Соотношение темпов психического развития и биологического возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 06:55, контрольная работа

Описание работы

Благодаря поставленной цели в ходе работы будут решаться следующие основные задачи : сравнительный анализ онтогенеза человека и высших приматов, определение эндогенных и экзогенных факторы роста и развития, изучение генетических детерминант развития, а так же понятие «биологический возраст», и его основные критерии.
Актуальность данной работы очень велика поскольку до сих пор в научной среде не существует однозначного мнения и определения о происхождении и развитии человека и мы лишний раз изучая различные источники и многочисленные научные гипотезы убедимся в этом.

Содержание

Введение ………………………………………………….………………………....….2
1.Соотношение между понятиями развития формирования и возраста.…………………………………………………………………………………3
2.Развитие онтогенеза человека и высших приматов...…….......................................5
3.Эндогенные и экзогенные факторы роста и развития ….….….…........................10
4.Генетические детерминанты развития ……………..……………………………..15
5.Основные морфофункциональные системы, зависящие от генетических факторов ………………………………………………………………………………18
6. Биологический возраст человека …………………………………………………23
7.Морфологическая зрелость, основные ее параметры……………………….……27
8.Физиологические и биохимические параметры биологического возраста.....….30
9.Соотношение темпов психического развития и биологического возраста.....….32
Заключение…………………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………

Работа содержит 1 файл

контрольная антропология (Автосохраненный).docx

— 60.81 Кб (Скачать)

 

В методологическом плане понятие  «генетические факторы» следует  рассматривать в широком и  узком смыслах. В широком —  как унаследованные в процессе эволюции животного мира механизмы адаптации  к условиям существования. В узком  же смысле слова под генетическими  факторами следует понимать унаследованные от ближайших предков семьи особенности  обеспечения жизнедеятельности. Мы остановимся на аспекте проблемы, касающейся роли образа жизни родителей в генетических предпосылках здоровья детей.

С генной программой, унаследованной от родителей и определяющей генетические особенности ребенка, ему предстоит  жить всю свою жизнь, и от того, насколько образ жизни человека будет соответствовать его генотипической программе, и будет зависеть его здоровье и продолжительность самой жизни. Это обстоятельство дало основание итальянскому патологу Дж. Танделло заявить: конституция человека — наш фатум, наша судьба. Действительно, среда лишь может изменить потенциал человека в рамках «норм реакций», в пределах геномных законов реагирования, но не изменить сам геном.

В наследуемых предпосылках здоровья особенно важны три фактора: тип  морфофункциональной конституции  и преобладающих нервных и  психических процессов, степень  предрасположенности к тем или  иным заболеваниям и, наконец, менее  определенная величина, которую определяют как «жизненность» и которая  отражает плодовитость и долголетие особи (видимо, именно с последним  обстоятельством можно связать  так называемый «парадокс долгожителей»: даже при наличии множественных  патоморфологических нарушений  в органах и тканях они тем  не менее могут жить долго и  иметь высокую работоспособность).

По мере развития психофизиологии, антропометрии, спортивной практики и  т. д. выделяется все больше генетически  наследуемых человеком качеств. Так, в спортивной практике при отборе для занятий различными видами спорта пользуются не только функциональными  показателями ребенка, но и изучают  данные антропометрии, тип высшей нервной деятельности родителей и т. д. В этих же целях исследуют соотношение красных и белых волокон в тех группах скелетных мышц, на которые приходится основная нагрузка при выполнении специфической для данного вида спорта работы (например, для спринтерской работы в легкой атлетике необходимо преобладание в мышцах нижних конечностей белых волокон, а стайерской — красных) .

Таким образом, жизненные доминанты  и установки человека во многом детерминированы  конституцией человека. К таким генетически  предопределяемым особенностям относятся  доминирующие потребности человека, его способности, интересы, желания, предрасположенность к алкоголизму и другим вредным привычкам и т. д. При всей значимости влияний среды и воспитания роль наследственных факторов оказывается определяющей. В полной мере это относится и к предрасположенности к различным заболеваниям.

Все это делает понятной необходимость  учета наследственных особенностей человека в определении оптимального для него образа жизни, выбора профессии, партнеров при социальных контактах, лечения, наиболее подходящего вида нагрузок и т. д. Довольно часто общество предъявляет человеку требования, которые  вступают в противоречие, столкновение с условиями, требуемыми для реализации программ, заложенных в генах. В результате в онтогенезе человека постоянно  возникают и преодолеваются многие противоречия между наследственностью  и средой, между различными системами  организма, обусловливающими его адаптацию  как целостной системы, и т. д. В частности, это имеет исключительное значение в выборе профессии, что  для нашей страны достаточно актуально, так как, например, лишь около 3 % занятых  в народном хозяйстве Российской Федерации людей удовлетворены  избранной профессией, — по-видимому, не последнее значение здесь имеет  именно несоответствие наследуемой  типологии и характера выполняемой  профессиональной деятельности.

Набор генов, наследуемый ребенком от родителей (генотип), формируется  на протяжении жизни многих поколений  и является величиной достаточно устойчивой. Однако в 30-х годах нашего столетия было сделано принципиальное открытие об изменчивости генов. С тех  пор ведется активное изучение альтерирующих  генфакторов. Количество последних  — физических, биологических, химических, социальных и пр. — достаточно велико. Они могут воздействовать и на «цепочку поколений», и на хромосомы  будущих родителей, и на хромосомы  зародыша в период его внутриутробного  развития. В первом случае особое значение имеют состояние окружающей среды, географические факторы, национальные, религиозные, этнические и семейные обычаи и традиции и т. д. Во втором случае преимущественное значение имеет  образ жизни будущих родителей, так как именно он обусловливает  благоприятное или отрицательное  влияние на хромосомы половых  клеток или зародыша. Особенно раним  генный аппарат на раннем эмбриональном  этапе развития, когда генетическая программа реализуется в виде закладки основных функциональных систем организма. Большое и все возрастающее число возмущающих факторов современной  жизни, вызывающих изменения в генах, привело к тому, что перечень и  количество наследственных заболеваний  в мире неуклонно растет.

Наиболее часто наследственные нарушения обусловливаются образом  жизни будущих родителей или  беременной. Помимо дефицита двигательной активности в нездоровом образе жизни беременной, ведущему к нарушению нормального развития плода, следует отметить переедание, психические перегрузки социального, профессионального и бытового характера, вредные привычки и т. д.

Все заболевания, связанные с генетическими  факторами, можно условно разделить  на три группы:

• наследственные прямого эффекта (в том числе врожденные) , когда  ребенок рождается уже с признаками нарушений;

• наследственные, но опосредованные воздействием внешних факторов;

• связанные с наследственным предрасположением.

К первой группе можно отнести такие  хромосомные и генные болезни, как  гемофилия, фенилкетонурия, болезнь  Дауна и многие другие. Эта группа болезней предопределяется прежде всего  условиями, в которых живут родители в течение всей жизни до зачатия  и мать — в периоде беременности. Основным фактором является наличие  измененных или ослабленных хромосом и генов, которые при определенных условиях приобретают доминирующее значение. Наиболее частыми причинами, ведущими к таким последствиям, являются неблагоприятные экологические  условия, употребление алкоголя, наркотиков и другие вредные привычки родителей, нарушения в режиме жизни, питания, психические перегрузки и т. д.

Вторая группа наследственных болезней развивается непосредственно в процессе индивидуального развития и обусловлена слабостью определенных наследственных механизмов. Такая слабость при нездоровом образе жизни человека может привести к возникновению некоторых видов нарушений обмена веществ (отдельные виды сахарного диабета, подагра), психическим расстройствам и другой патологии.

Третья группа болезней связана  с наследственной предрасположенностью, что при воздействии определенных этиологических факторов внешней среды может привести к таким заболеваниям, как атеросклероз, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь, бронхиальная астма и многие другие психосоматические нарушения.

Статистика показывает, что в  структуре наследственной патологии  преимущественное место принадлежит  заболеваниям, относящимся ко второй и третьей группам, то есть связанным  с образом жизни и со здоровьем  будущих родителей и матери в  периоде беременности.

Таким образом, не вызывает сомнения заметная роль, которую имеют наследственные факторы в обеспечении здоровья человека. В то же время в подавляющем  числе случаев учет этих факторов через рационализацию образа жизни  человека может сделать его жизнь  здоровой, счастливой и долговечной. И, наоборот, недоучет типологических особенностей человека делает его беззащитным  и уязвимым для действия неблагоприятных  условий и обстоятельств жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Биологический возраст человека

 

Понятие биологического возраста. Биологический возраст отражает темп индивидуального роста, развития, созревания и старения организма. Биологический  возраст – это достигнутый  отдельным индивидом уровень  развития морфологических структур и связанных с ним функциональных явлений жизнедеятельности организма, определяемый средним хронологическим  возрастом той группы, которой  он соответствует по уровню своего развития.

Критерии биологического возраста. Основными и наиболее существенными  свойствами биологического возраста являются его измеряемость и изменяемость. Для определения биологического возраста используются следующие критерии: костный возраст (скелетная зрелость), телесное развитие, половое созревание, зубная зрелость, физиологическое, психическое, психосексуальное и умственное развитие. К показателям биологического возраста предъявляются определенные требования. Они должны быть четко связаны  с генетическими механизмами  онтогенеза и иметь однозначное  направление изменения с возрастом. Критерии биологического возраста должны быть тесно связаны  друг с другом, а также с экзогенными причинами. Критерий биологического возраста должен быть измеряем и воспроизводим, должен быть универсальным для всех этапов онтогенеза, и, наконец, должен выявлять прогрессирующий характер изменений с возрастом.

Скелетная зрелость. Данный критерий используется для всех периодов онтогенеза. Показателями возрастных изменений костей являются стадии оссификации  скелета: учитывается число точек  окостенения, время и последовательность их появления, а также сроки формирования синостозов. Окостенение скелета  тесно связано с биологическим  развитием организма. Существуют несколько  методов определения зрелости скелета. Наиболее показательны процессы в костях кисти. Для каждой из шести костей запястья получают балл зрелости с  последующим их суммированием. Сумма  баллов сверяется с нормативом. В  период старения критерием биологического возраста являются проявления остеопороза  и остеосклероза, остеофиты, различные  деформации суставов. Зрелость скелета  дифференцируется с учетом не только возрастных, но и половых особенностей: окостенение скелета у девочек  опережает аналогичные процессы у мальчиков. В дальнейшем костный  возраст девочек также опережает  костный возраст мальчиков на 12-18 месяцев. В период полового созревания эта разница увеличивается до 18-24 месяцев. Динамика полового созревания влияет на развитие скелета. Началу активного  функционирования половых желез  соответствует появление сесамовидной кости в первом пястно-фаланговом суставе. Этот элемент костной системы  формируется одновременно с вторичными половыми признаками. Пубертатный скачок роста приходится на время формирования сесамовидной кости и образования  синостоза в первой пястной кости. Существует взаимосвязь между половым  созреванием и оссификацией скелета: при раннем половом развитии созревание скелета ускоряется, а при позднем  – задерживается. У девочек с  ранним сроком менархе костный возраст  опережает календарный, а при  поздних сроках – костный возраст  отстает от календарного.

Зубной возраст. Зубная зрелость определяется по количеству и последовательности прорезывания зубов и сопоставлению  этих данных с существующими стандартами. В последнее время был предложен  новый метод определения зубной зрелости с исследованием стадий окостенения зубов по рентгенограмме челюстей. После завершения процесса кальцификации зубы сформировываются окончательно и более не подвергаются изменениям. Зубной возраст используется как индикатор биологического возраста только до 13-14 лет, так как молочные зубы прорезываются с 6 месяцев до 2 лет, а постоянные зубы – с 6 лет  до 13, за исключением третьих моляров.

Таблица 2. Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов

Зубы

Возраст

Молочные:

Медиальные резцы

Латеральные резцы

Первые моляры

Клыки

Вторые моляры

Постоянные:

Медиальные резцы

Латеральные резцы

Первые премоляры

Вторые премоляры

Клыки

Первые моляры

Вторые моляры

Третьи моляры

6-8 месяцев

8-12 месяцев

12-16 месяцев

16-20 месяцев

20-30 месяцев

7-8 лет

8-12 лет

9-11 лет

11-13 лет

12-14 лет

6-7 лет

12-13 лет

17-20 лет


Существует связь между  сроками прорезывания зубов и  физическим развитием, половым созреванием  и оссификацией скелета. Так, прорезывание постоянных зубов происходит несколько  раньше у девочек, чем у мальчиков, за исключением первых моляров и  медиальных резцов, появление которых  происходит почти одновременно. У  девочек длительность прорезывания короче, чем у мальчиков. Наибольшие отличия установлены в сроках появления клыков, которые прорезываются  в нижней челюсти у девочек  на 11-12 месяцев раньше, чем у мальчиков. Сроки и очередность прорезывания в некоторой степени зависит  от условий среды. У детей из хорошо обеспеченных семей сроки прорезывания постоянных зубов происходит на 3,5 месяца раньше, чем у детей из неблагополучных  семей. У детей, живущих в районах, где наблюдается повышенная концентрация  в воде фтора, сроки прорезывания постоянных зубов задерживаются. При гиперфункции щитовидной железы, при раннем удалении молочных зубов постоянные  зубы прорезываются  раньше. Прорезывание постоянных зубов в значительной мере определяется наследственностью. Сроки прорезывания зубов более консервативны, чем сроки оссификации скелета или развития вторичных половых принаков. При исследовании моно- и дизиготных близнецов было показано, что между индивидами одной пары наблюдается большее сходство по зубной зрелости, нежели по соматической или костной. Зубным возрастом часто пользуются антропологи для определения хронологического возраста краниологического материала.

Информация о работе Соотношение темпов психического развития и биологического возраста