Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:02, реферат
В «Финансовой энциклопедии», изданной в Москве в 1924 г., бюджет определяется как «утвержденное в законодательном порядке общее предположительное исчисление в принятой денежной единице предстоящих в определенном периоде времени государственных расходов и ожидаемых для покрытия их доходов с подведением баланса. Государственный бюджет – государственная роспись доходов и расходов».
1 Понятие и роль бюджета, его виды
2 Понятие, предмет, нормы и источники бюджетного права РФ
3 Бюджетные правоотношения и их субъекты
Согласно договорам о
Вторая группа бюджетных прав субъектов Российской Федерации имеет отношение к собственному бюджету и принадлежит им в силу правового статуса, предопределяющего их самостоятельность и бюджетную в том числе. Согласно ст. 10, 15 БК РФ каждый субъект РФ имеет свой бюджет.
Наличие права на бюджет предполагает
и другие права, связанные с его
формированием, распределением и использованием.
Субъекты РФ имеют право на получение
закрепленных доходов за своими бюджетами,
предусмотренных федеральным
Субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют направление расходов своих бюджетов и объемы бюджетных средств по этим направлениям.
В составе своих бюджетов субъекты РФ имеют право образовывать резервные и иные целевые фонды.
В пределах предоставленной компетенции субъекты РФ в лице представительных и исполнительных органов власти самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют свои бюджеты. При этом законодательство запрещает вмешательство в этот процесс каких-либо иных органов и организаций, если это не предусмотрено законодательными актами. Они же утверждают и отчет об исполнении бюджетов, а также осуществляют контроль за исполнением своих бюджетов.
Если в ходе исполнения бюджетов образуются дополнительные доходы, то субъекты РФ имеют право оставлять их в своем распоряжении и использовать по своему усмотрению.
Субъекты РФ могут вводить механизм секвестра в случаях, когда при исполнении их бюджетов происходит превышение установленного ими уровня бюджетного дефицита либо сокращаются поступления от доходных источников, а также в случае, если в ходе исполнения бюджетов дефицит не уменьшается, в результате чего становится невозможным финансирование предусмотренных в бюджете мероприятий.
Законодательство РФ предусматривает
право субъектов Федерации на
компенсационные возмещения из федерального
бюджета. Таким образом, устанавливается
взаимная ответственность
В рамках своих территорий субъекты РФ определяют бюджетную систему и составляют консолидированные бюджеты. 7
Субъекты РФ имеют право принимать нормативные акты, регулирующие их бюджетную деятельность и бюджетные права органов местного самоуправления. Однако эти акты не должны противоречить федеральному законодательству.
Территория субъектов РФ включает
административно-
На субъектах РФ лежит
обязанность обеспечения
Субъектам РФ предоставлено право распределять отдельные виды доходов между своим бюджетом и бюджетами нижестоящего территориального уровня. Виды доходов, распределяемые субъектами РФ, определены бюджетным законодательством.
В необходимых случаях субъекты РФ имеют право предоставлять в нижестоящие бюджеты дотации и субвенции. При этом порядок и условия предоставления дотаций и субвенций из бюджетов субъектов РФ определяются законодательством самих субъектов РФ в пределах предоставленных им прав.
Обладая правом на компенсационное
возмещение из федерального бюджета, субъекты
РФ сами, в свою очередь, несут материальную
ответственность перед
В рамках своей компетенции
субъекты Российской Федерации имеют
право осуществлять контроль за бюджетной
деятельностью соответствующих
административно-
Статья 8 Бюджетного кодекса
РФ в области регулирования
Законодательные представительные органы
субъектов Российской Федерации
вправе вводить региональные налоги
и сборы, устанавливать размеры
ставок по ним и предоставлять
налоговые льготы в пределах прав,
предоставленных налоговым
Органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации
могут предоставлять налоговые
кредиты, отсрочки и рассрочки по
уплате налогов и иных обязательных
платежей бюджетов субъектов Российской
Федерации в пределах лимитов, предоставления
налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек
по уплате налогов и иных обязательных
платежей, определенны законами субъектов
Российской Федерации о бюджете.
Кроме того, органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
имеют право предоставлять
На современном этапе в
Бюджетные права органов местного самоуправления закреплены в Конституции РФ – статья 132 гласит, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.
При формировании своих бюджетов
органы местного самоуправления самостоятельно
определяют направления расходов бюджетов
и объемы ассигнований по всем статьям
использования бюджетных
При получении дополнительных доходов в процессе исполнения местных бюджетов органы местного самоуправления имеют право оставлять их в собственное распоряжение и использовать по своему усмотрению.
Если в процессе исполнения местных бюджетов произошло уменьшение их доходов или увеличение расходов в результате принятия решения представительными органами власти Российской Федерации или ее субъектов, то недостающие средства местных бюджетов должны быть компенсированы за счет средств соответственно федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта РФ. Аналогичным образом должен возмещаться ущерб, причиненный местным бюджетам неправомерными решениями представительных органов власти Российской Федерации и её субъектов.
Представительные органы местной власти осуществляют контроль за исполнением соответствующего местного бюджета и утверждают отчет об исполнении своего бюджета.
Местные органы власти самостоятельно
разрабатывают, утверждают и исполняют
свои бюджеты. При этом вмешательство
вышестоящих органов в
Местные органы имеют право на создание и использование внебюджетных фондов финансовых ресурсов, а также валютных фондов, на объединение финансовых ресурсов местных органов власти и предприятий, на финансирование общерегиональных мероприятий.
Законом регламентируются взаимоотношения местных органов власти с предприятиями, расположенными на их территории. Эти взаимоотношения строятся на договорной основе. Все предприятия обязаны участвовать в формировании местного бюджета, передавая в них часть прибыли (дохода). За местные органами закреплено право создавать предприятия без согласования с вышестоящими органами, перепрофилировать их для удовлетворения потребностей территории, образовывать территориальные и межтерриториальные, отраслевые и межотраслевые органы управления местным хозяйством.
Определены права местных
органов власти в области планирования
материально-технического снабжения,
оговорено участие во внешнеэкономических
связях. Местным органам власти в
распределении и использовании
своих финансовых ресурсов предоставлены
следующие права: самостоятельно определять
направления использования
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают муниципальным образованиям (городам, районам, поселкам, селам) минимальные местные бюджеты; минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов Российской Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
1 Жилинский С.Э., бюджетное право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 672 с.
2 Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. О.М. Олейник – М.: Юристъ, 2000. – 727 с.
3 Мандрица В.М. Бюджетное право: Учебник для вузов. – Ростов-на-Дону, 1999.
4 Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. – М.: Русская Деловая Литература, 2001. – 608 с.
5 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.07.98 №123-ФЗ) / СЗ РФ, 1996, №48, ст. 5369, СЗ РФ, 2002, №13, ст. 1179.