Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:44, дипломная работа
Целью работы является анализ эффективности применения структурно-логических схем в методике преподавания биологии.
Для достижения поставленной цели нами поставлены следующие задачи исследования:
Ознакомиться с теоретическими аспектами вопроса повышения качества знаний посредством применения структурно-логических схем в преподавании биологии;
Разработать конспекты уроков, включающие структурно-логические схемы, самостоятельные работы и внедрить их в образовательный процесс с целью формирования современной картины мира;
Определить в ходе педагогического эксперимента эффективность применения структурно-логических схем в учебном процессе.
Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1
Теоретические основы применения структурно-логических схем в образовательном процессе………………….…………...
6
Психолого-педагогические особенности использования наглядных средств в процессе обучения биологии……………
6
1.2. Использование структурно-логических схем как средства наглядности в образовательном процессе……………………...
10
1.3. Структурно-логические схемы как эффективный способ активизации познавательной деятельности на уроках биологии
17
Глава 2
Применение структурно-логических схем в методике преподавания биологии…………………………………………...
22
2.1. Разработки уроков с применением структурно-логических схем в ходе педагогического эксперимента……………………..
22
2.1.1. Разработки фрагментов уроков биологии для 6 классов…
22
2.2.2. Разработки фрагментов уроков биологии для 9 классов…
32
2.2. Эффективность применения структурно-логических схем в преподавании биологии………………………………………..
47
2.2.1. Материалы и методы исследования……………………...
47
2.2.2. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение……………………………………………….………
51
Выводы……………………………………………………………………….
58
Список литературы……………………………………………………………
59
Приложение………………………………………………………………….
63
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
филиал в г. Славянске-на-Кубани
Факультет физической культуры и биологии
Специальность 050102.65 «Биология»
с дополнительной специальностью
050101.65 «Химия»
Кафедра физической культуры и естественно-биологических дисциплин
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Применение структурно-логических схем в преподавании биологии.
Выполнила
студентка 5 курса
Грушевая Инна Валентиновна
______________________
(подпись)
Славянск-на-Кубани
2012
Оглавление
Введение………………………………………………………… |
3 | |
Глава 1 |
Теоретические
основы применения структурно-логических
схем в образовательном процессе………… |
6 |
|
|
6 |
|
1.2. Использование
структурно-логических схем |
10 |
|
1.3. Структурно-логические схемы как эффективный способ активизации познавательной деятельности на уроках биологии |
17 |
Глава 2 |
Применение структурно-логических схем в методике преподавания биологии…………………………………………... |
22 |
2.1. Разработки уроков с применением структурно-логических схем в ходе педагогического эксперимента…………………….. |
22 | |
2.1.1. Разработки фрагментов уроков биологии для 6 классов… |
22 | |
2.2.2. Разработки фрагментов уроков биологии для 9 классов… |
32 | |
2.2. Эффективность
применения структурно- |
47 | |
2.2.1. Материалы и методы исследования……………………... |
47 | |
2.2.2. Результаты педагогического
эксперимента и их обсуждение……………………………………………….… |
51 | |
Выводы……………………………………………………………… |
58 | |
Список литературы………………………………… |
59 | |
Приложение…………………………………………………… |
63 |
Введение
В современных условиях развития общества школа призвана сформировать личность самостоятельную, творческую, подготовленную к решению важнейших проблем, к дальнейшему самообразованию. Усиливающийся поток информации, необходимость быстро ориентироваться в нем и извлекать наиболее существенные знания. Задача учителя – научить детей самостоятельной работе с различными источниками информации, повысить качество образования.
Новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Практика показывает, что возможности авторитарной школы с жёсткой дисциплиной, с хорошо отработанной методикой страха, давлением и запретов исчерпаны. Требуются другие стратегии школы, стратегии, созвучные нашему времени, новые педагогические технологии [16].
В связи с этим представляется актуальным исследование применения структурно-логических схем в процессе обучения биологии на современном этапе образования. Все учебные предметы функционируют как автономные образовательные системы и не в достаточной степени удовлетворяют требованиям времени. Современная система образования направлена на формирование личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов. Разделение предметов становится одной из причин фрагментарности мировоззрения школьников. Трудности в формировании у учащихся целостной картины миры, как следствии самостоятельности предметов, их слабой связи между собой.
Всё это делает возможным выдвижение гипотезы: введение структурно-логических схем в образовательный процесс повысит успеваемость и качество знаний учащихся.
Повышение эффективности обучения, совершенствование учебной работы по биологии невозможно без современных средств обучения. Они облегчают восприятие учебного материала, способствуют закреплению изученного материала и активизируют мыслительную деятельность учеников. Учителю необходимо выстраивать продуктивное взаимодействие с учащимися по освоению предметного содержания на уроке с помощью наглядных средств, создание необходимых условий для развития ребенка в предметном пространстве.
Одними из наиболее
важных средств обучения являются те,
которые создаются
В структурно-логических схемах присутствуют образы-опоры, смысловые связи и закономерности конкретного материала, что обусловливает их применения в обучении, так как позволяет успешно работать с учениками всех типов мышления (образного, смешанного, словесно-логического).
Объектом исследования данной работы является учебный процесс образовательной школы.
Предметом исследования является применение структурно-логических схем на уроках биологии.
Целью работы является анализ эффективности применения структурно-логических схем в методике преподавания биологии.
Для достижения поставленной цели нами поставлены следующие задачи исследования:
Научная новизна заключается в обобщении и анализе теоретических литературных сведений и практических данных по изучаемой проблеме, а также во внедрении конкретных педагогических разработок в учебный процесс общеобразовательной школы.
Теоретическая значимость состоит в создании теоретических разработок в области преподавания биологии с использованием структурно-логических схем в средней общеобразовательной школе.
Практическая значимость заключается в возможности использования разработок уроков с внедренными структурно-логическими схемами в процессе преподавания биологии.
Глава 1. Теоретические основы применения структурно-логических схем в образовательном процессе
В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Использование различных средств наглядности не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей — одно из положений дидактики [7].
Компактность
и емкость структурно-
В общепедагогических
работах рассматривают
Психологическое обоснование наглядности как средства обучения дал К.Д. Ушинский. Наглядные пособия представляют собой средство для активизации мыслительной деятельности и формирования логического и чувственного образа. Чувственный образ, сформированный на основе наглядного пособия, является главным в обучении, а не само наглядное пособие. К.Д. Ушинский значительно обогатил методику наглядного обучения, разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями [6].
Применение средств
В педагогической науке имеется немало исследований, посвященных проблеме использования наглядности в педагогическом процессе. Этой проблемой занимались и занимаются такие педагоги и психологи как JI.B. Занков, В.И. Евдокимов, JI.M. Фридман, А.В. Хуторской, М.И. Башмаков, В.Г. Болтянский, М.Б. Волович [13, 14].
Наглядность рассматривается исследователями как средство активизации учебной и творческой деятельности школьников, повышения эффективности и интенсификации педагогического процесса; как средство повышения качества знаний и умений учащихся (Ю.К. Бабанский) [3], развития творчества учащихся, управления учебно-познавательной деятельностью, средство формирования визуального мышления, преемственности и гуманизации (В.Я. Лыкова), социализации личности (Э.В. Онищенко), профессиональных знаний и умений, как средство наглядного предъявления информации (Л.П. Анастасова, Е.Р. Баклицкая, Д.Д. Ефремова), обеспечения фронтальной и индивидуальной работы с учащимися (С.Я. Батышев) [33, 35].
В советской педагогике Л.В. Занков внес существенный вклад в развитие наглядности. Им были исследованы различные формы сочетания слова и наглядности в обучении, основными из которых он считает следующие:
Первая форма.
С помощью слова учитель
Вторая форма. С помощью слова учитель на основании осуществленного школьниками наблюдения наглядных объектов ведет учащихся к осмыслению и формированию таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе устного восприятия материала.
Третья форма. Сведения об объекте учащиеся получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных обобщений.
Четвертая форма. Педагог сообщает о связях между явлениями, которые непосредственно не могут быть воспринятыми учащимися, отталкиваясь от выполняемого учениками наблюдения [10].
Наглядность представляет собой средство обучения, источник наглядных методов. Понятие наглядности, по мнению Г.Ф. Суворовой, требует в процессе обучения специального использования в учебных целях не только различных предметов и явлений или же их изображений, но и моделей, символов, в том числе знаковых, отражающих в условной форме существенные свойства изучаемых явлений. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям [22].
Средства наглядности
повышают интерес к знаниям, делают
более доступным процесс
В зависимости
от дидактических функций
Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, динамические пособия, кино), функция этого вида наглядности - ознакомление с различными фактами, предметами, явлениями через их отображение.
Объемная наглядность (макеты, геометрические фигуры, муляжи, чучела); её функция - знакомство с теми предметами, где объемное изображение играет роль в восприятии.
Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, таблицы); её функция заключается в развитии абстрактного мышления, знакомстве с условно - обобщенным, символическим отображением реального мира.
Смешанной наглядностью является учебный звуковой кинофильм; функция такой наглядности - создание наиболее полного живого отображения действительности [9].
Место применения того или иного вида наглядности в учебном процессе необходимо продумать в зависимости от его дидактических возможностей. Следует учитывать, в первую очередь, цели и задачи конкретно каждого урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления. Правильно выбранные средства обучения помогают ученику вычленять и группировать существенные признаки представления или понятия.
Информация о работе Применение структурно-логических схем в преподавании биологии