Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:09, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основе исследования теоретических основ финансового планирования дать оценку эффективности системы бюджетирования ОАО "Волгоградская бисквитная фабрика" и дать рекомендации по её совершенствованию. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
исследование сущности и методов финансового планирования и бюджетирования, а также их взаимосвязи с системой бухгалтерского учёта на предприятии;
построение классификации статей доходов и расходов планового бюджета;
Ведение 3
Глава 1. Теоретические основы бюджетирования деятельности предприятия 5
1.1.Бюджетирование: сущность, основные проблемы и методики 5
1.2. Классификация статей расходов и доходов как основа составления планового бюджета предприятия 10
Глава 2. Годовой бюджет ОАО "Волгоградская бисквитная фабрика" 17
2.1. Экономическая характеристика ОАО "Волгоградская бисквитная фабрика" 17
2.2. Формирование годового бюджета ОАО "Волгоградская бисквитная фабрика" на 2008 г. как бюджета развития 25
Глава 3. Рекомендаций по совершенствованию бюджетирования на предприятии ОАО "Волгоградская бисквитная фабрика" 33
Заключение 41
Список литературы 43
Далее, техническая реализация проектов развития запланирована на январь-май 2008 г. с началом выпуска продукции в мае 2008 г. Первый месяц работы новых производств на минимальных объёмах – июнь 2008 г. Далее, до конца года плановый бюджет не предусматривает роста объёмов производства, т. е. составлен по пессимистичному варианту. Такое допущение сделано исходя из того, что с учётом слабой предсказуемости максимальных объёмов продаж проект признан в достаточной степени окупаемым даже при минимальных объёмах производства, которые признаны однозначно достижимыми и реальными.
Отдача от инвестиций капитального характера по годовому финансовому плану начинается уже с июня 2008 г. и увеличивает ежемесячный финансовый результат деятельности предприятия суммарно на 385 тыс. руб.
Экономический эффект от модернизации системы отопления предприятия не заложен в плановый годовой бюджет, поскольку данные мероприятия были необходимы в любом случае как составная часть предписаний контролирующих органов, а экономия энергоносителей начиналась только с конца 2008 г. Кроме того, данное мероприятие являлось условием реализации долгосрочных проектов, в т. ч. развития имеющихся и создания новых производств, использующих пар для технологического процесса. К таким производствам относится выпуск лукума и суфле (один из возможных новых видов продукции). В итоге частью экономии от реконструкции котельной на стадии планирования работы предприятия в 2008 г. решено было пренебречь.
Кроме того, был запланирован ряд более мелких вложений, нацеленных на расширение сбыта традиционного ассортимента и оформленных в концепцию более активной маркетинговой политики предприятия. В качестве конкретных направлений инвестирования были обозначены расходы по рекламе продукции в средствах массовой информации и бонусы за вхождение в торговые сети других регионов (см. Приложение 4).
Таким образом, с некоторыми допущениями плановый бюджет ОАО "Волгоградская бисквитная фабрика" на 2008 г. можно считать бюджетом развития. Бюджет предприятия был нацелен на его выведение на точку безубыточности и наращивание прибыли за счёт инвестирования в двух основных направлениях: расширение и создание новых производственных мощностей с целью увеличения общего объёма производства, а также решение проблемы дефицита оборотных средств предприятия. Советом директоров в качестве источника инвестиций были определены заёмные средства от учреждений кредитно-банковской сферы и коммерческих организаций (возможно), а также средства собственников предприятия (в любом случае).
Давая оценку сложившейся системе бюджетирования ОАО "Волгоградская бисквитная фабрика", необходимо отметить, что уровень постановки данной системы в целом довольно высок и позволяет руководству предприятия достаточно точно планировать будущие результаты финансово-хозяйственной деятельности и достигать текущих целей, оперативно реагируя на изменения внешней среды. Подтверждением сказанному является проведённый выше анализ фактического исполнения планового годового бюджета предприятия на 2008 г.
Серьёзным недостатком в
настоящее время выступает
Вместе с тем нельзя
не отметить, что сложившаяся на
данном предприятии система
Таким образом, внедрение технологии бюджетирования требует наведения внутреннего порядка в компании уже на стадии управленческого документооборота и предполагает разработку соответствующего бюджетного регламента организации. Под бюджетным регламентом понимаются понимают официально утверждённый руководителем (исполнительным органом) или собственниками компании документ, в котором описываются основные положения бюджетной системы, в частности закрепляются понятия, используемые при бюджетном администрировании, определяется ответственность подразделений за подготовку бюджетов и отдельные их показатели, назначается администратор бюджетного процесса, устанавливаются сроки начала-окончания процедуры подготовки бюджетов, порядок внесения изменений в них, сроки и порядок представления отчётов по исполнению бюджетов, а также механизм разрешения спорных моментов, принятия решений при существенных отклонениях от запланированных значений показателей и т. п.
На практике бюджетный регламент, описывающий и структурирующий весь процесс бюджетирования в компании, закрепляется Положением о бюджетировании. Регламент имеет срочный характер, поскольку должен соответствовать бюджетному циклу компании; он включает в себя планирование деятельности предприятия в целом (построение сводного бюджета) и по подразделениям, подготовку проектов отдельных и консолидированных бюджетов, внесение корректировок и согласование бюджетов, а затем их утверждение, проектирование обратных связей и учет меняющихся условий.
Как показывает практика многих российских предприятий, даже самая тщательная разработка бюджета компании не гарантирует его исполнения. Причиной часто выступает то, что исполнение бюджета предприятия связано с возложением ответственности на конкретных руководителей подразделений за принятие конкретных управленческих решений в пределах своих полномочий в рамках реализации финансового плана компании. Если этого нет, то весь бюджетный процесс может держаться на одном человеке – руководителе, который и определяет эффективность бюджетирования и сам факт его существования, как бизнес-процесса. Кроме того, выражаясь простым языком, в ситуации, когда чётко не прописано кто, кому, что и когда должен – не с кого спрашивать за неправильную или не предоставленную в срок информацию.
Опыт внедрения и
1. Формализация ответственности
за исполнение бюджета связана
с официальным утверждением
Смысл утверждения финансовой
структуры состоит в том, чтобы
довести до каждого структурного
подразделения его основную целевую
задачу в рамках исполнения бюджета
и ограниченное количество показателей.
Далее руководство предприятия
контролирует процесс выполнения поставленной
цели и вмешивается только в случае
возникновения критической
В этой связи для ОАО "Волгоградская бисквитная фабрика" целесообразной представляется разработка в качестве структурообразующего специального документа – Положения о финансово-организационной структуре, содержащего:
Основным при выстраивании
финансовой структуры является определение
и разграничение полномочий и
ответственности отдельных
2. Крайне необходимым для процесса бюджетирования является наличие коллегиального распорядительного органа, который может называться бюджетным или финансовым комитетом. В настоящее время такой орган в структуре исследуемого предприятия отсутствует. В функции бюджетного комитета входит перераспределение средств между статьями бюджета, разработка мер по ликвидации дефицита бюджета, наказание и поощрение ответственных лиц и пр.
Вполне обоснованная необходимость
в создании обособленного (самостоятельного)
структурного подразделения (или, как
минимум, должности) отмечается целым
рядом исследователей. Если в компании
нет подобной структуры с соответствующими
полномочиями, система финансового
планирования в отдельные периоды
финансово-хозяйственной
При этом в работе бюджетного комитета важна именно коллегиальность, т. е. членами бюджетного комитета должны быть руководители центров финансовой ответственности. Таким образом, бюджетный комитет является главным подразделением в системе бюджетирования и финансовой структуре предприятия.
3. Бюджетный регламент
должен закладывать базу для
жёсткой финансовой дисциплины
и выстраивания приоритетов в
финансах на предприятии (что
является одной из функций
бюджетного комитета). Как плановый
бюджет предприятия, так и все
текущие решения бюджетного
Уровень финансовой дисциплины, необходимый для исполнения бюджета, предполагает обязательное внедрение и формализацию ряда следующих процедур, которые обеспечат достижение плановых показателей:
Наиболее важными в практическом смысле процедурами, требующими поэтому дополнительного пояснения, являются управление договорами и управление платежами.
В рамках управления договорами необходимо обеспечить жёсткую увязку всех заключаемых договоров с утверждённым бюджетом, что предполагает реализацию следующего комплекса мер: а) все заключаемые договоры на приобретение ресурсов должны соответствовать плану закупок или затрат; б) долгосрочные договоры, заключенные на момент формирования бюджета, а также договоры, которые планируется заключить в течение бюджетного периода, включаются в проект бюджета на стадии его формирования и утверждения; в) решения о заключении договоров, не предусмотренных бюджетом, принимается в соответствии с установленным порядком пересмотра бюджета.
Управление договорами в соответствии с принятым бюджетом должно включать в себя следующие этапы:
Процесс управления платежами состоит из трёх основных этапов: