Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:02, реферат
В «Финансовой энциклопедии», изданной в Москве в 1924 г., бюджет определяется как «утвержденное в законодательном порядке общее предположительное исчисление в принятой денежной единице предстоящих в определенном периоде времени государственных расходов и ожидаемых для покрытия их доходов с подведением баланса. Государственный бюджет – государственная роспись доходов и расходов».
1 Понятие и роль бюджета, его виды
2 Понятие, предмет, нормы и источники бюджетного права РФ
3 Бюджетные правоотношения и их субъекты
СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятие и роль бюджета, его виды
2 Понятие, предмет, нормы и источники бюджетного права РФ
3 Бюджетные правоотношения и их субъекты
1 ПОНЯТИЕ И РОЛЬ БЮДЖЕТА, ЕГО ВИДЫ
В «Финансовой энциклопедии», изданной
в Москве в 1924 г., бюджет определяется
как «утвержденное в
Содержание бюджета как
В материальном смысле бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на определенном территориальном уровне. В этой связи важное значение имеет установление права собственности на бюджет как части государственной казны. 1
Основная роль бюджета выражается в том, что он формирует финансовую базу функционирования государства, которая обеспечивает равномерное развитие экономики и культуры на всей территории страны.
Бюджет – форма образования
и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для
Средства бюджета
- перераспределение
- государственное регулирование и стимулирование экономики;
- финансовое обеспечение
- контроль за образованием
и использованием
При рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но при этом изменяются методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории Российской Федерации.
Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, более эффективному использованию государственных средств. В процессе финансового планирования через бюджет оказывается наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.
Государственный бюджет, как
уже говорилось, выполняет функцию
организатора распределительных процессов
в народном хозяйстве. Хотя через
бюджет распределяется не весь чистый
доход, создаваемый на предприятиях
различных форм собственности сферы
материального производства, он влияет
на размеры накопления, определение
оптимальной структуры доходов
по финансовым планам предприятий и
отраслей хозяйства. В процессе бюджетного
планирования устанавливается наиболее
целесообразное соотношение между
централизованными фондами
При введении чрезвычайного положения
в стране устанавливается особый,
более жесткий правовой режим
использования средств –
Ст. 6 БК РФ вводит понятие консолидированного бюджета. Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории, используемый для расчетов и анализа. Составление консолидированных бюджетов возложено на соответствующие исполнительные органы власти. В отличие от самостоятельных бюджетов они утверждению не подлежат и правовыми актами не являются.
Ранее бюджетным законодательством использовалось понятие «минимальный бюджет» для расчета объема доходов соответствующего консолидированного бюджета нижестоящего уровня (сельского, поселкового, районного, городского), покрывающих гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы. При этом часть расходов в случае недостаточности материального объема закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулирующих доходов, дотациями и субвенциями. Таким образом, расчеты минимального бюджета служат исходной базой для формирования отношений между выше- и нижестоящими органами власти, с тем чтобы обеспечить минимально необходимые расходы бюджета каждого уровня.
Бюджетный кодекс РФ вводит новое понятие «минимальная бюджетная обеспеченность» – минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.
2 ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, НОРМЫ И ИСТОЧНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА РФ
российский
Использование бюджета в социально-
Отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования бюджетных фондов, составляют предмет бюджетного права. Круг этих отношений достаточно широк. К ним, например, относятся отношения, связанные:
- с установлением бюджетного
устройства и бюджетной
- с установлением структуры доходов и расходов бюджетной системы Российской Федерации и распределением их между бюджетами разного уровня;
- с разграничением бюджетной компетенции между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления;
- с организацией бюджетного
процесса, т. е. установлением
порядка составления,
- с организацией контроля за исполнением бюджетов.
Каждая из указанных групп бюджетных
отношений включает совокупность более
конкретных отношений, причем все они
взаимосвязаны. Не могут реализовываться
отношения по установлению структуры
доходов и расходов бюджетной
системы без отношений по установлению
самой этой системы. В свою очередь
и те, и другие отношения не могут
быть реализованы без определения
компетенции государственных
Перечисленные группы общественных отношений,
урегулированные нормами
Субъекты бюджетных
1. Государство, национально-
2. Представительные и
3. Государственные и
К первой группе относятся: Российская
Федерация, республики в составе
Российской Федерации, автономные области,
автономные округа, края, области, города,
районы, села и поселки. Государство,
национально-государственные и
Ко второй группе субъектов бюджетных
правоотношений относятся: представительные
органы власти разного уровня; Правительство
РФ; правительства республик в
составе Российской Федерации; администрация
соответствующих
Бюджетные правоотношения могут возникать
между представительными и
К третьей группе субъектов бюджетных отношений относятся: государственные и муниципальные предприятия; государственные и муниципальные учреждения, финансируемые из соответствующего бюджета. Субъекты данной группы вступают в бюджетные отношения, возникающие по поводу уплаты различных платежей в бюджет и получения ассигнований из бюджета.
Установлено, что субъектов бюджетных правоотношений характеризуют следующие признаки:
- участие в распределении
- субъект является участником (стороной) бюджетного процесса любой его стадии;
- связь с бюджетом по линии получения из него денежных сумм в форме финансирования.
Наличие хотя бы одного из указанных признаков для субъекта бюджетных правоотношений обязательно, но их может быть два или все три.
Из этого следует, что не являются субъектами бюджетных правоотношений негосударственные организации, а также граждане – они не имеют необходимых признаков, а их отношения с бюджетом опосредуются либо налоговым правом, либо другими отраслями права. 4
Есть еще одна особенность бюджетных правоотношений – они не могут длиться больше года, поскольку бюджет принимается только на один год. Однако это обстоятельство не исключает того, что бюджетные правоотношения носят, как правило, непрерывный характер, поскольку возобновляются еще в текущем бюджетном году.
Нормы бюджетного права по своему содержанию и характеру регулируемых отношений подразделяются на материальные и процессуальные.