Бюджетное право Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:02, реферат

Описание работы

В «Финансовой энциклопедии», изданной в Москве в 1924 г., бюджет определяется как «утвержденное в законодательном порядке общее предположительное исчисление в принятой денежной единице предстоящих в определенном периоде времени государственных расходов и ожидаемых для покрытия их доходов с подведением баланса. Государственный бюджет – государственная роспись доходов и расходов».

Содержание

1 Понятие и роль бюджета, его виды
2 Понятие, предмет, нормы и источники бюджетного права РФ
3 Бюджетные правоотношения и их субъекты

Работа содержит 1 файл

ФП.docx

— 39.72 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Понятие и роль бюджета, его виды

2 Понятие, предмет, нормы и источники бюджетного права РФ

3 Бюджетные правоотношения и их субъекты

 

 

1 ПОНЯТИЕ И РОЛЬ БЮДЖЕТА,  ЕГО ВИДЫ

 

В «Финансовой энциклопедии», изданной в Москве в 1924 г., бюджет определяется как «утвержденное в законодательном  порядке общее предположительное  исчисление в принятой денежной единице  предстоящих в определенном периоде  времени государственных расходов и ожидаемых для покрытия их доходов  с подведением баланса. Государственный  бюджет – государственная роспись  доходов и расходов». В учебниках  экономической теории конца XX в. бюджет в основном определялся как роспись  доходов и расходов государства, а некоторые учебники вовсе не дают его определения, ограничиваясь  констатацией, что «центральное место  в системе государственных финансов занимает государственный бюджет». Современная финансовая наука рассматривает  бюджет как одну из основополагающих финансово-правовых категорий. Следует  иметь в виду, что понятие «бюджет» употребляется в экономическом, юридическом и материальном аспектах.

Содержание бюджета как экономической  категории везде сводится к тому, что «государственный бюджет выражает финансовые отношения, связанные с  образованием и использованием центрального фонда денежных ресурсов страны». Как  экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических  отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования  государственного централизованного  фонда денежных средств. Как правовая категория бюджет – это основной финансовый план образования, распределения  и использования централизованного  денежного фонда государственного или административно – территориального образования, утверждаемый соответствующим  представительным органом государственной  власти. Такой финансовый план закрепляет юридические права и обязанности  участников бюджетных отношений. Составляется он в расчете на календарный период времени, а именно на год: с 1 января по 31 декабря (ст. 12 БК РФ).

В материальном смысле бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на определенном территориальном  уровне. В этой связи важное значение имеет установление права собственности  на бюджет как части государственной  казны. 1

Основная роль бюджета выражается в том, что он формирует финансовую базу функционирования государства, которая  обеспечивает равномерное развитие экономики и культуры на всей территории страны.

Бюджет – форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления (ст. 6 БК РФ).

Средства бюджета предназначены  для обеспечения финансирования социально-экономического развития страны, обороны, безопасности и т.д. За счет средств соответствующих бюджетов содержатся государственный аппарат  и органы местного самоуправления (органы представительной и исполнительной власти, судебная система, правоохранительные органы и т.д.). С помощью бюджета реализуются государственные и местные программы по развитию отраслей народного хозяйства, проведению конверсии военно-промышленного комплекса, охране окружающей природной среды, укреплению научно-технического потенциала и культуры страны, повышению материального уровня жизни населения и отдельных его групп, поддержке социально-экономического развития субъектов федерации и административно-территориальных единиц, борьбе с преступностью и т.д. Основными функциями бюджета являются следующие:

- перераспределение национального  дохода и ВВП;

- государственное регулирование  и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение социальной  политики;

- контроль за образованием  и использованием централизованного  фонда денежных средств.

При рыночной экономике государственный  бюджет сохраняет свою важную роль. Но при этом изменяются методы его  воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения  финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики  и культуры на всей территории Российской Федерации.

Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного  производства, более эффективному использованию  государственных средств. В процессе финансового планирования через  бюджет оказывается наибольшее воздействие  на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы. Будучи основным финансовым планом образования и  использования государственного фонда  денежных средств, бюджет связан со всеми  предприятиями и организациями.

Государственный бюджет, как  уже говорилось, выполняет функцию  организатора распределительных процессов  в народном хозяйстве. Хотя через  бюджет распределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы  материального производства, он влияет на размеры накопления, определение  оптимальной структуры доходов  по финансовым планам предприятий и  отраслей хозяйства. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между  централизованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах предприятий, а также степень  участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы и, прежде всего, республиканского бюджета  Российской Федерации. Кроме того, осуществляется контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью народного хозяйства.

При введении чрезвычайного положения  в стране устанавливается особый, более жесткий правовой режим  использования средств – чрезвычайный бюджет. Чрезвычайный бюджет следует  отличать от режима чрезвычайного расходования средств, который вводится в случае увеличения дефицита бюджета до размеров, не покрываемых путем размещения государственных ценных бумаг. Введение чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования средств  регламентируется специальным законом. В рамках чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования средств финансирование производится в сокращенных объемах. 2

Ст. 6 БК РФ вводит понятие консолидированного бюджета. Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации на соответствующей территории, используемый для расчетов и анализа. Составление  консолидированных бюджетов возложено  на соответствующие исполнительные органы власти. В отличие от самостоятельных  бюджетов они утверждению не подлежат и правовыми актами не являются.

Ранее бюджетным законодательством  использовалось понятие «минимальный бюджет» для расчета объема доходов  соответствующего консолидированного бюджета нижестоящего уровня (сельского, поселкового, районного, городского), покрывающих  гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые  расходы. При этом часть расходов в случае недостаточности материального  объема закрепленных доходов покрывается  отчислениями от регулирующих доходов, дотациями и субвенциями. Таким  образом, расчеты минимального бюджета  служат исходной базой для формирования отношений между выше- и нижестоящими органами власти, с тем чтобы обеспечить минимально необходимые расходы  бюджета каждого уровня.

Бюджетный кодекс РФ вводит новое понятие «минимальная бюджетная  обеспеченность» – минимально допустимая стоимость государственных или  муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете  на душу населения за счет средств  соответствующих бюджетов.

 

2 ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, НОРМЫ  И ИСТОЧНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА  РФ

российский

Использование бюджета в социально-экономическом  развитии государства предопределяет наличие социальной группы правовых норм, регулирующих возникающие в  связи с этим отношения. Такие  юридические нормы образуют один из разделов финансового права –  «Бюджетное право Российской Федерации», который включает несколько финансово-правовых институтов. Они регулируют общественные отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования  бюджетов как составной части  финансовой системы. Из вышесказанного следует, что бюджетное право  Российской Федерации можно определить как совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные (финансовые) отношения, возникающие в связи  с образованием, распределением и  использованием государственного и  местных бюджетов на территории России.

Отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования  бюджетных фондов, составляют предмет  бюджетного права. Круг этих отношений  достаточно широк. К ним, например, относятся  отношения, связанные:

- с установлением бюджетного  устройства и бюджетной системы  Российской Федерации;

- с установлением структуры  доходов и расходов бюджетной  системы Российской Федерации  и распределением их между  бюджетами разного уровня;

- с разграничением бюджетной  компетенции между Российской  Федерацией, ее субъектами и органами  местного самоуправления;

- с организацией бюджетного  процесса, т. е. установлением  порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также составления, рассмотрения  и утверждение отчетов об исполнении  соответствующих бюджетов;

- с организацией контроля за  исполнением бюджетов.

Каждая из указанных групп бюджетных  отношений включает совокупность более  конкретных отношений, причем все они  взаимосвязаны. Не могут реализовываться  отношения по установлению структуры  доходов и расходов бюджетной  системы без отношений по установлению самой этой системы. В свою очередь  и те, и другие отношения не могут  быть реализованы без определения  компетенции государственных органов  по установлению бюджетной системы  и структуры доходов и расходов бюджета соответствующего уровня.

Перечисленные группы общественных отношений, урегулированные нормами бюджетного права, становятся бюджетными правоотношениями. Они возникают в процессе бюджетной  деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению и использованию  бюджетов. Другая особенность бюджетных  правоотношений заключается в том, что круг их субъектов более узкий  по сравнению с субъектным составом иных финансовых правоотношений.

Субъекты бюджетных правоотношений можно разделить на три группы.3

1. Государство, национально-государственные  и административно-территориальные  образования.

2. Представительные и исполнительные  органы государственной и местной  власти.

3. Государственные и муниципальные  организации. 

К первой группе относятся: Российская Федерация, республики в составе  Российской Федерации, автономные области, автономные округа, края, области, города, районы, села и поселки. Государство, национально-государственные и административно-территориальные  образования участвуют в бюджетных  правоотношениях через свои представительные и исполнительные органы власти. Однако в этом случае они выступают от имени и в интересах в целом  соответственно Российской Федерации, республики, края, области и т. д., являющихся носителями бюджетных прав и бюджетных обязанностей.

Ко второй группе субъектов бюджетных  правоотношений относятся: представительные органы власти разного уровня; Правительство  РФ; правительства республик в  составе Российской Федерации; администрация  соответствующих государственных  административно-территориальных образований; система финансовых органов; финансовые управления и отделы; Федеральное  казначейство РФ; система банков; все  другие органы, входящие в систему  органов государственной и местной  власти.

Бюджетные правоотношения могут возникать  между представительными и исполнительными  органами государственной или местной  власти одного уровня, внутри самих  исполнительных органов власти этого  же уровня, между представительными  и исполнительными органами государственной  или местной власти, с одной  стороны, и предприятиями, учреждениями и иными организациями этого  же уровня подведомственности (а в  определенных случаях – и вышестоящего подчинения) – с другой.

К третьей группе субъектов бюджетных  отношений относятся: государственные  и муниципальные предприятия; государственные  и муниципальные учреждения, финансируемые  из соответствующего бюджета. Субъекты данной группы вступают в бюджетные  отношения, возникающие по поводу уплаты различных платежей в бюджет и  получения ассигнований из бюджета.

Установлено, что субъектов бюджетных  правоотношений характеризуют следующие  признаки:

- участие в распределении доходов  и расходов между бюджетами;

- субъект является участником (стороной) бюджетного процесса любой его  стадии;

- связь с бюджетом по линии  получения из него денежных  сумм в форме финансирования.

Наличие хотя бы одного из указанных  признаков для субъекта бюджетных  правоотношений обязательно, но их может  быть два или все три.

Из этого следует, что не являются субъектами бюджетных правоотношений негосударственные организации, а  также граждане – они не имеют  необходимых признаков, а их отношения  с бюджетом опосредуются либо налоговым  правом, либо другими отраслями права. 4

Есть еще одна особенность бюджетных  правоотношений – они не могут  длиться больше года, поскольку бюджет принимается только на один год. Однако это обстоятельство не исключает  того, что бюджетные правоотношения носят, как правило, непрерывный  характер, поскольку возобновляются еще в текущем бюджетном году.

Нормы бюджетного права по своему содержанию и характеру регулируемых отношений подразделяются на материальные и процессуальные.

Информация о работе Бюджетное право Российской Федерации