Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 06:55, контрольная работа
Благодаря поставленной цели в ходе работы будут решаться следующие основные задачи : сравнительный анализ онтогенеза человека и высших приматов, определение эндогенных и экзогенных факторы роста и развития, изучение генетических детерминант развития, а так же понятие «биологический возраст», и его основные критерии.
Актуальность данной работы очень велика поскольку до сих пор в научной среде не существует однозначного мнения и определения о происхождении и развитии человека и мы лишний раз изучая различные источники и многочисленные научные гипотезы убедимся в этом.
Введение ………………………………………………….………………………....….2
1.Соотношение между понятиями развития формирования и возраста.…………………………………………………………………………………3
2.Развитие онтогенеза человека и высших приматов...…….......................................5
3.Эндогенные и экзогенные факторы роста и развития ….….….…........................10
4.Генетические детерминанты развития ……………..……………………………..15
5.Основные морфофункциональные системы, зависящие от генетических факторов ………………………………………………………………………………18
6. Биологический возраст человека …………………………………………………23
7.Морфологическая зрелость, основные ее параметры……………………….……27
8.Физиологические и биохимические параметры биологического возраста.....….30
9.Соотношение темпов психического развития и биологического возраста.....….32
Заключение…………………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………
В методологическом плане понятие
«генетические факторы» следует
рассматривать в широком и
узком смыслах. В широком —
как унаследованные в процессе эволюции
животного мира механизмы адаптации
к условиям существования. В узком
же смысле слова под генетическими
факторами следует понимать унаследованные
от ближайших предков семьи
С генной программой, унаследованной от родителей и определяющей генетические особенности ребенка, ему предстоит жить всю свою жизнь, и от того, насколько образ жизни человека будет соответствовать его генотипической программе, и будет зависеть его здоровье и продолжительность самой жизни. Это обстоятельство дало основание итальянскому патологу Дж. Танделло заявить: конституция человека — наш фатум, наша судьба. Действительно, среда лишь может изменить потенциал человека в рамках «норм реакций», в пределах геномных законов реагирования, но не изменить сам геном.
В наследуемых предпосылках здоровья
особенно важны три фактора: тип
морфофункциональной
По мере развития психофизиологии, антропометрии, спортивной практики и т. д. выделяется все больше генетически наследуемых человеком качеств. Так, в спортивной практике при отборе для занятий различными видами спорта пользуются не только функциональными показателями ребенка, но и изучают данные антропометрии, тип высшей нервной деятельности родителей и т. д. В этих же целях исследуют соотношение красных и белых волокон в тех группах скелетных мышц, на которые приходится основная нагрузка при выполнении специфической для данного вида спорта работы (например, для спринтерской работы в легкой атлетике необходимо преобладание в мышцах нижних конечностей белых волокон, а стайерской — красных) .
Таким образом, жизненные доминанты и установки человека во многом детерминированы конституцией человека. К таким генетически предопределяемым особенностям относятся доминирующие потребности человека, его способности, интересы, желания, предрасположенность к алкоголизму и другим вредным привычкам и т. д. При всей значимости влияний среды и воспитания роль наследственных факторов оказывается определяющей. В полной мере это относится и к предрасположенности к различным заболеваниям.
Все это делает понятной необходимость
учета наследственных особенностей
человека в определении оптимального
для него образа жизни, выбора профессии,
партнеров при социальных контактах,
лечения, наиболее подходящего вида
нагрузок и т. д. Довольно часто общество
предъявляет человеку требования, которые
вступают в противоречие, столкновение
с условиями, требуемыми для реализации
программ, заложенных в генах. В результате
в онтогенезе человека постоянно
возникают и преодолеваются многие
противоречия между наследственностью
и средой, между различными системами
организма, обусловливающими его адаптацию
как целостной системы, и т. д.
В частности, это имеет исключительное
значение в выборе профессии, что
для нашей страны достаточно актуально,
так как, например, лишь около 3 % занятых
в народном хозяйстве Российской
Федерации людей удовлетворены
избранной профессией, — по-видимому,
не последнее значение здесь имеет
именно несоответствие наследуемой
типологии и характера
Набор генов, наследуемый ребенком
от родителей (генотип), формируется
на протяжении жизни многих поколений
и является величиной достаточно
устойчивой. Однако в 30-х годах нашего
столетия было сделано принципиальное
открытие об изменчивости генов. С тех
пор ведется активное изучение альтерирующих
генфакторов. Количество последних
— физических, биологических, химических,
социальных и пр. — достаточно велико.
Они могут воздействовать и на
«цепочку поколений», и на хромосомы
будущих родителей, и на хромосомы
зародыша в период его внутриутробного
развития. В первом случае особое значение
имеют состояние окружающей среды,
географические факторы, национальные,
религиозные, этнические и семейные
обычаи и традиции и т. д. Во втором
случае преимущественное значение имеет
образ жизни будущих родителей,
так как именно он обусловливает
благоприятное или
Наиболее часто наследственные
нарушения обусловливаются
Все заболевания, связанные с генетическими факторами, можно условно разделить на три группы:
• наследственные прямого эффекта
(в том числе врожденные) , когда
ребенок рождается уже с
• наследственные, но опосредованные воздействием внешних факторов;
• связанные с наследственным предрасположением.
К первой группе можно отнести такие хромосомные и генные болезни, как гемофилия, фенилкетонурия, болезнь Дауна и многие другие. Эта группа болезней предопределяется прежде всего условиями, в которых живут родители в течение всей жизни до зачатия и мать — в периоде беременности. Основным фактором является наличие измененных или ослабленных хромосом и генов, которые при определенных условиях приобретают доминирующее значение. Наиболее частыми причинами, ведущими к таким последствиям, являются неблагоприятные экологические условия, употребление алкоголя, наркотиков и другие вредные привычки родителей, нарушения в режиме жизни, питания, психические перегрузки и т. д.
Вторая группа наследственных болезней развивается непосредственно в процессе индивидуального развития и обусловлена слабостью определенных наследственных механизмов. Такая слабость при нездоровом образе жизни человека может привести к возникновению некоторых видов нарушений обмена веществ (отдельные виды сахарного диабета, подагра), психическим расстройствам и другой патологии.
Третья группа болезней связана
с наследственной предрасположенностью,
что при воздействии
Статистика показывает, что в структуре наследственной патологии преимущественное место принадлежит заболеваниям, относящимся ко второй и третьей группам, то есть связанным с образом жизни и со здоровьем будущих родителей и матери в периоде беременности.
Таким образом, не вызывает сомнения заметная роль, которую имеют наследственные факторы в обеспечении здоровья человека. В то же время в подавляющем числе случаев учет этих факторов через рационализацию образа жизни человека может сделать его жизнь здоровой, счастливой и долговечной. И, наоборот, недоучет типологических особенностей человека делает его беззащитным и уязвимым для действия неблагоприятных условий и обстоятельств жизни.
6 Биологический возраст человека
Понятие биологического возраста.
Биологический возраст отражает
темп индивидуального роста, развития,
созревания и старения организма. Биологический
возраст – это достигнутый
отдельным индивидом уровень
развития морфологических структур
и связанных с ним
Критерии биологического
возраста. Основными и наиболее существенными
свойствами биологического возраста являются
его измеряемость и изменяемость.
Для определения биологического
возраста используются следующие критерии:
костный возраст (скелетная зрелость),
телесное развитие, половое созревание,
зубная зрелость, физиологическое, психическое,
психосексуальное и умственное развитие.
К показателям биологического возраста
предъявляются определенные требования.
Они должны быть четко связаны
с генетическими механизмами
онтогенеза и иметь однозначное
направление изменения с
Скелетная зрелость. Данный
критерий используется для всех периодов
онтогенеза. Показателями возрастных
изменений костей являются стадии оссификации
скелета: учитывается число точек
окостенения, время и последовательность
их появления, а также сроки формирования
синостозов. Окостенение скелета
тесно связано с биологическим
развитием организма. Существуют несколько
методов определения зрелости скелета.
Наиболее показательны процессы в костях
кисти. Для каждой из шести костей
запястья получают балл зрелости с
последующим их суммированием. Сумма
баллов сверяется с нормативом. В
период старения критерием биологического
возраста являются проявления остеопороза
и остеосклероза, остеофиты, различные
деформации суставов. Зрелость скелета
дифференцируется с учетом не только
возрастных, но и половых особенностей:
окостенение скелета у девочек
опережает аналогичные процессы
у мальчиков. В дальнейшем костный
возраст девочек также
Зубной возраст. Зубная зрелость
определяется по количеству и последовательности
прорезывания зубов и сопоставлению
этих данных с существующими стандартами.
В последнее время был
Таблица 2. Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов
Зубы |
Возраст |
Молочные: Медиальные резцы Латеральные резцы Первые моляры Клыки Вторые моляры Постоянные: Медиальные резцы Латеральные резцы Первые премоляры Вторые премоляры Клыки Первые моляры Вторые моляры Третьи моляры |
6-8 месяцев 8-12 месяцев 12-16 месяцев 16-20 месяцев 20-30 месяцев 7-8 лет 8-12 лет 9-11 лет 11-13 лет 12-14 лет 6-7 лет 12-13 лет 17-20 лет |
Существует связь между
сроками прорезывания зубов и
физическим развитием, половым созреванием
и оссификацией скелета. Так, прорезывание
постоянных зубов происходит несколько
раньше у девочек, чем у мальчиков,
за исключением первых моляров и
медиальных резцов, появление которых
происходит почти одновременно. У
девочек длительность прорезывания
короче, чем у мальчиков. Наибольшие
отличия установлены в сроках
появления клыков, которые прорезываются
в нижней челюсти у девочек
на 11-12 месяцев раньше, чем у мальчиков.
Сроки и очередность
Информация о работе Соотношение темпов психического развития и биологического возраста