Контрольная работа по "Биологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 22:44, контрольная работа

Описание работы

3? Источники углерода, азота и других элементов для микроорганизмов. Катаболизм (энергодающие процессы) и биосинтез или конструктивный метаболизм (энергопотребляющие процессы). Их значение и взаимосвязь у разных микроорганизмов.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа-все 3.doc

— 828.50 Кб (Скачать)

     1. Через автономную нервную систему  строго специфично для женской  срамной области, влагалища, матки  и маточных труб.

     2. Генеративное действие, которое  менее специфично. Оно проявляется  непосредственно и через гипофиз.  Оказывает влияние на фолликул и желтое тело.

     3. Общее действие, неспецифичное, сказывает  влияние на метаболизм.

     На  половой аппарат эстрогены оказывают  стимулирующее действие. Они обусловливают  его циклическую генеративную функцию, регенерацию и пролиферацию слизистой  оболочки матки. Эстрогены подготавливают слизистую оболочку матки к действию прогестерона, без чего прогестерон не в состоянии вызвать секреторную фазу в эндометрии и менструацию.

     На  яичники эстрогены действуют  непосредственно или через гипофиз. Они стимулируют трофические процессы во время созревания фолликула, способствуют разрастанию его зернистого слоя, образованию яйцеклетки и развитию желтого тела. Кроме того, они подготавливают яичник к действию гонадотропных гормонов.На гипофиз эстрогенные гормоны действуют следующим образом: небольшие дозы стимулируют гонадотропную функцию, большие — блокируют секрецию ФСГ и стимулируют секрецию ЛГ. Небольшие дозы эстрогенов стимулируют функцию щитовидной железы, а большие — блокируют.

     Метаболизм  эстрогенов происходит двумя путями: посредством функционального их использования чувствительными к ним органами и путем инактивирования их в печени под влиянием эстроназы и дегидрогеназы. По данным некоторых авторов, печень не только инактивирует эстрогены, но и активирует их метаболизм. Допускают, что переходу эстрадиола в эстрон и обратно содействует прогестерон и аскорбиновая кислота под действием эстроназы. Кроме натуральных есть и синтетические эстрогены. Прогестерон секретируется желтым телом, плацентой (фето-плацентарным комплексом), надпочечными железами.

     Яичники выделяют прогестерон во время обеих  фаз цикла. В первой фазе секреция слабая и осуществляется клетками зернистого слоя фолликулов; во второй фазе секреция усиливается и осуществляется лютеиновыми  клетками. Продуктом обмена прогестерона является прегнандиол. Превращение происходит в основном в эндометрии (под влиянием эстрогенов), затем в желтом теле, в печени и почках.

     Действие  прогестерона на организм женщины имеет  специфический характер. В небольших  дозах прогестерон стимулирует секрецию ФСГ, в больших — блокирует (также ЛГ). Таким образом, большие дозы прогестерона препятствуют созреванию фолликула и овуляции. На температурный центр в подбугорной области прогестерон оказывает возбуждающее действие, вследствие чего после овуляции повышается базальная температура.

     Прогестерон вызывает секреторную фазу менструального цикла и подготавливает эндометрий для внедрения оплодотворенной  яйцеклетки, уменьшает раздражимость  и подавляет сократимость матки. Андрогены (тестостерон, андростерон и дегидроандростерон) выделяются яичником, плацентой (фето-плацентарным комплексом) и надпочечными железами. Самым активным является тестостерон, который выделяется с мочой в виде 17-кетостероидов. Андрогены оказывают различное действие на организм женщины, в зависимости от дозы. На гонадотропную функцию гипофиза небольшие дозы андрогенов действуют стимулирующе, большие — вначале усиливают секрецию, а затем блокируют ее. Маточный цикл находится под влиянием гормонов гипофиза и яичников. Циклические морфологические изменения в слизистой оболочке матки соответствуют циклическим морфологическим изменениям в яичнике. Под влиянием гормонов в слизистой оболочке матки различают следующие фазы менструального цикла. Пролиферативная фаза (эстрогенная) продолжается с конца менструации до 14-го дня цикла. Она начинается восстановлением функционального слоя эндометрия (регенерация клеток) и заканчивается полным его развитием (пролиферация клеток и желез). Эта фаза обусловлена влиянием эстрогенных гормонов, выделяемых зреющим фолликулом, а также ФСГ и к концу — ЛГ. Секреторная (лютеиновая) фаза продолжается с середины цикла до начала менструации. В функциональном слое наступают секреторные изменения. Эта фаза обусловлена непосредственным влиянием прогестерона и эстрогенов, а также косвенным влиянием ЛГ и ЛТГ.

     Фаза  отторжения (фаза десквамации) характеризуется  разрушением функционального слоя и наступлением менструации. Фаза обусловлена  прекращением функции желтого тела, т. е. снижением секреции прогестерона. Быстрое снижение секреции прогестерона и эстрогенов вызывает сужение сосудов и ишемию эндометрия, затем разрушение и отторжение функционального слоя его, т. е. менструацию. На основании фазовых изменений маточного цикла можно судить о характере гипофизарно-яичникового цикла.

     Подбугорно - гипофизарно - яичниковый цикл стимулирует  развитие не только маточного, но и  влагалищного цикла. Циклические изменения  в слизистой оболочке влагалища  соответствуют циклическим изменениям в эндометрии и яичнике. В течение  менструального цикла структура влагалищного эпителия проходит две фазы: пролиферативную и регрессивную. По циклическим изменениям в клетках эпителия влагалища можно судить о характере гормонального воздействия в организме женщины.

     Период  от начала менструации до овуляции представляет собой первую, фолликулиновую, фазу менструального цикла, а от овуляции до начала очередной менструации —вторую, лютеиновую, фазу. Таким образом, периодическая смена фаз менструального цикла обеспечивается функцией системы подбугорная область — гипофиз — яичники — матка. Двусторонняя связь между подбугорной областью, гипофизом, яичниками и маткой осуществляется не только гуморальным, но и нервным путем. Соответственно гормональным циклическим фазам в яичнике и в эндометрии происходят следующие функциональные циклические изменения: первая яичниковая фаза (рост и созревание фолликула) соответствует регенерации и пролиферации эпителия и желез эндометрия; вторая (развитие желтого тела) — секреции желез эндометрия. Фаза десквамации происходит на фоне резкого снижения выработки половых гормонов.

     Таким образом, схематически менструальную  функцию женщины можно поделить на четыре цикла.

  1. Гипоталамический цикл. Циклически вырабатываемые гормоны (ФСГ-РГ, ЛГ-РГ, ЛГГ-РГ) регулируют выделение фолликулостимулирующего, лютеинизирующего и лютеотропного гормонов.
  2. Гипофизарный цикл. Передняя доля гипофиза в течение менструального цикла последовательно выделяет три гормона: фолликулостимулирующий гормон (ФСГ), обеспечивающий развитие и созревание фолликула и выделение последним эстрогенных гормонов; лютеинизирующий гормон (ЛГ), способствующий овуляции и развитию желтого тела; лютеотропный, или лактогенный, гормон, или пролактин (ЛТГ), поддерживающий функционирование желтого тела.
  3. Яичниковый цикл. Фолликулиновая фаза (рост и созревание фолликула) на 14—16-й день менструального цикла сменяется фазой овуляции. В этих двух фазах в фолликуле вырабатываются эстрогенные гормоны. Лютеиновая фаза характеризуется развитием желтого тела. Желтое тело вне беременности проходит следующие стадии: пролиферации, васкуляризации, расцвета и обратного развития. Такое желтое тело называется менструальным (corpus luteum menstruationis). Через 2—3 недели оно превращается в белое тело (рубец) (corpus albicans). При беременности желтое тело после фазы расцвета продолжает развиваться до 12—14 недель беременности (corpus luteum graviditas), пока его функцию не возьмет на себя плацента. Желтое тело вырабатывает лютеогормон — прогестерон.
  4. Маточный цикл. В слизистой оболочке матки, соответственно гипофизарному и яичниковому циклам, наблюдаются четыре фазы: фаза десквамации (менструация) — от первого до шестого дня; фаза регенерации — от шестого до восьмого дня; фаза пролиферации — от восьмого до шестнадцатого дня; фаза секреции — от шестнадцатого дня до начала очередной фазы десквамации, т. е. до 28—30-го дня.

     В регуляции менструального цикла  кроме гонадотропных гормонов принимают  участие окситоцин, серотонин и  простагландины, а также ферментная система гиалуронидазы — гиалуроновая кислота. Окситоцин, простагландин F2a и серотонин влияют непосредственно на оболочку фолликула. Мышечные элементы оболочки при этом сокращаются, в связи с чем повышается внутрифолликулярное давление и оболочка фолликула разрывается. Окситоцин, простагландин F2a и серотонин действуют также на моторную функцию матки. Доказано их влияние на процесс овуляции, образование лютеотропного гормона и опорожнение молочной железы в лактационном периоде. Серотонин и простагландины оказывают влияние на некоторые звенья метаболизма и тонус сосудов матки. 

     69. В чем заключаются первая и вторая сигнальные системы действительности? Чем отличается психическая деятельность животных от психической деятельности человека? Приведите конкретные примеры. 

     И.П. Павлов рассматривал поведение человека как высшую нервную деятельность, где общим для животных и человека являются анализ и синтез непосредственных сигналов окружающей среды, составляющих первую сигнальную систему действительности. По этому поводу Павлов писал: «Для животного действительность сигнализируется почти исключительно только раздражениями и следами их в больших полушариях, непосредственно приходящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма. Это то, что и мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды как общеприродной, так и от нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое. Это – первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными».

     В результате трудовой деятельности, общественных и семейных отношений у человека развилась новая форма передачи информации. Человек стал воспринимать словесную информацию через понимание значения слов, произносимых им самим или окружающими, видимых – написанных или напечатанных. Это привело к появлению второй сигнальной системы, свойственной исключительно человеку. Она значительно расширила и качественно изменила высшую нервную деятельность человека, так как внесла новый принцип в работу больших полушарий головного мозга (взаимосвязь коры с подкорковыми образованиями). По этому поводу Павлов писал: «Если наши ощущения и представления, относящиеся к окружающему миру, есть для нас первые сигналы действительности, конкретные сигналы, то речь, специально прежде всего кинестезические раздражения, идущие в кору от речевых органов, есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет специально человеческое мышление, и науку – орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом».

     Вторая  сигнальная система является результатом  социальности человека как вида. Однако следует помнить, что вторая сигнальная система находится в зависимости  от первой сигнальной системы. Дети, родившиеся глухими, издают такие же звуки, как  и нормальные, но, не подкрепляя издаваемые сигналы через слуховые анализаторы и не имея возможности подражать голосу окружающих, они становятся немыми.

     Известно, что без общения с людьми вторая сигнальная система (особенно речь) не развивается. Так, дети, унесенные дикими животными и жившие в зверином логове (синдром Маугли), не понимали человеческой речи, не умели говорить и утратили способность научиться разговаривать. Кроме того, известно, что молодые люди, попавшие в изоляцию на десятки лет, без общения с другими людьми забывают разговорную речь.

     Физиологический механизм поведения человека является результатом сложного взаимодействия обеих сигнальных систем с подкорковыми образованиями больших полушарий. Павлов считал вторую сигнальную систему  «высшим регулятором человеческого поведения», преобладающим над первой сигнальной системой. Но и последняя в известной степени контролирует деятельность второй сигнальной системы. Это позволяет человеку управлять своими безусловными рефлексами, сдерживать значительную часть инстинктивных проявлений организма и эмоций. Человек может сознательно подавлять оборонительные (даже в ответ на болевые раздражения), пищевые и половые рефлексы. В то же время подкорковые образования и ядра мозгового ствола, особенно ретикулярная формация, являются источниками (генераторами) импульсов, поддерживающих в норме мозговой тонус.  

     75. Каковы сущность и значение пищеварения? Опишите особенности ротового и желудочного пищеварения у жвачных животных. 

     Пищеварение — сложный физиологический и  биохимический процесс, в ходе которого принятая пища в пищеварительном тракте подвергается физическим и химическим изменениям. В результате этого компоненты пищи должны сохранить свою пластическую и энергетическую ценность; приобрести свойства, благодаря которым они могут быть усвоенными организмом и включенными в его нормальный обмен веществ; утратить видовую специфичность (при сохранении которой компоненты пищи не усваиваются и как чужеродные вещества, вызывающие защитные реакции организма, могут быть причиной тяжелых патологических явлений).

     Физические  изменения пищи состоят в ее размельчении, набухании, растворении, химические —  в последовательной деградации питательных  веществ в результате действия на них компонентов пищеварительных  соков, выделяемых в полость пищеварительного тракта его железами. Важнейшая роль в этом принадлежит гидролитическим ферментам секретов пищеварительных желез и исчерченной каемки тонкой кишки.

Информация о работе Контрольная работа по "Биологии"