной деятельности осуществляются
всеми звеньями государственного механизма
на основе, принципа разделения властей.
Это означает, что правовые акты,
регулирующие те или иные бюджетные
отношения и являющиеся источниками
бюджетного права, издаются всеми органами
государственной власти и органами
местного самоуправления в пределах
соответствующей бюджетной
В механизме бюджетно-правового регулирования важное значение имеет классификация источников бюджетного права, критерием которой служит действие правовых актов в пространстве. В этой связи выделяются нормативные правовые акты, действующие на всей территории Российской Федерации, и акты, имеющие юридическую силу только в границах соответствующего субъекта РФ или муниципального образования. Источниками первого вида являются Конституция РФ, международные декларации и договоры, федеральные законы, решения Конституционного Суда РФ, указы и распоряжения Президента РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Источниками второго вида являются конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Важнейшее место в
системе источников бюджетного права
занимает федеральное бюджетное
законодательство, состоящее из законов,
принимаемых палатами Федерального
Собрания РФ по вопросам регулирования
бюджетных отношений в
Важное место среди источников бюджетного права занимает БК РФ, принятый впервые в истории Российской финансовой деятельности в 1998 году. БК РФ устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Предметом регулирования БК РФ являются отношения, возникающие между:
1) субъектами бюджетных
правоотношений в процессе
2) субъектами бюджетных
правоотношений в процессе
БК РФ состоит из пяти частей, включающих 28 глав. БК РФ устанавливает структуру бюджетного законодательства, особенности действия бюджетного законодательства во времени, нормативно определяет основные понятия и термины бюджетного права.
Отдельные главы БК
РФ посвящены установлению: компетенции
органов государственной власти
и органов местного самоуправления
в области регулирования
Впервые в Российской правовой системе в структуру бюджетного законодательства включены нормы, регулирующие кредитные отношения с участием государства и муниципальных образований. Отдельные главы БК РФ посвящены государственному и муниципальному долгу, государственным кредитам, предоставляемым Российской Федерацией иностранным государствам, а также долгу иностранных государств перед РФ.
Важное значение БК РФ заключается в регулировании им межбюджетных отношений, положения о которых также выделены в самостоятельную главу.
Особенностью БК РФ является комплексное регулирование всех бюджетных отношений, складывающихся на территории Российской Федерации. В результате нормы БК РФ устанавливают не только материальные права и обязанности участников бюджетных отношений, но и регламентируют бюджетный процесс относительно бюджетов всех уровней, определяют основы государственного и муниципального финансового контроля.
Несомненным достоинством
БК РФ является наличие части четвертой,
которая дает определение понятия
«нарушение бюджетного законодательства»,
устанавливает составы
Нормы БК РФ осуществляют
детальную регламентацию
Среди источников бюджетного права большое место занимают нормативные финансово-правовые акты субъектов РФ. Наделение субъектов РФ правом осуществлять правотворчество в принятии бюджетных законодательных актов является новеллой Конституции РФ (ч. 4 ст. 76) и обусловлено их правовым статусом, а также разграничением бюджетной компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ.
Принципиальная специфика
бюджетного правотворчества регионального
уровня проявляется в объеме регулируемых
бюджетных отношений, круге лиц,
на которых распространяется действие
нормативного акта, структуре и содержании
актов, методах правового
В настоящее время
нормы бюджетного права на уровне
субъектов РФ развиваются весьма
стремительно и получают свое закрепление,
как в учредительных, так и
специализированных законах по вопросам
бюджетной компетенции
В большинстве субъектов РФ существует законодательно установленный особый порядок внесения бюджетных законопроектов на рассмотрение законодательного (представительного) органа субъекта РФ. Многие субъекты РФ законодательно установили, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств субъекта РФ, о выпуске региональных займов, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет регионального бюджета, могут быть внесены в законодательный (представительный) орган субъекта РФ только при наличии заключения высшего исполнительного органа государственной власти (главы этого органа) субъекта РФ.
Наиболее строго осуществляется
внесение бюджетных законопроектов
в тех регионах, конституции (уставы)
которых требуют именно положительного
заключения главы администрации
субъекта РФ. В случае отклонения проекта
бюджетного закона главой администрации
проект в прежней редакции может
быть рассмотрен законодательным (представительным)
органом, но для его принятия требуется
уже квалифицированное
Федеративное устройство
России обусловливает участие
Последний объект образуется
в результате реализации субъектами
РФ права законодательной
Предложения по законопроекту
разрабатываются