Естествознание в XXI веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:04, реферат

Описание работы

Человек обладает знанием об окружающей его природе (Вселенной), о самом себе и собственных произведениях. Это делит всю имеющуюся у него информацию на два больших раздела — на естественно-научное (естественное в том смысле, что изучается то, что существует независимо от человека, в противоположность искусственному - созданному человеком) и гуманитарное (от "гомо" - человек) знание.

Содержание

Глава 1. Естественно-научная и гуманитарная культуры 3

1.1. О взаимоотношениях двух типов культур 3

1.2. Интеграция естественно-научной и гуманитарной культур 8

Глава 2. Основные сведения о науке 10

2.1. Понятие о науке и взаимосвязь науки, техники и материального производства

2.2. Зарождение науки, основные тенденции её развития 13

2.3. Организация научных исследований в Российской Федерации 17

Библиографический список 23

Работа содержит 1 файл

естествознание.docx

— 45.49 Кб (Скачать)

Чтобы объяснить, почему яблоки падают на землю, Ньютону, по малоправдоподобной легенде, пришлось открыть закон  всемирного тяготения. В экономике  для объяснения равновесия на рынке  обращаются к закону спроса и предложения  и т.п. 

Среди историков  и других ученых-гуманитариев есть также немало исследователей, которые  заявляют, что методы объяснения оказываются  вообще бесполезными в гуманитарных науках, поскольку в них главное  внимание должно быть обращено не столько  на общность, сколько на индивидуальность, неповторимость и даже уникальность событий и явлений духовной и  социальной жизни. Поэтому они считают  главным или даже почти единственным способом их исследования метод понимания, связанный с их истолкованием. 

Пониманием называют способ, посредством которого можно  интерпретировать или истолковывать  явления и события индивидуальной духовной жизни и гуманитарной деятельности. 

В гуманитарной методологии  различают два подхода к процессу понимания, которые условно можно  назвать психологическим и теоретическим.  

К психологическому относят понимание, основанное на переживании  одним человеком духовного опыта  другого, его чувств, настроений, мотиваций  и т.п. Теоретическое понимание  основывается, прежде всего, на интерпретации, или истолковании определенных фактов, событий и процессов.  

Суть интерпретации  в гуманитарной деятельности состоит  в раскрытии целей, мотиваций  и смысла действий и поступков  людей. В этом отношении такое  понимание сближается с телеологическими объяснениями. 

Так, например, тексты, которые были написаны на древних  языках, плохо сохранились, они трудно поддаются переводу, а потому их нелегко понять. 

В этом случае понимание  сводят только к раскрытию и усвоению того смысла, который вложил в текст  его автор. Считается, что если раскрыт  этот смысл, то тем самым он был  понят. Именно так рассматривают  понимание не только в обыденном  познании и обучении, но и при  переводе текстов с чужого языка  на родной. 

Несколько иначе  обстоит дело с интерпретацией исторических событий, но и они истолковываются  обычно c позиции результатов, достигнутых  в настоящее время. 

Для исследования же явлений природы вводятся понятия, открываются законы и строятся научные  теории, с помощью которых интерпретируют эти явления.  

Следовательно, достигают  определенного понимания существующей в природе регулярности, повторяемости  и закономерности, но такое понимание  по своему характеру ближе к естественно - научному объяснению.  

Поэтому понимание - это более сложный, противоречивый и запутанный процесс, чем объяснение.  

Различие между  ними состоит в том, что если объяснение сводится к логическому выводу, то понимание - к интерпретации. К логическому  выводу обращаются и при предвидении  событий, явлений и иных новых  фактов. 

Предвидение, или  предсказание, по логической структуре  не отличается от объяснения. Объяснение относится к событиям и фактам настоящим, а часто и к прошлым, предвидение же направлено к будущим  событиям. Оно играет решающую роль не только в развитии теоретического знания, но особенно в процессе практического  применения этого знания, обеспечивая  возможность прогнозирования явлений  и событий. 

1.2. Интеграция естественно  - научной и гуманитарной культур 

Гуманитарные и  естественные науки, а также формирующиеся  на их основе типы культур разделены, но вместе с тем они нуждаются  друг в друге и они не столько  противоположны, сколько взаимодополнительны. Такое неразрывное единство двух культур может быть обусловлено  несколькими соображениями. 

Во-первых, традиционная дифференциация научного знания, характерная  для естественных, технических и  гуманитарных наук, подготовила основание  для междисциплинарной взаимосвязи  сложившейся их системы. 

Во-вторых, аппарат  современного научного знания фактически приспособлен для реализации интегративных  представлений, которые обусловлены  внутренней логикой формирования науки, универсальностью структур и приемов  научного мышления. 

В-третьих, разрешение общечеловеческих (глобальных) проблем  возникающих в рамках цивилизаций  в конце XX в., требует активизации  процессов, связанных именно с интегративными тенденциями в структуре науки. 

Осознается значение проблемного подхода в науке, сбываются прогнозы В.И. Вернадского, который еще в 30-х гг. XX в. отмечал  реальность стирания граней между отдельными науками, целесообразности для ученых специализироваться не по наукам, а  проблемам.  

Традиционный дисциплинарный подход, выявляя свою ограниченность, постепенно заменяется проблемным подходом, в рамках которого обобщение научных  и практических представлений происходит в контексте разрешения определенных задач (или их системы) социальной практики. 

Выход на уровень  взаимообогащения принципов и методов  отражения объективной реальности, присущих естественно-научному, гуманитарному  и художественному познанию, есть процесс "гуманизации" науки и "онаучивания" искусства, выявления  закономерностей, управляющих как  природными, так и социокультурными процессами. Единство знания все более  осознается как одна из реальностей XXI в. Сегодня всё более проявляется  тенденция к единству физического  знания, т.е. формулирование общих теорий, пытающихся объяснить с единой точки  зрения многообразие данных физического  эксперимента. И хотя физики еще  далеки от завершения единой физической теории, они объединяют свои усилия в процессе реализации программы  единой теории физического взаимодействия. 

Аналогичные тенденции  в определенной степени характерны для всей современной системы  наук о природе, человеке и обществе. Формируются науки и междисциплинарные  направления научных исследований (систематика, синергетика и др.), ориентированные на выявление и  познание общих закономерностей, управляющих  процессами самоорганизации в системах разной природы (физических, химических, биологических, социальных и др.). 

Основу взаимного  проникновения двух культур составляет представление о "единстве мира", которое и обусловливает, в конечном счете, единство научного и гуманитарного  знания. Из единства естественно-научного и социокультурного бытия выводится  единство знания о мире, основанное на единой системе методов. Тем самым  обозначается идея общности теоретических  и социокультурных оснований  научного знания. 

Синергетический подход к развитию социоприродных систем принципиальным образом меняет представление о  формирующейся культуре, как совокупности духовных, материальных и природных  ценностей, созданных и сохраненных  в процессе социокультурного развития цивилизации. 

В заключении отметим, что, несмотря на всю неоспоримость  тенденций сближения естественно-научной  и гуманитарной культур, речь не идёт о полном их слиянии. Вполне необходимым  и достаточным будет разрешение конфликта между ними на основе принципа дополнительности. 
 

Глава 2. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О НАУКЕ. 

2.1. Понятие о науке  и взаимосвязь науки, техники  и материального производства. 

Главное назначение научной деятельности — получение  знаний о реальности. По содержанию же научное знание характеризуется  стремлением к человека к истине, к раскрытию наиболее глубоких и  общих оснований рассматриваемого круга явлений, в предельном случае всего мира в целом. 

Наука играет огромную роль в развитии человеческого общества. Она пронизывает все сферы  нашей деятельности как материальной, так и духовной и по праву является неотъемлемым звеном социально-политического  развития страны. В литературе имеется  ряд определений понятия "наука". Одни из них определяют науку как  сумму знаний, достигнутых человеком, другие - как род человеческой деятельности, направленный на расширение познаний человеком законов окружающей природы  и развития общества. 

Однако наиболее общим определением можно считать  следующее: наука - сфера человеческой деятельности, функции которой состоят  в выработке, теоретическом обобщении, проверке истинности и изыскания  возможностей применимости объективных  знаний. 

Следовательно, наука  как одна из форм общественного сознания направлена на получение новых знаний и установление способов их практического  применения. Реализация этих способов осуществляется непосредственно через  технику. Этим подчеркивается огромное значение науки и техники в  нашей жизни. 

Так было не всегда. Зачатки науки и техники появились  еще в древнем мире, но развивались  они обособленно друг от друга. Древние  греки, например, создав одну из замечательных  культур, старались познать природу, но тяжелую работу у них выполняли  рабы, а не созданные на основе научного прогресса машины. Только в Новое  время, по мнению В. Гейзенберга, отношение  человека к природе превращалось из созерцательного в практическое, т.е. естествознание превратилось в  технику, точнее, оно соединялось  с техникой в единое целое. 

Техника - это совокупность искусственных средств, используемых в деятельности людей. Техника является одной из форм реализации научных  знаний. Поэтому развитие современной  техники обусловлено развитием  науки, которая теперь играет ведущую  роль по отношению к технике. Значительные технические новшества достигаются  в наше время не путем эмпирических поисков, а через приложение научно-теоретических  знаний. В свою очередь, потребности  развития техники стимулируют и  направляют научные исследования. 

О тесной связи между  наукой и техникой свидетельствует  даже термин "научно-техническая  революция". 

Современный этап научно-технического прогресса - эпоха НТР - это коренное преобразование производительных сил  общества на основе превращения науки  в ведущий фактор развития общественного  производства и всей жизни общества. Наука превращается в непосредственную производительную силу, тесно переплетается  с техникой и производством, и  это изменяет весь облик общественного  производства, условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, оказывает воздействие на все  стороны жизни. 

Научно-техническая  революция повысила благосостояние народов, которые в первую очередь  воспользовались её результатами (преимущественно  развитые страны). В этих странах  была существенно снижена детская  смертность и одновременно возросла продолжительность жизни. Произошли  кардинальные изменения в быту: обычными предметами обихода стали телевизоры, магнитофоны, видеотехника, персональные компьютеры. Жизнь стала более удобной и комфортной. О степени развития стран судят по тому, насколько в них используются достижения НТР. 

Но вот какое  противоречие имеет место. Применяя какое-либо достижение науки, и получая  при этом определённый результат, часто  вслед за ожидаемой пользой человек  имеет нежелательные последствия. Это можно проследить в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике. Природа  разрушается, исчезают или становятся редкими и заносятся в "Красную  книгу" отдельные виды животных и  растений, загрязняются реки, моря, океаны, атмосфера, почва, литосфера. Природа  может существовать без человека, а вот человек вне природы  жить не может и поэтому, что плохо  для природы, в итоге отрицательно сказывается на человеке. 

Роль науки в  жизни общества неуклонно возрастала на протяжении последних столетий. Соответственно, можно говорить и  о возрастании мировоззренческого значения науки. Наука и НТР в  целом продолжают и поныне оказывать  огромное воздействие на формирование мировоззрения людей. Причем как  сами научные достижения, например синергетика, так и их применение в традиционных направлениях научного поиска (информатика). 

Научные достижения оказывают как положительное, так  и отрицательное влияние, о чем  свидетельствует современная экология. Мировоззренческое значение имеют  и новые научно-методологические средства, как, например, системный  подход. Есть все основания думать, что и в обозримом будущем  мировоззренческое значение науки  будет возрастать. 

Существует воздействие  и в обратном направлении. Не только НТР влияет на мировоззрение, но и  мировоззренческие сдвиги оказывают  большое влияние на направление  научных исследований. 

В настоящее время  науку как систему в целом  условно подразделяют на естественные и социально-философские науки. Первые изучают законы и явления окружающей природы и включают в себя физику, химию, биологию и др., вторые - закономерности общественной жизни (к ним относятся: история, политология, философия и  др.). Среди естественных наук особое место занимают технические, направленные на разработку и совершенствование  имеющихся средств, машин и устройств  для осуществления производств, процессов и удовлетворения различных  потребностей общества. Наука через  технику тесным образом связана  с производством, что превращает ее в непосредственную производительную силу общества. Процесс производства каждого нового продукта, новых технических  средств начинается в кабинетах  ученых и в лабораториях исследователей. Прежде чем вещь будет произведена  реально, она должна быть так или  иначе произведена идеально. На пути от "идеального" возникновения  продукта к "реальному" расположены  различные звенья цепи, имеют место  разные виды деятельности. Каковы эти  звенья? 

Информация о работе Естествознание в XXI веке