Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 06:55, контрольная работа
Благодаря поставленной цели в ходе работы будут решаться следующие основные задачи : сравнительный анализ онтогенеза человека и высших приматов, определение эндогенных и экзогенных факторы роста и развития, изучение генетических детерминант развития, а так же понятие «биологический возраст», и его основные критерии.
Актуальность данной работы очень велика поскольку до сих пор в научной среде не существует однозначного мнения и определения о происхождении и развитии человека и мы лишний раз изучая различные источники и многочисленные научные гипотезы убедимся в этом.
Введение ………………………………………………….………………………....….2
1.Соотношение между понятиями развития формирования и возраста.…………………………………………………………………………………3
2.Развитие онтогенеза человека и высших приматов...…….......................................5
3.Эндогенные и экзогенные факторы роста и развития ….….….…........................10
4.Генетические детерминанты развития ……………..……………………………..15
5.Основные морфофункциональные системы, зависящие от генетических факторов ………………………………………………………………………………18
6. Биологический возраст человека …………………………………………………23
7.Морфологическая зрелость, основные ее параметры……………………….……27
8.Физиологические и биохимические параметры биологического возраста.....….30
9.Соотношение темпов психического развития и биологического возраста.....….32
Заключение…………………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………
7 Морфологическая зрелость, основные ее параметры.
Первые морфологические признаки пола появляются у зародыша 8-9 недель. Строение половых органов, в основном соответствующее взрослому типу, обозначается в начале 4-го месяца утробного развития. Первичные половые признаки включают половые железы, внутренние и внешние генитальные органы. Вторичные половые признаки включают грудную железу, волосяной покров, жироотложение и голосовой аппарат. Половой деморфизм проявляется в общих размерах тела, его пропорциях, мускульной и центральной нервной системе. Физические различия между мужчиной и женщиной основаны на различии не отдельных частей хромосом, а целых хромосом. Женский пол – гомозиготный пол, мужской – гетерозиготный. Наиболее распространенным критерием определения биологического возраста в пубертатном периоде является половое развитие. Определяются время появления, последовательность и степень развития вторичных половых признаков. Существует шесть признаков для оценки полового развития мальчиков:
· Обволошение на лобке начинается в 12-13 лет, к 16-18 годам приобретает взрослую выраженность;
· Обволошение в подмышечной области начинается в середине пубертатного периода, то есть в 13-15 лет;
· Регулярные поллюции начинаются не ранее 13 лет, к 16-ти годам имеются у большинства подростков;
· Разрастание гортани начинается, когда рост наружных гениталий завершен; изменение голоса заканчивается после окончания подросткового периода;
· Некоторое изменение со стороны грудных сосков;
· Рост бороды и усов приходится на конец периода полового созревания – 15 лет и старше; рост волос на теле начинается одновременно с появлением волос в подмышечных впадинах и заканчивается спустя некоторое время после полового созревания.
Обволошение на лобке, в подмышечных областях, на лице, на теле называют третичным волосяным покровом. Его развитие связано с расовой принадлежностью. Половое развитие мальчиков можно считать преждевременным, если его признаки появляются до 10 лет, запаздывающим – если у подростка 13,5 лет и старше нет никаких признаков пубертатного периода.
Последовательность развития
вторичных половых признаков
у девочек выглядит следующим
образом. Вначале происходит расширение
тазовых костей и усиливается
отложение жира в этой области
и в области бедер. Одновременно
появляются первые изменения в молочных
железах, затем начинается развитие
железистой ткани. В этот же период
увеличиваются яичники, начинают развиваться
половые пути. Пубертатный скачок
роста начинается у девочек вскоре
после первых признаков обволошения
лобка и достигает максимума
в год, предшествующий началу менструаций.
В отношении времени появления
конкретного признака полового развития
у девочек можно сказать
Общее морфологическое развитие человека
Определение биологического
возраста по общей морфологической
зрелости, выражающейся весо-ростовыми
соотношениями и изменениями
пропорций тела, используется достаточно
давно, но не является корректным критерием.
Однако специалисты считают, что
возрастание весо-ростовых показателей
в период полового созревания у девушек
может быть индикатором наступления
менархе. Индикатором ростовой активности
могут быть и темпы жироотложения
и топография подкожного жира. Существует
значительная связь между степенью
развития вторичных половых признаков
и размерами тела. У подростков
размеры тела тем больше, чем сильнее
развиты вторичные половые
8 Физиологические и биохимические параметры биологического возраста.
При определении биологического возраста используются возрастные показатели метаболизма. Так, с 2-3 дней до 1,5 лет обмен повышается, с 1,5 лет до 18-20 лет постепенно снижается, в пубертатном периоде наблюдается некоторое повышение скорости общего обмена веществ.
При оценке биологического возраста используются возрастные особенности сердечно-сосудистой системы (ЭКГ, систолическое артериальное давление, частота сердечных сокращений), дыхательной системы (относительная жизненная вместимость легких, частота дыхания), опорно-двигательного аппарата (мышечная сила).
Гормоны, обладающие сложной
динамикой, несут важную информацию
о биологическом возрасте, особенно
их соотношение. Так, например, в пубертатном
периоде мужчин весьма информативными
показателями являются отношения тестостерон/
Поиск критериев созревания ЦНС
основан на изучении возрастных изменений
ее важнейших структурных
9 Соотношение темпов психического развития и биологического возраста.
Биогенетические теории обращают внимание на биологические детерминанты развития, из которых вытекают социально-психологические свойства. Американский психолог А.Гезелл описал особенности биологического созревания, интересов и поведения детей каждого возраста. Обращает внимание жесткая приуроченность А.Гезеллом психических изменений к датам жизни (11 лет – ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив; 13 лет – происходит обращение внутрь; 14 лет – интроверсия сменяется экстраверсией). При этом автор не учитывает различия в темпах развития.
Другая концепция – персонологической (личностной) ориентации, говорит о том, что внутренний мир индивидуума не сводится к природным или социальным детерминантам. Ш.Бюлер разграничила биологическое и культурное созревание и связала их с особенностями протекания психических процессов. Она выделила две фазы переходного периода:
Негативную (11-13 лет у девочек, 14-16 лет у мальчиков) – период диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивности, снижения работоспособности;
Позитивную – период ценностной ориентации, физиологической гармонизации.
Представитель неофрейдизма в психологии Э.Эриксон считал, что развитие человека складывается из трех автономных процессов: соматического развития, развития сознательного «Я» и социального становления. На каждом этапе развития возникают новые качества и свойства. Э.Эриксон выделил 8 фаз развития (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, юность, молодость, взрослость и старость) и охарактеризовал их в социальном плане.
В психологии существуют пять
моделей индивидуального
Вторая модель исходит
из того, что период роста и развития
жестко ограничен календарным
Третья модель исходит из того, что продолжительность периода роста развития у разных людей неодинакова, прогноз формирования особенностей зрелого возраста по свойствам детских периодов развития невозможен.
Четвертая модель подчеркивает, что разные подсистемы организма и личности достигают пика своего развития разновременно, поэтому взрослый в чем-то превосходит ребенка, в чем-то ему уступает.
В соответствии с пятой моделью каждая фаза индивидуального развития имеет свои внутренние противоречия, способ разрешения которых определяет задачи следующей фазы.
Жизненный путь индивидуума значительно богаче и шире онтогенеза, он включает и историю формирования личности в определенный социальной среде. Психологами выделяется такое понятие, как психический возраст. Он определяется путем соотношения уровня психического (умственного, эмоционального) развития индивида с соответствующим нормативным симптомокомплексом. Индикаторами психического возраста являются психологический норматив JQ, норматив, фиксирующий уровень нравственной зрелости, рекреационный возраст, психосексуальный возраст.
Сложен вопрос, касающийся влияния развития (тип телосложения и темпы созревания организма) на психические процессы и свойства личности, потому что трудно вычленить влияние природных свойств из совокупности социальных условий. Можно допустить генетическое наследование некоторых психических особенностей.
Телесные свойства, постоянные и временные, могут влиять на поведение и психику подростка по трем линиям. Во-первых, относительная зрелость, рост и телосложение прямо влияют на физические способности. Во-вторых, зрелость и внешность имеют социальную ценность, вызывая у других людей соответствующие ожидания, которые могут оправдаться или нет. Отсюда - третье измерение: образ «я», в котором преломляются собственные способности и их восприятие и оценка окружающими.
Сопоставление поведения
детей от 5 до 16 лет с их внешностью
и физическими данными
Неверна прямая оценка раннего созревания как благоприятного фактора, а позднего созревания – как неблагоприятного. Например, ретардированный мальчик, имея длительный подготовительный период, может решать свои проблемы более гибко.
Влияние темпа созревания на девочках изучено хуже. Оно более противоречиво. Раннее созревание может быть невыгодным для девочки в один период развития и весьма благоприятным – в другой.
Изучена и связь психических
процессов с генетикой
Психосексуальное развитие
Половое созревание – это
центральный
В заключение, необходимо отметить, что для определения биологического возраста очень важна сравнительная оценка влияния различных внутренних (генетических) и внешних (социально-экономических)
Заключение.
Человек одновременно и биологическое существо, и социальное, поэтому антропогенез неотрывно связан с социогенезом, представляя собой по сути единый процесс антропосоциогенеза, а антропологию как нельзя поставить в один ряд с частными разделами зоологии, поскольку жизнь человека может протекать только в условиях общества.
Антропология
отвергает идеалистическое
Информация о работе Соотношение темпов психического развития и биологического возраста