Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:04, реферат
Человек обладает знанием об окружающей его природе (Вселенной), о самом себе и собственных произведениях. Это делит всю имеющуюся у него информацию на два больших раздела — на естественно-научное (естественное в том смысле, что изучается то, что существует независимо от человека, в противоположность искусственному - созданному человеком) и гуманитарное (от "гомо" - человек) знание.
Глава 1. Естественно-научная  и гуманитарная культуры           3 
1.1. О взаимоотношениях  двух типов культур                                      3 
1.2. Интеграция естественно-научной  и гуманитарной культур            8 
Глава 2. Основные сведения о науке                                             10  
2.1.   Понятие  о науке и взаимосвязь науки,  техники и материального производства    
2.2. Зарождение науки,  основные тенденции её развития                      13 
2.3. Организация научных  исследований в Российской Федерации  17 
Библиографический список                                                           23
Чтобы объяснить, почему 
яблоки падают на землю, Ньютону, по малоправдоподобной 
легенде, пришлось открыть закон 
всемирного тяготения. В экономике 
для объяснения равновесия на рынке 
обращаются к закону спроса и предложения 
и т.п. 
Среди историков 
и других ученых-гуманитариев есть 
также немало исследователей, которые 
заявляют, что методы объяснения оказываются 
вообще бесполезными в гуманитарных 
науках, поскольку в них главное 
внимание должно быть обращено не столько 
на общность, сколько на индивидуальность, 
неповторимость и даже уникальность 
событий и явлений духовной и 
социальной жизни. Поэтому они считают 
главным или даже почти единственным 
способом их исследования метод понимания, 
связанный с их истолкованием. 
Пониманием называют 
способ, посредством которого можно 
интерпретировать или истолковывать 
явления и события 
В гуманитарной методологии 
различают два подхода к 
К психологическому 
относят понимание, основанное на переживании 
одним человеком духовного 
Суть интерпретации 
в гуманитарной деятельности состоит 
в раскрытии целей, мотиваций 
и смысла действий и поступков 
людей. В этом отношении такое 
понимание сближается с телеологическими 
объяснениями. 
Так, например, тексты, 
которые были написаны на древних 
языках, плохо сохранились, они трудно 
поддаются переводу, а потому их 
нелегко понять. 
В этом случае понимание 
сводят только к раскрытию и усвоению 
того смысла, который вложил в текст 
его автор. Считается, что если раскрыт 
этот смысл, то тем самым он был 
понят. Именно так рассматривают 
понимание не только в обыденном 
познании и обучении, но и при 
переводе текстов с чужого языка 
на родной. 
Несколько иначе 
обстоит дело с интерпретацией исторических 
событий, но и они истолковываются 
обычно c позиции результатов, достигнутых 
в настоящее время. 
Для исследования же 
явлений природы вводятся понятия, 
открываются законы и строятся научные 
теории, с помощью которых 
Следовательно, достигают 
определенного понимания 
Поэтому понимание - 
это более сложный, противоречивый 
и запутанный процесс, чем объяснение.  
Различие между 
ними состоит в том, что если объяснение 
сводится к логическому выводу, то 
понимание - к интерпретации. К логическому 
выводу обращаются и при предвидении 
событий, явлений и иных новых 
фактов. 
Предвидение, или 
предсказание, по логической структуре 
не отличается от объяснения. Объяснение 
относится к событиям и фактам 
настоящим, а часто и к прошлым, 
предвидение же направлено к будущим 
событиям. Оно играет решающую роль 
не только в развитии теоретического 
знания, но особенно в процессе практического 
применения этого знания, обеспечивая 
возможность прогнозирования 
1.2. Интеграция естественно 
- научной и гуманитарной культур
Гуманитарные и 
естественные науки, а также формирующиеся 
на их основе типы культур разделены, 
но вместе с тем они нуждаются 
друг в друге и они не столько 
противоположны, сколько взаимодополнительны. 
Такое неразрывное единство двух 
культур может быть обусловлено 
несколькими соображениями. 
Во-первых, традиционная 
дифференциация научного знания, характерная 
для естественных, технических и 
гуманитарных наук, подготовила основание 
для междисциплинарной 
Во-вторых, аппарат 
современного научного знания фактически 
приспособлен для реализации интегративных 
представлений, которые обусловлены 
внутренней логикой формирования науки, 
универсальностью структур и приемов 
научного мышления. 
В-третьих, разрешение 
общечеловеческих (глобальных) проблем 
возникающих в рамках цивилизаций 
в конце XX в., требует активизации 
процессов, связанных именно с интегративными 
тенденциями в структуре науки.
Осознается значение 
проблемного подхода в науке, 
сбываются прогнозы В.И. Вернадского, 
который еще в 30-х гг. XX в. отмечал 
реальность стирания граней между отдельными 
науками, целесообразности для ученых 
специализироваться не по наукам, а 
проблемам.  
Традиционный дисциплинарный 
подход, выявляя свою ограниченность, 
постепенно заменяется проблемным подходом, 
в рамках которого обобщение научных 
и практических представлений происходит 
в контексте разрешения определенных 
задач (или их системы) социальной практики. 
Выход на уровень 
взаимообогащения принципов и методов 
отражения объективной 
Аналогичные тенденции 
в определенной степени характерны 
для всей современной системы 
наук о природе, человеке и обществе. 
Формируются науки и 
Основу взаимного 
проникновения двух культур составляет 
представление о "единстве мира", 
которое и обусловливает, в конечном 
счете, единство научного и гуманитарного 
знания. Из единства естественно-научного 
и социокультурного бытия выводится 
единство знания о мире, основанное 
на единой системе методов. Тем самым 
обозначается идея общности теоретических 
и социокультурных оснований 
научного знания. 
Синергетический подход 
к развитию социоприродных систем принципиальным 
образом меняет представление о 
формирующейся культуре, как совокупности 
духовных, материальных и природных 
ценностей, созданных и сохраненных 
в процессе социокультурного развития 
цивилизации. 
В заключении отметим, 
что, несмотря на всю неоспоримость 
тенденций сближения 
 
Глава 2. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ 
О НАУКЕ. 
2.1. Понятие о науке 
и взаимосвязь науки, техники 
и материального производства. 
Главное назначение 
научной деятельности — получение 
знаний о реальности. По содержанию 
же научное знание характеризуется 
стремлением к человека к истине, 
к раскрытию наиболее глубоких и 
общих оснований 
Наука играет огромную 
роль в развитии человеческого общества. 
Она пронизывает все сферы 
нашей деятельности как материальной, 
так и духовной и по праву является 
неотъемлемым звеном социально-политического 
развития страны. В литературе имеется 
ряд определений понятия "наука". 
Одни из них определяют науку как 
сумму знаний, достигнутых человеком, 
другие - как род человеческой деятельности, 
направленный на расширение познаний 
человеком законов окружающей природы 
и развития общества. 
Однако наиболее 
общим определением можно считать 
следующее: наука - сфера человеческой 
деятельности, функции которой состоят 
в выработке, теоретическом обобщении, 
проверке истинности и изыскания 
возможностей применимости объективных 
знаний. 
Следовательно, наука 
как одна из форм общественного сознания 
направлена на получение новых знаний 
и установление способов их практического 
применения. Реализация этих способов 
осуществляется непосредственно через 
технику. Этим подчеркивается огромное 
значение науки и техники в 
нашей жизни. 
Так было не всегда. 
Зачатки науки и техники 
Техника - это совокупность 
искусственных средств, используемых 
в деятельности людей. Техника является 
одной из форм реализации научных 
знаний. Поэтому развитие современной 
техники обусловлено развитием 
науки, которая теперь играет ведущую 
роль по отношению к технике. Значительные 
технические новшества 
О тесной связи между 
наукой и техникой свидетельствует 
даже термин "научно-техническая 
революция". 
Современный этап научно-технического 
прогресса - эпоха НТР - это коренное 
преобразование производительных сил 
общества на основе превращения науки 
в ведущий фактор развития общественного 
производства и всей жизни общества. 
Наука превращается в непосредственную 
производительную силу, тесно переплетается 
с техникой и производством, и 
это изменяет весь облик общественного 
производства, условия, характер и содержание 
труда, структуру производительных 
сил, оказывает воздействие на все 
стороны жизни. 
Научно-техническая 
революция повысила благосостояние 
народов, которые в первую очередь 
воспользовались её результатами (преимущественно 
развитые страны). В этих странах 
была существенно снижена детская 
смертность и одновременно возросла 
продолжительность жизни. Произошли 
кардинальные изменения в быту: обычными 
предметами обихода стали телевизоры, 
магнитофоны, видеотехника, персональные 
компьютеры. Жизнь стала более удобной 
и комфортной. О степени развития стран 
судят по тому, насколько в них используются 
достижения НТР. 
Но вот какое 
противоречие имеет место. Применяя 
какое-либо достижение науки, и получая 
при этом определённый результат, часто 
вслед за ожидаемой пользой человек 
имеет нежелательные 
Роль науки в 
жизни общества неуклонно возрастала 
на протяжении последних столетий. 
Соответственно, можно говорить и 
о возрастании 
Научные достижения 
оказывают как положительное, так 
и отрицательное влияние, о чем 
свидетельствует современная 
Существует воздействие 
и в обратном направлении. Не только 
НТР влияет на мировоззрение, но и 
мировоззренческие сдвиги оказывают 
большое влияние на направление 
научных исследований. 
В настоящее время 
науку как систему в целом 
условно подразделяют на естественные 
и социально-философские науки. Первые 
изучают законы и явления окружающей 
природы и включают в себя физику, 
химию, биологию и др., вторые - закономерности 
общественной жизни (к ним относятся: 
история, политология, философия и 
др.). Среди естественных наук особое 
место занимают технические, направленные 
на разработку и совершенствование 
имеющихся средств, машин и устройств 
для осуществления производств, 
процессов и удовлетворения различных 
потребностей общества. Наука через 
технику тесным образом связана 
с производством, что превращает 
ее в непосредственную производительную 
силу общества. Процесс производства 
каждого нового продукта, новых технических 
средств начинается в кабинетах 
ученых и в лабораториях исследователей. 
Прежде чем вещь будет произведена 
реально, она должна быть так или 
иначе произведена идеально. На пути 
от "идеального" возникновения 
продукта к "реальному" расположены 
различные звенья цепи, имеют место 
разные виды деятельности. Каковы эти 
звенья?