Соотношение темпов психического развития и биологического возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 06:55, контрольная работа

Описание работы

Благодаря поставленной цели в ходе работы будут решаться следующие основные задачи : сравнительный анализ онтогенеза человека и высших приматов, определение эндогенных и экзогенных факторы роста и развития, изучение генетических детерминант развития, а так же понятие «биологический возраст», и его основные критерии.
Актуальность данной работы очень велика поскольку до сих пор в научной среде не существует однозначного мнения и определения о происхождении и развитии человека и мы лишний раз изучая различные источники и многочисленные научные гипотезы убедимся в этом.

Содержание

Введение ………………………………………………….………………………....….2
1.Соотношение между понятиями развития формирования и возраста.…………………………………………………………………………………3
2.Развитие онтогенеза человека и высших приматов...…….......................................5
3.Эндогенные и экзогенные факторы роста и развития ….….….…........................10
4.Генетические детерминанты развития ……………..……………………………..15
5.Основные морфофункциональные системы, зависящие от генетических факторов ………………………………………………………………………………18
6. Биологический возраст человека …………………………………………………23
7.Морфологическая зрелость, основные ее параметры……………………….……27
8.Физиологические и биохимические параметры биологического возраста.....….30
9.Соотношение темпов психического развития и биологического возраста.....….32
Заключение…………………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………

Работа содержит 1 файл

контрольная антропология (Автосохраненный).docx

— 60.81 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение  ………………………………………………….………………………....….2

1.Соотношение между понятиями развития формирования и возраста.…………………………………………………………………………………3

2.Развитие онтогенеза человека и высших приматов...…….......................................5

3.Эндогенные и экзогенные факторы роста и развития ….….….…........................10

4.Генетические детерминанты развития ……………..……………………………..15

5.Основные морфофункциональные системы, зависящие от генетических факторов ………………………………………………………………………………18

6. Биологический возраст человека …………………………………………………23

7.Морфологическая зрелость, основные ее параметры……………………….……27

8.Физиологические и биохимические параметры биологического возраста.....….30

9.Соотношение темпов психического развития и биологического возраста.....….32

Заключение…………………………………………………………………………….36

Список литературы…………………………………………………………………....37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Формирование  человека происходило под определяющим воздействием социальных факторов. Поэтому как объект естественнонаучного исследования он представляет собой уникальное явление. Существующие в науке подходы к проблеме соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека неоднозначны, однако очевидно, что социальная сущность человека отнюдь не отменяет биологических законов, в соответствии с которыми развивается его организм. Вместе с тем биология человека специфична, и эта специфика состоит в «социализированности». Сама наследственная программа человека социально детерминирована, в ней записаны итоги его историко-эволюционного развития, и поэтому полная ее реализация возможна только в условиях социальной среды. Следственно главной целью этой работы является определение основных факторов и критерий роста человека в онтогенезе, как единственного и уникального подвида мыслящих существ на Земле.

Благодаря поставленной цели в ходе работы будут  решаться следующие основные задачи : сравнительный анализ онтогенеза человека и высших приматов, определение эндогенных и экзогенных факторы роста и развития, изучение генетических детерминант развития, а так же понятие «биологический возраст», и его основные критерии.

Актуальность  данной работы очень велика поскольку  до сих пор в научной среде  не существует однозначного мнения и  определения о происхождении  и развитии человека и мы лишний  раз изучая различные источники  и многочисленные научные гипотезы убедимся в этом.

 

 

 

 

 

 

 

1 Соотношение между понятиями развития, формирования и возраста.

 

Развитие — процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования.[1] Изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания.

Составляющие развития человека

Развитие человека можно условно  разделить на три составных части:

  • физическое развитие (изменение массы тела, роста и т. д.);
  • социальное развитие (изменение социального статуса);
  • развитие психических процессов: интеллекта (мышления, внимания, памяти); развитие воли; развитие эмоций.

Формирование - процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности. формирование личности объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения. Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жизни — об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр.

Возраст — продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени .

Обычно под словом «возраст»  понимается календарный возраст (паспортный возраст, хронологический возраст), при котором не учитываются факторы развития организма. Наблюдаемые отличия индивидуальных особенностей развития организма от средних показателей послужили основанием для введение понятия «биологический возраст», или «возраст развития».

Как видно из определений вышеуказанных  понятий, они неотъемлемо связаны  друг с другом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Развитие онтогенеза человека и высших приматов.

 

Онтогенез (греч. on, ontos — сущее, существо; genesis — происхождение, развитие) — процесс индивидуального развития, рассматривается как совокупность последовательных морфологических, физиологических, психофизиологических и биохимических преобразований организма в течение всего жизненного цикла от момента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы до смерти. В процессе О. выделяют количественные изменения — увеличение размеров и живой массы организма, продолжительность жизни — и качественные изменения — тканевая дифференциация, появление органов и систем, возникновение новых структур и функций. В ходе О. четко вычленяются определенные фазы — пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (после рождения) периоды.

Онтогенез человека делится на несколько  крупных периодов, которые свойственны  развитию всех многоклеточных существ и особенно высших животных, сходных с человеком. 
Прежде всего это эмбриогенез, т. е. тот период развития, который проходит у человека в утробе матери под защитой специального барьерного органа — плаценты. В свою очередь эмбриогенез, длящийся 9 мес, состоит из нескольких принципиальных этапов. Первый этап связан с оплодотворением, т. е. с самим фактом встречи родительских половых клеток. В это время зародышевые клетки подвержены влиянию естественного отбора, так как далеко не все родительские клетки способны к дальнейшему развитию. Второй этап, с которого начинается эмбриогенез, — это превращение одной клетки — оплодотворенного яйца — в многоклеточный организм (дробление). Третий этап связан с началом дифференциации (специализации) клеток в организме и знаменуется появлением в нем трех первичных типов тканей. При этом в зародыше происходит перемещение клеточных пластов, а затем начинается этап органогенеза, т. е. закладка и образование различных органов и систем организма, характеризуемый сложными явлениями дифференциации клеток и объединением их в структуры, образованием органов. К двум месяцам развития складывается защитная система материнского организма — плацента, которая в дальнейшем и питает, и защищает развивающийся плод. В остальные семь месяцев развития человека под защитой плаценты его органы приобретают функциональную активность и быстро растут. 
Значительным и драматичным для человеческого организма является появление на свет, т. е. роды. Этот период таклое подвержен действию естественного отбора: не все зародыши благополучно доходят до конца эмбриогенеза и благополучно рождаются на свет

Постнатальный онтогенез.

1. Новорожденный (1-10 дней); для данного  периода характерно вскармливание  ребенка молозивом 

2. Грудной возраст (10 дней - 1 год); вскармливание ребенка молоком;  интенсивный рост тела (вес увеличивается  в три раза, рост - в 1,5); в 0,5 года  прорезываются молочные зубы 

3. Раннее детство (1 - 3 года); прорезывание  молочных зубов завершается к  двум годам 

4. Первое детство (4 - 7 лет); в 6 лет начинают прорезываться первые  постоянные зубы 

5. Второе детство (отрочество, 8-12 лет; у девочек 8 - 11 лет); активизируются  процессы роста (главным образом,  в длину), появляются вторичные  половые признаки 

6. Подростковый возраст (13 - 16 лет;  у девочек 12 - 15 лет); активное половое  созревание, формирование вторичных  половых признаков; у мальчиков  появляются поллюции и ломается  голос, у девочек - начинаются  менструации и развиваются молочные железы; у обоих полов отмечается скачкообразное увеличение роста (пубертатный скачок) 

7. Юношеский возраст (17 - 21 год;  у девушек 16 - 20 лет); окончание  процессов роста и формирования  организма 

8. Зрелый возраст (22 - 60 лет; у  женщин - 21 - 55 лет); существенных изменений  формы и строения тела не  происходит 

9. Пожилой возраст (61 - 74 года; у  женщин - 56 - 74 года); уменьшение веса  и роста вследствие дстрофических  и атрофических изменений тканей  и органов и снижения в них  воды 

10. Старческий возраст (75 - 90 лет); изменения роста, веса и строения  тела 

11. Долгожители (свыше 90 лет)

Следует отметить что при пренатальном периоде онтогенеза нет больших  различий в развитии как у человека так и высших приматов, то постнатальный период развития имеет большие отличия.

Сходство  человека и человекообразных обезьян

Человекообразные  обезьяны — это гиббоны, орангутанги, гориллы, шимпанзе.

  • Одинаковое выражение чувств радости, гнева, печали.
  • Обезьяны нежно ласкают детенышей.
  • Обезьяны заботятся о детях, но и наказывают их за непослушание.
  • У обезьян хорошо развита память.
  • Обезьяны имеют высокоразвитую ВНД.
  • Обезьяны способны использовать предметы природы как простейшие орудия.
  • Обезьяны имеют конкретное мышление.
  • Обезьяны могут ходить на задних конечностях, опираясь на руки.
  • На пальцах у обезьян, как у человека, ногти, а не когти.
  • Ребер у человека 12 пар, у орангутанга - 13 пар.
  • У обезьян 4 резца — как у человека.
  • Обезьяны, как и люди, имеют 5—6 крестцовых позвонков.
  • 4 клыка, как у человека.
  • 8 коренных зубов, как у человека.
  • У человека и человекообразных обезьян сходное строение всех систем органов.
  • Сходное строение органов чувств.

Отличия человека от человекообразных обезьян

  • Позвоночник человека с прогибами вперед (лордозы) и выгибами назад (кифозы).
  • Мозговая часть черепа больше лицевой.
  • Мозг крупнее (600 и 1600 см3).
  • Площадь коры мозга у человека в 3,5 раза больше, чем у обезьян.
  • У человека сильнее развиты мозговые борозды.
  • У человека сильнее развиты лобные и височные доли — центры ВИД.
  • Человек имеет вывернутые губы, так что видна слизистая оболочка.
  • Человек имеет подбородок.
  • Клыки у человека не выступают из ряда остальных зубов.
  • В середине верхней губы у человека есть ямка.
  • Грудная клетка у человека плоская, а не бочко-видная, как у обезьян.
  • Таз у человека расширен.
  • Крестец усилен в связи с перенесением на него центра тяжести.
  • Туловище у человека короче, а у обезьян длиннее нижних конечностей.
  • Ноги у человека длиннее рук, у обезьян — наоборот.
  • Ноги у человека более мощные, выпрямленные в коленном суставе.
  • Стопа у человека не плоская, а куполообразная - сводчатая, пружинистая, не приспособленная для хватания.
  • Большой палец ноги не противопоставлен остальным, а параллелен им.
  • Волосяной покров у человека редуцирован.
  • Человек имеет помимо первой сигнальной системы вторую.
  • Человек имеет языковую форму общения.
  • Человек обладает не только конкретным, но и отвлеченным мышлением.
  • Человек способен обобщать.
  • Человек способен абстрагировать.
  • Человек обладает сознанием.
  • Основу жизни человека составляет труд в коллективе.
  • Обезьяны не могут изготовлять орудия.
  • Человек подчиняется общественным законам.
  • Человек развивает науку и искусство.

Информация о работе Соотношение темпов психического развития и биологического возраста