Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:04, реферат
Человек обладает знанием об окружающей его природе (Вселенной), о самом себе и собственных произведениях. Это делит всю имеющуюся у него информацию на два больших раздела — на естественно-научное (естественное в том смысле, что изучается то, что существует независимо от человека, в противоположность искусственному - созданному человеком) и гуманитарное (от "гомо" - человек) знание.
Глава 1. Естественно-научная и гуманитарная культуры 3
1.1. О взаимоотношениях двух типов культур 3
1.2. Интеграция естественно-научной и гуманитарной культур 8
Глава 2. Основные сведения о науке 10
2.1. Понятие о науке и взаимосвязь науки, техники и материального производства
2.2. Зарождение науки, основные тенденции её развития 13
2.3. Организация научных исследований в Российской Федерации 17
Библиографический список 23
Чтобы объяснить, почему
яблоки падают на землю, Ньютону, по малоправдоподобной
легенде, пришлось открыть закон
всемирного тяготения. В экономике
для объяснения равновесия на рынке
обращаются к закону спроса и предложения
и т.п.
Среди историков
и других ученых-гуманитариев есть
также немало исследователей, которые
заявляют, что методы объяснения оказываются
вообще бесполезными в гуманитарных
науках, поскольку в них главное
внимание должно быть обращено не столько
на общность, сколько на индивидуальность,
неповторимость и даже уникальность
событий и явлений духовной и
социальной жизни. Поэтому они считают
главным или даже почти единственным
способом их исследования метод понимания,
связанный с их истолкованием.
Пониманием называют
способ, посредством которого можно
интерпретировать или истолковывать
явления и события
В гуманитарной методологии
различают два подхода к
К психологическому
относят понимание, основанное на переживании
одним человеком духовного
Суть интерпретации
в гуманитарной деятельности состоит
в раскрытии целей, мотиваций
и смысла действий и поступков
людей. В этом отношении такое
понимание сближается с телеологическими
объяснениями.
Так, например, тексты,
которые были написаны на древних
языках, плохо сохранились, они трудно
поддаются переводу, а потому их
нелегко понять.
В этом случае понимание
сводят только к раскрытию и усвоению
того смысла, который вложил в текст
его автор. Считается, что если раскрыт
этот смысл, то тем самым он был
понят. Именно так рассматривают
понимание не только в обыденном
познании и обучении, но и при
переводе текстов с чужого языка
на родной.
Несколько иначе
обстоит дело с интерпретацией исторических
событий, но и они истолковываются
обычно c позиции результатов, достигнутых
в настоящее время.
Для исследования же
явлений природы вводятся понятия,
открываются законы и строятся научные
теории, с помощью которых
Следовательно, достигают
определенного понимания
Поэтому понимание -
это более сложный, противоречивый
и запутанный процесс, чем объяснение.
Различие между
ними состоит в том, что если объяснение
сводится к логическому выводу, то
понимание - к интерпретации. К логическому
выводу обращаются и при предвидении
событий, явлений и иных новых
фактов.
Предвидение, или
предсказание, по логической структуре
не отличается от объяснения. Объяснение
относится к событиям и фактам
настоящим, а часто и к прошлым,
предвидение же направлено к будущим
событиям. Оно играет решающую роль
не только в развитии теоретического
знания, но особенно в процессе практического
применения этого знания, обеспечивая
возможность прогнозирования
1.2. Интеграция естественно
- научной и гуманитарной культур
Гуманитарные и
естественные науки, а также формирующиеся
на их основе типы культур разделены,
но вместе с тем они нуждаются
друг в друге и они не столько
противоположны, сколько взаимодополнительны.
Такое неразрывное единство двух
культур может быть обусловлено
несколькими соображениями.
Во-первых, традиционная
дифференциация научного знания, характерная
для естественных, технических и
гуманитарных наук, подготовила основание
для междисциплинарной
Во-вторых, аппарат
современного научного знания фактически
приспособлен для реализации интегративных
представлений, которые обусловлены
внутренней логикой формирования науки,
универсальностью структур и приемов
научного мышления.
В-третьих, разрешение
общечеловеческих (глобальных) проблем
возникающих в рамках цивилизаций
в конце XX в., требует активизации
процессов, связанных именно с интегративными
тенденциями в структуре науки.
Осознается значение
проблемного подхода в науке,
сбываются прогнозы В.И. Вернадского,
который еще в 30-х гг. XX в. отмечал
реальность стирания граней между отдельными
науками, целесообразности для ученых
специализироваться не по наукам, а
проблемам.
Традиционный дисциплинарный
подход, выявляя свою ограниченность,
постепенно заменяется проблемным подходом,
в рамках которого обобщение научных
и практических представлений происходит
в контексте разрешения определенных
задач (или их системы) социальной практики.
Выход на уровень
взаимообогащения принципов и методов
отражения объективной
Аналогичные тенденции
в определенной степени характерны
для всей современной системы
наук о природе, человеке и обществе.
Формируются науки и
Основу взаимного
проникновения двух культур составляет
представление о "единстве мира",
которое и обусловливает, в конечном
счете, единство научного и гуманитарного
знания. Из единства естественно-научного
и социокультурного бытия выводится
единство знания о мире, основанное
на единой системе методов. Тем самым
обозначается идея общности теоретических
и социокультурных оснований
научного знания.
Синергетический подход
к развитию социоприродных систем принципиальным
образом меняет представление о
формирующейся культуре, как совокупности
духовных, материальных и природных
ценностей, созданных и сохраненных
в процессе социокультурного развития
цивилизации.
В заключении отметим,
что, несмотря на всю неоспоримость
тенденций сближения
Глава 2. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
О НАУКЕ.
2.1. Понятие о науке
и взаимосвязь науки, техники
и материального производства.
Главное назначение
научной деятельности — получение
знаний о реальности. По содержанию
же научное знание характеризуется
стремлением к человека к истине,
к раскрытию наиболее глубоких и
общих оснований
Наука играет огромную
роль в развитии человеческого общества.
Она пронизывает все сферы
нашей деятельности как материальной,
так и духовной и по праву является
неотъемлемым звеном социально-политического
развития страны. В литературе имеется
ряд определений понятия "наука".
Одни из них определяют науку как
сумму знаний, достигнутых человеком,
другие - как род человеческой деятельности,
направленный на расширение познаний
человеком законов окружающей природы
и развития общества.
Однако наиболее
общим определением можно считать
следующее: наука - сфера человеческой
деятельности, функции которой состоят
в выработке, теоретическом обобщении,
проверке истинности и изыскания
возможностей применимости объективных
знаний.
Следовательно, наука
как одна из форм общественного сознания
направлена на получение новых знаний
и установление способов их практического
применения. Реализация этих способов
осуществляется непосредственно через
технику. Этим подчеркивается огромное
значение науки и техники в
нашей жизни.
Так было не всегда.
Зачатки науки и техники
Техника - это совокупность
искусственных средств, используемых
в деятельности людей. Техника является
одной из форм реализации научных
знаний. Поэтому развитие современной
техники обусловлено развитием
науки, которая теперь играет ведущую
роль по отношению к технике. Значительные
технические новшества
О тесной связи между
наукой и техникой свидетельствует
даже термин "научно-техническая
революция".
Современный этап научно-технического
прогресса - эпоха НТР - это коренное
преобразование производительных сил
общества на основе превращения науки
в ведущий фактор развития общественного
производства и всей жизни общества.
Наука превращается в непосредственную
производительную силу, тесно переплетается
с техникой и производством, и
это изменяет весь облик общественного
производства, условия, характер и содержание
труда, структуру производительных
сил, оказывает воздействие на все
стороны жизни.
Научно-техническая
революция повысила благосостояние
народов, которые в первую очередь
воспользовались её результатами (преимущественно
развитые страны). В этих странах
была существенно снижена детская
смертность и одновременно возросла
продолжительность жизни. Произошли
кардинальные изменения в быту: обычными
предметами обихода стали телевизоры,
магнитофоны, видеотехника, персональные
компьютеры. Жизнь стала более удобной
и комфортной. О степени развития стран
судят по тому, насколько в них используются
достижения НТР.
Но вот какое
противоречие имеет место. Применяя
какое-либо достижение науки, и получая
при этом определённый результат, часто
вслед за ожидаемой пользой человек
имеет нежелательные
Роль науки в
жизни общества неуклонно возрастала
на протяжении последних столетий.
Соответственно, можно говорить и
о возрастании
Научные достижения
оказывают как положительное, так
и отрицательное влияние, о чем
свидетельствует современная
Существует воздействие
и в обратном направлении. Не только
НТР влияет на мировоззрение, но и
мировоззренческие сдвиги оказывают
большое влияние на направление
научных исследований.
В настоящее время
науку как систему в целом
условно подразделяют на естественные
и социально-философские науки. Первые
изучают законы и явления окружающей
природы и включают в себя физику,
химию, биологию и др., вторые - закономерности
общественной жизни (к ним относятся:
история, политология, философия и
др.). Среди естественных наук особое
место занимают технические, направленные
на разработку и совершенствование
имеющихся средств, машин и устройств
для осуществления производств,
процессов и удовлетворения различных
потребностей общества. Наука через
технику тесным образом связана
с производством, что превращает
ее в непосредственную производительную
силу общества. Процесс производства
каждого нового продукта, новых технических
средств начинается в кабинетах
ученых и в лабораториях исследователей.
Прежде чем вещь будет произведена
реально, она должна быть так или
иначе произведена идеально. На пути
от "идеального" возникновения
продукта к "реальному" расположены
различные звенья цепи, имеют место
разные виды деятельности. Каковы эти
звенья?