Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 10:54, реферат
В современных условиях развитие России как федеративного государства с рыночной формой экономики органически связано с бюджетной деятельностью и ее правовым механизмом.
Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования государственных и местных бюджетов, регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право России. Осуществление государством своих функций требует строгой регламентации отношений в области финансовых доходов и расходов. Для этого государство на законодательном уровне регулирует отношения, складывающиеся в процессе поступления, обращения, перераспределения и использования своих денежных средств.
Диспозитивность как
способ правового регулирования
бюджетных отношений
Специфика методов
бюджетного права заключается в
совокупности особенностей методов
финансового права, проявляющихся
относительно сферы бюджетных отношений,
а также в наличии специальных
способов правового воздействия
на отдельные стороны бюджетной
деятельности. Названные характерные
черты методов правового
Основываясь на понимании
предмета и метода правового регулирования
как классифицирующих критериях
отраслей права, можно сделать вывод,
что бюджетное право
1.2 Принципы бюджетного права
Принципы бюджетного права представляют собой основные идеи, исходные положения его формирования, развития и функционирования. Бюджетно-правовые принципы отражаются в правовых нормативных актах и характеризуют сущность и содержание бюджетного права, его внутреннее строение, соотношение с финансовым правом, иными его подотраслями и институтами. Основные исходные идеи бюджетного права показывают не только материальные отношения, но и весь процесс применения бюджетного права, придавая ему динамику.
Большое значение принципы
бюджетного права имеют на стадии
разработки проектов нормативных финансово-правовых
актов, поскольку позволяют создавать
и принимать эффективные
Принципы бюджетного
права -- это теоретически обоснованные
и нормативно закрепленные основополагающие
начала (идеи, требования) сущности бюджетного
права, составляющие его главное
содержание, определяющие общую направленность
правового регулирования
Классифицировать принципы бюджетного права можно:
- по источнику нормативного закрепления -- установленные Конституцией РФ;
- установленные бюджетным законодательством РФ;
- по сферам действия
-- т. е. распространяющиеся на
все институты бюджетного
- отдельные институты
бюджетного права (
В первой классификационной группе принципов бюджетного права к числу исходно-правовых начал, установленных Конституцией РФ, относятся:
- федерализм;
- равноправие субъектов
РФ в сфере бюджетной
- реализация совместного
ведения Российской Федерации
и субъектов РФ в установлении
общих принципов бюджетной
- самостоятельность
бюджетной деятельности
- участие граждан
РФ в бюджетной деятельности
государства и местного
- гласность (например, ч. 3 ст. 15); плановость; законность (например, ст. 1, 2, 15, 57);
- распределение функций
в области бюджетной
Конституционные нормы, закрепляющие принципы бюджетного права, являются нормами прямого действия. Это означает право участников бюджетной деятельности на непосредственное применение данных норм без внесения соответствующих дополнений в бюджетное законодательство.
Остальные принципы бюджетного права находят свое выражение в бюджетном законодательстве РФ или выводятся из его содержания.
Во второй классификационной группе принципов бюджетного права к числу общих («сквозных») принципов относятся:
- ежегодность (цикличность,
периодичность) возникновения
- неразрывность (в
большинстве случаев)
- координация бюджетной политики РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;
- реализация совместного
ведения Российской Федерации
и субъектов РФ в установлении
общих принципов бюджетной
- единство группировки
доходов и расходов бюджетов
всех уровней бюджетной
- неотвратимость
В зависимости от сферы действия принципы бюджетного права можно подразделить по институтам бюджетного права, в которых эти принципы действуют:
- принцип бюджетной системы РФ;
- принципы межбюджетных отношений;
- принципы бюджетного процесса.
Принципы бюджетной системы РФ, Статья 28 БК РФ к ним относит:
- единство бюджетной системы РФ;
- разграничение Доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
- самостоятельность бюджетов;
- полноту отражения доходов и расходов бюджетов;
- сбалансированность бюджета;
- эффективность и
экономность использования
- общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
- гласность;
- достоверность бюджета;
- адресность и целевой характер бюджетных средств;
Принципы межбюджетных отношений. Пункт 2 ст. 129 БК РФ к ним относит:
- распределение и
закрепление расходов бюджетов
по определенным уровням
- разграничение (закрепление)
на постоянной основе и
- равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных образований;
- выравнивание уровней
минимальной бюджетной
- равенство всех
бюджетов РФ во
В рассматриваемой группе федеральным законодателем особо выделены принципы межбюджетных отношений субъектов РФ и муниципальных образований, которые закреплены в Федеральном законе «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»;
Принципы бюджетного процесса. К ним относятся:
- последовательность
вступления в бюджетную
- казначейское исполнение бюджетов (ст. 215 БК РФ);
- ежегодность бюджета (ст. 242 БК РФ);
- публичность и гласность (например, ст. 279 БК РФ);
- единство кассы (ст. 216 БК РФ);
- формирование расходов
бюджетов всех уровней
- иммунитет бюджетов (ст. 239 БК РФ).
1.3 Бюджетные правоотношения: понятие и виды
Конституционное оформление
России как федеративного государства
и признание самостоятельности
местного самоуправления определяют наличие
взаимоотношений между звеньями
бюджетной системы РФ, базирующихся
на правовых основах. В результате своего
развития бюджетные отношения объективно
требуют государственного регулирования
и становятся правоотношениями. Бюджетные
отношения обусловлены фактом существования
государства, поэтому внешне выражаются
в тех формах, которые им определяет
государство. В федеративном государстве
особую важность приобретают одинаковое
понимание и реализация сущности
бюджетных отношений, как на общефедеральном
уровне, так и субъектами РФ и
муниципальными образованиями, что
возможно только в условиях правового
оформления отношений бюджетной
сферы. Правовое оформление бюджетных
отношений означает их публичное
рассмотрение через систему представительных
органов всех уровней, что позволяет
осуществлять гарантии построения бюджетной
системы на реальных федеративных началах,
а не на декларативных. Именно правовая
регламентация привносит в
Общественные отношения,
урегулированные нормами
Таким образом, бюджетные
правоотношения -- это вид общественных
отношений, в которых посредством
специальных методов
БК РФ не дает определения
бюджетных правоотношений. Статья 1
рассматривает бюджетные
На определенных стадиях
бюджетной деятельности в бюджетные
правоотношения вовлекаются все
субъекты бюджетного права. Объекты
бюджетных правоотношений также
разнообразны и включаются в сферу
правового регулирования в
Возникают бюджетные правоотношения только на основе нормативного акта -- закона о бюджете на очередной финансовый год. Финансовый год -- это период, в течение которого действует утвержденный бюджет. В Российской Федерации финансовый год равен 12 месяцам. Так как закон о бюджете действует один год, то все бюджетные правоотношения носят периодический характер, т. е. действуют тоже один год.
Сферой возникновения
всех бюджетных правоотношений является
бюджетная деятельность государства
и муниципальных образований. В
бюджетной сфере государство
посредством права
Бюджетные правоотношения
охватывают совокупность денежных отношений,
связанных с аккумулированием, распределением
и использованием централизованных
денежных фондов соответствующего территориального
уровня в целях финансового