Применение структурно-логических схем в преподавании биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:44, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является анализ эффективности применения структурно-логических схем в методике преподавания биологии.
Для достижения поставленной цели нами поставлены следующие задачи исследования:
Ознакомиться с теоретическими аспектами вопроса повышения качества знаний посредством применения структурно-логических схем в преподавании биологии;
Разработать конспекты уроков, включающие структурно-логические схемы, самостоятельные работы и внедрить их в образовательный процесс с целью формирования современной картины мира;
Определить в ходе педагогического эксперимента эффективность применения структурно-логических схем в учебном процессе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1
Теоретические основы применения структурно-логических схем в образовательном процессе………………….…………...

6

Психолого-педагогические особенности использования наглядных средств в процессе обучения биологии……………

6

1.2. Использование структурно-логических схем как средства наглядности в образовательном процессе……………………...

10

1.3. Структурно-логические схемы как эффективный способ активизации познавательной деятельности на уроках биологии

17
Глава 2
Применение структурно-логических схем в методике преподавания биологии…………………………………………...

22

2.1. Разработки уроков с применением структурно-логических схем в ходе педагогического эксперимента……………………..

22

2.1.1. Разработки фрагментов уроков биологии для 6 классов…
22

2.2.2. Разработки фрагментов уроков биологии для 9 классов…
32

2.2. Эффективность применения структурно-логических схем в преподавании биологии………………………………………..

47

2.2.1. Материалы и методы исследования……………………...
47

2.2.2. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение……………………………………………….………

51
Выводы……………………………………………………………………….
58
Список литературы……………………………………………………………
59
Приложение………………………………………………………………….
63

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМММ с титульником.doc

— 2.59 Мб (Скачать)

      МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУБАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

филиал  в г. Славянске-на-Кубани

 

 

Факультет физической культуры и биологии

 

 

Специальность 050102.65 «Биология»

с дополнительной специальностью

  050101.65 «Химия»

Кафедра физической культуры и естественно-биологических дисциплин

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Применение  структурно-логических схем в преподавании биологии.

 

 

Выполнила                                                                 

студентка 5 курса                                                      

Грушевая Инна Валентиновна                                 

______________________                                                

           (подпись)

 

 

 

Славянск-на-Кубани

2012

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………

3

Глава 1

Теоретические основы применения структурно-логических схем в образовательном процессе………………….…………...

 

6

 

    1. Психолого-педагогические особенности использования наглядных средств в процессе обучения биологии……………

 

6

 

1.2. Использование  структурно-логических схем как  средства наглядности в образовательном процессе……………………...

 

10

 

1.3. Структурно-логические схемы как эффективный способ активизации познавательной деятельности на уроках биологии

 

17

Глава 2

Применение  структурно-логических схем в методике преподавания биологии…………………………………………...

 

22

 

2.1. Разработки уроков с применением структурно-логических схем в ходе педагогического эксперимента……………………..

 

22

 

2.1.1. Разработки фрагментов уроков биологии для 6 классов…

22

 

2.2.2. Разработки фрагментов уроков биологии для 9 классов…

32

 

2.2. Эффективность  применения структурно-логических  схем в преподавании биологии………………………………………..

 

47

 

2.2.1. Материалы и методы исследования……………………...

47

 

2.2.2. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение……………………………………………….………

 

51

Выводы……………………………………………………………………….

58

Список литературы……………………………………………………………

59

Приложение………………………………………………………………….

63


 

 

Введение

В современных  условиях развития общества школа призвана сформировать личность самостоятельную, творческую, подготовленную к решению важнейших проблем, к дальнейшему самообразованию. Усиливающийся поток информации, необходимость быстро ориентироваться в нем и извлекать наиболее существенные знания. Задача учителя – научить детей самостоятельной работе с различными источниками информации, повысить качество образования.

Новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Практика показывает, что возможности авторитарной школы с жёсткой дисциплиной, с хорошо отработанной методикой страха, давлением и запретов исчерпаны. Требуются другие стратегии школы, стратегии, созвучные нашему времени, новые педагогические технологии [16].

В связи с  этим представляется актуальным исследование применения структурно-логических схем в процессе обучения биологии на современном этапе образования. Все учебные предметы функционируют как автономные образовательные системы и не в достаточной степени удовлетворяют требованиям времени. Современная система образования направлена на формирование личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов. Разделение предметов становится одной из причин фрагментарности мировоззрения школьников. Трудности в формировании у учащихся целостной картины миры, как следствии самостоятельности предметов, их слабой связи между собой.

Всё это делает возможным выдвижение гипотезы: введение структурно-логических схем в образовательный процесс повысит успеваемость и качество знаний учащихся.

Повышение эффективности  обучения, совершенствование учебной  работы по биологии невозможно без  современных средств обучения. Они облегчают восприятие учебного материала, способствуют закреплению изученного материала и активизируют мыслительную деятельность учеников. Учителю необходимо выстраивать продуктивное взаимодействие с учащимися по освоению предметного содержания на уроке с помощью наглядных средств, создание необходимых условий для развития ребенка в предметном пространстве.

Одними из наиболее важных средств обучения являются те, которые создаются непосредственно  на уроке. Средства наглядности выполняют  функцию конспектирования материала. Применение в преподавании схематичной, наглядной формы изложения учебной информации способствует развитию естественных интеллектуальных процессов. Структурно-логические схемы, представляющие собой форму кодирования учебной информации, содержат знаковое (последовательность символов) и рисуночное кодирование (картины-образы). Данный комплекс помогает развивать творческое мышление и интуицию.

В структурно-логических схемах присутствуют образы-опоры, смысловые связи и закономерности конкретного материала, что обусловливает их применения в обучении, так как позволяет успешно работать с учениками всех типов мышления (образного, смешанного, словесно-логического).

Объектом  исследования данной работы является учебный процесс образовательной школы.

Предметом исследования является применение структурно-логических схем на уроках биологии.

Целью работы является анализ эффективности применения структурно-логических схем в методике преподавания биологии.

Для достижения поставленной цели нами поставлены следующие задачи исследования:

  1. Ознакомиться с теоретическими аспектами вопроса повышения качества знаний посредством применения структурно-логических схем в преподавании биологии;
  2. Разработать конспекты уроков, включающие структурно-логические схемы, самостоятельные работы и внедрить их в образовательный процесс с целью формирования современной картины мира;
  3. Определить в ходе педагогического эксперимента эффективность применения структурно-логических схем в учебном процессе.

Научная новизна заключается в обобщении и анализе теоретических литературных сведений и практических данных по изучаемой проблеме, а также во внедрении конкретных педагогических разработок в учебный процесс общеобразовательной школы.

Теоретическая значимость состоит в создании теоретических разработок в области преподавания биологии с использованием структурно-логических схем в средней общеобразовательной школе.

Практическая  значимость заключается в возможности использования разработок уроков с внедренными структурно-логическими схемами в процессе преподавания биологии.

 

Глава 1. Теоретические  основы применения структурно-логических схем в образовательном процессе

В процессе познания окружающей действительности (то же и  в процессе учения) участвуют все  органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Использование различных средств наглядности не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей — одно из положений дидактики [7].

Компактность  и емкость структурно-логических схем помогает учащимся охватить единым взглядом большой объем информации. Структурирование содержания в логической последовательности с установлением взаимосвязей между смысловыми блоками улучшает усвоение информации, одновременно развивая биологическое мышление учащихся [8].

 

    1. Психолого-педагогические особенности использования наглядных средств в процессе обучения

 

В общепедагогических работах рассматривают наглядность  как средство, которое способствует созданию у учащихся правильных и четких представлений о предметах и явлениях окружающего мира, их обогащению определенным запасом конкретных знаний. Дидактический принцип наглядности был и остается одним из ведущих в обучении [17].

Психологическое обоснование  наглядности как средства обучения дал К.Д. Ушинский. Наглядные пособия  представляют собой средство для  активизации мыслительной деятельности и формирования логического и чувственного образа. Чувственный образ, сформированный на основе наглядного пособия, является главным в обучении, а не само наглядное пособие. К.Д. Ушинский значительно обогатил методику наглядного обучения, разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями [6].

Применение средств наглядности  в учебном процессе сочетается с  пояснением учителя. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых рассказывает учитель.

В педагогической науке имеется  немало исследований, посвященных проблеме использования наглядности в  педагогическом процессе. Этой проблемой занимались и занимаются такие педагоги и психологи как JI.B. Занков, В.И. Евдокимов, JI.M. Фридман, А.В. Хуторской, М.И. Башмаков, В.Г. Болтянский, М.Б. Волович [13, 14].

Наглядность рассматривается  исследователями как средство активизации учебной и творческой деятельности школьников, повышения эффективности и интенсификации  педагогического процесса; как средство повышения качества знаний и умений учащихся (Ю.К. Бабанский) [3], развития творчества учащихся, управления учебно-познавательной деятельностью, средство формирования визуального мышления, преемственности и гуманизации (В.Я. Лыкова), социализации личности (Э.В. Онищенко), профессиональных знаний и умений, как средство наглядного предъявления информации (Л.П. Анастасова, Е.Р. Баклицкая, Д.Д. Ефремова), обеспечения фронтальной и индивидуальной работы с учащимися (С.Я. Батышев) [33, 35].

В советской  педагогике Л.В. Занков внес существенный вклад в развитие наглядности. Им были исследованы различные формы сочетания слова и наглядности в обучении, основными из которых он считает следующие:

Первая форма. С помощью слова учитель руководит наблюдением, которое осуществляется учащимися.

Вторая форма. С помощью слова учитель на основании осуществленного школьниками наблюдения наглядных объектов ведет учащихся к осмыслению и формированию таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе устного восприятия материала.

Третья форма. Сведения об объекте учащиеся получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных обобщений.

Четвертая форма. Педагог сообщает о связях между явлениями, которые непосредственно не могут быть воспринятыми учащимися, отталкиваясь от выполняемого  учениками наблюдения [10].

Наглядность представляет собой средство обучения, источник наглядных методов. Понятие наглядности, по мнению Г.Ф. Суворовой, требует в процессе обучения специального использования в учебных целях не только различных предметов и явлений или же их изображений, но и моделей, символов, в том числе знаковых, отражающих в условной форме существенные свойства изучаемых явлений. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям [22].

Средства наглядности  повышают интерес к знаниям, делают более доступным процесс усвоения, привлекают внимание ребенка. Наглядность  играет важную роль в обучении детей школьного возраста потому, что соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью [26].

В зависимости  от дидактических функций различаются  следующие виды наглядности. Основная функция естественной наглядности (растения, животные, полезные ископаемые) - знакомство с явлениями и процессами, происходящими в природе, в ходе опытов, наблюдений.

Картинная и  картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, динамические пособия, кино), функция этого вида наглядности - ознакомление с различными фактами, предметами, явлениями через их отображение.

Объемная наглядность (макеты, геометрические фигуры, муляжи, чучела); её функция - знакомство с теми предметами, где объемное изображение играет роль в восприятии.

Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, таблицы); её функция заключается  в развитии абстрактного мышления, знакомстве с условно - обобщенным, символическим отображением реального мира.

Смешанной наглядностью является учебный звуковой кинофильм; функция такой наглядности - создание наиболее полного живого отображения действительности [9].

Место применения того или иного вида наглядности  в учебном процессе необходимо продумать  в зависимости от его дидактических  возможностей. Следует учитывать, в  первую очередь, цели и задачи конкретно  каждого  урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления. Правильно выбранные средства обучения помогают ученику вычленять и группировать существенные признаки представления или понятия.

Информация о работе Применение структурно-логических схем в преподавании биологии