Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:04, реферат
Человек обладает знанием об окружающей его природе (Вселенной), о самом себе и собственных произведениях. Это делит всю имеющуюся у него информацию на два больших раздела — на естественно-научное (естественное в том смысле, что изучается то, что существует независимо от человека, в противоположность искусственному - созданному человеком) и гуманитарное (от "гомо" - человек) знание.
Глава 1. Естественно-научная и гуманитарная культуры 3
1.1. О взаимоотношениях двух типов культур 3
1.2. Интеграция естественно-научной и гуманитарной культур 8
Глава 2. Основные сведения о науке 10
2.1. Понятие о науке и взаимосвязь науки, техники и материального производства
2.2. Зарождение науки, основные тенденции её развития 13
2.3. Организация научных исследований в Российской Федерации 17
Библиографический список 23
Опережающее развитие
науки создает прочную основу
для прогресса техники, производства
на основе научных достижений. Производство
все больше выступает как техническое
приложение и воплощение достижений
в науке.
Следовательно, наука
в целом, а не отдельные дисциплины,
все в большей степени
Однако, превращаясь
в производительную силу, наука не
становится дополнительным элементом
производительных сил. Она своими методами
совершенствует составные
части производства: средства труда,
предмет труда, сам труд.
Рассмотрим основные
пути превращения науки в
Первый путь состоит
в создании на основе достижений науки
новых технологических средств
и технологических процессов, улучшающих
процесс производства и повышающих
производительность труда. Он являлся
единственным вплоть до конца XIX в.
Второй путь превращения
науки в производительную силу состоит
в совершенствовании самого человека,
как главной производительной силы
общества. Он стал проявляться ещё
в XIX в., но наибольшей значительности достиг
в период научно-технической революции.
Теперь в производстве
широко применяются станки с ПУ,
автоматизированные линии, устройства
электронно-вычислительной техники, для
обслуживания которых требуется
не только высокая производительность,
но и определенная подготовка человека
по математике, физике, химии, кибернетике.
Третий путь превращения
науки в производительную силу, особенно
проявивший себя в последние 20 лет,
состоит в совершенствовании
на научной основе производительных
процессов, начиная от организации
труда на отдельном рабочем месте
и кончая общей стратегией развития
страны.
2.3. Организация научных
исследований в Российской
Система научных
учреждений РФ
Рассматривая такое
многогранное явление, как наука, можно
выделить три его функции: отрасль
культуры, способ познавания мира, специальный
институт (в это понятие входят
не только высшие учебные заведения,
но и научные общества, академии,
лаборатории, журналы и т.п.).
В нашей стране создана
разветвленная сеть учреждений, занимающихся
фундаментальными исследованиями в
различных отраслях народного хозяйства.
К ним относятся:
1.Академия наук
РФ (РАН);
2.отраслевые академии
Министерств (Академия
3.отраслевые научно-
ведомств, вузы.
Деление науки на
вузовскую, академическую и отраслевую
во многом условно в силу тесного
взаимодействия этих отрядов единой
российской науки.
В вузах, которых
по данным за 2002 г. в РФ более 500, научные
исследования направлены на разработку
фундаментальных проблем в той
области, для которой данный вуз
готовит специалистов. Важное место
занимают также исследования по проблемам
высшей школы, совершенствованию учебного
процесса, повышению качества подготовки
выпускников. При вузах с высоким
уровнем научных исследований создаются
научно-исследовательские
Научно-исследовательская
работа в высшей школе
Её главная особенность
— органическое сочетание учебно-
Научно-исследовательская
работа (НИР) в вузах преследует три
основных цели:
1) использование
творческого потенциала вузов
для решения важных
2) повышение квалификации
преподавательского состава;
3) повышение качества
подготовки выпускаемых
В вузе научная работа
возглавляется проректором по научной
работе и регламентируется перспективным
и годовым планами
Различают планы
госбюджетных и хоздоговорных НИР.
Госбюджетные исследования осуществляются
за счет общегосударственных
Для решения актуальных
научно-технических задач в
Одним из важных направлений
вузовской науки являются исследования,
направленные на совершенствование
учебного процесса.
Участие в исследовательской
работе — важнейший фактор повышения
квалификации преподавательского состава:
во-первых, готовятся кадры высшей
квалификации — кандидаты и доктора
наук; во-вторых, повышается эрудиция,
расширяется кругозор преподавателя;
в-третьих, преподаватель может успешно
осуществлять творческую подготовку студентов,
учить их, как пользоваться приобретенными
знаниями.
Особенности организации
научно-исследовательской
Современная научно-техническая
революция представляет собой совокупность
коренных, качественных изменений технических
средств, технологии, организации и
управления производством на основе
новых научных принципов. Эта
революция подготовлена не только развитием
науки и производительных сил, но
и теми глубокими социальными
изменениями, которые произошли
в обществе в результате мирового
революционного процесса. Важнейшая
особенность НТР заключается
в неизмеримо возросшей роли науки
в развитии производительных сил, для
приведения в действие которых требуется
все большее количество квалифицированных
работников [10].
В связи с этим
возникает объективная
Носителями научных
знаний в общественном производстве
являются, в первую очередь, ученые
и инженерно-технические
Современный инженер
в отличие от инженера начала ХХ
в., который, можно сказать, учился своей
профессии один раз на всю жизнь,
должен непрерывно доучиваться. Поэтому,
в какой бы области ни работал
специалист, он должен быть динамичным,
мобильным, способным непрерывно повышать
свою квалификацию, умеющим творчески
мыслить и самостоятельно решать
принципиально новые задачи, адаптироваться
к быстро изменяющимся условиям деятельности.
Таким образом, решающее значение для
выпускника высшего учебного заведения
приобретает не только овладение
суммой конкретных знаний и навыков,
но как главная цель — умение
их самостоятельно добывать, приобретать,
систематизировать.
Творческая активность
личности, отражая высокий уровень
социальной зрелости человека, является
результатом воспитания и самовоспитания
личности, обучения и воздействия
на неё общественных отношений. В
свою очередь творчество в широком
смысле слова можно определить как
естественно-исторический процесс
материалистического познания мира.
Естественно, творческая
активность может быть присуща людям
в любой сфере социальной жизни:
везде, выполняя определенные обязанности,
можно искать и находить более
эффективные способы работы, повышать
производительность труда. Но особо
важное значение творческая активность
имеет в сфере науки, искусства
и общественного производства, и
именно здесь она имеет ярко выраженный
интеллектуальный характер и предполагает
наличие и постоянное включение
в свою деятельность знаний о новейших
достижениях науки, техники, технологии
и участие на этой основе в их
развитии и совершенствовании.
Особенностью студенческой
научной работы является то, что
её главной задачей является не решение
важнейших научных проблем, а
приближение студентов к
Развитие творческой
активности студента возможно только
в процессе коллективной исследовательской
деятельности, при выполнении творческой
работы, постановки экспериментов, обсуждении
результатов исследования и т.д.
Для успешного выполнения
студенческой научно-исследовательской
работы необходимо соблюдение следующих
основных условий:
1.Активное участие
студентов в научной работе
на протяжении всего времени
обучения.
2.Последовательное
увеличение сложности решаемых
задач с постепенной
3.Обеспечение преемственности
при выполнении научной работы
каждым студентом.
4.Обеспечение преемственности
в научной работе студентов
старших и младших курсов,
5.Тесная связь
научной работы студентов с
научной и учебной работой
кафедры.
6.Научная работа
студентов является составной
частью учебного плана вуза
и организуется на основе "Положения
о научной работе студентов".
Главную роль в организации
научно-исследовательской
Привлечение студентов
младших курсов к выполнению конструкторских
и исследовательских работ
Руководство научной
работой студентов - одна из обязанностей
профессорско-