Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 05:56, реферат
Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем современного общества.
Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей. Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, предстает физкультурно-спортивная (физкультурная) деятельность, направленная на физическое, психическое и духовное совершенствование человека.
Введение
Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем современного общества.
Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей. Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, предстает физкультурно-спортивная (физкультурная) деятельность, направленная на физическое, психическое и духовное совершенствование человека.
Наш век - век значительных социальных, технических и биологических преобразований. Научно-техническая революция внесла в образ жизни человека наряду с прогрессивными явлениями и ряд неблагоприятных факторов, в первую очередь гиподинамию и гипокинезию, нервные и физические перегрузки, стрессы профессионального и бытового характера. Все это приводит к нарушению обмена веществ в организме, предрасположению к сердечно-сосудистым заболеваниям, избыточной массе тела и т.п. Влияние неблагоприятных факторов на состояние здоровья человеческого организма настолько велико и объемно, что внутренние защитные функции организма не в состоянии с ними справиться. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им являются регулярные физкультурно-спортивные занятия, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды.
«Физкультурно-спортивные занятия, как указывают специалисты и многолетний практический опыт работы по физкультурному воспитанию, - пока единственный научно обоснованный способ управления развитием физических качеств человека, повышения его функциональных возможностей».
В специальной литературе
широко освещена проблема физического
воспитания человека, вопросы общей
физической и спортивной подготовки
в системе физического
Вопрос о физкультурно-
Рассмотрим данный вопрос в нашей работе подробнее.
1. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей человека
1.1 Организм человека как система. Режим труда и отдыха
труд режим физический культура
Медицинская наука
при рассмотрении организма человека
и его систем исходит из принципа
целостности человеческого
Целостность организма обусловлена структурой и функциональной связью всех его систем, а физиологическая регуляция процессов, протекающих в организме, весьма совершенна и позволяет ему постоянно приспосабливаться к изменяющимся воздействиям внешней среды.
Все органы и системы
человеческого организма
Так как функционально все органы и системы организма человека находятся в тесной взаимосвязи, активизация деятельности одного органа обязательно влечет за собой активизацию деятельности других органов.
Отличительной особенностью человека является возможность созидательно и активно изменять себя, свой организм для укрепления здоровья, повышения умственной и физической работоспособности.
Работоспособность человека определяется как его способность к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические (перцепция, память, внимание, мышление и др.), физиологические (состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем) и физические особенности (уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.), совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит от возможностей человека, адекватных уровню мотивации и поставленной цели.
В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Взаимодействие некоторых из них представлено на рис. 1.
Рис. 1 - Причинно-следственные
связи при наступлении
Работоспособность в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность, уровень двигательной активности.
Так, например, в одном
из докладов Комитета экспертов Всемирной
организации здравоохранения
Длительная напряженная работа снижает возможности организма к ее качественному продолжению, наступает утомление как нормальная реакция организма. Утомление может вызвать состояние усталости, которое появляется перед наступлением утомления и является субъективным чувством человека. Усталость нарастает при непонимании значения выполняемой работы, неудовлетворенности ее результатами.
«Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, чрезмерное нервно-психическое напряжение могут привести к состоянию переутомления, которое характеризуется резким развитием тормозных процессов, что приводит к неодолимому чувству усталости. Оно сопровождается чувством усталости до начала работы, отсутствием интереса к ней, апатией, повышенной раздражительностью, снижением аппетита, головокружением и головными болями».
Наоборот, усиление интереса, успешное завершение работы снижает чувство усталости. Утомление не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон деятельности. Снижение работоспособности в одном виде труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде. Так, например, устав производить вычислительные операции, можно успешно заниматься физическим трудом. Такое утомление частичного характера свойственно определенным видам труда и является обратимым процессом. Утомление снимается своевременным эффективным отдыхом, особенно связанным с двигательной активностью. «Устранение и профилактика утомления возможны за счет оптимизации физической, умственной и эмоциональной активности организма. Необходимы активный отдых, переключение на другие виды деятельности, использование средств восстановления».
Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит успешность деятельности человека.
Итак, мы видим, что необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояние полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека ("контрастный" принцип построения отдыха). Людям физического труда необходим отдых, не связанный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы досуга определенная физическая нагрузка. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе.
Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.
Нельзя переоценить значимость фактора здоровья для успешного труда с наименьшими психо-эмоциональными и энергетическими затратами. Формирование здоровья может проходить успешно лишь в условиях организации физкультурно-спортивных занятий для активного отдыха и повышения функциональных возможностей человека, что возможно лишь в случае, когда у человека сформирована грамотная физическая культура.
Главным же средством для восстановления организма человека, повышения его возможностей является физкультурно-спортивные занятия. Дополнительными средствами восстановления могут быть личная гигиена, сбалансированное питание, массаж и самомассаж, баня или сауна, применение биологически активных веществ (витаминов).
2. Использование физкультурно-спортивных занятий для активного отдыха и повышения функциональных возможностей
Как было уже сказано выше, различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с именем И.М. Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.
Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга возникает "доминанта движения", которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизирует сенсо-моторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстановительных процессов.
2.1 "Малые формы" физической культуры в режиме труда
К "малым формам" физической культуры в режиме умственного труда относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, физкультминуты, микропаузы с использованием физических упражнений. На производстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др. Содержание и состав средств профессионально-прикладной физической культуры, порядок их применения определяются особенностями трудового процесса.
А) Утренняя гигиеническая гимнастика
Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна. После ночного сна человек всегда испытывает естественную вялость, объясняющуюся состоянием торможения. Оно развивается в центральной нервной системе во время сна и длится (постепенно ослабевая) некоторое время после пробуждения. Это состояние сопровождается пониженной работоспособностью. Чтобы войти в норму, необходимо время (иногда довольно длительное), которое физиологи называют периодом «врабатывания».
Этот период, однако, можно значительно сократить, если вызвать состояние возбуждения в нервной системе (оно возникает при активной работе мышц). При этом «разминаются» и сами мышцы, и другие органы - сердце, легкие, от которых зависит уровень работоспособности. В этом и заключается важное значение утренней гимнастики. Утренняя гигиеническая гимнастика ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга. Занятия (особенно вначале) следует начинать с ходьбы (можно на месте), затем бег, опять ходьба с целью успокоить дыхание, затем следуют потягивания, повороты, наклоны, приседания, отжимание руками от пола, упражнения для мышц живота, туловища, взмахи в разные стороны ногами, разнообразные прыжки. Заканчивается зарядка спокойным бегом, переходящим в ходьбу. В первое время можно делать между упражнениями 10-15-секундную паузу, а в дальнейшем стараться выполнять все упражнения одно за другим.