Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 10:54, реферат
В современных условиях развитие России как федеративного государства с рыночной формой экономики органически связано с бюджетной деятельностью и ее правовым механизмом.
Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования государственных и местных бюджетов, регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право России. Осуществление государством своих функций требует строгой регламентации отношений в области финансовых доходов и расходов. Для этого государство на законодательном уровне регулирует отношения, складывающиеся в процессе поступления, обращения, перераспределения и использования своих денежных средств.
1 Бюджетное право
1.1 Бюджетное право: понятие, предмет и методы регулирования
В современных условиях
развитие России как федеративного
государства с рыночной формой экономики
органически связано с
Отношения, возникающие
в процессе образования, распределения
и использования
Бюджетное право -- это подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность установленных государством общеобязательных однородных правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные общественные отношения, складывающиеся в процессе бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.
Сфера общественных отношений, на которую распространяется бюджетное право, образует его предмет.
Особенность бюджетно-правового регулирования состоит в том, что в одних сферах бюджетной деятельности нормы бюджетного права непосредственно и в полном объеме регулируют эти общественные отношения, а в других -- только учреждают, предопределяют финансовые отношения. В результате предмет бюджетного права складывается из двух групп отношений: атрибутивных (исключительных) и примыкающих (смежных).
Важнейшей составной частью предмета бюджетного права выступают группы правовых отношений, регулирующих порядок образования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней, опосредующие бюджетный процесс и контроль, а также ответственность за бюджетные правонарушения. Эти отношения преобладают в системе бюджетного права, являясь его неотъемлемым системообразующим атрибутом. Они включаются в предмет бюджетного права полностью и максимально им урегулированы.
Другую группу отношений,
образующих предмет бюджетного права,
составляют отношения, примыкающие (смежные)
к атрибутивным. Эти отношения
детально регулируются иными подотраслями
или институтами финансового
права, создавая, таким образом, объекты
совместного правового
Совпадающим юридическим критерием атрибутивных и смежных бюджетно-правовых отношений следует считать их внешнее закрепление нормами права, включенными в систему бюджетного законодательства.
Примыкающие (смежные)
правоотношения не являются обязательным
признаком бюджетного права и
подпадают под бюджетно-
Наличие в предмете
бюджетного права смежных, примыкающих
элементов подтверждается и отнесением
к сфере бюджетного регулирования
отношений, возникающих по поводу осуществления
государственных и
Включение отношений,
возникающих по поводу осуществления
государственных и
Расширение бюджетного
законодательства, его комплексный
характер создают функциональное взаимодействие
норм бюджетного права и государственного
кредита как различных
Осуществление государственной
и муниципальной кредитной
Таким образом, после
кодификации норм бюджетного права
и некоторых норм, регулирующих вопросы
государственного и муниципального
кредита, ни бюджетное право, ни институт
государственного и муниципального
кредита не утратили своих сущностных
признаков в качестве самостоятельных
структурных элементов
Следовательно, предмет бюджетного права -- это совокупность возникающих вследствие государственного учреждения, закрепления или регулирования общественных отношений в сфере бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.
Общественные отношения, входящие в предмет бюджетного права, многообразны и классифицируются в обособленные группы, возникающие относительно:
- установления доходных
источников бюджетов всех
- расходования бюджетных денежных средств;
- межбюджетного регулирования; бюджетного процесса;
- осуществления бюджетного контроля;
- установления оснований ответственности за нарушения бюджетного законодательства.
Предмет бюджетного права
находится в постоянной динамике.
Правовое регулирование бюджетных
отношений во многом зависит от воли
государства. Так, увеличение роста
правонарушений в сфере образования
и расходования бюджетных фондов
повлекло необходимость включения
законодателем в БК РФ охранительных
норм, устанавливающих
Качественную сторону
бюджетных отношений отражают методы
правового регулирования, поскольку
позволяют судить о характере
внутригосударственных
Метод бюджетно-правового
регулирования -- это обусловленная
публичностью и финансовой значимостью
совокупность специфических юридических
признаков бюджетного права, в которых
концентрированно выражаются средства
и способы регулирования
Методы бюджетного
права обусловлены
Под методом бюджетно-правового
регулирования тем самым
Поскольку бюджетное
право составляет часть финансового
права, то задачей бюджетно-правовых
методов является выявление сущности,
пределов и особенностей «преломления»
методов финансового права
Методы бюджетного
права классифицируются на общие
и особенные. Общие обусловлены
юридической природой бюджетной
деятельности государства, ее публичным
характером, направленностью на обеспечение
общего интереса. Специальные методы
используются в процессе реализации
определенных функций бюджетной
деятельности. Среди общих методов,
применяемых в бюджетном праве,
наиболее ярко выделяется императивный.
Императивный метод воздействия
на бюджетные отношения
Императивный (властный) характер бюджетной деятельности присущ государству в силу того, что оно самостоятельно устанавливает порядок образования, распределения и использования централизованных денежных фондов. В процессе бюджетной деятельности осуществляются реализация правового статуса субъектов бюджетного права, регулирование и охрана общественных отношений бюджетной сферы.
Особенность императивного
метода в бюджетном праве -- расширение
его внешнего закрепления обязывающими
нормами. Названная специфика отражает
общую тенденцию бюджетного регулирования,
направленного на разграничение
бюджетной компетенции
Преобладание императивного
метода регулирования объясняется
публичной природой бюджетных отношений
и их значимостью для нормального
функционирования всего государства
в целом. Содержание значительной части
норм бюджетного права составляют императивные
отношения. В регулируемых бюджетным
правом общественных отношениях, как
правило, присутствует известное подчинение
воли управляемых субъектов
Таким образом, императивный
метод правового регулирования
не просто представляет собой специфический
способ воздействия на общественные
отношения относительно государственного
(муниципального) права собственности
на централизованный денежный фонд, а
служит выразителем основных особенностей
финансового права, отраженных в
сфере бюджетно-правового
Кроме императивного
метода государство при регулировании
бюджетных отношений использует
элементы диспозитивного метода. Современное
бюджетное законодательство дополнилось
возможностью использования согласительных
процедур, обсуждения принимаемых решений,
договорных методов регулирования
межбюджетных отношений, вступления в
бюджетные отношения на добровольных
основаниях и т. д. Однако применение
отдельных аспектов диспозитивного
регулирования не означает наличие
в бюджетном праве гражданско-