Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:44, дипломная работа
Целью работы является анализ эффективности применения структурно-логических схем в методике преподавания биологии.
Для достижения поставленной цели нами поставлены следующие задачи исследования:
Ознакомиться с теоретическими аспектами вопроса повышения качества знаний посредством применения структурно-логических схем в преподавании биологии;
Разработать конспекты уроков, включающие структурно-логические схемы, самостоятельные работы и внедрить их в образовательный процесс с целью формирования современной картины мира;
Определить в ходе педагогического эксперимента эффективность применения структурно-логических схем в учебном процессе.
Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1
Теоретические основы применения структурно-логических схем в образовательном процессе………………….…………...
6
Психолого-педагогические особенности использования наглядных средств в процессе обучения биологии……………
6
1.2. Использование структурно-логических схем как средства наглядности в образовательном процессе……………………...
10
1.3. Структурно-логические схемы как эффективный способ активизации познавательной деятельности на уроках биологии
17
Глава 2
Применение структурно-логических схем в методике преподавания биологии…………………………………………...
22
2.1. Разработки уроков с применением структурно-логических схем в ходе педагогического эксперимента……………………..
22
2.1.1. Разработки фрагментов уроков биологии для 6 классов…
22
2.2.2. Разработки фрагментов уроков биологии для 9 классов…
32
2.2. Эффективность применения структурно-логических схем в преподавании биологии………………………………………..
47
2.2.1. Материалы и методы исследования……………………...
47
2.2.2. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение……………………………………………….………
51
Выводы……………………………………………………………………….
58
Список литературы……………………………………………………………
59
Приложение………………………………………………………………….
63
Результаты выходной аттестации по биологии 6 «Б» экспериментального и 6 «А» контрольного классов, представленные в приложениях 8 и 9, иллюстрирует следующий рисунок.
Рис. 7. Сравнительная успеваемость и качество знаний по биологии в 6 «А» и 6 «Б» классах по результатам выходной аттестации.
По результатам выходного контроля видно, что успеваемость в экспериментальном классе осталась равна 100 %, а качество знаний выросло на 14 %.
Анализируя полученные в ходе эксперимента данные, можно сделать вывод о том, что применение структурно-логических схем в проведенном нами эксперименте на уроках весьма результативно и способствует повышению качества знаний и уровню успеваемости у учащихся.
Результаты педагогического эксперимента по биологии в 6 «Б» экспериментального и 6 «А» контрольного классов иллюстрируют следующий рисунок.
Рис. 8. Сравнительная успеваемость и качество знаний по биологии в 6 «А» и 6 «Б» классах в ходе эксперимента
Анализируя полученные данные можно сделать вывод о том, что использование структурно-логических схем способствовало повышению качества знаний учащихся экспериментального класса.
В контрольном классе эффективность обучения возросла, но незначительно и по другим причинам.
Результаты эксперимента в 9 классах
На первом этапе была разработана методика проведения эксперимента и обработка данных. Также на этом этапе происходил анализ учебной программы, знакомство с классами.
В рамках изучения школьной документации проводился анализ учебного плана, текущих оценок по биологии учащихся 9 «А» и 9 «Б» классов по классным журналам, а также просмотр рабочих тетрадей детей.
Для выбора экспериментального и контрольного классов проведен входной контроль в виде тестирования по биологии, его анализ. После анализа работ определено, что классы практически равнообучены по дисциплине биология. Результаты входной аттестации по биологии - 9 «А» экспериментального и 9 «Б» контрольного классов иллюстрируют следующий рисунок.
Рис. 9. Сравнительная успеваемость и качество знаний по биологии 9 «А» экспериментальном и 9 «Б» контрольном классах по результатам входной аттестации.
По результатам контроля выбран экспериментальным 9 «А», так как качество знаний по дисциплине в этом классе немного ниже, чем в 9 «Б» контрольном классе (Приложение 10, 11).
На втором этапе осуществлено непосредственное внедрение структурно-логических схем в общеобразовательный процесс. В ходе эксперимента можно отметить, что в экспериментальном 9 «А» классе наблюдается более высокая активность учащихся, четкое формирование мыслительной деятельности, логичное и последовательное построение выводов, учащиеся более точно понимают связь с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике, что способствовало формированию целостной картины мира, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Развился больший интерес к предмету, стоит отметить более высокий уровень познавательной деятельности.
На третьем этапе проведен выходной контроль в виде тестирования для анализа эффективности структурно-логических схем на уроках биологии (Приложение 12, 13).
Результаты выходной аттестации по биологии 9 «А» экспериментального и 9 «Б» контрольного классов иллюстрирует следующий рисунок.
Рис. 10. Сравнительная успеваемость и качество знаний по биологии 9 «А» экспериментальном и 9 «Б» контрольном классах по результатам выходной аттестации.
Из графика видно, что эффективность обучения биологии в экспериментальном 9 «А» классе по сравнению с контрольным 9 «Б» повысилась на 9 %.
Результаты педагогического эксперимента по биологии в 6 «Б» экспериментального и 6 «А» контрольного классов иллюстрируют следующий рисунок.
Рис. 11. Сравнительная успеваемость и качество знаний по биологии в 9 «А» и 9 «Б» классах в ходе эксперимента
В контрольном классе также наблюдается увеличение показателей, однако оно незначительно и обусловлено иными причинами.
Подводя итог исследованию, следует отметить, что введение в процесс обучения биологии структурно-логических схем является целесообразным, эффективным и дает хорошие результаты.
Выдвинутая нами гипотеза была подтверждена в результате педагогического эксперимента. Включение в образовательный процесс структурно-логических схем способствует повышению качества знаний и успеваемость учащихся. Результаты проведенного выходного тестирования свидетельствуют о том, что качество знаний в экспериментальной группе вырос с низкого значения до среднего. Это говорит о том, что использование структурно-логических схем положительно влияет на образовательный процесс. Таким образом, применение структурно-логических схем в преподавании биологии необходимый шаг для улучшения качества знаний и успеваемости учащихся.
Выводы
В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:
Список литературы
Приложение
Информация о работе Применение структурно-логических схем в преподавании биологии